Морально-нравственное воспитание студентов с использованием средств физической культуры и спорта

  • docx
  • 16.03.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Статья.docx

Духовно-нравственное воспитание студентов с использованием средств физической культуры и спорта

Андреева Ольга Петровна, преподаватель        

ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ

Центр-колледж прикладных квалификаций,

                                                                                Мичуринск, Тамбовская область

В современных условиях развития образования резко обострились проблемы воспитания студентов – это проявление бездуховности, безнравственности, стремление получить материальное обеспечение любой ценой, что находит отражение в виде агрессивности молодежи.

В процессе реформирования образования была разрушена традиционная система воспитания студенческой молодежи.

Основными причинами сложившегося положения являются:

– отсутствие в сфере образования системной молодежной политики, которая не может решить проблемы молодежной субкультуры, связанные с пропагандой насилия и цинизма, подрывающих фундамент воспитательной системы общества;

 – недооценка развития чувства ответственности, потребности в саморазвитии, самообразовании, самовоспитании личностного и профессионального совершенствования;

– межличностная разобщенность студентов и преподавателей и утрата традиций культурной, спортивной и творческой жизни вуза.

Устранение этих причин средствами физической культуры и спорта требует научнообоснованных форм и методов управления духовно-нравственным процессом в СПО в соответствии с современными социально-экономическими реалиями. Совершенствование системы воспитания студенческой молодежи отражено в работах, проведенных Архангельским С.И., Альбухановой-Славской К.А., Бордовским Г.А., Горшковым А.С., Кузьминой Н.В., Макаренко А.С., Рубинштейном Л.С., Сухомлинским В.А. [2].

Ачкурин Б.Г. рассматривал диалектику духовного и телесного начал в свете нового понимания физической культуры [3]. Процесс формирования культуры здоровья и здорового образа жизни студенческой молодежи на основе сущностных характеристик физической культуры в контексте новых социокультурных трансформаций общества нашли отражение в работах ученых [4, 5].

В данной статье рассмотрим процесс воспитания студенческой молодежи.

Задачи: 1. Обосновать сущность и содержание социально-личностного управления воспитанием студентов с активным применением средств физической культуры и спорта.

2. Определить психолого-педагогические закономерности влияния занятий физической культурой и спортом на индивидуальные и групповые характеристики студентов.

3. Разработать основные положения педагогической концепции социальноличностного управления воспитанием студенческой молодежи с использованием средств физической культуры и спорта.

Методологическую и теоретическую основу составили законодательные и нормативные акты Союзного государства в сфере физической культуры и спорта, образования и воспитания молодежи;

Повышение эффективности воспитания студентов связано с процессом межличностной коммуникации – это физкультурно-спортивная деятельность, включающая несколько базовых видов спорта. Средства физической культуры и спорта в соответствии с программными требованиями были сгруппированы в виде трех разделов: теоретического, методического и практического. Каждый раздел решает свои задачи, имеет свои методы и приемы, свое конкретное содержание.

В соответствии с современной концепцией модернизации образования ведущими направлениями воспитания студенческой молодежи являются: ответственность и роль государства в повышении социального статуса воспитания в обществе, соответствие содержания и качества воспитания; расширение средств и методов воспитательного воздействия, возможности образовательной среды в тесном единстве с развитием профессионализма в контексте единого межведомственного подхода. Проблемы развития физической культуры и спорта на современном этапе развития общества рассматриваются в контексте воспитания физической культуры личности, где возрождение духовности занимает особое место, т.е. социально-философские аспекты воспитания личности, человеческая телесность в социокультурном измерении [4].

В результате анализа научной литературы, отражающей особенности воспитания физической культуры личности, следует отметить широкий спектр средств физкультурно-спортивной деятельности, которая опирается на признанные системы, сформулированные доктором Кеннетом Купером и Амосовым Н.М. [7]. Система Михао Икай («10000 шагов каждый день») и Артура Лесли Ли́ дьярда (бег ради жизни) призваны противостоять стрессу, малоподвижному образу жизни; скрытая изометрическая гимнастика по Томпсону – это произвольное поочередное сокращение мышц тела без изменения их длины в течение всей «бодрствующей» части суток; система Пинкней Каллане – программа статических упражнений на основе йоги [2].

К настоящему времени разработан и практически апробирован целый ряд авторских комплексов и программ физических упражнений оздоровительной направленности, которые предназначены для широкого использования. Основные их достоинства — доступность, простота реализации и эффективность.

Основная задача первого этапа – обеспечить условия формирования ценностных ориентаций, которые раскрывают особенности мотивации студентов к систематическим занятиям физкультурно-спортивной деятельностью. На 2-ом этапе необходимо практически реализовать физкультурно-спортивные интересы и потребности студентов, желающих продолжить занятия физической культурой после окончания обязательного курса физического воспитания. Эффективность 3 этапа зависит от успешной реализации основных задач физкультурно-спортивной деятельностью в вузе:

оптимизации уровня общей и специальной физической подготовленности, состояния здоровья и показателей устойчивости сформированных мотиваций к физическому совершенствованию и здоровому стилю жизни в контексте формирования телесного статуса личности («окультуривание личности» в условиях влияния внешних факторов, в том числе и неблагоприятных).

Можно сделать следующие выводы. Одним из важнейших путей совершенствования процесса управления воспитанием студентов СПО является целенаправленное применение в воспитательных целях богатого арсенала средств и методов физической культуры и спорта. Целесообразность подхода обусловливается содержанием и взаимосвязью потребностей, мотивов и механизмов социального поведения студентов в процессе занятий физкультурно-спортивной деятельностью, а результаты применения позволяют осуществить определенную методологическую функцию в процессе познания закономерностей управления воспитанием студенческой молодежи.

Наиболее привлекательными для студентов являются занятия различными видами аэробики, которые направлены на улучшение функционального и физического состояния организма, сбалансированность количественного соотношения компонентов телосложения. Систематизация данных, полученных в ходе контроля за состоянием здоровья студентов, требует знаний общих закономерностей функционирования организма человека в условиях выполнения физических упражнений. 

В ходе реализации самостоятельно разработанных проектов у студентов сформировались такие общекультурные и профессиональные компетенции педагогической деятельности, как способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции, способность решать развития в учебной и внеучебной деятельности, способность проектировать образовательные программы.

В современных условиях возникла острая потребность перехода от традиционно сложившихся схем управления воспитательным процессом в вузе к социально-личностному управлению, адекватно реагирующему на происходящие социально-экономические изменения в стране. Методика духовно-нравственного воспитания включает освоение содержания, форм, методов и средств духовно-нравственного воспитания и религиозного просвещения, технологий социального проектирования в сфере духовно-нравственного воспитанию студентов и ценностей православной педагогики. Были  выделены следующие  уровни:

1. «Уровень интериоризации духовно-нравственных качеств личности» (инициативность. культура речи. нравственность поступков. терпимость. трудолюбие. уважение к старшим. умение быть благодарным. эмпатия).

2. «Уровень экстериоризации духовно-нравственных качеств студентов» (активность в дополнительном образовании, готовность прийти на помощь, дружелюбие, интерес к родной культуре, коллективизм. ответственность за порученное дело, студенческий патриотизм).

3. «Уровень амбивалентности духовно-нравственных качеств студентов» (активность в учебе, забота о младших курсах, любовь к Родине, позитивное отношение к своей национальности).

Список литературы

 

 1. Карпов, В. Ю. Социально-личностное воспитание студентов в процессе физкультурно-спортивной деятельности : учебное пособие / В. Ю. Карпов, В. А. Щеголев, Ю. Н. Щедрин. – СПб.: СПбГУ ИТМО, 2006 – 248 с.

2. Давиденко, Д. Н. Социальные и биологические основы физической культуры : учеб. пособие/ Д. Н. Давиденко, А. И. Зорин, В. Е. Борилкевич. – СПб : СПбГУ, 2011. – 208 с.

3. Акчурин, Б. Г. Диалектика духовного и телесного начал в свете нового понимания физической культуры / Б. Г. Акчурин // Теория и практика физической культуры. – 2002. – № 6. – С. 57-60.

4. Быховская, И. М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность / И. М. Быховская. – М.: ГЦОЛИФК, ОС РАН, 1993. –158 с.