Урок русского языка в 7 классе № 33
Тема: Морфологический разбор причастий.
Цели: обобщить знания учеников о причастиях; развивать навыки морфологического разбора причастий; закрепить пунктуационные навыки.
Ход урока
Оргмомент.
1. Лингвистическая разминка
Ну, а теперь проверим на практике, умеете ли вы находить причастие.
На доске записаны слова.
Найдите среди них причастия, охарактеризуйте их
Жёлтый, желтеющий, желтеть, пожелтевший, жёлтенький.
Ученики.
-Причастиями являются слова: желтеющий, пожелтевший. Желтеющий- действительное причастие настоящего времени.
Пожелтевший- действительное причастие прошедшего времени.
Учитель.
- А какие части речи нам ещё встретились в этом задании?
Ученики.
-Жёлтый, жёлтенький – имена прилагательные.
Желтеть - глагол.
2. Выполнение практических заданий, позволяющих повторить наиболее трудные разделы по теме.
1. Записать предложения, расставить знаки препинания при причастных оборотах. Графически обозначить причастный оборот. Определите способ образования причастий.
Перед нами высокие горы, /поросшие редким лесом и уже покрытые снегом/.
Солнце поднялось над сплошным белым облаком, /покрывающим восток/.
К реке сбегает тропинка, /едва видимая во мгле/.
3.От данных глаголов неопределенной формы образовать все формы причастий. Для этого нужно повторить:
-На какие 2 группы делятся причастия?
-Что обозначают действительные причастия?
- Что обозначают страдательные причастия?
-При помощи каких суффиксов образуются действительные причастия? (-ющ-, -ущ-,-ащ-, -ящ- -ш-, -вш-,)
- Страдательные причастия? (-ом-, -ем-, -им -нн-, -енн- (-ённ-), -т-)
Глаголы:
Видеть- видящий, видевший, видимый.
Строить- строящий, строивший, строимый.
Построить- построенный.
4. Изучение темы «Морфологический разбор причастия»
Мы знаем, как делается морфологический разбор самостоятельных частей речи: именных (существительного, прилагательного, числительного, местоимения), глагола и наречия. Порядок разбора причастий тот же: определение части речи, морфологических признаков и синтаксической роли слова.
Итак, теперь давайте еще раз вспомним что же такое причастие?
Чтение и комментирование 18
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРИЧАСТИЯ.
1.Часть речи. Общее значение.
2.Начальная форма (им.п.,ед.ч.,муж.р)- КАКОЙ?
Постоянные признаки:
- РАЗРЯД (действ.или страдат.)
-вид, время.
Непостоянные признаки:
-полная форма или краткая форма,
-род,
-число,
-падеж.
3.Синтаксическая роль ( определение или сказуемое)
ОБРАЗЕЦ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА ПРИЧАСТИЯ
Остывшая за ночь степь молчала.
1.Остывшая-причастие.Степь (какая?) остывшая
2.Н.ф.-остывший.
Пост.пр: действ., сов.в., прош.вр.
Непост.пр: полная форма, жен.р., ед.ч., им.п.
3.Степь (какая?) остывшая (определение).
5. Практические задания
1. Записать предложение под диктовку (один ученик у доски остальные - в тетрадях). Сделать устный морфологический разбор причастий.
Все поезда, идущие в футбольную столицу, заполнены болельщиками.
2. Записать текст под диктовку, сделать письменный морфологический разбор причастий.
Лес, влажный от стаявшего инея, как от росы, ржавел осиновым и кленовым листом, краснел папоротниковыми ягодами, кис прелью умерших растений, каких-то разлагающихся трав, сгнивших, растекшихся грибов. Только мшистые кочки были сухо и свеже зелены. Зеленым было и болото, широкой полосой прорезавшее лес. (Ю. Нагибин.) Дополнительное задание:
- Определить художественные приемы, придающие тексту выразительность. (Отметим обилие определений, выраженных в основном причастиями и причастными оборотами; сравнение; ряды однородных членов (сказуемых, определений). Важную роль играет звукопись: богатые аллитерации (сочетания согласных) с шипящими ш,ж,щи свистящими з, с, которые передают звуки осеннего леса: шорох, шуршание листвы, травы.)
6. Выполнение упр.128
Домашнее задание: пар.18, схему разбора – выучить, упр.127.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.