Морфологический разбор причастий.
Оценка 4.9

Морфологический разбор причастий.

Оценка 4.9
docx
29.05.2021
Морфологический разбор причастий.
33.Морфологический разбор причастий..docx

Урок русского языка в 7 классе № 33

Тема: Морфологический разбор причастий.

Цели: обобщить знания учеников о причастиях; развивать на­выки морфологического разбора причастий; закрепить пунктуаци­онные навыки.

Ход урока

Оргмомент.

1.    Лингвистическая разминка

Ну, а теперь проверим на практике, умеете ли вы находить причастие.

На доске записаны слова.

Найдите среди них причастия, охарактеризуйте их

Жёлтый, желтеющий, желтеть, пожелтевший, жёлтенький.

Ученики.

-Причастиями являются слова: желтеющий, пожелтевший. Желтеющий- действительное причастие настоящего времени.

Пожелтевший- действительное причастие прошедшего времени.

Учитель.

- А какие части речи нам ещё встретились в этом задании?

Ученики.

-Жёлтый, жёлтенький – имена прилагательные.

Желтеть - глагол.

2.    Выполнение практических заданий, позволяющих повторить наиболее трудные разделы по теме.

1.                                           Записать предложения, расставить знаки препинания при причастных оборотах. Графически обозначить причастный оборот. Определите способ образования причастий.

Перед нами высокие горы, /поросшие редким лесом и уже покрытые снегом/.

Солнце поднялось над сплошным белым облаком, /покрывающим восток/.

К реке сбегает тропинка, /едва видимая во мгле/.

3.От данных глаголов неопределенной формы образовать все формы причастий. Для этого нужно повторить:

-На какие 2 группы делятся причастия?

-Что обозначают действительные причастия?

- Что обозначают страдательные причастия?

-При помощи каких суффиксов образуются действительные причастия? (-ющ-, -ущ-,-ащ-, -ящ- -ш-, -вш-,)

- Страдательные причастия? (-ом-, -ем-, -им -нн-, -енн- (-ённ-), -т-)

Глаголы:

Видеть- видящий, видевший, видимый.

Строить- строящий, строивший, строимый.

Построить- построенный.

4.    Изучение темы «Морфологический разбор причастия»

Мы знаем, как делается морфологический разбор самостоятель­ных частей речи: именных (существительного, прилагательного, числительного, местоимения), глагола и наречия. Порядок разбора причастий тот же: определение части речи, морфологических при­знаков и синтаксической роли слова.

Итак, теперь давайте еще раз вспомним что же такое причастие?

Чтение и комментирование https://fsd.multiurok.ru/html/2017/09/24/s_59c7a925d62a9/s693961_0_1.png 18


МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРИЧАСТИЯ.

1.Часть речи. Общее значение.

2.Начальная форма (им.п.,ед.ч.,муж.р)- КАКОЙ?

Постоянные признаки:

- РАЗРЯД (действ.или страдат.)

-вид, время.

Непостоянные признаки:

-полная форма или краткая форма,

-род,

-число,

-падеж.

3.Синтаксическая роль ( определение или сказуемое)

ОБРАЗЕЦ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА ПРИЧАСТИЯ

Остывшая за ночь степь молчала.

1.Остывшая-причастие.Степь (какая?) остывшая

2.Н.ф.-остывший.

Пост.пр: действ., сов.в., прош.вр.

Непост.пр: полная форма, жен.р., ед.ч., им.п.

3.Степь (какая?) остывшая (определение).


 

5.    Практические задания

1.           Записать предложение под диктовку (один ученик у доски остальные - в тетрадях). Сделать устный морфологический разбор причастий.

Все поезда, идущие в футбольную столицу, заполнены болель­щиками.

2.           Записать текст под диктовку, сделать письменный морфоло­гический разбор причастий.

Лес, влажный от стаявшего инея, как от росы, ржавел осиновым и кленовым листом, краснел папоротниковыми ягодами, кис прелью умерших растений, каких-то разлагающихся трав, сгнивших, растекшихся грибов. Только мшистые кочки были сухо и свеже зелены. Зеленым было и болото, широкой полосой проре­завшее лес. (Ю. Нагибин.) Дополнительное задание:

- Определить художественные приемы, придающие тексту выразительность. (Отметим обилие определений, выраженных в ос­новном причастиями и причастными оборотами; сравнение; ряды однородных членов (сказуемых, определений). Важную роль играет звукопись: богатые аллитерации (сочетания со­гласных) с шипящими ш,ж,щи свистящими з, с, которые пере­дают звуки осеннего леса: шорох, шуршание листвы, травы.)

6. Выполнение упр.128

Домашнее задание: пар.18, схему разбора – выучить, упр.127.


 

Урок русского языка в 7 классе № 33

Урок русского языка в 7 классе № 33
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2021