МОРЯ КАК КРУПНЫЕ ПТК
Оценка 4.6

МОРЯ КАК КРУПНЫЕ ПТК

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
география
8 кл
30.08.2019
МОРЯ КАК КРУПНЫЕ ПТК
Целью урока является умениесформировать представление о морях как аквальных природных комплексах; показать взаимосвязь компонентов в морских природных комплексах; познакомить с особенностями морей, их практическим значением, современным экологическим состоянием и проблемами охраны; совершенствовать умение ипользовать тематические карты и другие источники географиче¬ской информации.
Урок.docx
МОУ «СОШ с.Ново­Захаркино Духовницкого района Саратовской области»             План­конспект открытого урока по географии                    Тема: МОРЯ КАК КРУПНЫЕ ПТК                                  Учитель: Никулина В.А.                                      2019  . Задачи: сформировать представление о морях как акваль­ ных природных комплексах;  показать взаимосвязь компонентов в морских природных комплексах; познакомить с особенностями морей, их практическим значением, современным экологическим  состоянием и проблемами охраны; совершенствовать умение использовать тематические  карты и другие источники географической информации. Ход урока I.                   Проверка знаний и умений по теме «ПТК России». Возможные варианты проверки: 1.                  Индивидуальный устный опрос. 1)                 Что такое природно­территориальный комплекс? Какие компоненты его  составляют? Какие типы ПТК выделяются на различных уровнях? От чего зависит  разнообразие природных комплексов? 2)                 Что такое ландшафт? Расскажите о природных и антропогенных ландшафтах. 3)                 В чем причины разнообразия природных комплексов? 4)                 Какова роль природных комплексов в создании условий жизни для человека? Как  влияет деятельность человека на состояние природных комплексов? 2.                  Проверка письменного вопроса № 5 в тетрадях ­ выборочно. II.                Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний. Вводная беседа позволяет воспроизвести опорные знания о морях как частях Мирового  океана. Учащиеся приводят примеры окраинных и внутренних морей. Используя карту в  атласе «Моря России» (с. 28­29), сравнивают моря трех океанов по глубине, солёности,  ледовому режиму, объясняют различия. Характеризуют их хозяйственное использование.  Учитель дополняет и обобщает ответы учащихся. Учитель. Нашу страну омывает 13 морей и 3 океана. Как известно, в зависимости от  географического положения моря подразделяются на окраинные и внутренние. Природа  окраинных морей в большей степени определяется океаном, частью которого они яв­ ляются. Внутренние моря в значительной мере отражают в своих природных особенностях  влияние окружающей их суши. Во внутренних морях не бывает высоких приливов, в них  обычно меньше солёность вод. В свою очередь, от степени солёности морской воды зависят сроки замерзания морей, видовой состав и особенности обитания морских организмов.  Очень многие особенности морей определяются их положением в пределах определённых  климатических поясов: температура воды, ледовитость, туманы, сила ветров, штормы и  ураганы, течения. Все эти факторы оказывают прямое воздействие на условия судоходства. Большое влияние на моря оказывают реки. Крупные реки приносят много пресной воды,  поэтому в местах их впадения в моря солёность воды ниже. Речные воды содержат много  разнообразных взвесей, в том числе органических веществ. Этими веществами питается  планктон, который, в свою очередь, служит кормом для рыб. Поэтому наилучшие условия  для размножения и нагула рыб ­ вблизи устьев рек. III.             Получение новых знаний. 1.                  Объяснение учителя об основных компонентах природного комплекса моря,  взаимосвязях между компонентами. Учитель. Каждое море представляет собой природный комплекс, где, как и на суше, все  компоненты природы находятся в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности. Компоненты аквального природного комплекса: •                     подстилающая поверхность, •                     вода, •                     растения, •                     животный мир. 2.                  Впервые о существовании природных комплексов на дне и поверхности моря писал Л. С. Берг. Он утверждал, что аквальные ПК аналогичны природным комплексам суши по  единству и взаимодействию составляющих его компонентов. 3.                  Данный этап урока посвящен природным комплексам морей различных океанов:  Белому и Азовскому. Нужно показать учащимся их природную специфику и хозяйственное использование человеком, уделив внимание экологическим проблемам. В классах с низким  уровнем подготовленности можно организовать работу с текстом по плану  «Характеристика природного комплекса моря». Учащиеся письменно характеризуют моря  и в конце урока сдают тетради на проверку. В классах с высоким уровнем подготовленно­ сти лучше спланировать работу с картами и другими источниками географической  информации, все это дополнит текст учебника. После небольшой самостоятельной  подготовки с использованием вышеупомянутого плана учитель организует беседу по  вопросам плана. ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРИРОДНОГО КОМПЛЕКСА МОРЯ 1.                  Происхождение котловины, глубина, устойчивость и подвижность дна. 2.                  Строение дна, подводный вулканизм. 3.                  История формирования аквального комплекса. 4.                  Особенности климата, температура воды, замерзаемость, ветры, туманы. 5.                  Свойства водной массы ­ солёность, течения, прогреваемость, послойность вод. 6.                  Растительный и животный мир, биологические ресурсы. 7.                  Транспортное, ресурсное, рекреационное значение морей и их использование.  Современные экологические проблемы. Можно также заранее дать учащимся задание самостоятельно охарактеризовать какое­либо море России и затем выслушать их сообщения. 4.                  В заключение урока можно провести обобщающую беседу по вопросам: 1)                 Каким образом рельеф берегов связан с глубиной прилегающих морей? 2)                 Почему наибольшей глубиной отличаются моря Тихого океана? 3)                 Как теплые и холодные океанические течения влияют на климат морей и  прилегающих территорий материка? 4)                 Как различаются природные комплексы внутренних и окраинных морей? 5)                 Какие продукты питания поставляет нам аквальный природный комплекс? Какие  моря России имеют наибольшее значение как источник продовольствия? 6)                 По каким морям проходит Северный морской путь? Каково его значение для  России? 7)                 Почему Японское море, находясь на одной широте с Черным, не имеет курортного  значения? 8)                 Сравните по значению в хозяйственной деятельности человека моря Северного  Ледовитого и Атлантического океанов. 9)                 Какие меры нужно предпринять в целях охраны и рационального использования  ресурсов аквальных природных комплексов? IV.             Подведение итогов урока. Домашнее задание: § 22, письменно ответить на вопрос: «Назовите порты Белого моря».

МОРЯ КАК КРУПНЫЕ ПТК

МОРЯ КАК КРУПНЫЕ ПТК

МОРЯ КАК КРУПНЫЕ ПТК

МОРЯ КАК КРУПНЫЕ ПТК

МОРЯ КАК КРУПНЫЕ ПТК

МОРЯ КАК КРУПНЫЕ ПТК
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.08.2019