«Формирование и развитие положительной учебной мотивации как необходимое условие повышения качества образования в современных условиях»
«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ
И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ
В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ
ЖЕЛАНИЯ
УЧИТЬСЯ»
В. А. Сухомлинский
Мотивация к обучению играет ключевую роль в полноценном учебно-воспитательном процессе: она не только содействует интеллектуальному развитию, но и является основным двигателем формирования личности. Задача формирования мотивации у учащихся для учебной деятельности становится одной из самых актуальных в современной школе.
Каждый педагог стремится к тому, чтобы его ученики проявляли интерес и желание к учебе, что также важно для родителей. Однако часто учителям и родителям приходится сталкиваться с проблемами, когда ученики не проявляют стремления к обучению и знаниям. Возникает необходимость осознания потребности в знаниях и их значимости.
Учителя понимают, что успешное обучение невозможно без интереса учащихся к учению, поэтому перед школой стоит задача развития положительной мотивации к учебной деятельности, и многие педагоги активно работают над этой проблемой.
Одной из задач, которая должна решаться в школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшее её развитие у школьников.
Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить желание «напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную деятельность?
Слово «мотивация» произошло от латинского глагола «movere», двигать. Мотивация – это ключ к успеху в учебе. Ведь мотивированный школьник энергичен, с энтузиазмом учится и с удовольствием, и без особых трудностей достигает успехов, он настойчив и сосредоточен на выполнении задачи, достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.
Учебная мотивация — система мотивов, побуждающих ребенка познавать новое, углубляться в понимание вещей, анализировать, осмысливать определенные факты, явления, идеи, искать нужную информацию, применять ее при определенных условиях. Мотивация, ее формирование и коррекция лежат в основе школьных успехов и проблем. Формирование мотивации - это прежде всего создание условий для проявления внутренних побуждений к обучению, осознание их самими учащимися и последующим саморазвитием мотивационной сферы. Проблема низкой мотивации к учению у подавляющего большинства учащихся знакома практически каждому учителю.
Учебная мотивация подразделяется на пять уровней:
Первый уровень – высокий, характеризующийся значительной школьной мотивацией и активностью. У таких детей есть познавательный стимул, который побуждает их успешно выполнять все школьные требования. Они строго следуют указаниям учителя, проявляют ответственность и испытывают глубокие переживания из-за низких оценок.
Второй уровень – хорошая мотивация, где ученики справляются с учебными задачами достаточно успешно, что является нормой.
Третий уровень – положительное отношение к школе, но с акцентом на внеучебную деятельность. Эти дети чувствуют себя комфортно в школе, ценят общение с ровесниками и учителями, но познавательные интересы у них развиты слабо, и учеба их привлекает мало.
Четвёртый уровень характеризуется низкой мотивацией учащихся. Эти дети не желают посещать школу, чаще всего пропускают занятия и во время уроков занимаются посторонними делами, например, играми. Они сталкиваются с серьёзными трудностями в обучении и испытывают сложности в школьной жизни.
Пятый уровень — это негативное отношение к школе и школьная дезадаптация. Ученики на этом уровне испытывают значительные трудности в процессе обучения: не могут справляться с учебными заданиями, имеют проблемы в общении с одноклассниками и во взаимодействии с учителями. Школа для них может казаться враждебной средой, и находиться в ней становится невыносимо. Некоторые ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания и игнорировать правила. Часто у таких детей наблюдаются психические расстройства.
Высокая мотивация учения является важным фактором для достижения успеха в учебе и соотносится с личными способностями. Учащийся с высокой мотивацией может достичь лучших результатов, чем менее способный, но более мотивированный.
Факторы, влияющие на учебную мотивацию, можно разделить на внутренние (связанные с самим учащимся) и внешние (связанные с окружающей средой и учебным процессом). Внутренние факторы включают самооценку, уверенность в себе, интерес к предмету, осознание целей, а также потребности в самовыражении и самопознании. Внешние факторы включают организацию учебного процесса, стиль общения учителя, атмосферу в классе, систему образования и роль родителей.
Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным, усиливающим роль положительных эмоций.
Считается, что, для того чтобы ребенок учился успешно, необходимо сочетание познавательной и социальной мотивации. Если мотивация будет только познавательной, знания школьника скорее будут однобокими и, возможно, оторванными от практики. Если желание учиться имеет только социальную природу, то интерес ко всем предметам будет довольно поверхностным, школьник станет учиться ради оценки.
Важнейшая задача учителя состоит в том, чтобы обучить детей способам овладения разными видами деятельности, не дать угаснуть интересу к ним.
На сегодня государство требует от школы выпускника, соответствующего критериям творческой, социально-ориентированной личности, которая имеет способности к самопознанию, самооценке, непрерывному личностному и профессиональному совершенствованию.
А для этого необходимо решать следующие задачи:
Чтобы реализовать поставленные задачи, необходимо создать условия для развития мотивации школьников на каждом уроке.
Этому способствует использование:
1. Разнообразных форм и методов работы на уроках;
2. Возможности каждому ученику выступить активным участником образовательного процесса;
3. Дифференцированного и индивидуального подходов в обучении детей;
4. Приемов развития коммуникабельных навыков, умения работать в сотрудничестве со сверстниками и самостоятельно.
Приёмы, которые позволяют мотивировать работу учащихся на различных этапах урока:
На этапе актуализации знаний и целеполагания:
· Проблемная ситуация: Создайте ситуацию, где необходимо решить задачу, а учебная деятельность будет мотивом к достижению цели.
· "Привлекательная цель": Поставьте простую и понятную цель, достижение которой поможет ученикам выполнить запланированное учебное действие.
· "Прогнозирование": Сообщая тему урока, предложите ученикам спрогнозировать, чему они научатся.
· "Оратор": Попросите учеников за минуту убедить кого-то в необходимости изучения темы.
На этапе усвоения и изучения нового материала:
· Использование наглядности: Применяйте таблицы, схемы, рисунки, которые помогают визуально усвоить материал.
· Соотношение с реальностью: Связывайте новый материал с реальной жизнью и личным опытом учеников.
· Групповая и парная работа: Работа в парах и группах развивает социальные навыки, а распределение ответственности предотвращает «безделье».
· Игровые приемы: Используйте дидактические игры, которые имитируют реальные ситуации, стимулируя познавательный интерес.
На этапе закрепления и проверки знаний:
· "Ситуация успеха": Создавайте условия, где ученики могут достичь заметных результатов и почувствовать уверенность.
· Самоконтроль и самооценка: Предложите ученикам проверить и исправить работы друг друга в парах.
· "Лови ошибку": Задания с преднамеренными ошибками мотивируют к внимательности и поиску неточностей.
· "Повторение с расширением": Попросите учеников объяснить тему друг другу после её изучения.
На этапе подведения итогов (рефлексии):
· "Нотный стан": Предложите ученикам прикрепить смайлики на нотные строчки, отражающие их впечатления от урока.
· "Цепочка пожеланий": По цепочке высказывайте пожелания и оценки по итогам урока.
· "Комплимент": Попросите учеников похвалить друг друга или учителя за проделанную работу.
· "Лесенка успеха": Попросите учеников определить, на каком уровне они находятся, сравнивая себя с вымышленной «лесенкой».
Связь с жизнью - необходимое условие поднятия интереса учащихся. Через используемый материал на уроках мы можем воспитывать у детей интерес к труду, науке, к людям, к Родине. Жизненный материал обычно воспринимается ими как менее трудный. Кроме того, интерес вызывают приёмы, показывающие, что изучаемый на уроках материал - это не только материал для заучивания, но это то, что может заинтересовать и в свободное от уроков время.
Особую роль играет принцип наглядности. Правильное использование наглядности на уроках способствует формированию четких представлений о правилах и понятиях, содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике.
Наглядный материал могут сделать и сами ребята. Использование на уроках современных информационных технологий, с одной стороны, способствуют повышению учебной мотивации учащихся, формированию ключевых компетенций, а с другой - организует работу учащегося и учителя. Компьютер используется с самыми разными целями: как средство обучения, источник информации, способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство контроля и оценивания качества обучения, для проведения интегрированных уроков.
Использование ИКТ при обучении школьников гуманитарным предметам формирует мотивацию к обучению и ведёт к повышению качества образования. Практика показывает, что дети с большим успехом усваивают учебный материал, если в урок включаются ИКТ. Применение ИКТ на уроках приводит к целому ряду положительных результатов: создание учителем и учащимися медиатеки, включающей в себя презентации, повышает качество обучения, усиливает интерес к изучению предмета, позволяет рационально распределять время урока, доходчиво объяснять материал, делать его интересным.
Приемы и методы проектной технологии. С точки зрения учащегося проект - это возможность делать что-то интересное самостоятельное, в группе, самому. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более интересным. Перед вами проектные работы в виде ЛЭП буков, изготовленные учащимися начальной школы для уроков окружающего мира и литературного чтения.
Об использовании групповых и индивидуальных формах работы организации учебной деятельности нам расскажет Колесниченко В.В.
Кроме различных форм и методов работы, создающих положительную мотивацию, важным является благоприятный психологический климат.
О роли эмоциональных методов мотивации обучения и их применении в своей практике с нами поделится Перстнева Д.Н.
Методы мотивации учащихся, применяемые педагогами начальной школы мы с вами увидим, отправившись на виртуальный урок наших учителей.
Суть формирования учебной мотивации школьников заключается в трансформации их отношения к обучению с негативного и безразличного на более зрелые, положительные формы — осознанное, ответственное и действенное.
В конечном счете, педагогическое влияние строится на доверии и взаимопонимании. Ученик должен чувствовать, что его слышат и уважают, что его мнение важно и что его поддерживают в стремлении к развитию. Создание такой атмосферы требует от педагога не только профессиональных знаний, но и эмпатии, терпения и искренней заинтересованности в судьбе каждого ребенка.
Использование предложенных методов педагогического влияния позволяет формировать у школьников внутреннюю мотивацию к обучению. Когда ученик осознает свою ответственность за результат, когда видит свой вклад в общее дело и когда чувствует поддержку со стороны учителя и сверстников, обучение становится для него не повинностью, а интересным и значимым процессом.
Успешное воздействие на ученика – это не манипуляция, а кропотливая работа по созданию благоприятной среды для его личностного и интеллектуального роста. Это искусство видеть в каждом ребенке потенциал и помогать ему раскрыть его в полной мере.
Опрос среди педагогов
(ответы «да» или «нет»)
1. Когда ребенок высказывает что-то, что трудно понять, я обычно мгновенно вмешиваюсь.
2. Когда школьник «мямлит», мне хочется его немного одернуть.
3. Я думаю, что частая улыбка учителя отвлекает учеников от сосредоточенности.
4. При ответах ученика мне важнее его знания, а не его чувства.
5. Если я не согласен с мнением ученика, то говорю об этом открыто.
6. Когда учащиеся рассказывают чепуху, я стараюсь вернуть их к сути.
7. Я бы не хотел оказаться в роли своего ученика во время опроса.
Если у вас более трех ответов «да», стоит задуматься о том, как вы строите отношения с учениками. Сделали ли вы все, чтобы ваше взаимодействие с ними на уроке было партнерским, дружелюбным и основанным на взаимном уважении?
Знать, что такое мотивация, какие ее виды существуют, их характерные черты, психофизические проблемы мотивации учебной деятельности, уметь сформулировать мотивационную часть урока, создать на уроках ситуацию заинтересованности теоретическим материалом, использовать способы воспитания у учащихся чувство долга и ответственности и многое другое мы должны для того, чтобы спроектировать и провести эффективный урок. Я подготовила вам памятку «С чего начинается эффективный урок» в виде буклета.
Выводы:
Формирование и развитие учебной мотивации является важной задачей. Это требует систематической работы, применения определенных методов и форм организации учебного процесса, а также творческого подхода со стороны педагога.
Проект решения педсовета
1.В практике педагогической деятельности использовать разнообразные методы и приемы повышения учебной мотивации школьников с целью повышения качества обучения.
2. На заседаниях кафедр изучить и внедрить в практику работы современные педагогические технологии, направленные на формирование мотивационной сферы учащегося:
- учет возрастных особенностей школьников;
- выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
- использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
- нестандартная форма проведения уроков;
- создание ситуации успеха;
- использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности;
- формирование адекватной самооценки учащихся;
- стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
- оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения.
3. Обобщить опыт учителей-предметников по применению наиболее эффективных форм работы по данной теме.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.