Мотивация к урокам литературы в формате дистанционного обучения.
Хохловская Татьяна Владимировна,
учитель русского языка и литературы
В этом году ученики оказались в ситуации, когда контроля со стороны школы стало значительно меньше. А учителя столкнулись с тем, что учащиеся не включаются в работу. В ситуации дистанционного обучения без личного общения теряются связи, ослабевают отношения, обрываются эмоции, на которые мы обычно опираемся в аудитории. Учителю труднее устанавливать контакт с учениками. И главное – такой формат взаимодействия диктует новые требования к организации эффективного учебного процесса, стимулирующего мышление, творчество, поддерживающего инициативу и развивающего компетентность.
Одним из важнейших факторов успешного дистанционного обучения является правильная мотивация. Современных учеников не влечет сухой текст учебника. Для вовлечения нужен интерактив или сторителлинг (это информация, поданная через историю, притчу, басню или анекдот).
Вывод: нужно продумать систему работы так, чтобы учебные материалы были интересными.
В эпоху дайджестов, клипов и разнообразной рекламной продукции мало кто из подростков способен справиться с толстым романом, из которых на 90% состоит школьная «литература». А что если зацепить учащихся броским газетным заголовком, в котором будет затронута тема произведения? На первый взгляд может показаться, что такой способ — заигрывание с аудиторией. Но в то же самое время он позволяет оттачивать формулировки и учит связывать воедино разрозненные сюжетные нити.
Сегодня очень много
способов, которые помогают сделать уроки литературы интересными для
школьников.
Это могут быть короткие учебные
видео, приложения для самопроверки, интерактивные рабочие листы, текстовые материалы в цифровом и
мультимедийном формате (художественные, критические, биографические и
справочные), видеоинтервью
и видеоэкскурсии, флеш-задания, аккаунты литературных героев, электронные контрольные работы и тесты и т.д.
Кроме того, система, в которой мы работаем, содержит конкретные предметно-тематические рубрики: в разделе «Русский язык» - «Готовимся к ЕГЭ», «Знаменитые лингвисты», «Материал для углублённого изучения», «Это интересно». В разделе «Литература» представлены «Разминка», «Словарь понятий и терминов», «Персоналии», «Аудиокласс», «Школьная картинная галерея», «Знаете ли вы, что…», «Читальный зал».
По определению американского писателя Марка Пренски современные дети – digital natives, так называемые, «цифровые туземцы», т.е. коренные жители века цифровых технологий. На мой взгляд, это очень точное определение. Действительно, дети, рожденные в век цифровых технологий, не представляют жизни без гаджетов. Свободное время они проводят, играя в компьютерные игры, общаясь в социальных сетях.
Если социальные сети сегодня наиболее интересны нашим детям, используем тогда их, как площадку для активизации познавательной деятельности, формирования читательской компетенции и повышения мотивации к обучению.
И одним из вариантов такой цифровой мотивации является создание публичных страниц литературных героев или писателей в социальной сети «В Контакте».
Такое задание можно дать в качестве домашнего. Возможен вариант и парной или групповой работы, в которой ученики, создавшие страницы разных героев, могут представить их переписку.
Выполняя задание, ученик создает сообщество в виде публичной страницы с тематикой «Вымышленный персонаж», затем он приступает к наполнению страницы материалом. Заполняет графу «имя»; ищет репродукции картин, иллюстрации к произведению, кадры из экранизации произведения и размещает в альбоме. Самые талантливые могут создать свои иллюстрации и разместить на всеобщее обозрение.
Затем задача ученика заключается во вдумчивом и внимательном изучении текста, выписывании цитат, поиске информации для заполнения графы «описание», где отразится характеристика героя. Ученик «примеряет» образ героя на себя, обращает внимание на детали в его портрете, жизнеописании, пытается понять взгляд героя на мир.
На следующем этапе ученику предстоит выполнить творческую работу: он создает посты, которые отражают мировоззрение героя. Это могут быть цитаты из изучаемого произведения или известные афоризмы, подкрепленные репродукциями, фото или тематическими картинками, а может быть и аудио- и видеофайлами, гиф-файлами, картинками юмористической направленности.
Затем одноклассники (и не только они) подписываются на страницу героя, просматривают его страницу, а ссылки на страницы героев одного произведения или одного века, а может быть одного литературного направления размещаются в группе в той же социальной сети. И в перспективе ученик при подготовке к экзаменам (ОГЭ и ЕГЭ) может зайти в эту группу, просмотреть страницы героев, освежить в памяти содержание произведения.
Такая работа не только создает условия для формирования читательской компетенции учащихся, но и позволяет мотивировать их к изучению русского языка и литературы через использование привычной для подростков сферы общения; разрабатывать совместные коллективные проекты, которые развивают творческий потенциал в востребованном в наши дни цифровом формате.
Работы детей
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.