Мотивация младших школьников, проблемы и их решение
Оценка 4.7

Мотивация младших школьников, проблемы и их решение

Оценка 4.7
docx
23.02.2020
Мотивация младших школьников, проблемы и их решение
Мотивация младших школьников, проблемы и их решение.docx

МБОУ « Школа № 40»                                                                                           Баклагина Светлана                                                                                                  Константиновна

Мотивация младших школьников,  проблемы и их решение

       Современная школа ждёт от детей, поступающих в первый класс,  способности к действию в интеллектуальном плане, к анализу и обобщению. Но, к сожалению, мы всё чаще сталкиваемся с проблемой неготовности ребёнка к этому. И яркое желание первых дней учиться начинает постепенно ослабевать, сменяясь недоумением и недовольством малыша: « Зачем мне это нужно?», « Почему я должен?», « Не хочу и не буду».

       Наступает период так называемого « мотивационного вакуума». Когда, кажется, дети сидят за партами, не нарушают дисциплину, но в их глазах отсутствует интерес, нет внутренней мотивации, без которой не возможно освоение материала. Это лишь видимость учебной деятельности. И если мы не хотим, чтобы наши дети с первых дней пребывания в школе стали тяготиться ею, то просто обязаны позаботиться о  пробуждении таких мотивов учения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения, и чтобы ребёнок учился именно потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения, а не от того, как отреагируют родители, учителя, чем поощрят или накажут.

         Что же такое «мотив» и «мотивация»? МОТИВ (от латинского) – приводить в движение, толкать. МОТИВАЦИЯ – это пробуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека. Мы наблюдаем  эту потребность с первых дней  жизни. Чтобы это было более  наглядно, вспомним  6-7 месячного карапуза, который уже пробует передвигаться для более широкого знакомства с миром. Мы можем тысячу раз объяснять ему, как правильно надо ставить ножку, ручку, как их чередовать, можем сами встать на четвереньки и показывать ему пример, но малыш этого всё равно не поймёт. Ему нужен толчок, сильный стимул для того, чтобы он начал движение. И вот появляется яркая игрушка, до которой так хочется дотянуться, изучить, и случается чудо – пусть всё ещё неуверенно, медленно, но малыш начинает двигаться, достигая цели. В данном случае игрушка послужила мотивом, пробудила желание малыша двигаться.

         Как же пробудить желание у наших учеников учиться? В чём сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у детей мотивации к получению знаний? Каждый учитель должен сам найти для себя ответы на эти вопросы, чтобы помочь детям сформировать положительную учебную мотивацию, побуждающую их к упорной, систематической работе. И если учитель не сможет этого сделать, то все его замыслы,                                            « все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». ( В. А. Сухомлинский)

        Развитие и повышение уровня мотивации – это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Необходимо помнить, что у детей младших классов не только преобладает, но и является ведущей всё ещё  игровая деятельность. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-игр, интегрированных уроков, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий и использование различных игровых приёмов. Яркость, эмоциональность, разнообразие видов работ, содержательность занятия, стимулирующего самостоятельный поиск ребёнка, повышающего уровень мотивации к изучению предмета – вот к чему должен стремиться каждый  учитель.

       Хочу привести примеры наиболее используемых мною приёмов.

       Приём « Увлекательное действо». Главные герои на уроке – дети с их неистощимой энергией и безграничной фантазией. Изучая литературное произведение, они становятся актёрами и в лицах представляют басню, сказку или рассказ. Знакомясь на уроках обучения грамоте со звуками, с помощью волшебных шапочек, сами превращаются в звуки, выстраивая живой строй слогов и слов. На уроках математики превращаются в точки, углы, стороны разных геометрических фигур, в части и целое.

       Приём « Моделирование». При изучении цифр и букв из различных круп, проволоки, пластилина моделируют их. На уроках литературного чтения и окружающего мира используют складывание пазл с героями данного произведения или животного и растительного мира. Этот приём не только вызывает интерес детей к изучению материала, но и развивает мелкую моторику рук, активизирует работу полушарий головного мозга.

       Приём « Кот в мешке». Формирует у учащихся умение работать в парах, развивает коммуникативные навыки и умение оценивать работу. В небольших мешочках на уроках обучения грамоте находятся модели букв. Поочерёдно дети, не глядя, достают одну из них и начинают рассказ. Сначала правильно называют букву, затем переходят к характеристике её звука. Второй ребёнок должен внимательно выслушать и поправить, если что-то не так. Правильные ответы откладывается в одну сторону,  неправильные – в другую. Такая наглядная работа позволяет детям увидеть, над чем им надо поработать ещё, чтобы в следующий раз не допустить ошибок. На уроках математики и русского языка в мешочках могут находиться карточки с началом какого-нибудь правила, орфограммы. Дети должны правильно продолжить фразу. Это могут быть карточки со словарными словами, в которых пропущены запоминающиеся буквы, или примеры на сложение, вычитание, умножение, деление.

       Приём « Сочинялки». Сочиняют различные истории, продолжение рассказов. Для уроков математики сочиняют самые настоящие сказки, в которых одушевляются и начинают жить полной приключений жизнью цифры, задачи и геометрические фигуры. В процессе изучения окружающего мира у ребят рождаются стихи. Всё это реализуется в качестве конечного продукта: диафильма, видеофильма, песочного шоу.

       Приём «Сюжетный урок». Чаще всего используется при проведении интегрированных уроков окружающего мира и технологии. На нём дети выступают в различных ролях. Это могут быть повара, кулинары, моряки. На таких уроках дети не только узнают всё о данной профессии, но и учатся своими руками изготовлять съедобных снеговичков, спасать попавших в беду рыб.

       Приём «Творческая лаборатория». Часто проходит вместе с родителями, которые выступают в них наравне со своими детьми. Вместе создают необыкновенные вещи. Темы таких уроков отличаются от традиционных:  « Рисование мелом», « Узоры на молоке», « Пластилиновая сказка». Конечным результатом таких лабораторий могут быть красочные слайд-шоу или даже мультфильмы.

        Приём « На ладошке» направлен на обучение детей работе в парах, развитие тактильной памяти. Дети по очереди на ладошках друг друга рисуют пальцем новую букву или цифру. Второй ребёнок в это время сидит с закрытыми глазами и должен угадать, что это за цифра или буква. Приём очень хорошо способствует тактильному восприятию образа новой буквы, цифры, развивает мелкую моторику.

         Приём « Так ли это?» Знакомлю детей с какой-нибудь легендой, историей и предлагаю на практике узнать, так ли это? Познакомившись с легендой о чуде музыкального инструмента, который мог делать растения большими и передвигать их, ребята провели дома эксперимент с двумя фасолинами, которые были помещены в совершенно одинаковые условия для прорастания, за исключением одного. Каждый день около одной фасолинки играла музыка. Так родился исследовательский проект: « Волшебная сила музыки». Когда мы знакомились с наскальными цветными рисунками пещерных людей, вели разговор о том, что в их век существования не было ни акварели, ни гуаши и только растения помогали людям рисовать. Ребятам было предложено дома попробовать самостоятельно изготовить краски с помощью какого-нибудь растения. Так родился проект: « Я рисую на окне». Знакомство с историей появления первых перчаточных кукол на Руси повлекло за собой создание проекта: « Кукла своими руками», желание поскорее увидеть первые листочки и выяснить, какие факторы влияют на появление листвы весной, – к проекту « Пробуждение весенней веточки».

         Уроки-встречи всегда проходят у нас в виде интересных диалогов с детскими поэтами и писателями, иллюстраторами, фотографами. На них ребята узнают азы профессионального мастерства, имеют возможность пообщаться с реальным человеком, а не с фамилией на обложке разворота, получают ответы на интересующие их вопросы.

        Приём « Проблемной ситуации» заставляет учеников применять  их жизненный опыт, искать правильные пути решения задачи. Так на уроке окружающего мира при путешествии в лес дети обнаружили выпавших из гнезда птенцов. Вернуть обратно птенцов они не могут, необходимо разработать план по спасению и выращиванию малышей в домашних условиях. Каждая группа получила макет своего птенца и закипела оживлённая работа по созданию плана спасения. Скоро выявились и совпадения в каждой группе: все единогласно решили, что сначала должны определить, чей это птенец, чем он питается, и создать для него домик. Работа продолжилась дома и закончилась интересными докладами о птицах и разнообразными поделками гнездовий.

         Совместные внеклассные мероприятия и праздники, где задействованы и дети и родители ещё больше укрепляют детскую мотивацию. При этом родители одновременно выступают в двух ролях: зрителей и артистов. Надо ли говорить, сколько счастья и вдохновения принесли такие наши праздники, как « Посвящение в первоклассники»,                  « День отца», « День матери», « По сказкам Андерсена», « Синяя птица»,                    « Пусть песни о войне звучат», « День семьи» и др. их организаторам и участникам? Не хотелось расходиться, хотелось продолжения.

         Формирование учебной мотивации младших школьников является важнейшей педагогической задачей, решаемой педагогами в современной школе.  Давайте не забывать слова Уильяма Уорда: « Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

                          


 

МБОУ « Школа № 40»

МБОУ « Школа № 40»

Каждый учитель должен сам найти для себя ответы на эти вопросы, чтобы помочь детям сформировать положительную учебную мотивацию, побуждающую их к упорной, систематической работе

Каждый учитель должен сам найти для себя ответы на эти вопросы, чтобы помочь детям сформировать положительную учебную мотивацию, побуждающую их к упорной, систематической работе

Второй ребёнок должен внимательно выслушать и поправить, если что-то не так

Второй ребёнок должен внимательно выслушать и поправить, если что-то не так

Каждый день около одной фасолинки играла музыка

Каждый день около одной фасолинки играла музыка

Пусть песни о войне звучат», «

Пусть песни о войне звучат», «
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2020