МОТИВАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ, КАК ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС ООО
·
За последнее десятилетие личность ученика сильно изменилась. По мнению учёных - психологов главное отличие заключается в отсутствии интереса к учению.
формирование учебной мотивации одна из центральных проблем современной школы.
В современном мире в информационном обществе очень сложно замотивировать ребёнка к обучению ввиду большого количества информационных потоков и возможностей для развития. Поэтому современный педагог должен найти эффективные инструменты мотивации, учитывая особенности развития детей поколения
Кроме этого, в современном мире наблюдается так называемый информационный взрыв – резкий рост всех видов информации в обществе. На современных школьников обрушиваются потоки информации: буквально
. В результате перегрузки информацией современные школьники быстро утомляются, интерес к учению пропадает. В том же направлении действует и природная любознательность, которая уменьшается при переходе из класса в класс. Особенно это характерно для подростков. А если снижается любознательность, падает интерес к учебным предметам, то уровень полученных знаний оказывается низким.
В сложившейся ситуации задача учителя заключается в том, чтобы обеспечить возникновение, сохранение и преобладание в душе школьника учебно-познавательного мотива. . Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, формированием у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний. Приведённые данные подтверждают актуальность проблемы, и обосновывают цель дальнейшей работы
Мотивация – это побуждение к деятельности.
Мотивированной должна быть любая деятельность учеников. От этого зависит результат - удовольствие от самой деятельности. Какие же мотивы побуждают школьника учиться?
Существует множество классификаций мотивов, но я остановлюсь на одной из них:
Внешние мотивы: Внутренние мотивы:
- отметки; - удовлетворение от самой деятельности
- вынужденный долг; - прямой результат деятельности;
- учёба ради престижа, лидерства; - стремление к успеху;
- материального вознаграждения; - понимание необходимости для жизни.
- избегание наказания.
Основные факторы формирования мотивации учебной деятельности:
1) Содержание учебного материала;
2) Организация учебной деятельности;
3) Оценка учебной деятельности;
4) Стиль педагогической деятельности учителя.
1. Содержание учебного материала. Давая учебный материал, необходимо учитывать потребности, имеющиеся у школьников разного возраста. Учебный материал лучше подавать в такой форме, чтобы вызвать у школьника удивление, эмоциональный отклик и желание познать новое. Мотивирующей силой обладает тот материал, который богат содержательно и иллюстративно. В качестве иллюстративного материала на уроках биологии можно использовать таблицы, фотографии, рисунки, картины, видеозаписи и др. Незаменимым помощником в этом является компьютер и использование компьютерных технологий.
2. Организация учебной деятельности. Учебно-познавательные мотивы формируются в ходе учебной деятельности, поэтому важно как эта деятельность осуществляется.
Изучение раздела или темы учебной программы должно состоять из трёх основных этапов.
1) Мотивационный этап – это сообщение, почему и для чего нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы.
Этот этап урока надо продумать основательно, помня, что от начала урока зависит его конечный результат. Если ученик будет убежден в том, что этот материал значим для него, он им заинтересуется. Большое значение имеют такие приёмы, как анализ жизненных ситуаций, разъяснение общественной и личностной значимости учения и использования школьных знаний в будущей жизни. Для этого необходимо подбирать такие задачи, которые имеют непосредственную связь с жизнью и, с которыми могут столкнуться многие учащиеся. Важно показать возможность разрешения описанной жизненной проблемы путём использования знаний, умений и навыков, полученных на уроке. Кроме этого, при изложении учебного материала важно обращать внимание на возможность применения полученных знаний в той или иной профессиональной области.
Примером может служить урок–практикум «Решение генетических задач» в 9 классе. Учащиеся перед уроком получают маршрутную карту, в которой задан мотивирующий вопрос, для чего вам понадобятся эти знания в будущем. Решая практико-направленные задачи на уроке, учащиеся понимают значение этих знаний и большинство легко отвечают на данный вопрос.
2) Операционно-познавательный этап. На этом этапе учащиеся усваивают тему, овладевают учебными действиями и операциями в связи с её содержанием. Для этого можно использовать разнообразные методы, приёмы и технологии обучения, например, лабораторные работы, постановку опытов, модульное обучение, коллективный способ обучения. Известно, что во многих случаях групповая форма учебной деятельности создаёт лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Групповая форма «втягивает» в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных учащихся. Своим одноклассникам такие дети не боятся отвечать, находят поддержку.
3) Рефлексивно-оценочный этап связан с анализом проделанного, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы. Подведение итогов надо организовать так, чтобы учащиеся испытали удовлетворение от проделанной работы. Популярностью пользуется в последнее время такая форма как «Синквейн», хорошо известная учителям.
Для развития предметной деятельности рекомендуются различные формы познавательных заданий.
Познавательная деятельность:
- Описание природных объектов по плану;
- Анализ биологических терминов;
- Работа с дополнительной литературой;
- Сочинения;
- Диктанты;
- Решение задач – новелл;
- Решение проблемных ситуаций;
- Фенологические наблюдения;
- Паспортизация комнатных растений;
- Опыт, практическая работа.
Преобразовательная деятельность:
- Проекты;
- Сочинения – прогнозы;
- Деловые и ролевые игры;
- Социологический опрос.
Коммуникативная деятельность:
- Работа с инструктивными карточками;
- Творческий отчёт (демонстрация результатов наблюдения и т.п.);
- Игры – тренинги;
- Работа в группах;
- Работа в парах постоянных и динамических;
- Элементы диспута;
- Лекции для населения.
Ценностно-ориентированная деятельность:
- Оценка природных объектов по экологическим признакам;
- Анализ собственного поведения согласно нормам экологической этики;
- Оценка эстетических достоинств природных объектов и явлений через музыку, поэзию, фотографии, живопись;
- Профориентационная деятельность.
3. Оценка результатов учебной деятельности. Важно, чтобы в оценке давался качественный, а не количественный (валовой) анализ учебной деятельности учащихся, подчёркивались положительные моменты, сдвиги в освоении учебного материала, выявлялись причины имеющихся недостатков, а не только констатировать их наличие. Поэтому необходимо каждую оценку комментировать.
4. Стиль деятельности учителя. На формирование мотивов учения оказывает влияние стиль педагогической деятельности учителя, различные стили формируют различные мотивы. Авторитарный стиль формирует «внешнюю» мотивацию учения. Мотив «избегания неудачи» задерживает формирование «внутренней» мотивации. Демократический стиль педагога, наоборот, способствует «внутренней» мотивации; а попустительский (либеральный) стиль снижает мотивацию, и формирует мотив «надежды на успех».
Немаловажную роль в формировании мотивации играют качества учителя, стимулирующие у учащихся появление интереса к предмету:
• Увлеченность предметом.
• Доброжелательное отношение к учащимся.
• Вера в ученика, в его познавательные силы (педагогический оптимизм).
• Эрудиция учителя, умение последовательно усложнять познавательные задачи.
• Любовь к работе.
• Способность к сопереживанию и сочувствию, восприимчивость к потребностям учащихся.
• Умение придать личностную окраску преподаванию.
• Владение стилем доверительного (неформального) общения с учащимися.
• Эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.
Приёмы деятельности учителя, способствующие развитию положительной мотивации учения у школьников:
1. Создание благоприятной психологической атмосферы (для учащихся важна психологическая атмосфера, в которой они находятся, в наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома»).
2. Отношение сотрудничества учителя и ученика (моя помощь как учителя не в виде прямого вмешательства в выполнении задания, а в виде советов, наталкивающих ученика на правильное решение).
3. Включённость ученика в разные виды деятельности.
4. Привлечение учеников к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки.
5. Занимательность изложения материала (использование различных приёмов, ситуаций, ярких фактов, которые вызывают положительное эмоциональное состояние), необычная форма преподнесения материала, вызывающая удивление у учащихся
6. Анализ жизненных ситуаций, разъяснение общественной и личностной значимости учения и использования школьных знаний в будущей жизни.
7. Применение метода поощрения и порицания.
Критерии сформированности мотива учения школьников.
В теории учебной деятельности в качестве основного рассматривают учебный мотив. Для учителя биологии показателями развития учебных мотивов являются следующие критерии (Коростелева, 2005):
Познавательная активность на уроке;
Использование дополнительной литературы;
Умение активно работать с учебным материалом;
Самостоятельность в решении задач;
Стремление к выполнению заданий повышенной трудности;
Понимание значимости биологических знаний;
Интерес к профессии типа «Человек – Природа».
Несформированность учебной мотивации является одной из причин слабой успеваемости учащихся. Задача учителя – создать у неуспевающих школьников устойчивую мотивацию достижения успеха (у них, как правило, вырабатывается мотивация избегания неудачи); размыть “позицию неуспевающего”; повысить самооценку.
С 2000-х годов в России и в мире рождаются совершенно особенные дети -поколение Z - первое по-настоящему цифровое поколение: современные дети с годовалого возраста осваивают планшеты и смартфоны. Их также называют домоседы, ведь информацию они черпают в основном из Сети, играют в игры онлайн, общаться предпочитают в соцсетях. Они те, кто родился с «кнопкой на пальце», дети высоких технологий, живущие в виртуальном пространстве, как рыба в воде.
Они любят формат коротких твитов и статусов в социальных сетях. Это в свою очередь привело к тому, что их мышление фрагментарно и поверхностно. Они могут делать одновременно несколько дел (писать сообщение, слушать музыку, играть в компьютерную игру и учить уроки). Для них характерно плохое запоминание (всю информацию при случае можно посмотреть в сети). Быть в курсе новых трендов, следить за высокотехнологичными новинками, а лучше самому участвовать в разработке – это та потребность, которая «родилась» вместе с ними.
Поколение Z более замкнуто, среди них много интровертов. Семейные ценности рушатся, так как многие из детей взрослели в неполных семьях.
Кроме того, они отказываются от привычного получения образования. Они не видят
смысла в нем, объясняя это отсутствием практичного применения знаний,
полученных в учебных учреждениях. Но при этом назвать их «глупыми» нельзя.
Многие из них самообразовываются не выходя из дома, изучают иностранные языки,
они полностью погружаются в интересующиеся их темы при помощи информации в
Сети. Отмечено, что многие дети, учась еще в школе начинают зарабатывать
больше, чем их родители посредством удаленного заработка.
Возрастные
особенности мотивации:
Учебная мотивация среднего школьного возраста направлена не только на получение новых сведений, знаний, но и на поиск общих закономерностей, а главное, на освоение способов самостоятельного добывания знаний.
Резервами становления мотивации в среднем школьном возрасте является интерес к совместным коллективным формам работы, интерес к использованию результатов в социально-значимых видах деятельности.
Для мотивации учебной деятельности в старшем возрасте необходимо обратить внимание на предстоящий выбор профессиональной деятельности учащихся, подготовку к ней, достижение компетентности, выбор социальной роли учащегося, позицию будущего гражданина. Главная мотивация старшего возраста – овладеть приёмами учения и самообразования.
3. Методические инструменты формирования мотивации, используемые мною.
Далее рассмотрим более подробно методические инструменты повышения мотивации учащихся, которые наиболее продуктивны на современном этапе развития образования. Тем более, что содержание учебного предмета «Биология» представляет большие возможности для развития мотивации его изучения.
1) Использование исторических материалов, цитат из художественных и научных произведений.
8 класс, тема "Витамины". 1498г. Экспедиция Васко де Гама, проложившего путь в Индию, вокруг Африки. Из 160 членов команды погибают 100 - от неизвестной болезни. 1519г. Кругосветное путешествие Магеллана. Из 30 моряков - 19 умирают. 1741г. На островах Авача (остров Беринга впоследствии) умирает русский путешественник Витус Беринг. 1914г. Погибает от неизвестной болезни герой-полярник Георгий Седов. Врачи терялись в догадках.
Какое жестокое заболевание уносило человеческие жизни?
Изучая тему в 8 классе "Терморегуляция организма" предлагаю кейс: Лев Толстой с ранней весны и до поздней осени ходил босиком; академик И.П. Павлов в 80 лет купался в Неве до поздней осени и носил зимнюю лёгкую одежду, А.С. Пушкин принимал ванны со льдом. Почему одному человеку, чтобы простудиться, достаточно ступить на холодный пол, а другой может купаться в холодной проруби и прекрасно себя чувствовать; один работает под лучами палящего солнца, а другой изнемогает от жары, если начинает припекать? Задания: Что такое терморегуляция и для чего нужны рецепторы тепла и холода? Что мы называем о закаливании? Чем полезно закаливание? Какой способ закаливания вы считаете лучшим?
7 класс, тема "Паукообразные" использую стихотворение для определения темы урока:
5 класс, тема «Значение бактерий» использую цитату учёного и прошу объяснить её: «Микробам — этим бесконечно малым живым существам — принадлежит бесконечно большая роль в природе». Луи Пастер. Вопрос: Как объясните это выражение?
2) Занимательные задания и факты - занимательность оживляет изучаемый материал, способствует его лучшему закреплению, развивает интерес к биологии - использование загадок, поговорок, ребусов, головоломок, кроссвордов и т.п. (задания, которые требуют внимания, тренируют память, логическое мышление, развивают зрительное восприятие, учат устанавливать причинно – следственные связи).
Данный инструмент использую в начале урока в качестве разминки для включения учащихся в работу или для закрепления.
7 класс, тема "Рыбы" начинаю с головоломки «Составьте слова» для определения темы.
На доске написаны слова с перепутанными буквами. Предлагается поставить в них буквы таким образом, чтобы получились названия рыб.
Какие рыбы?
Тапвол (плотва) Алгбеу (белуга)
Знаас (сазан) Секрат (треска)
Егмас (семга) Бовал (вобла)
Торес (осетр) Малина (налим)
6 класс, тема "Лист растения" использую загадку
9 класс, тема "Типы взаимоотношений. Хищничество" начинаю с поговорки "Волка ноги кормят" и прошу пояснить её
Занимательные факты:
7 класс, тема "Внутреннее строение моллюсков". В кухне Японии существует очень интересное блюдо под названием "танцующий кальмар". Только что убитого моллюска помещают в чашу с рисом, поливают сверху соевым соусом и именно в этот момент кальмар начинает свой танец, перебирая щупальцами. Объясните данное явление? Этот эффект объясняется необычным строением нервных волокон, которые даже после своей смерти реагируют на натрий, содержащийся в соусе.
11 класс, тема "Пищевые связи". В 1953 году в одном японском селении люди начали болеть какой-то непонятной болезнью. Она поражала нервную систему, у больных нарушалась координация движений: они теряли слух, зрение, рассудок. Врачи поставили диагноз: отравление ртутью. Но откуда взялась эта ртуть? Правда, посёлок находился рядом с морским заливом, куда химический завод сбрасывал свои отходы, в том числе и ртуть. Но содержание ртути в морской воде было ничтожным. Объясните данный факт
3) Постановка проблемного вопроса.
Например, изучая тему «Дыхание» в 8 классе, спрашиваю у ребят:
«Почему в плохо вентилируемом помещении углубляется дыхание и учащается пульс?»
«Почему ЖЕЛ у спортсменов выше, чем у нетренированных людей?»
«Почему трахея состоит их хрящевых полуколец?»
Тема «Семя» в 6 классе: «Почему ваши мамы семена хранят в бумажных кулечках или в мешочках из ткани?», «Почему для посева мы используем крупные семена?».
Разрешите спор: 8 класс тема "Дыхание". Поспорили два человека. Один утверждал, что «легкие расширяются и потому в них входит воздух», другой – «что воздух входит в легкие и потому они расширяются» Кто прав?
4) Создание проблемной ситуации. Проблемные ситуации необходимо создавать с учётом реальных противоречий, значимых для учащихся. Для того чтобы учащиеся приняли поставленную проблему, то есть начали активный поиск её решения, проблема не должна быть чрезмерно трудна, но должна находиться в зоне ближайшего развития учащегося, соответствовать его возможностям.
5 класс, тема "Бактерии" Постановка проблемы: Бактерии - это польза или вред?
7 класс, тема "Земноводные" Почему во многих странах мира поставлены памятники лягушке? За что лягушке оказана такая честь? А может быть, это просто случайность?
5) Познавательные задания
После проведения экскурсии «Осенние явления в жизни природы» предлагаю школьникам самостоятельно сделать наблюдения за изменениями окраски листьев у деревьев и кустарников, листопадом в любимом уголке природы - в лесу или палисаднике. Результаты наблюдения учащиеся заносят в таблицу, согласно инструкции предыдущей экскурсии.
Учащиеся с удовольствием самостоятельно выполняют простейшие познавательные задания-опыты: «Прорастание семян двудольных растений», «Обнаружение крахмала в клубнях картофеля», «Определение состава семени пшеницы» и др. Эта работа не трудная, но развивает исследовательские навыки.
6) Приём новизны - необычные интересные сведения, факты, способные пробудить интерес.
8 класс, тема «Пищеварение» ребятам был рассказан ряд интересных фактов, таких как:
Таким образом, создается проблемный вопрос, ответ на который находится на протяжении урока.
6 класс, тема «Стебель растения» учащимся предлагается небольшое сообщение, подготовленное учеником «Оладьи через 15 лет». Жители Новой Гвинеи дороже всех ценят невысокую пальму Метроксилон. Пятнадцать лет растет пальма и не цветет. А потом выбрасывает огромную метелку цветов. Но жители не ждут, пока созреют плоды. «Хлеб» у пальмы внутри ствола. Цветение – сигнал: хлеб созрел. Пальму срубают, раскалывают ствол пополам, добывают оттуда крахмалистую сердцевину и пекут вкуснейшие оладьи. Островитяне едят оладьи почти каждый день – ведь одна пальма дает почти тонну оладий! А европейцы из сердцевины пальмы делают крупу саго, за что и пальму называют саговой. Далее учитель рассказывает о деревьях великанах: секвойях, эвкалиптах и ставится вопрос: что обеспечивает рост стебля, за счет чего стебли деревьев достигают таких величин? Таким образом создается проблемный вопрос, ответ на который находится на протяжении урока.
7) Решение биологических задач, тестов, диктантов и др. - меняют характер познавательной деятельности от репродуктивной к поисковой. Возникший мотив может развиться только в процессе многократного выполнения упражнений. Для этого на уроках использую биологические задачи:
В 6 классе при изучении темы «Мир растений».
Весной посадили проростки капусты. Летом каждое растение образовало кочан. Хотели собрать семена, но так и не дождались цветов. Почему?
В 8 классе при изучении темы «Иммунитет» ученикам предлагается решить задачу: десять молодых рабочих, не сделавших своевременно прививку от гриппа, тяжело заболели этой болезнью. Лечились бесплатно за счет государства и не работали 10 дней.
1. на какую сумму они недодали народу нужного товара, если один рабочий производит продукции в среднем на 6тыс. рублей в месяц?
2. В чем заключается ущерб, нанесенный ими государству, народу, своему здоровью, семье?
6 класс, тема "Разнообразие и значение стебля" В Бразилии, в тех местностях, где часто бывает засуха, встречаются деревья с бочкообразными стволами. Объясните значение этих необычных стеблей в жизни растений?
8 класс, тема «Гигиена дыхания» учащиеся получают задание: дайте обоснование основных правил гигиены дыхания:
Задачи-делемы способствуют формированию умения анализировать свои мотивы и цели учения.
Пример: В предновогодние дни перед вами встала проблема: купить живую или искусственную елку. Вы знаете, что в лесу ель вырастает до 1 метра за 5-6 лет, а искусственная очень дорогая, но её можно использовать несколько лет. Живая ель дешевле. Вы:
- покупаете ель на базаре;
- встречаете праздник в лесу;
- покупаете искусственную ель;
- составляете композицию из живых еловых веток.
Также использую тестовые задания разных типов: контроля знаний, тест-сличение, тест-дополнение, найди ошибки и др.
Тест - сличение по теме «Споровые растения» 6 класс.
Задание: подчеркните верное.
1.Высшие споровые растения: грибы, водоросли, мхи, лишайники, папоротники, хвощи.
2.Раздел ботаники о мхах: альгология, бриология, энтомология, микология.
3.Зелёный мох: ламинария, кукушкин лён, сфагнум, хламидомонада.
4.Спорофит мхов: стебель, корень, листья, коробочка со спорами.
5.У мхов в жизненном цикле преобладает: гаметофит, спорофит.
6.Функцию корней выполняют: коробочки, стебли, ризоиды, листья.
7.Мхи произрастают: в тропиках, на севере, в горах, везде.
8.Белый мох: ламинария, кукушкин лён, сфагнум, хламидомонада.
9.Для бесполого размножения служат: споры, зиготы, гаметы, ризоиды.
10.На болотах мох сфагнум образует: ил, перегной, торф, каменный уголь.
11.У папоротников, хвощей и плаунов в жизненном цикле преобладает: гаметофит, спорофит.
12.Образуется весенний и летний побег: грибы, водоросли, мхи, лишайники, папоротники, хвощи.
13.На листьях образуются сорусы со спорами: грибы, водоросли, мхи, лишайники, папоротники, хвощи.
14.Из древних папоротников в недрах земли образовался: ил, перегной, торф, каменный уголь.
15.Для размножения мхов, папоротников и хвощей нужна: вода, сода, соль, галька.
Тест-дополнение по теме "Обмен веществ" 9 класс.
Дополните
утверждения краткими пояснениями.
1. Клетка - это единица строения растительного организма, потому что ...
2. Характерные особенности строения растительной клетки - ...
3. Обмен веществ - главное проявление жизнедеятельности клетки и всего
организма, так как в процессе обмена ...
Тест - найди ошибки по теме «Энергетический обмен» 9 класс.
Найдите три ошибки в тексте «Энергетический обмен». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1)Совокупность реакций расщепления высокомолекулярных соединений — энергетический обмен.
(2)Он осуществляется с затратами АТФ.
(3)У аэробных организмов выделяют три этапа энергетического обмена: подготовительный и бескислородное окисление.
(4)Первый этап заключается в ферментативном расщеплении сложных органических веществ до простых.
(5)Он протекает в митохондриях клетки.
(6)Второй этап заключается в дальнейшем расщеплении органических веществ, образовавшихся во время подготовительного этапа, и происходит в цитоплазме клетки.
Тест "Починить цепочку"
• расставьте в правильном порядке события:
– изменение в последовательности нуклеотидов ДНК;
–
деление мутантной клетки;
– радиоактивное воздействие на организм;
– образование клона мутантной клетки;
– заболевание организма.
• Постройте логическую цепочку из следующих понятий:
эритроцит, кровеносная система, гемоглобин, кровь, организм.
Тест - правильное, неправильное суждение.
Интеллект-карты – это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме. Карта состоит из иерархически взаимосвязанных между собой элементов, позволяющих отследить все причинно-следственные связи, сделать необходимые выводы и систематизировать имеющиеся знания. При создании Интеллект-карты проектирование всегда начинается из центра – от главного обобщающего понятия, и продолжается в разные стороны (Рисунок 3). Интеллект-карту можно также составить в ресурсах сервисов: Mindmeister, Draw.io. Рисунок 3. Интеллект-карта по теме «Значение питания», медицинская биология 8 класс ❖ составление кроссенсов Развивающий метод «кроссенс» способствует на основе деятельностного подхода формированию креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления обучающихся. Слово "кроссенс" означает "пересечение смыслов". Этот метод разработан нашими соотечественниками: Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом. Метод кроссенс, впервые опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь". Он представляет собой стандартное поле из девяти квадратиков, в которых помещены изображения. Ваша задача – объяснить кроссенс, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. Девять изображений расставлены таким об- Методическая разработка ««Формирование мотивации обучения школьников средствами образовательных технологий в условиях реализации ФГОС»» 12 разом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная - объединяет по смыслу сразу несколько. Рисунок 4. Кроссенс на тему «Развитие человека», биология 9 класс Пример объяснения кроссенса на тему «Развитие человека»(Рисунок 4). 1 – Началом живого является клетка; 2 – как любой живой организм человек тоже состоит из клеток; 3 – развитие человека начинается в водной среде, именно в воде происходит эволюционное становление простых одноклеточных организмов в сложные многоклеточные; 4 – научно обосновал эволюционные идеи английский учёный Ч. Дарвин; 5 – один из трудов Ч. Дарвина – «Происхождение человека»; 6 – но в своем труде Ч.Дарвин указал только биологическое становление человека, не затронув социального и культурного развития, важную роль в котором играет интеллект; 7 – именно через развитие интеллекта, формирование опыта и передачу его другим поколениям происходит всестороннее развитие человека; 8 – развитие человека можно сравнить с цветущим, плодоносящим деревом;
11 класс тема "Возникновение жизни на Земле". Решите правильно или неправильно то или иное суждение. Выпишите номера правильных суждений.
1. Появление первых клеточных организмов положило начало биологической эволюции.
2. Автотрофы - это организмы питающиеся готовыми органическими веществами.
3. Первыми фотосинтезирующими организмами были прокариотические серные пурпурные бактерии.
4. Птицы произошли от вполне сформированных рептилий - архозавров.
5. Развитие коры головного мозга у млекопитающих - это идиоадаптация.
6. Двоякодышащие рыбы и сейчас обитают в мелких пересыхающих водоемах Африки.
7. Первые наземные растения были папоротники.
8. Возникновение млекопитающих как класса связано с рядом крупных ароморфозов.
9. Покрытосемянные (цветковые) растения появились в палеозойскую эру.
10. Гипотеза о происхождении многоклеточности принадлежит Н.И. Павлову.
8) Вопросы на смекалку:
9) Игровые моменты на уроках активизируют познавательную деятельность учеников, помогают акцентировать внимание на определенных явлениях, устанавливать причинно-следственные связи.
6 класс, тема «Клетка», предлагаю учащимся игровое задание: Переставь и добавь вместо пропусков буквы в словах так, чтобы получились названия частей клетки:
1. ЗАТОМАПЦИЛ (Цитоплазма) 3…..ОПЛА…(Хлоропласты)
2. КОУЛЬВА (Вакуоль) 4. .Д..О (Ядро)
7 класс, тема «Паразитические черви», во второй части урока, как закрепление, ученики разыгрывают сценку из народной сказки. Братец Иванушка просит у сестрицы Аленушки воды напиться из пруда. А сестрица Аленушка ему запрещает. Иванушка не слушается. Тогда сестрица Аленушка обращается к классу. Ученики рассказывают о заражении печеночным сосальщиком.
10) Дидактические игры
Большой популярностью среди учащихся пользуются биологические лабиринты, игра «Пентагон», «Третий лишний» и др. Успешное выполнение подобных заданий вызывает новое побуждение, например, самостоятельно составить игру, кроссворд и т.д.
Игра «Кто лишний?»
Перед учащимися поставлена задача - определить, кто лишний в каждом ряду и объяснить свой ответ.
Уж желтопузик кобра удав
Хамелеон крокодил тритон черепаха
Гадюка желтопузик агама веретеница
11) Проектная деятельность
При изучении темы «Многообразие простейших» в 7 классе ученикам предлагается взять на себя роли амёбы, эвглены зеленой, инфузории-туфельки и каждый должен сделать проект, который характеризует соответствующее животное. Создается экспертная группа, которая выносит решение об уровне организации животного. Такая работа проводится с использованием учебника и дополнительной литературы, что способствует формированию умений находить нужную информацию в источнике знаний.
12) Проведение нестандартных уроков: «Животные на страже мира», «Суд над насекомыми».
13) Творческие домашние задания - сделать доклад, презентацию, аппликацию, сочинение.
5 класс, урок «Строение растительной клетки». Сделайте аппликацию растительной клетки, используя любой материал.
Для формирования действенности мотива на вводном уроке по теме «Экология» предлагаю учащимся выполнить следующее домашнее задание: «Экология – наука будущего». В чем вы видите правомерность этого тезиса?
Изучая тему «Общее знакомство с цветковыми растениями» в 6 классе, предлагаю уч-ся написать сочинение – прогноз: « В одном из сказочных государств, злой волшебник уничтожил все листья на растениях. К чему это может привести?»
14) Приём "Синквейн"
Пример. Структурной единицей всех живых организмов является клетка и все процессы жизнедеятельности происходят на уровне клетки, поэтому целесообразно детям предложить выполнить следующее задание: составить синквейн по теме «Клетка».
Результат выполненного задания:
1. Клетка.
2. Структурная, функциональная.
3. Дышит, питается, воспроизводит.
4. Основной элемент живой материи.
5. Жизнь.
Поскольку большинство учащихся считают, что учебный процесс – это путь к профессии, остановимся на профессиональной мотивации. Большинство факторов, услышанных на уроке, ребёнок вскоре забудет. Поэтому содержание должно содержать мотив, побуждающий к принятию и реализации определённого решения о выборе профессии. Основными мотивами выбора профессии школьниками является: социальная значимость и престиж, интерес к профессии, материальная заинтересованность, наличие специальных способностей, подражание родителям, риск, романтика, новизна, интерес к школьному предмету. Все эти мотивы между собой взаимосвязаны. Интерес к предмету, побуждает заниматься какой–то деятельностью, а деятельность совершенствует способности. Используемые мною методы и приёмы мотивации обучающихся позволили повысить успеваемость по предмету, вовлечь учащихся во внеурочную деятельность, а именно вырос интерес к участию в олимпиадах, проектной деятельности. В рамках реализации ФГОС очень важно сформировать у обучающихся УУД по созданию проектов, что позволит им успешно пройти защиту проектов в 9-м классе.
На уроках биологии знакомлю школьников не только с сельскохозяйственными профессиями, но и с актуальными в настоящее время специальностями эколога, фермера, ландшафтного архитектора (дизайнера), фармацевта, повара, ветеринара и др. Изучая систематику растений, указываю на то, что это надо знать фитодизайнеру, фармацевту, ландшафтному архитектору. Рассказываю где можно получить эту профессию. Предлагаю учащимся разделиться на три группы и даю творческие задания. Фитодизайнерами составить букет и указать систематическое положение использованных в композиции растений. Фармацевтам записать систематику растений, входящих в состав какого–либо фиточая, ландшафтным архитекторам сделать проект клумбы и указать систематику растений.
Заключение:
Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят, повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к биологии. Использование рассмотренных приёмов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся по курсу «биология».
Каждому творчески работающему учителю необходимо знать и помнить цитату из высказываний величайшей гуманистки ХХ века Матери Терезы: «Мы не можем делать великие дела. Мы можем делать только маленькие дела, но с великой Любовью». Не эта ли мысль должна стать путеводной звездой для каждого учителя в решении вопросов мотивации учения школьников, воспитания интереса и любви к получению знаний.
Выбор средств мотивации велик, какой будет целесообразен в вашем случае, решать вам. Главное, сформировать личность, которая научиться находить мотивацию в любой жизненной ситуации!
Полученные результаты:
Познакомившись с разнообразием методов и приёмов в различных источниках информации, я выделила из них те, которые будут, по мнению учёных, наиболее эффективны для современных детей и применяю на своих уроках.
Используемые мною методы и приёмы мотивации обучающихся позволили повысить успеваемость по предмету, вовлечь учащихся во внеурочную деятельность, а именно вырос интерес к участию в олимпиадах, проектной деятельности. В рамках реализации ФГОС очень важно сформировать у обучающихся УУД по созданию проектов, что позволит им успешно пройти защиту проектов в 9-м классе. Анализируя свой опыт, я прихожу к выводу, что использование информационных сетевых и дистанционных технологий в учебном процессе является одной из успешных форм обучения учащихся, так как это способствует:
· сделать процесс обучения более интересным, ярким и увлекательным;
· эффективно решать проблему наглядности обучения;
· индивидуализировать процесс обучения;
· совершенствовать навыки самоконтроля;
· организовывать учебно-исследовательскую деятельность учащихся, развивая тем самым у школьников творческую активность.
Результаты комплексного применения технологий личностно-ориентированного, проблемно-развивающего обучения на уроках биологии:
1. Формирование ключевых компетенций учащихся.
2. Показатели успеваемости и качества знаний контрольно-диагностических работ по биологии на уровне, соответствующем краевому или выше краевого.
3. Учащиеся выбирают предмет для сдачи в форме ЕГЭ, ОГЭ.
4. Учащиеся поступают на биологические специальности в высшие и средне-специальные учебные заведения
5. Участие в творческих проектах, внеклассных мероприятиях, конкурсах по биологии на уровне школы, района, края.
На основе данных результатов я сделала вывод, что применяемые мною инструменты мотивации обучающихся эффективны на уроках биологии, поэтому и дальше буду применять их в своей педагогической деятельности. Кроме этого, буду продолжать знакомиться с новыми инструментами мотивации и предлагать их ребятам.
Используемая литература:
1. Андреева Н.Д. Профориентация при обучении ботаники и зоологии // Биология в школе. – 2004, № 1.
2. Гликман И. З. Стимулы обучения. // Химия в школе 2003 № 8 –С. 23
3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. – 512с.
4. Кучменко В.С., Калинова Г.С. проблемы модернизации биологического образования //. Биология в школе. 2003. № 5
5. Коростелева Т.В. Типология предметной деятельности // Биология в школе. – 2005, № 2.
6. Коростелева Т.В., Курдюкова Н.А. Диагностика учебной мотивации // Биология в школе. – 2005, № 4.
7. Лукьянова М. Учебная мотивация как показатель качества образования // Народное образование. – 2001, № 8.
8. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983.
9. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии», Москва, 2008 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.