Мотивация поведения.
Кроме социальных и биологических факторов в развитии и
формировании личности принимают участие внешние и внутренние
факторы.
В педагогике определяется принцип детерминизма, в соответствии с
которым любые внешние воздействия преломляются через призму
внутренних условий. При одинаковых внешних воздействиях их последствия
оказываются далеко не одинаковыми, так как в педагогическом процессе
ученик является не только объектом воспитания, но и его субъектом.
Поэтому человека невозможно ни обучить, ни воспитать, но вполне
возможно поставить его в такие условия, при которых он сам себя обучит и
воспитает. Следовательно, духовный мир ребенка является продуктом
воздействия не только внешних условий, но и собственной деятельности по
самовоспитанию и саморазвитию.
Внешние воздействия - это естественная и социальная среда, т.е.
объективные факторы. К внешним средствам воздействия на человека
относятся: требования, угроза, давление, условия, различные ситуации,
методы, приемы воспитательной деятельности и т.д.
Существует четыре основных механизма воздействия:
Воспитание и учение носит вынужденный характер и выступает как
препятствие, которое нужно преодолеть. Все это требует психического
напряжения, а иногда борьбы ученика с самим собой. При большой остроте
конфликта возникают тенденции “выйти из ситуации” (отказ, обход
трудностей или невроз).
Внутренние факторы - индивидуальная реакция человека на внешние
факторы. Внутренние факторы побуждают ребенка к воспитанию или
учению, как к своей цели (любознательность, интересы, желание). Здесь
требуется волевое усилие, которое связано с трудностями воспитания и
учения, но только не борьба ученика с самим собой. Внутренними стимулами
в развитии школьника являются: потребности, интерес, перспектива,
установка к деятельности, мера и степени собственного развития (человека
15
преследуют удачи или неудачи), эмоции, чувства, мотивы, направленность
личности.
Внешние факторы воздействуют на внутренние. Существует
постоянная взаимосвязь и взаимопроникновение внутренних и внешних
факторов. Воздействие среды, преломляясь через сознание и жизненную
позицию ребенка, отражается на физиологических и психических свойствах
человека. Так, два близнеца в семье будут различаться своей активностью и
внутренней позицией по отношению к внешнему миру.
Поэтому учителю необходимо понять внутренние механизму
активности ребенка и использовать те внешние и внутренние факторы,
которые непосредственно влияли бы на развитие личности ребенка. Кроме
этого, необходимо создавать такие внешние условия, которые стимулировали
бы активность человека в работе над самим собой.
Психологическая формула формирования действия.
Механизм превращения внешних факторов во внутренние мотивы
поведения:
1. Стимул (идеал, образец, деятельность, свойства).
2. Мотив.
3. Выбор программы действия и формы поведения.
4. Реализация мотива в поведение (переход в привычку).
5. Превращение привычной формы поведения в свойства личности.
Недаром старинная пословица гласит: “Посеешь поступок - пожнешь
привычку; посеешь привычку - пожнешь характер; посеешь характер -
пожнешь судьбу”.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.