Мотивация учащихся в рамках подготовки к ЕГЭ по обществознанию
Оценка 4.8

Мотивация учащихся в рамках подготовки к ЕГЭ по обществознанию

Оценка 4.8
docx
10.05.2020
Мотивация учащихся в рамках подготовки к ЕГЭ по обществознанию
Мотивация учащихся в рамках подготовки к ЕГЭ по обществознанию.docx

Мотивация учащихся в рамках подготовки к ЕГЭ по обществознанию

Современная школа полна актуальных вызовов, как для учителей, так и для учеников. Нужно признать, что современная образовательная система  и система получения знаний имеет ряд проблем, с которыми нам, педагогам, предстоит столкнуться. Одной из самых актуальных проблем современной школы, является проблема отсутствия интереса к получению знаний по предмету. Причем, подобная ситуация наблюдается как в младшей школе, так и среди будущих выпускников. Работая четвертый год, в основном, со старшей школой, я столкнулся с проблемой низкой мотивации учащихся, как 9 так и 11 классов. Я считаю, что причиной низкой мотивации ученика на уроке, являются несколько факторов:

·         Высокая загруженность

·         Страх перед экзаменом

·         Нежелание поступать в тот ВУЗ, который рекомендуют родители

·         Низкий уровень отношений «ученик-учитель»

·         Отсутствие цели

Я считаю, что необходимо использовать весь потенциал современной системы образования, современных, актуальных средств передачи информации. На мой взгляд, мы находимся на пороге «педагогической революции», так как многие из вас уже заметили, что большинство канонов классической педагогики не работают в современной школе.

Как же мы можем повысить интерес ребенка к предмету? В рамках подготовки к предстоящей итоговой аттестации, я считаю, нам это необходимо. Ведь эмоциональный настрой играет одну из главных ролей для успешной подготовки и успешной сдачи экзамена.

Факторы, позволяющие увеличить мотивацию детей:

1.     Способ раскрытия учебного материала. Обычно предмет предстает перед учеником как последовательность частных явлений. Каждое из известных явлений учитель объясняет, дает готовый способ действия с ним. Ребенку ничего не остается, как запомнить все это и действовать показанным способом. При таком раскрытии предмета есть большая опасность потери интереса к нему. Я же использую другой подход: изучение предмета идет через раскрытие ребенку сущности, лежащей в основе всех частных явлений. Отталкиваясь от более простых и понятных ему терминов, ребенок сам получает знания, формируя свою базу обществоведческих знаний, учебная деятельность приобретает для него творческий характер, и тем самым вызывает у него интерес к изучению предмета. Я пытаюсь создать на уроке атмосферу познания, которая всегда приведет к положительному результату в конце.

2.     Организация работы над предметом малыми группами. Принцип набора учащихся при комплектовании малых групп имеет большое мотивационное значение. Если детей с нейтральной мотивацией к предмету объединить с детьми, которые не любят данный предмет, то после совместной работы первые существенно повышают свой интерес к этому предмету. Если же включить учеников с нейтральным отношением к данному предмету в группу любящих данный предмет, то отношение к предмету у группы отстающих детей меняется в положительную сторону. Но здесь необходимы определенные гарантии работы группы. Я всегда уточняю, что оценка группы зависит от отвечающего на вопрос. Поэтому более сильные дети, не зная, кто будет отвечать на поставленный вопрос, имеют возможность подготовить своих коллег.

3.     Еще одним, на мой взгляд, ключевым фактором, является отношение между мотивом и целью. Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика, смыслом его процесса познания. Учитель, обладая более высокими знаниям, обширным личным опытом, всегда должен быть целеустремлен. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижение вперед.

4.     Современная технология проблемного обучения, которая ставит на каждом этапе урока проблему, которую необходимо решить. Таким образом я формирую критическое мышление историка, рассматривая каждое историческое событие или обществоведческий процесс с двух сторон: положительной и отрицательной, пытаясь выявить причинно-следственные связи процессов, событий.

На формирование положительной мотивации большое влияние оказывает атмосфера на уроке, в школе. Работа в группах не сопровождается прямым моим участием, напротив, я стараюсь занять скрытую позицию, создавая условия самостоятельной работы над дидактическим материалом. К тому же, немаловажно использовать укрупненные дидактические единицы: карты, схемы, кейс-технологии, технологию социального проектирования. Использование дидактических единиц в современных реалиях жизни весьма актуально. Большинство детей проводят свое свободное время в социальных сетях, а это меняет движение их мысли, формируется так называемое клиповое мышление, которое основано на запоминании информации быстрой, яркой, как пост в инстаграмм. На мой взгляд подобной особенностью восприятия информации необходимо пользоваться. Использовать на уроках схемы, презентации, маршрутные листы, квесты, создавая для ребенка более привычную для него среду информационной активности.

Я стараюсь использовать на уроках некоторые элементы современных образовательных технологий. Покажу на примере кейс-технологии и технологии социального проектирования.

Технология социального проектирования относительно молода для современной школы. Данная технология формирует социальный опыт личности, исследуя различные социальные ситуации, технология предусматривает связь с реальной жизнью. Каждый ребенок получает конкретную социологическую ситуацию, он должен выявить ее причины, раскрыть смысл понятий, которые можно использовать в данной ситуации, и попытаться проанализировать последствия процесса. Элементы данной технологии я использую как на уроках обществознания, так и истории. В начале изучения новой темы, ребенку дается возможность всесторонне изучить те события, о которых он еще не знает. Допустим тема «Социальные движения 17 века», события: Соляной бунт, медный бунт, восстание Степана Разина. Дается минимум информации и причинах конфликтов, ребенок должен выявить последствия.

Кейс-технология – метод, необходимый для максимального вовлечения каждого учащегося в процесс решения поставленных задач. Ребенок учится анализировать социальную ситуацию, учится работать в команде.

Я использую два вида кейсов:

1) кейсы, обучающие анализу и оценке. В этом случае в основе кейса — максимально детальная информация, которую необходимо проанализировать и сделать соответствующие выводы, обосновав и предъявив их классу и преподавателю;

2) кейсы, обучающие решению проблем и принятию решений. Прежде всего, такие кейсы предусматривают, что решение должно быть найдено на основе недостаточной или избыточной информации, фактов, данных и событий, описанных в кейсах. Тем самым обучающиеся ближе всего подводятся к реальности, учатся находить связи между имеющейся в распоряжении информацией и вырабатываемым решением. Содержательно материал в таких кейсах должен содержать признаки конфликтности, многовариантности методов принятия решений и альтернативности самих решений, субъективности и ролевого поведения, динамики событий и возможности реализации предложенного решения.

Работая в 11 классе, в процессе подготовки к экзаменам, я не только разбираю и решаю задания КИМов, но использую так же знания эксперта по проверки ЕГЭ в крае, поясняя детям, методику работы с каждым заданием. Кейс-технология подходит для установки образовательного диалога между мной и ребенком: я использую метод деловой переписки: Учащиеся получают от меня пакет документов (кейс), при помощи которых выявляют проблему и пути её решения. Дети получают конверты, в которых находится подборка заданий части 2 ЕГЭ по обществознанию, так же документы, позволяющие получить некоторую информацию о правильном ответе. Со временем заданий в кейсе становится больше, а подсказок меньше. Однако кейс можно построить иначе. Я могу давать подсказки, но при условии увеличения либо количества вопросов, либо повышая проходной порог баллов.

Так же использую кейсы со структурированными вопросами к тексту. Подобные кейсы я начинаю использовать уже с 5 класса, обучая детей работе с текстом, нацеливая их на всероссийские работы и на задания из экзаменационной программы.

Подобные технологии позволяют мне использовать весь потенциал знаний каждого ребенка на уроке. Таким образом, процесс получения знаний становится не сухим и сжатым, а более интересным, интенсивным. Немаловажным аспектом моей системы образования является похвала, двойка для меня является чем то из ряда вон выходящим и дети это знают, что если я ставлю двойку, то только в редких случаях, предпочитая дать ребенку шанс реабилитации в процессе урока.

Эти и многие другие способы позволяют повысить интерес к предмету, помогают ребенку действительно полюбить предмет, не потому что я не поставлю двойку, а потому что я дам возможность понять и усвоить необходимую информацию, которая в дальнейшем поможет успешно сдать единый государственный экзамен.


 

Мотивация учащихся в рамках подготовки к

Мотивация учащихся в рамках подготовки к

Но здесь необходимы определенные гарантии работы группы

Но здесь необходимы определенные гарантии работы группы

Кейс-технология – метод, необходимый для максимального вовлечения каждого учащегося в процесс решения поставленных задач

Кейс-технология – метод, необходимый для максимального вовлечения каждого учащегося в процесс решения поставленных задач
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2020