Мотивация школьников к учению. Материал раскрывает тему мотивации. Формирование мотивации, желания переосмысления своего предназначения в системе мироздания является необходимым условием освоения учебного материала в любой области знания.
Целью этой работы является выявление особенностей формирования мотивации школьников к учению при изучении
иностранного языка.
мотивация школьников к учению.docx
Мотивация школьников к учению
Содержание
Введение...................................................................................................................2
1.Теоретические аспекты формирования мотивация школьников к учению......7
2.Формирование мотивации школьников к учению на уроке английского языка
...................................................................................................................................9
Заключение.............................................................................................................14
Список использованных источников.....................................................................15
1 Введение
Проблема мотивации возникает во всех областях человеческой
деятельности, при этом смысл и цель того или другого вида деятельности для
каждого человека определяются её смыслом и целью. Именно смысл и цель
деятельности должны формироваться в человеке в первую очередь, начиная с
самого детского возраста. В настоящее время смысл и цель деятельности, как
правило, формируются стихийно на основе удовлетворения физических и
материальных потребностей. В раннем детстве мотивация определяется чисто
физическими потребностями без привлечения рационального мышления,
удовлетворение потребностей достигается непосредственным копированием
деятельности взрослых. По мере взросления у человека формируется
критическое отношение к деятельности, возникает осмысленный выбор того
или другого вида деятельности, формируется призвание1.
Формирование мотивации,
желания переосмысления своего
предназначения в системе мироздания является необходимым условием
освоения учебного материала в любой области знания.
Тема работы: «Мотивация школьников к учению».
Предмет:
Объект:
Цель: выявление особенностей формирования мотивации школьников к
учению при изучении иностранного языка.
Задачи:
1.
2.
Изучить и проанализировать источники по теме исследования;
Рассмотреть теоретические аспекты формирования мотивация
школьников к учению;
1 Субетто А.И. Творчество, жизнь, здоровье и гармония. – М.: Издательская фирма «Логос», 2012.
– 204 с.
2 3.
Предложить средства, которые необходимо использовать учителю
для развития мотивации учения у школьников (на материале английского
языка.
В работе использованы следующие методы исследования: метод
изучения источников, метод анализа и метод сравнения.
Структура работы: введение, основная часть, заключение, список
использованных источников. Основная часть состоит из двух частей.
В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых
информационных технологий в средней школе. Это не только новые
технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый
подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам
является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников,
обучение практическому овладению иностранным языком.
Современные педагогические технологии, такие как обучение в
сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных
технологий, Интернет ресурсов помогают реализовать личностно
ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и
дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня
обученности, склонности и т.д.
На уроках иностранного языка с помощью компьютера можно решать
целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения,
используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной
речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у
школьников устойчивую мотивацию к изучению иностранного языка.
Таким образом, актуальность данной темы может быть аргументирована
важностью проблемы отсутствия мотивации к изучению иностранного языка у
детей среднего старшего возраста
3 Объект: обучение иностранному языку с помощью инновационных
технологий.
Предмет: информационные технологии как средство формирования
мотивации обучения.
Цель данной работы: Теоритически обосновать и практически
разработать метод мотивации к изучению иностранного языка.
Задачи: Исходя из цели, объекта и предмета нами были поставлены
следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность информационных технологий, теоретически
обосновать использования информационных технологий в учебном процессе.
2. Изучить влияние информационных технологий на мотивацию
обучения.
3. Рассмотреть урок английского языка на предмет использования
информационных технологий
Методологической основой для решения поставленных задач
явились:
Современная концепция личностно ориентированного образования;
Учение о мотивации учебной деятельности;
Концепция информатизации образования Российской Федерации;
Федеральный государственный образовательный стандарт.
Практическая значимость состоит в том,
что современные
информационные технологии позволяют учителю разнообразить и качественно
улучшить формы урока, что способствует усилению учебной мотивации
учащихся к изучению иностранного языка и совершенствованию своих знаний
Применение информационных технологий позволяет обеспечить:
расширение сфер самостоятельной деятельности за счет возможности
организации разнообразных видов учебной деятельности, в том числе
индивидуальной, групповой на каждом рабочем месте;
4 индивидуализацию процесса обучения;
самостоятельность выбора режима учебной деятельности и
организационных форм обучения;
повышение мотивации обучения за счет компьютерной визуализации
изучаемых объектов, возможности самостоятельного выбора форм и
методов обучения.
Процесс обучения английскому языку является сложной постоянно
меняющейся системой. Компьютеризация обучения иностранному языку
помогает обеспечить доступ к информации и сократить время изучения языка.
Выделим основные методические функции, реализуемые средствами
компьютера на уроках иностранного языка:
1. Первичные:
информативная
тренировочная
контролирующиекорригирующая
2. Второстепенные:
коммуникативная
организационностимулирующая
Существует множество компьютерных программ, помогающих учителю
английского языка и учащимся при овладении иностранным языком.
Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед
традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные
виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают
осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности,
создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые
а также обеспечивают возможность учета ведущей
действия,
репрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода и
интенсификацию самостоятельной работы учащегося.
5 Следует также сказать об одном из наиболее революционных
достижений за последние десятилетия, которое значительно повлияло на
образовательный процесс во всем мире. Это создание всемирной
компьютерной сети, получившей название Интернет, что буквально означает
«международная сеть» (англ. International net).
Как информационная система,
Интернет предлагает своим
пользователям многообразие информации и ресурсов. Базовый набор услуг
может включать в себя:
электронную почту (email);
телеконференции (usenet);
видеоконференции;
возможность публикации собственной информации, создание
собственной домашней странички (homepage) и размещение ее на Web
сервере;
доступ к информационным ресурсам;
справочные каталоги (Yahoo!, InfoSeek/UltraSmart, LookSmart,
Galaxy);
поисковые системы (Alta Vista, HotBob, Open Text, WebCrawler,
Excite);
разговор в сети (Chat).
Эти ресурсы могут быть активно использованы на уроке английского
языка. Однако нельзя забывать о том, что Интернет – лишь вспомогательное
техническое средство обучения, и для достижения оптимальных результатов
необходимо грамотно интегрировать его использование в процесс урока.
ИКТ позволяет осуществить дистанционное, индивидуальное обучение,
открывает доступ к различной учебной информации (справочники,
энциклопедия, пособия и т.д.), но кроме всего перечисленного ИКТ позволяет
использовать в процессе обучения новые образовательные
6 1.
Теоретические аспекты формирования мотивация школьников к
учению
ХХI век определяется значительным ростом заинтересованности
общества в реализации интеллектуального, личностного и творческого
потенциала человека как важнейших источников его достижений, являющихся
основой прогрессивного развития современного высокотехнологического
общества.
7 Поэтому важнейшим аспектом в педагогической психологии является
исследование факторов, обеспечивающих достижения школьников.
Исследование психологических факторов влияющих на
успеваемость делит их на две основные группы: интеллектуальные и
2 .В течении многих лет психологи рассматривали
мотивационные
психометрический интеллект, измеряемый тестами, как наиболее
влиятельный фактор учебных достижений. Однако исследования
последних 30 лет убедительно показали, что мотивация обучения вносит
3 .
весьма существенный вклад в успешность обучения
Многочисленные исследования показали, что в течение учебного
года отношение обучаемых к различным видам учебной деятельности на
занятиях иностранного языка может резко изменятся в отрицательную
или положительную стороны. Это в свою очередь зависит от стиля
работы преподавателя (постоянное использование одного лишь учебника,
однообразных видов упражнений ослабляет положительные эмоции, и
учащиеся превращаются в пассивных созерцателей).
Ученые, исследующие мотивацию усвоения иностранного языка,
выделяют следующие основные виды мотивации с учетом
индивидуального развития потребностей учащихся:
коммуникативномотивационная, определяющаяся на основе
потребностей в общении;
лингвопознавательная мотивация, основанная на стремлении
обучающегося к познаванию языковых явлений;
2 Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2002.
3 Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2002.
8 страноведческая мотивация, зависящая от тематики и эмоциональной
заинтересованности учащегося в изучении иностранного языке4.
Подводя итог, следует сказать, что успешность обучения иностранным
языкам напрямую зависит от формирования и удержания мотивации и
реализации различных форм основополагающего принципа мотивации на
занятиях.
2.
Формирование мотивации школьников к учению на уроке
английского языка
4 Карпова М.В. Мотивация в процессе обучения иностранному языку // Альманах современной
науки и образования. – Тамбов: Грамота, 2011. – № 4 (47).
9 Образование – один из важнейших компонентов системы общества.
Информатизация образовательного процесса – одна из составляющих
современного образования. В настоящее время во всех сферах человеческой
деятельности ценится умение получать информацию из разных источников,
интерпретировать ее, грамотно пользоваться ею и создавать ее
самостоятельно. В современных условиях информатизации общества в
соответствии с социальным заказом очевидна необходимость обеспечения
гармоничного развития личности, умеющей ориентироваться и жить в
информационном пространстве и обладающей информационной культурой,
необходима модернизация системы образования с
следовательно,
привлечением новых информационнокоммуникационных технологий.
Информационнокоммуникационные технологии – это совокупность
методов, процессов и программнотехнических средств, интегрированных с
целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и
использования информации. ИКТ включают в себя различные программно
аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе компьютерной
техники, а также современные средства информационного обмена5.
ИКТ – это не только новые технические средства, но и новые формы и
методы обучения, новый подход к процессу образования. ИКТ активизирует
весь образовательный процесс, как на уроках, так и во внеурочное время, что
приводит к интенсификации обучения.
Вопросы интеграции и использования информационно
коммуникационных технологий в образовательном процессе освещены в
работах Е. С. Полата6, Е. И. Дмитриевой, С. В. Новикова, Т. А. Полиловой, Л.
И. Цветковой.
5 Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения
языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – М. : Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
6 Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие / Под ред.
Е. С. Полат. – М. : Академия, 2001. – 272 с.
10 Весь арсенал средств ИКТ нацелен на то, чтобы помочь и учителю,
помочь в
и учащимся выстроить систему самообразования,
познавательной, поисковой, творческой деятельности.
Учитывая
серьезную
заинтересованность обучающихся
информационными технологиями и владение компьютером на
пользовательском уровне, можно использовать их как инструмент
развития мотивации к обучению английскому языку.
Современные методы обучения иностранным языкам основаны на
коммуникативном подходе. Они не исключают возможности применения
Интернет технологий, которые вносят мобильность, демократичность,
открытость в образовательный процесс. Задачи учителя – активизировать
деятельность каждого учащегося в процессе обучения, создать ситуации для
его учебной и творческой активности.
Применение современных
образовательных технологий способствует повышению мотивации, интереса к
предмету, желания изучать язык.
Сегодня ИКТ внедряются не только в уроки, но также
используются и при организации внеклассной работы учащихся. Прежде
всего, это разработка и оформление проектов, рефератов, докладов,
проведение внеклассных мероприятий и игр, создание школьных газет.
Внеклассная работа, грамотно и гармонично связанная с учебной
дисциплиной, создаёт условия для более полного осуществления
практических, воспитательных, общеобразовательных и развивающих
целей образования. Внеклассная работа успешно поддерживает так
называемую близкую мотивацию, а также создаёт условия для
применения полученных знаний, приобретённых умений и навыков, что,
в свою очередь, обеспечивает стойкое положительное отношение к
учению.
11 Авторитет учебной дисциплины зачастую находится в непосредственной
зависимости от качества реализуемой в образовательной организации
внеклассной работы.
Примером формы внеклассной работы по иностранному языку с
использованием ИКТ может служить мероприятиеигра «Вадемекум».
Суть данной игры состоит в прохождении командами учащихся
маршрута, включающего памятные места, достопримечательности города. В
ходе прохождения пути ребята отвечают на сопутствующие вопросы,
выполняют задания развлекательного характера, задания на внимательность и
смекалку.
Места нахождения пунктов маршрута школьники определяют с
помощью навигаторов. Ниже представлен пример маршрутного листа.
Route plan
Coordinates of the object
Question
Answer
G00
G01
N 58008.146’ (58.136479)
E 52040.444’ (52.673129)
G02
N 58008.443’ (58.139806)
E 52040.318’ (52.673993)
G03
N 58008.223’ (58.136909)
E 52040.413’ (52.673226)
G04
N58008.378’ (58.14063430)
E52040.456’ (52.67005432)
Gymnasium № 14
What is this place?
What do you know about this
building?
What was located in this
building before?
Who are dedicated a plaque on
the
house to?
What is the boy?
По итогам прохождения всех контрольных пунктов маршрута
школьники, отвечая на вопросы о местах города, выполняют отчет в форме
проектноисследовательской деятельности. В качестве среды для работы
выбраны технологии Google, а именно Googleтаблицы и Googleпрезентации.
Выбор объясняется, прежде всего, распространенностью и доступностью
данных технологий, их унифицированностью (любой человек, имеющий
12 представление хотя бы об одном подобном продукте, достаточно легко и
быстро может освоить работу).
Главным же достоинством технологий Google в нашем случае является
возможность нескольким пользователям работать с одним документом
одновременно, сообща, редактировать наработки.
В ходе выполнения отчета школьники учатся работать с информацией,
ведут поисковую работу. Вместе с тем расширяют свой кругозор, обогащают
запас знаний об истории и культуре своего города, соответственно подобные
мероприятия способствуют формированию чувства патриотизма, что
является одним из приоритетных направлений в образовании, что отражено в
двух самых главных документах ФГОС второго поколения: концепции
духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России7 и
фундаментальном ядре содержания общего образования8.
Ребята принимают участие в активной коллективной деятельности, так
как они создают один общий продукт исследования – путеводитель,
включающий в себя информацию о достопримечательностях, культурных
местах города на английском языке. Безусловно, язык продукта вариативен,
возможен параллельный текст на русском языке. Также ребята создают
Googleпрезентации для наглядного отображения достопримечательностей
города.
Таким образом, конечным продуктом является путеводитель по городу
Глазову. Данный продукт школьники могут использовать для знакомства
иностранных туристов с городом, например, участников Международного
англоязычного лагеря, организуемого при школе.
7 Данилюк, А. Я. Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.
Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – Режим доступа : http://standart.edu.ru/catalog.aspx?
CatalogId=985. Дата обращения : 06.02.2012.
8 Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. Образования ; под ред.
В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – 4е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2011.
13 Заключение
Итак, для организации благоприятного климата, ориентирующего
учащихся на обучение, необходимо выбирать такие формы, методы и
средства, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность,
творчество, активизировать познавательную деятельность в процессе
обучения иностранным языкам. Одним из таких средств стали ИТК.
ИКТ открывает множество возможностей при организации
образовательного процесса; современные методики, такие как обучение в
сотрудничестве, проектная методика с использованием информационно
коммуникационных технологий, в частности Интернеттехнологий, помогают
реализовать личностноориентированный подход в обучении, что оказывает
влияние на учебную мотивацию школьников.
В качестве примера в данной работе представлена внеклассная работа
по иностранному языку с использованием ИКТ. Им стала мероприятиеигра
«Вадемекум».
Участие в подобных проектах, несомненно, играет далеко не последнюю
роль в развитии учащихся, поскольку они приобретают необходимые навыки
исследовательской деятельности, организации самостоятельной работы,
мероприятия способствуют развитию инициативы школьника,
его
способностей, снятию комплексов и психологических барьеров, мешающих
самовыражению.
14 Список использованных источников
1.
Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория
и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – М. :
Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
2.
Данилюк, А. Я. Концепция духовнонравственного развития и
воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В.
А. Тишков. – Режим доступа : http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985.
Дата обращения : 06.02.2012.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2002.
3.
4.
Карпова М.В. Мотивация в процессе обучения иностранному языку //
Альманах современной науки и образования. – Тамбов: Грамота, 2011. – № 4
Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика
(47).
5.
смысловой реальности. – М.: Смысл, 1999.
6.
Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования: учебное пособие / Под ред. Е. С. Полат. – М. : Академия, 2001. –
272 с.
7.
Субетто А.И. Творчество, жизнь, здоровье и гармония. – М.:
Издательская фирма «Логос», 2012. – 204 с.
Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад.
8.
наук, Рос. акад. Образования ; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – 4е
Duckworth F.L. at al // Proceedings of the National Academy of Sciences. –
изд., дораб. – М. : Просвещение, 2011.
9.
2011. – v. 108 (19). – P. 77167720.
10.
11.
Stenberg R.J. Successful Intelligence. – N.Y.: Simon&Schuster, 1996.
Tangney J.P. et al. // Journal of personality. – 2004. – V. 72 (2). – P. 271
322.
12. Walls T.A., Little T.D. // Jornal of Educational Psychology. – 2005. – v. 97.
– № 1. – P. 2331.
15 16
Мотивация школьников к учению
Мотивация школьников к учению
Мотивация школьников к учению
Мотивация школьников к учению
Мотивация школьников к учению
Мотивация школьников к учению
Мотивация школьников к учению
Мотивация школьников к учению
Мотивация школьников к учению
Мотивация школьников к учению
Мотивация школьников к учению
Мотивация школьников к учению
Мотивация школьников к учению
Мотивация школьников к учению
Мотивация школьников к учению
Мотивация школьников к учению
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.