«Мотивация учебной деятельности младших школьников»
Оценка 4.7

«Мотивация учебной деятельности младших школьников»

Оценка 4.7
Лекции
docx
классное руководство
1 кл
24.06.2018
«Мотивация учебной деятельности младших школьников»
В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться. Ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта на 70-80 % - от мотивов.Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе.
Мотивация учебной деятельности младших школьников.docx
«Мотивация учебной деятельности младших школьников»                 Учение, лишенное всякого интереса и взятое  только  силой принуждения, убивает в ученике                                охоту к овладению знаниями.                                   Приохотить ребенка к учению гораздо более  достойная задача, чем приневолить.                                                                                         К.Д. Ушинский     В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования.  Младший   школьный   возраст   благоприятен   для   того,   чтобы заложить основу для умения, желания учиться. Ученые считают, что результаты деятельности человека           на 20­30 % зависят от интеллекта           на 70­80 % ­ от мотивов. Мотивация ­   это   внутренняя   психологическая   характеристика личности,   которая   находит   выражение   во   внешних   проявлениях,   в отношении   человека   к   окружающему   миру,   различным   видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется   вообще,   либо   оказывается   крайне   неустойчивой.   От того,   как   чувствует   себя   ученик   в   определенной   ситуации,   зависит объем  усилий,  которые он прилагает  в  своей  учебе.  Поэтому важно, чтобы   весь   процесс   обучения   вызывал   у   ребенка   интенсивное   и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду. Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он   включен   в   деятельность,   соответствующую   зоне   его   ближайшего развития,   если   учение   будет   вызывать   положительные   эмоции,   а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным и  усиливающим роль эмоций. Одним   из   главных   условий   осуществления   деятельности, достижения определенных целей в любой области является мотивация. А в основе мотивации  лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом. Многочисленные исследования показывают, что для формирования полноценной учебной мотивации у школьников необходимо проводить целенаправленную   работу.   Учебно­познавательные   мотивы,   которые занимают   особое   место   среди   представленных   групп,   формируются только в ходе активного освоения учебной деятельности (УД). УД   имеет   определенную   структуру   (см.   структуру),   которая способствует   эмоционально­положительному   восприятию   учения, обеспечивает   школьнику   возможность   свободно   проявлять   эмоции, делает его истинным субъектом УД Виды мотивации: 1. Мотивация  лежащая вне  учебной деятельности • «Отрицательная»  – это  побуждения  школьника,  вызванное  сознанием  неудобств  и неприятностей,  которые  могут  возникнуть, если  он  не  будет  учиться. • Положительная  в  двух  формах: ­ определяется  социальными устремлениями  (чувство  гражданского  долга  перед страной, перед  близкими) ­определяется  узколичными  мотивами:  одобрение  окружающих, путь к личному  благополучию  и т.д. 2. Мотивация  лежащая  в самой  учебной  деятельности знательности, расширение  кругозора)  Связанная  непосредственно   с  целями  учения  (удовлетворение  любо приобретение  определенных  знаний,  Заложено  в   самом  процессе   учебной  деятельности,   (преодоление   реализация  своих   препятствий, способностей)   интеллектуальная   активность Мотивационная   основа   учебной   деятельности учащегося состоит из следующих элементов:  сосредоточение внимания на учебной ситуации  осознание смысла предстоящей деятельности  осознанный выбор мотива  целеполагание    стремление к цели (осуществление учебных действий) стремление   к   достижению   успеха   (осознание   уверенности   в правильности своих действий) самооценка   процесса   и   результатов   деятельности   (эмоциональное отношение к деятельности). Зная   тип   мотивации,   учитель   может   создавать   условия   для подкрепления   соответствующей   положительной   мотивации.   Обучение будет успешным, если внутренне принято ребенком, если опирается на него потребности, мотивы, интересы, т. е. имеет для него личностный смысл.       Необходимо   понимать общую   структуру   мотивации   к   учению в   этом возрасте:                                      Познавательная мотивация            Глубокий интерес к изучению какого­либо учебного предмета в начальных   классах   встречается   редко,   но   хорошо   успевающих   детей привлекают   разные,  в  том  числе   самые   сложные   учебные  предметы.       Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что­то   узнал,   понял,   чему­то   научился,   ­   значит,   у   него   развивается мотивация,   соответствующая   структуре   учебной   деятельности.   К сожалению,   даже   среди   хорошо   успевающих   учеников   крайне   мало детей, мотивы.        Ряд   современных   исследователей   прямо   считают,   что   причины, объясняющие, почему у одних детей есть познавательные интересы, а у других их нет, следует искать, прежде всего, в самом начале школьного обучения.        Человек обогащается знаниями только тогда, когда эти знания для него   что­то   значат.  Одна   из   задач   школы  –  преподавать   предметы   в такой интересной и живой форме, чтобы ребенку самому захотелось изучать их и запомнить. Изучение только по книгам и при помощи бесед довольно ограничено. Предмет постигается гораздо глубже и быстрее, обстановке.   если      Чаще всего познавательные интересы формируются чисто стихийно. В редких случаях у одних вовремя рядом оказывается папа, книга, дядя, у   других   –   талантливый   учитель.   Однако   проблема   закономерного формирования   познавательного   интереса   и   у   большинства   детей остается нерешенной. учебно­познавательные имеющих реальной в           его   изучают Мотивация достижения успеха.               от     отличать личности престижной   Престижная            У   детей   с   высокой   успеваемостью   ярко   выражена   мотивация достижения успеха — желание хорошо, правильно выполнить задание, получить   нужный   результат.   В   начальных   классах   эта   мотивация нередко   становится   доминирующей.   Мотивация   достижения   успеха, наряду с познавательными интересами, — наиболее ценный мотив, ее мотивации. следует мотивация .                    Престижная   мотивация   характерна   для   детей   с   завышенной самооценкой   и   лидерскими   наклонностями.   Она   побуждает   ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым.        Если   престижной   мотивации   соответствуют   достаточно   развитые способности, она становится мощным двигателем развития отличника, который   будет   на   пределе   своей   работоспособности   и   трудолюбия добиваться   наилучших   учебных   результатов.   Индивидуализм,   по­ стоянное   соперничество   со   способными   сверстниками   и пренебрежительное   отношение   к   остальным   искажают   нравственную детей. направленность        Если   же   престижная   мотивация   сочетается   со   средними способностями, глубокая неуверенность в себе, обычно не осознаваемая ребенком,   наряду,   с   завышенным   уровнем   притязаний   приводят   к неуспеха. бурным                                                                       Мотивация избегания неудачи.            У неуспевающих учеников престижная мотивация не развивается. Мотивация   достижения   успеха,   а   также   мотив   получения   высокой оценки характерны для начала обучения в школе. Но и в это время отчетливо   проявляется   вторая   тенденция   —   мотивация   избегания неудачи.   Дети   стараются   избежать   «двойки»   и   тех   последствий, которые   влечет   за   собой   низкая   отметка,   —   недовольства   учителя, родителей. санкций       К окончанию начальной школы отстающие школьники чаще всего лишаются   мотива   достижения   успеха   и   мотива   получения   высокой отметки (хотя продолжают рассчитывать на похвалу), а мотив избегания неуспеха   приобретает   значительную   силу.   Тревожность,   страх получения плохой оценки придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную   окрашенность.   Почти   четверть   неуспевающих третьеклассников отрицательно относится к учению из­за того, что у них преобладает этот мотив. ситуациях реакциям таких   в                                                                 Компенсаторная   мотивация.                   К   этому   времени   у   неуспевающих   детей   возникает   и   особая компенсаторная   мотивация.   Это   побочные   по   отношению   к   учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области — в занятиях спортом, музыкой, рисованием, в заботах о младших членах семьи и т.п. Когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой­то сфере деятельности, низкая успеваемость не становится ис­ точником тяжелых переживаний ребенка.                        В ходе индивидуального и возрастного развития структура изменяется. мотивов        Обычно в школу ребенок приходит положительно мотивированным. Чтобы у него не угасло положительное отношение к школе, усилия учи­ теля должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны, и развитие учебных интересов—с другой.         Формирование   устойчивой   мотивации   достижения   успеха необходимо   для   того,   чтобы   размыть   «позицию   неуспевающего»,   по­ высить   самооценку   и   психологическую   устойчивость   школьника. Высокая   самооценка   неуспевающими   учащимися   отдельных   своих качеств и способностей, отсутствие у них комплекса неполноценности и неуверенности   в   себе   играют   положительную   роль,   помогая   таким школьникам   утвердиться   в   посильных   для   них   видах   деятельности, являются   базой   для   развития   учебной   мотивации. Как  развивать  у  школьника  интерес к  предмету? Интересный урок можно создать за счет следующих условий:  личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);  содержания   учебного   материала   (когда   ребенку   просто   нравится содержание данного предмета);  методов и приемов обучения. Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя. Вспомним  некоторые требованиях к современному уроку. С   позиций   современной   педагогической   науки   следует   обратить внимание на следующее:  По возможности стараться на уроке обратиться к каждому ученику не по   одному   разу,   а   не   менее   3–5   раз,   т. е.   осуществлять   постоянную «обратную   связь»   – корректировать   непонятное   или   неправильно понятое.  Ставить   оценку   ученику   не   за   отдельный   ответ,   а   за   несколько   (на разных этапах урока) – вводить забытое понятие поурочного балла.  Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т. д. Основная задача каждого учителя – не только научить, а развить мышление ребенка средствами своего предмета.  Стараться, когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы одного   предмета   с   родственными,   так   и   другими   учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся. У  большей части нынешних детей отсутствует учебная мотивация:               ­   у 79% учащихся учебная мотивация находится на стадии формирования (т.е. преобладают игровые мотивы),             ­   у 1% учащихся не сформирована,             ­   и только у 20% сформирована 3 типа отношения к учению       положительное, безразличное и отрицательное.   Положительное   отношение  к   учению   характеризуется   активностью учеников   в   учебном   процессе,   умением   ставить   перспективные   цели, предвидеть   результат   своей   учебной   деятельности,   преодолевать трудности на пути достижения цели.  Отрицательное   отношение  школьников   к   учению   –   не   желание учиться, слабая заинтересованность в успехах, нацеленность на отметку, не   умение   ставить   цели,   преодолевать   трудности,   отрицательное отношение к школе и учителям.             Отношение школьника  к учению выражается в следующей активности:      ­   готовность выполнять учебные задания ­   стремление к самостоятельной деятельности ­   сознательность выполнения задания ­   систематичность обучения ­       стремление   повысить   свой   личный   уровень,   самостоятельность: осуществление   деятельности   самим   учащимся   без   помощи   учителя, взрослых.                             Причины низкой успеваемости учащихся. Неумение  учиться  и  преодолевать  трудности   познавательной деятельности   (усидчивость,   терпение,   навыки   счета,   запоминания, письма,   внимательность,   умение   слушать   и   выразительно   говорить, чувство   ответственности,   умения   и   навыки   сотрудничества   с окружающими и т.д.).  Многие   навыки   приобретаются   до   поступления   в   школу,   другие формируются в начальной школе, третьи совершенствуются вплоть до выпуска из школ 2. Отвлекающие факторы детской жизни.  Обучение требует от школьника все больше времени не только в школе, но и дома.    Но   это   ему   трудно   делать   потому,   что   вокруг   него   различные   соблазны: телевизор, компьютер, друзья, центры развлечений  и др.; 3.  Однообразие жизни и учебного процесса, школьная рутина.                        В школе детям не хватает движения, смены впечатлений, событий, ярких, совместных с учителями, родителями, творческих дел; 4.  Авторитарная позиция учителей и родителей, когда в школе и дома темой разговора становится учеба и успеваемость, когда других тем общения не существует. Что такое мотивация? Мотивация  ­  ( от латинского корня, означающего "двигать«)                              ­   внутреннее   побуждение, интерес, заинтересованность, желание, стремление к чему­то.                               Мотив –  это побуждение к деятельности, то, ради чего учащийся совершает ту или иную деятельность. Группы мотивов: 1. Внутренние (познавательные) мотивы. Связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения, потребность в овладении новыми умениями, навыками и знаниями. 2.    Внешние (социальные) мотивы. Связаны с потребностями ребенка в общении с людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.           Преобладающая мотивация              Для     развития     личности   ученика   наиболее   благоприятным   внутренней   мотивации  учебной является   деятельности       преобладание              Обучение   будет  успешным, если  внутренне  принято  ребенком, если  опирается  на  него потребности, мотивы, интересы, т. е.  имеет для  него  личностный  смысл.        Истинный источник мотивации человека находится  в нём самом.           Вот почему значение придаётся не мотивам обучения ­ внешнему  .    нажиму, а мотивам учения ­  внутренним побудительным силам   Структура мотиваций 1. Познавательная мотивация. Ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что­то узнал, понял, чему­то научился. 2. Мотивация достижения успеха.     Ребёнок проявляет желание хорошо, правильно выполнить  задание, получить нужный результат.    В   начальных   классах   эта   мотивация   нередко   становится       доминирующей.  3. Престижная мотивация         Характерна   для   детей   с   завышенной   самооценкой   и   лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым. 4. Мотивация избегания неудачи.  Дети стараются избежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, — недовольства учителя, санкций родителей        5.   Компенсаторная мотивация Это   побочные   по   отношению   к   учебной   деятельности   мотивы, позволяющие   утвердиться   в   другой   области   —   в   занятиях   спортом, музыкой, рисованием, в заботах о младших членах семьи и т.п.     В ходе индивидуального и возрастного развития структура мотивов изменяется.                    Мотивация успеха Формирование устойчивой мотивации достижения успеха необходимо для   того,   чтобы   размыть   «позицию   неуспевающего»,   повысить самооценку и психологическую устойчивость школьника.         Высокая самооценка неуспевающими учащимися отдельных своих качеств и способностей, отсутствие у них комплекса неполноценности и неуверенности   в   себе   играют   положительную   роль,   помогая   таким школьникам   утвердиться   в   посильных   для   них   видах   деятельности, являются базой для развития учебной мотивации.             Преобладающая мотивация Среди   разнообразных   социальных   мотивов   учения   ведущими   в начальной школе являются мотивы :  «доставить радость родителям»,  «хочу больше знать»,  «на уроке интересно».  Мотивационная роль отметки В большинстве случаев дети говорят, что отметка радует или огорчает учащихся и их родителей.  Не   все   дети   понимают   смысл   отметки,   но   большинство   детей   хотят работать на отметку. Учащиеся   1­2   классов   воспринимают   отметку     как   оценку   своих стараний, а не качества проделанной работы. Отношение родителей к школьной отметке • Что ты получил сегодня? • Ничего, не расстраивайся, у нас еще есть время все исправить. • Я так и знала. И в кого ты такой уродился? • Марш в свою комнату! И не показывайся мне на глаза! • Ты ведь умница! В следующий раз учительница в этом убедится. • Сколько можно тебе это объяснять! • Тебе   нужна   моя   помощь   или   ты   попробуешь   еще   раз   сделать самостоятельно? • Кто­нибудь получил отметку лучше, чем ты? • Садись и учи еще раз, а я потом проверю! • Давай попробуем разобраться в том материале, который для тебя так труден. • Знаешь, когда я была маленькой, этот материал тоже давался мне с трудом. • Давай еще раз заглянем в учебник, я думаю это нам поможет. • Вот так и будешь на тройках и двойках ехать? • Вот придет отец, он тебе покажет за двойку! • Посмотри, как я учился, а ты?             • Не ругайте ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться, чтобы быть в ваших глазах хорошим. • Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда не высок, объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше   важны   знания,   которые   он   сможет   приобрести   в   результате ежедневного упорного труда. • Не заставляйте ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия. • Никогда   не   выражайте   сомнений   по   поводу   объективности выставленной вашему ребенку оценки вслух. • Есть сомнения – идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации. • Не   обвиняйте   беспричинно   других   взрослых   и   детей   в   проблемах собственных детей. • Поддерживайте ребенка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой. • Демонстрируйте   положительные   результаты   своего   труда,   чтобы ребенку хотелось вам подражать. Какие  способы  повышения  работоспособности   на  уроке   необходимо использовать?        Вместе с тем важно научить ребенка самого ставить перед собой цели. На разных уроках в ходе анализа нового материала, при проверке домашнего задания желательно вначале подводить ребенка к пониманию цели учителя, а затем к самостоятельной постановке своих, имеющих для него личностный смысл целей. Надо стремиться последовательно, отрабатывать с ним постановку разных целей ­ близких, перспективных, простых, сложных и т.д. Важное условие при этом ­ они должны быть реально   достижимы.   При   структурировании   взаимодействия необходимо   не   только   прогнозировать   специальные   ситуации,   но разрабатывать специальные задания, отражающие компоненты учебной деятельности. Задания могут быть следующего характера: • • • • • • • • • ­ определите собственные цели занятия (его этапа); ­ подумайте, ради чего вы хотите сегодня работать на занятии; ­ определите важность, значимость изучаемого материала; ­ проанализируйте свои мысли, не возникли ли у вас дополнительные предложения по изучению учебного материала; ­ сформулируйте свои учебные задачи (или выберите из предложенных); ­ определите способ решения своей учебной задачи; ­ ответьте себе, удалось ли вам решить свою учебную задачу; ­ определите свои затруднения во время занятия; ­ представьте себя на месте преподавателя: что бы вы предложили для получения ответов на свои вопросы, нерешенные задачи и др.                           Как поддерживать школьную мотивацию 1.Поддерживать и формировать интерес к информации «Ужасно интересно все то, что неизвестно». Роль взрослых поощрять этот интерес. Младших школьников волнует, как все вокруг устроено, как все работает, собирается и разбирается. 2.Поддерживать и стимулировать интерес к способу действия. Дойти до эффективного способа решения самому ­ это удовольствие исследователя   творца.   Необходимо   развивать   самостоятельность мышления детей. 3.Использовать   детский   интерес   к   людям,   организующим процесс обучения Возможность общаться  и выстраивать ценные для детей  отношения с родителями и педагогом ­ для многих огромный стимул. 4.Создавать   условия   для   реализации   потребности   в самовыражении и самопрезентации. Некоторым детям присуща такая черта, как демонстра­тивность.  Если дети   лишены   возможности   проявлять   эту   особенность   «законным путем», то они вынуждены устраивать представления, кривляться. Всем детям нужны ситуации, позволяющие презентовать себя, свои таланты и возможности. Они стимулируют к учебе. 5. Создавать ситуацию успеха и социального признания. Многие   детей готовы хорошо и усердно учиться для того, чтобы их любили, уважали значимые взрослые. 6.   материальных выгод и преимуществ.   Использование   мотивов   избегания   наказания,   получение                    Для многих школьников практически незаменимый: если внутренние   источники   познавательной   активности   слабы,   желание проявить себя и заявить о себе не развито, без них трудно обойтись.                   Такие стимулы исчерпаемы и для своей подпитки требуют постоянного   увеличения   габаритов   как   наказания,   так   и   поощрения. Если   это     единственный   источник,   то   вряд   ли   мы   стоит     ожидать хороших  учебных результатов.                            Заинтересованность взрослых Процесс образования ­ самое трудное дело в жизни человека.  А в трудном деле нельзя оставлять ребенка  одного .  Занимайтесь со своими детьми, помогайте им.  Как формировать отношение к учёбе младшего школьника. 1.Поговорите с ребёнком о его отношении к учёбе: почему он учится, чего боится больше всего (разочаровать родителей, сделать ошибку и т.д.) 2. Развивайте его познавательные интересы. 3. Расскажите ему, что оценка, которую он получает, не так важна, как важно то, о чём он узнает. Об оценках забудут, а знание останется. 4. Отмечайте его достижения, акцентируя внимание не на отметку, а на знания и умения. Ребёнок должен почувствовать, что не оценка играет решающую роль, а то, за что он получил её. 5. Расскажите ему, как много он может узнать в школе и как интересно будет с каждым годом приобретать всё новые и новые знания. 6. 7.  Учите ребёнка планировать свою деятельность.   Поощряйте   любые   его   начинания,   даже   если   результат   не   будет соответствовать вашим ожиданиям.                     Как установить контакт с ребенком? • устранить все, что порождает конфликт; • перестать читать нотации; • не забывать хвалить, если ребенок заслужил это; • нельзя возлагать больших надежд на исправление учебных дел; • относиться сдержанно к школьным неудачам • интересоваться, чем живет ваш ребенок; • постепенно входить в жизнь ребенка, втягивать его в жизнь семьи; • выбрать общее дело, которое вызывало бы интерес у школьника и было знакомо родителям;             Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного   процесса   и   определяет   успешность   учебной   деятельности. Отсутствие   мотивов   учения   неизбежно   приводит   к   снижению успеваемости, деградации личности, а в конечном счёте к совершению подростками правонарушений. Можно сделать следующие выводы: 1)  мотивация  является   особо   важным   и   специфичным   компонентом учебной деятельности; 2)  через   мотивацию  педагогические   цели   быстрее   превращаются   в психические цели обучаемых; 3) через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному   предмету   и   осознаётся   его   ценностная   значимость   для личностного развития; 4) через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов. Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем совре­ менной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обус­ ловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач форми­ рования у школьников приемов самостоятельного приобретения зна­ ний   и   познавательных   интересов,   формирования   у   них   активной жизненной позиции.                                   Процесс повышения учебной мотивации у младших школьников   будет   эффективнее,   если   педагоги   и   психологи   в   своей работе будут использовать разнообразные формы, приёмы   и методы и будут   учитывать   следующие   факторы,   влияющие   на   формирование учебной мотивации (см. схему): Работа же по формированию мотивов учения предполагает наличие трёх блоков,   каждый   из   которых   имеет   свой   набор   компонентов   и взаимосвязей и представляет свой вид деятельности (эмоциональный, мотивационно­целевой, познавательный). Каждый блок рассматривается с позиции получаемого результата, который выступает основанием для использования в других блоках. Таким   образом,   каждый   новый   блок   возникает   на   основе предшествующего   и   становится   на   данном   этапе   приоритетным, управляющим и подчиняющим себе другие. В зависимости от учебной ситуации   один   блок   может   пронизывать   или   дополнять   другой.   Так, эмоционально­волевые   проявления   младших   школьников   становятся мотивом поведения, ориентированного на достижение цели. В развитии способности к целеполаганию, важная роль отводится умению ребёнка управлять   своими   эмоциями,   поведением   и   деятельностью.   В   свою на   и   речь узнали уроке?" очередь, благодаря развитию самостоятельности у младших школьников формируется умение ставить цель и предвидеть результат предстоящей деятельности. Параллельно у ребёнка проявляются такие качества как инициативность,   любознательность,   что   позволяет   ему   управлять своими эмоциями и регулировать своё поведение. Главная задача эмоционального блока состоит в том, чтобы вызвать у учащихся любопытство ­ причину познавательного интереса. Учитель использует для этого следующие приемы: 1) создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания; 2)   положительный   эмоциональный   настрой,   через   создание   на   уроке доброжелательной   атмосферы   доверия   и   сотрудничества,   яркую   и эмоциональную учителя; 3) рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других,   оценку   результата   деятельности,   вопросы,   требующие многовариантных   ответов   (например,   "почему   было   трудно?",   "что открыли, т.д.); 4)   занимательность,   необычное   начало   урока,   через   использование музыкальных   фрагментов,   игровые   и   соревновательные   формы, юмористические минутки. Мотивационно­целевой   блок  решает   задачу   обучения   учащихся целеполаганию в учении, осознания целей учения и их реализации. Это стало возможно благодаря следующим приёмам: 1) прерывание и незавершённость учебной деятельности, через создание ситуации   дефицита   знаний   и   самостоятельное   определение   целей последующей деятельности; 2)   предоставление   права   выбора,   через   разноуровневые   задания   (см. приложение),  дозированность   дом.   заданий,   совместное   планирование деятельности на уроке, варьирование заданий по степени значимости, прерывание деятельности; 3) реакция на ошибку, через приём "лови ошибку", выяснение причин ошибок действий; 4) практическая направленность, через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала. Познавательный   блок  направлен   на   формирование   учебной деятельности,   которая   характеризуется   умением   самостоятельно выделять учебную задачу (проблему) и овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности.   Данная   задача   реализуется   посредством   следующих приёмов: незавершённость последующих   и   определение   и знаний,   оценка     форма   необычная   других,   установление преподнесения промежуточных 1)   включение   учащихся   в   коллективную   деятельность,   через организацию   работы   в   группах,   игровые   и   соревновательные   формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём "метод проб   и   ошибок",   оказание   учащимися   помощи   друг   другу. 2) материала.  3)   создание   проблемной   ситуации,   через   анализ,   сравнение   учебных объектов,   организацию   обучения   от   учащихся,   создание   ситуации дефицита противоречий; 4)   сотрудничество   на   уроке,   через   совместное   решение   проблемы   и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение   существенных   признаков   предметов,   классификацию, обобщение, моделирование; 5) привлечение учащихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии,   использование   рефлексивных   линеек,   отзыв   учащихся   об ответе достижений; 6)   стимулирование   деятельности,   через   оценку,   благодарность, словесное   поощрение,   выставку   лучших   работ,   оказание   учителем незначительной помощи, усложнение заданий. Как   правило,   учебная   деятельность   ребенка   побуждается   не   одним мотивом,   а   целой   системой   разнообразных   мотивов,   которые переплетаются,   дополняют   друг   друга,   находятся   в   определенном соотношении между собой. Мотивационная   сфера  –   ядро   личности.   В   начале   своей   школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться. Причем учиться   хорошо,   отлично.   Среди   разнообразных   социальных   мотивов учения,   пожалуй,   ведущими   являются   мотивы   «доставить   радость родителям», «хочу больше знать», «на уроке интересно». Имея знания, ученик получает высокие отметки, которые, в свою очередь – источник других   поощрений,   залог   его   эмоционального   благополучия,   предмет гордости.   Когда   ребенок   успешно   учится,   его   хвалят   и   учитель,   и родители, его ставят в пример другим детям. Более того, в классе, где мнение учителя – не просто решающее, но единственное авторитетное мнение, с которым все считаются, эти аспекты выходят на первый план. Обобщая сказанное, можно сказать, что умело подобранный материал к уроку   усиливает   интерес   учащихся   к   занятиям,   т.е.   способствует формированию   положительной   мотивации   учения.   Каждый   учитель использует, конечно, свои методы, формы, приёмы. Одним из важных средств   решения   этой   проблемы   является   внеклассная   работа   по предмету. Учителя нашей начальной  школы проводят 1 раз в четверть интеллектуальные   игры     БМК   по   предметам   во   всех   параллелях. Проводятся групповые занятия по работе с одарёнными детьми.  Для этого используются творческие задания: составление загадок, ребусов, кроссвордов,   сочинение   сказок,   издание   книжек.   Ученики,   выполняя творческое   домашнее   задание,   разрабатывают   дидактические материалы. Мотивация   оказывает   самое   большое   влияние   на   продуктивность учебного   процесса   и   определяет   успешность   учебной   деятельности. Отсутствие   мотивов   учения   неизбежно   приводит   к   снижению успеваемости, деградации личности, а в конечном счёте к совершению подростками правонарушений. Можно сделать следующие выводы:  мотивация   является   особо   важным   и   специфичным   компонентом учебной деятельности;  через   мотивацию   педагогические   цели   быстрее   превращаются   в психические цели обучаемых;  через   мотивацию   формируется   определённое   отношение   учащихся   к учебному   предмету   и   осознаётся   его   ценностная   значимость   для личностного развития;  через   формирование   положительной   мотивации   можно   значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.                              Хочется подчеркнуть, что, работая с детьми младшего школьного   возраста,   важно   «не   навредить»,   и   работа   должна   быть направлена   на   сохранение   здоровья,   эмоционального   благополучия   и развития индивидуальности каждого ребенка.                Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда. Одним   из   эффективных   способов   формирования   и   сохранения мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха. Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд.                                Таким образом, целенаправленное и систематическое применение   разнообразных   форм   и   приёмов   развития   учебной мотивации у младших школьников укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов.   Каждый   ребёнок   смог   стать   успешным,   необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд.                  Как говорил Конфуций: «Жизнь самый лучший учитель». Она постоянно преподносит нам уроки, учит быть нас лучше и признавать свои   ошибки,   быть   упорным   и   добиваться   своих   целей   и   всегда надеяться на лучшее, ведь безвыходных ситуаций не бывает. Делайте лучшее, делайте хорошо. Чтобы   вы   ни   делали,   делайте   хорошо,   качественно,   с   любовью­ насколько вообще возможно. Делая лучшее из того, что  вы можете, вы не будете потом сожалеть.  «Куда бы Вы ни шли, следуйте туда всем своим сердцем»                                                                                                     Конфуций Чтобы добиться успеха в жизни, требуется всё от Вас зависящее. Мы не можем делать великие дела.  Мы можем делать только маленькие дела,  но с великой Любовью».  Мать Тереза

«Мотивация учебной деятельности младших школьников»

«Мотивация учебной деятельности младших школьников»

«Мотивация учебной деятельности младших школьников»

«Мотивация учебной деятельности младших школьников»

«Мотивация учебной деятельности младших школьников»

«Мотивация учебной деятельности младших школьников»

«Мотивация учебной деятельности младших школьников»

«Мотивация учебной деятельности младших школьников»

«Мотивация учебной деятельности младших школьников»

«Мотивация учебной деятельности младших школьников»

«Мотивация учебной деятельности младших школьников»

«Мотивация учебной деятельности младших школьников»

«Мотивация учебной деятельности младших школьников»

«Мотивация учебной деятельности младших школьников»

«Мотивация учебной деятельности младших школьников»

«Мотивация учебной деятельности младших школьников»

«Мотивация учебной деятельности младших школьников»

«Мотивация учебной деятельности младших школьников»

«Мотивация учебной деятельности младших школьников»

«Мотивация учебной деятельности младших школьников»

«Мотивация учебной деятельности младших школьников»

«Мотивация учебной деятельности младших школьников»

«Мотивация учебной деятельности младших школьников»

«Мотивация учебной деятельности младших школьников»

«Мотивация учебной деятельности младших школьников»

«Мотивация учебной деятельности младших школьников»

«Мотивация учебной деятельности младших школьников»

«Мотивация учебной деятельности младших школьников»

«Мотивация учебной деятельности младших школьников»

«Мотивация учебной деятельности младших школьников»

«Мотивация учебной деятельности младших школьников»

«Мотивация учебной деятельности младших школьников»

«Мотивация учебной деятельности младших школьников»

«Мотивация учебной деятельности младших школьников»

«Мотивация учебной деятельности младших школьников»

«Мотивация учебной деятельности младших школьников»

«Мотивация учебной деятельности младших школьников»

«Мотивация учебной деятельности младших школьников»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.06.2018