Мотивация в учебно познавательной деятельности учащихся.
Оценка 4.7
Семинары
doc
математика
Взрослым
07.01.2017
Личность – звено между мотивацией и её реализацией.
Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий её сформированности. Он заключается в том, что ребёнок получает «удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного её результата» (Б.И. Додонов).
мотивация.doc
Позднякова О.А.
Личность – звено между мотивацией и её реализацией.
Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности
выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий её сформированности. Он
заключается в том, что ребёнок получает «удовольствие от самой деятельности, значимости
для личности непосредственного её результата» (Б.И. Додонов).
Ребёнку тогда всё понятно, когда интересно. Значит, ребёнку должно быть интересно на
уроке. «Интерес» это синоним учебной мотивации, а мотивация – важнейший компонент
структуры учебной деятельности.
Если рассматривать всё обучение в виде цепочки «хочу – могу – выполняю с интересом
– личностно значим каждому», то мы видим, что интерес стоит в центре этого построения.
Интерес можно сформировать у ребёнка через самостоятельность и активность, через
поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, эмоциональную
окраску урока.
Важно, чтобы всё, что учитель делает на уроке, было значимо ученику, а потребности
учеников 5го класса отличаются от потребностей старшеклассников. Пятиклассникам
очень важно занять достойное положение в коллективе – это ведущий мотив поведения
младшего подростка, и поэтому с ними надо организовывать как можно больше
коллективных дел, игровых моментов, причём важны даже не сами игровые действия, более
значим результат игры. А вот у старших подростков появляются другие потребности – быть
популярным, ему важно утвердиться в собственном мнении, принять самого себя как
значимого.
Надо дать возможность сильному ученику двигаться вперёд, самостоятельно добывать
знания, развивать свой творческий потенциал. Каждый такой ученик поведёт за собой
других (метод побуждения через подражание сильной личности). А тем, кто отстаёт, надо
во время, оперативно прийти на помощь, а также организовать работу в порах. Никогда
нельзя оставлять ученика наедине со своими неприятностями, нельзя пропустить его успех.
Подготовил самостоятельно теоретический материал – покажи. Нашёл другой способ
доказательства – поделись; предложил оригинальный метод решения задачи – все улыбки
тебе. Таким образом, строится система: значимость – компетентность – добытые знания.
Мотивация познавательной деятельности ученика на уроке достигается за счёт опоры на
жизненный опыт, ребятам понятны и интересны задачи, связанные с работой родителей, так
как дети постоянно помогают им. Поэтому такие понятия, как привесы, удои, урожайность,
грузоподъёмность, делают значения понятными и значимыми.
Очень важно, чтобы учитель имел установку: любой изученный материал увязать с
жизнью, показать его значимость.
Отдельно хочется остановиться на некоторых методах обучения, способствующих
мотивации. Это, конечно же, метод сравнения, весьма эффективный инструмент не только
познания, но и мотивации. Ученики на деле убеждаются, как один материал увязывается с
другим. Ребята понимают, как важно учится не от случая к случаю, а систематически, как
важно знать одно, чтобы понимать другое. Развивая из урока в урок умение сравнивать,
учитель создаёт предпосылки для успешного решения заданий.
1 Чтобы уроки были разнообразными и интересными, использую «Конструктор урока»
Анатолия Гина.
2
Мотивация в учебно познавательной деятельности учащихся.
Мотивация в учебно познавательной деятельности учащихся.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.