Тема «Подготовка к сочинению-рассуждению
на морально-этическую тему
«Что такое доброта?»
Цель урока:
сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3).
Задачи:
образовательные:
1) расширение и углубление знаний по культуре речи;
2) повторение знаний обучающихся о типах речи, изобразительно-выразительных средствах языка,
развивающие:
1) развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений;
2)развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся;
3) формирование умения проводить содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать материал для собственного текста публицистического характера;
4) формирование умения писать сочинение-рассуждение (задание 15.3)
Воспитательные: формирование нравственных качеств учащихся;
Методы, технологии:
1. Критическое мышление
2. Информационно-коммуникативные технологии.
3. Дискуссия.
Формы: коллективная и индивидуальная
Методические приемы: выразительное чтение, слово учителя, индивидуальная беседа, работа со словом, работа со словарной статьей, работа по вопросам, анализ эпизодов текста.
Форма проведения: педагогическая мастерская.
Технология проведения:
Педагогическая мастерская интересна тем, что объединяет в себе:
а) игровые (технологии имитационного моделирования) и коммуникативно – исследовательские технологии. Характерной чертой данной технологии является моделирование жизненно-важных (практико-ориентированных) ситуаций и поиск путей их решения. Организационными формами могут быть деловые игры, ролевые и сюжетные игры-путешествия, дидактическая игра. Экспериментирование и моделирование как обучающие приемы.
б) Коммуникативно – исследовательские технологии. Организация процесса воспитания в содружестве, работа в группах, диалог, дискуссия. Организационная форма – совместный поиск решения проблемных ситуаций на основе активного взаимодействия всех участников процесса.
Ценность технологии – в наличии разных точек зрения, создание собственного продукта творчества. Итогом мастерской оказываются новые вопросы, над которыми ребёнок размышляет, находится в поиске ответов, формирует собственную культуру мысли, действия.
Оборудование:
запись песни «О доброте»
минусовка песни «Дорогою добра»
мультимедийный проектор,
презентация
компьютер.
Ход урока
1. Приветствие. Организация класса
- Добрый день. Я желаю счастья и добра.
А что вы пожелаете своим одноклассникам?
Посмотрите друг на друга. Найдите себе пару. Сядьте с тем, с кем хотели бы вы поработать сегодня.
2. Слово учителя.
-Требование к сочинению-рассуждению предполагает не только умение дать определение, но и умение привести убедительные доказательства. Сегодня мы будем учиться приводить аргументы, которые будут убедительными.
3. Стадия вызова.
-Вспомните, когда вам приходилось кому-то что-то упорно доказывать. Какие эмоции вы испытывали?
Возьмите лист бумаги и покажите это на бумаге. ( Комок в сторону)
У каждого из вас в распоряжении несколько листов. Они послужат черновиками.
Возьмите один лист, сложите его пополам.
Слева от сгиба в столбик напишите те чувства, какие вы испытали в начале урока.
Справа от сгиба - возможные причины этих чувств(эмоций).
Кто хочется поделиться ?
Отрицательные эмоции выплеснули.(Берем комочек, выпрямляем лист)
Мы должны помнить, что зло не нужно накапливать. Если доброта живет на свете, радуются и взрослые, и дети.
С чем ассоциируется у вас слово «доброта»?
Возьмите второй листок и напишите ваши ассоциации.
Кто хотел бы поделиться?
4. Стадия осмысления
-Кто догадался, над каким понятием мы будем работать? Озвучьте тему урока, попробуйте сформулировать цель и задачи.
Объясните значение этого слова. Дайте свое определение.
а) (Работа со словарями В.И. Даля и Ожегова. Читают подготовленные дети)
С чего необходимо начинать сочинение-рассуждение?(С тезиса)
На третьем листе напишите свой тезис. Доброта – это....
Зачитайте, пожалуйста.
Еще издавна люди стремились к добру. Эту мысль они отразили в пословицах.
б) работа в парах
Вспомните пословицы о доброте. Объясните значение.(Желающие выступают)
в) работа в группах
Опишите случай, когда вы проявляли доброту.
Родившегося человека можно сравнить с чистым листом бумаги. В процессе жизни этот лист заполняется духовными качествами.
На четвертом листочке напишите слова-синонимы к слову ДОБРОТА
Соберитесь в четверки и поделитесь своими словами.
г) творческая работа (работа с комком бумаги)
Рассказ учителя сопровождается действиями с бумагой. Формируют кулек, куклу.
Как вы думаете, трудно ли быть по-настоящему добрым?
Добрым быть трудно, ведь у каждого свой путь к доброте. Свои взлеты и падения.
5. Физминутка
6. Размышление
-Ребята, я предлагаю вам послушать притчу «Котёнок». (Чтение притчи с остановками ).
(Текст на каждого ученика)
1 фрагмент
Продавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входа объявление: «Продаются котята». Эта надпись, естественно, привлекла внимание местных детишек, и через считанные минуты в магазин вошел мальчик. Поприветствовав продавца, он робко спросил о цене котят.
«От 30 до 50 рублей»,- ответил продавец. Вздохнув, ребенок, достал кошелек и стал пересчитывать мелочь. «У меня только 2 рубля сейчас»,- грустно сказал он. - Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них»,- с надеждой попросил он продавца.
Вопросы:
-Что вы можете сказать о мальчике ?
-Каким вы его представляете?
-Подтвердите словами из текста ( 1 фрагмент)
- Как вы думаете купит ли котенка ?
- Интересно вам, что произойдет дальше?
2 фрагмент
Продавец улыбнулся и вынул котят из большого короба.
Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать. Только один из них, почему-то явно от всех отставал. И как-то странно подтягивал заднюю лапку.
«Скажите, а что с этим котенком?»- спросил мальчик.
Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки.
«Это на всю жизнь, так сказал ветеринар»,- добавил мужчина. - Поэтому котенок и хромает» .
Тогда мальчик почему-то очень заволновался: «Вот его-то я и хотел бы приобрести» .
Вопросы:
- Что означает слово « дефект?
- Кто такой ветеринар?
-Почему именно хромого котенка хотел приобрести мальчик?
-Как вы думаете, что произойдет дальше?
3 фрагмент
«Да ты что, смеешься? Это же неполноценное животное. Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай даром, я тебе его и так отдам»,- сказал продавец.
Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика вытянулось. «Нет, я не хочу брать его даром, -напряженным голосом произнес ребенок. Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги»,- твердо добавил он.
Сердце продавца дрогнуло. «Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать, как другие котята».
Вопросы:
- Изменилось ли решение мальчика?
- Что бы вы добавили о характере мальчика?
-Как вы думаете, что ответил мальчик продавцу?
4 фрагмент
При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей левой ноги. И тут пораженный продавец увидел, что нога мальчика ужасно искривлена и поддерживается металлическими обручами. Ребенок взглянул на продавца: «Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать, и этому котенку нужен кто-то, кто бы его понимал, как ему тяжело, и кто бы его поддержал», - дрожащим голосом произнес мальчик.
Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слезы переполнили его глаза... Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться. «Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были бы такие прекрасные сердечные хозяева, как ты»-, сказал продавец.
Учитель:
Понравилась ли вам притча? Скажите, пожалуйста, о каких чертах характера мальчика вы можете сказать? Чему учит эта притча? О чем вы задумались? Смогли бы вы поступить так, как этот мальчик?
В действительности, не столь важно, КЕМ вы являетесь, как тот факт, есть ли КТО-ТО, кто будет вас по-настоящему ценить за то, КАКОЙ вы есть, кто примет и полюбит вас без каких-либо оговорок. Ведь в этом и проявляется милосердие, качество, близкое слову доброта.
На пятом листочке приведите пример из этой притчи о проявлении доброты
Поделитесь своими предложениями
7. Рефлексия
-Чему учились? Какие задачи ставились? Достигли мы их?
Какой этап запомнился? Чем?( Во время рассказа завершаем работу с куклой)
В жизни мы часто совершаем ошибки. Очень хочется изменить все и всех. Проходит время, и ты понимаешь, что единственный человек на земле, которого мы в силах изменить, это мы сами. Надо быть добрыми. Ведь добро творит чудеса.
8. Домашнее задание
Написать сочинение-рассуждение « Что такое доброта?»
Благодарю за теплый, доверительный разговор, за умные мысли.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.