Моя педагогическая философия
Есть легенда о том, что люди когда-то были невероятно смелыми и могучими: о двух головах, о четырёх ногах и руках, о двух сердцах, бившихся в едином ритме. И в непобедимой гордости своей поднялись люди на самого Зевса, долго бились они с ним, и только после тяжкого, изнурительного боя победил громовержец. Борясь за свою олимпийскую власть, поборол он геройское племя. Рассек он каждого пополам, а половинки разбросал по свету. И вот с тех пор ищут они друг друга и, если находят, - счастливы, а если сливаются неправильно – страдают, не находят счастья.
Это миф о познании самого себя, своего места среди людей. Это миф и о поисках своего дела. Найдешь себя в работе – счастлив, не найдешь – нет тебе счастья.
Я всегда знала, где искать свою вторую половину.
У меня самая лучшая в мире профессия-Учитель, самая ответственная профессия-Творец, самая интересная профессия-Чудак. Именно благодаря этой профессии я расту сама, набираюсь Мудрости, учусь Терпению и чувствую себя совершенно Счастливым человеком. Это так здорово, когда идешь на работу не работать, а просто продолжать жить (хотя наша вся жизнь - это отчасти работа над собой). Я работаю в школе, в которой это делать легко. А легко потому, что я люблю свою школу, люблю свой коллектив и конечно очень люблю своих учеников. Все мои дети очень разные. И выпуская каждый свой класс из начальной школы, мне всегда казалось, что он самый лучший. Но приходят другие, и ты начинаешь любить их, так же как и прежних. Наверное, в этом для меня и заключается любовь к моей профессии.
И я точно знаю, что для учителя это самое главное. Вспомним известные слова Л.Н. Толстого: «Хочешь наукой воспитывать ученика, люби свою науку и знай её, и ученики тебя полюбят и науку, и ты воспитаешь их; но если ты сам не любишь ее, то, сколько бы ты ни заставлял учить её, наука не произведет воспитательного влияния». Надо любить не только свой предмет, но и детей, надо быть добрым и требовательным одновременно. У детских врачей есть такое правило: прикасаясь к ребенку, согрей свои руки. У педагогов другое правило: обращаясь к ребенку, согрей свое сердце. Нелегко с любовью относиться к каждому ученику, преодолевать настороженное, а иногда и враждебное отношение детей к своему учителю. Но учитель должен перешагнуть и через это.
Дети – это чудо света,
Я увидела это сама.
И причислила чудо это
К самым чудным чудесам.
Мы перед будущим в ответе.
Наша радость, боль и грусть,
Наше будущее – дети.
Трудно с ними, ну и пусть.
В наших детях наша сила,
Внеземных миров огни,
Лишь бы будущее было
Столь же светлым, как они.
Моя жизнь – в школе. Вот уже двадцать девять лет первого сентября я переступаю порог родной школы, и нет для меня большей радости, чем видеть «распахнутые» детские глаза, улыбки, сознавать, что самое большое и значительное в мире закладывается здесь. Школа стала не просто работой. Это душа. И всегда становится легко, когда осознаешь потребность так организовать учебный труд детей, чтобы он был радостным, успешным.
Уметь чувствовать ребенка, уважать его, уважать мнение детского коллектива, строить свою работу таким образом, чтобы дети не чувствовали над собой жесткого контроля и в то же время ощущали поддержку и требовательность учителя, - именно так я и стараюсь работать.
Главное для каждого педагога – видеть положительный результат кропотливого труда. Это вознаграждение за плодотворную работу, порой совсем незаметную для других людей.
Хочется отметить, что важную роль в становлении личности играет нетрадиционная методика ведения уроков, где учитель заранее не может программировать ответы учеников, а ждет от них оригинального подхода к решению той или оной проблемы, которая ставится в начале урока либо учителем, либо учениками. Дети свободно мыслят, рассуждают, спорят, не боясь ошибок, потому что страх ошибиться, ограничивает свободу мысли, тормозит поиск, требует от человека шаблонного мышления (надо сказать правильно, чтобы понравилось учителю...). Учитель на таких творческих уроках становится не информатором, а участником. Мне лично близок такой подход к ведению уроков, когда урок превращается в совместный поиск, где в творческом общении каждый (и я тоже) открывает для себя что-то новое. Где невозможно закончить урок, поставив точку в решении проблемы. Хочется искать и работать дальше.
Я думаю, как через эти уроки научить детей искать, творить, стремиться самому исправить свои ошибки. Но при всём при этом, идя к детям, нам, учителям, надо помнить, что если мы не имеем дара Любить Любого!!! ребенка, понимать его, слышать..., то никакие новейшие технологии и методики не стоят своих усилий. Душа ребенка подобна зерну прекрасного Чудо-Цветка. Но расцветет ли он? -зависит от нас.
Сегодня, чтобы уверенно ступать на пути педагогического поиска, я понимаю, что нужно многое знать в педагогике, надо осваивать новые программы, изучать новую технику, читать энциклопедии, справочники, руководства, способные воздействовать на сознание учеников. В этом разнообразии точек зрения, позиций, подходов важно выбрать нужное для себя, выбрать собственную позицию. И я учусь. Самостоятельно освоила работу с компьютером, и сегодня я уверенный пользователь ПК. С помощью интернета осваиваю новые программы, повышаю образовательный уровень.
Мне кажется, что работа Учителя складывается из трех компонентов, трех прописных Т. Труд. Терпение. Творчество. Нет учителя без труда, нет учителя без терпения, нет учителя без творчества». Эти слова – моё кредо.
Бежит неутомимо время,
Проходит жизнь, как тень от облаков.
Дороже всех наград и премий
Слова любви моих учеников.
Они идут у них от сердца,
О чистом чувстве, говоря…
Они со мной - и сразу верится,
Что жизнь -то прожита не зря!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.