ЭССЕ
на тему
Часто люди задают мне такие вопросы «Кто такой социальный педагог? Чем он занимается? Какова его роль в школе?». Простая неосведомленность людей. Ведь эта профессия появилась на рынке труда сравнительно недавно. Хотя имеет корни в далеком прошлом. Всё же в этом эссе я попробую ответить на эти вопросы.
Социальная работа в том или ином качестве осуществлялась во все времена. В современных условиях обострения экономических, политических и социальных проблем потребовалась социальная помощь семьям, где есть дети-инвалиды, детям, страдающим от жестокости родителей – алкоголиков или наркоманов, семьям-беженцам. И, именно поэтому становление в России профессии «социальный педагог», ее высокий общественный статус, быстро растущая потребность в службах социальной защиты людей выдвинули подготовку социальных педагогов на одно из приоритетных мест в системе гуманитарного образования. Сейчас необходимость этой профессии еще более обострилась в связи с увеличением количества подростков, употребляющих алкоголь и наркотики, с ростом преступности. Все это говорит о том, что наше общество нуждается в социальных педагогах. Поэтому профессия «социальный педагог» должна расти и развиваться.
Я окончила социальный факультет Дагестанского государственного университета, специальность «социальная педагогика». Даже если вы окончили институт с красным дипломом и рветесь работать, вы можете не преуспеть на этом поприще. Такой вид деятельности предполагает большой набор профессиональных качеств:
• желание постоянно работать с детьми;
• огромное терпение (дети могут такие причуды выкидывать, что вы не поверите, пока не увидите);
• умение приспосабливаться к каждому ребёнку отдельно от коллектива;
• высокую наблюдательность, так как именно в мелочах кроется корень проблем;
• коммуникабельность;
• искреннее желание помочь каждому трудному ребёнку;
• чувство ответственности, так как порой именно от вас зависит дальнейшая судьба ребенка;
• высокий уровень психической и эмоциональной устойчивости.
Если перечислить функции и направления деятельности социального педагога в школе, то вначале может показаться, что они схожи с функциональными обязанностями классного руководителя или заместителя директора по ВР или вообще любого учителя. Профессии учителя и социального педагога роднит то, что объектом их внимания является ребёнок, его развитие и становление в обществе. Но можно провести разграничения.
Слово «социальный» является однокоренным со словом «социум» - общество. Заглянем в толковый словарь: «социальный» - общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе. Не секрет, что найти своё место в обществе не менее важно, чем получить определённый багаж знаний. Школа непременно должна оказывать в этом содействие. Эта функция и будет первой.
В любом коллективе нужно самоутвердиться, занять свою нишу и учиться этому надо заранее. Находясь ещё в детских учреждениях, дети каждую минуту решают сложнейшие задачи: как сделать так, чтобы тебя приняли в коллективе? как научиться не идти ни у кого на поводу и уметь отстаивать своё мнение? как добиться уважения окружающих? как выходить из спорных ситуаций? как говорить так, чтобы тебя слушали? На эти и многие другие вопросы нужно учиться отвечать уже сейчас, для того чтобы в будущем накопить определённый багаж знаний и умений. Здесь и проявляется вторая функция социального педагога – оказывать помощь в успешной социализации учащихся.
Социальный педагог представляет посредническую роль между школой и окружающим её миром, между администрацией школы и учащимися и их родителями через классного руководителя в частности. Это третья функция социального педагога – осуществлять роль посредника: договориться о совместных действиях и мероприятиях, постараться уладить конфликтную ситуацию между родителями и педагогами, организовать встречу школьников с нужными людьми и в нужное время. Социальный педагог тесно сотрудничает с органами социальной защиты, опекунским советом, полицией. Он везде и всегда должен представлять и защищать интересы ребёнка в государственных учреждениях, различных комиссиях, административных органах.
Работа социального педагога направлена на выполнение множества функций: посредническую, охранно-защитную, диагностическую, коррекционно-реабилитационную и предупредительно-профилактическую. Социальный педагог объединяет в себе воспитателя, социального работника, педагога дополнительного образования, психолога, педагога, дефектолога, организатора воспитательной деятельности и в чём-то - юриста. Всё это говорит о том, что наша деятельность уникальна и универсальна.
Социально-педагогическая деятельность действительно многопрофильна, но в какой бы сфере не работал социальный педагог, ему приходится работать с людьми, а более всего с детьми.
В центре внимания социального педагога находятся дети и семьи группы риска. Подростки, у которых социализация проходит успешно в основном не нуждаются во внимании социально-психологической службы. В группу риска входят дети и семьи, как правило, с психологическими, интеллектуальными, педагогическими, социальными отклонениями от нормы, возникшими как следствие дефицита полноценного социального воспитания. Общество может не принимать человека, который в силу разных причин имеет проблемы со здоровьем, который не может освоить законы и нормы поведения в обществе и которые не могут работать и учиться как остальные. Сюда же входят категория детей, перенесшие душевную травму. Все эти дети и их семьи требуют заботы и защиты общества.
Сложна и многогранна работа социального педагога. Сколько надо знать, уметь и успеть, чтобы найти подход к каждому ученику, ведь каждый – это личность! И вот этой сложной и интересной работой я занимаюсь 8 лет.
Первые шаги были нелегки: пришлось столкнуться с массой трудностей. Как это часто бывает, за деревьями не все способны увидеть лес, т.е. не каждый понимал должностной круг моих обязанностей и поэтому социальный педагог для них выступал как «человек на подхвате». Непонимание со стороны коллег способствует разочарованию в избранной профессии. Часто сама себе задавала вопрос: «А что меня здесь держит? Что является стимулом в работе?». Терпение и искренняя любовь к детям – вот то, что делают нас педагогами с большой буквы. Эти качества в наибольшей степени нужны социальному педагогу. Дети – наше будущее и социальный педагог должен внести вклад в будущее, выстраивая доверительные и полезные для ребенка отношения и поэтапно развивая в ребенке сильную личность с правильными нравственными позициями.
Установление контакта – первый и определяющий шаг в работе социального педагога. Первое впечатление о тебе определяет всю дальнейшую работу с этими детьми. Поэтому к знакомству с классом или с семьей или с отдельным ребенком нужно подготовиться основательно. Все должно пройти максимально комфортно для всех участников «знакомства». Заходя в класс, я замечаю устремленные на меня взгляды детей. В чьих-то глазах интерес, в других безразличие. В некоторых даже возмущение. Но что больше всего ценится детьми в педагоге? Конечно доброта, отзывчивость и некий юмор. Достаточно сделать пару добрых шуток и похвалить ребенка, хотя бы за внешний вид. Улыбка на лицах детей от таких приемов и есть показатель успешного контакта.
Самое сложное для меня в работе социального педагога – посещение семей, состоящих на школьном учёте. Часто приходится сталкиваться с семьями, которые не желают идти на контакт. Это обусловлено еще и особенностями нашего менталитета. Не каждый родитель признает свою систему воспитания неправильной, им неприятен тот факт, что кто-то «посторонний» вмешивается в их семейную «идиллию». «А чем вы можете помочь?» - первый вопрос, который я слышу, посещая семью. Не удивительно. Ведь зачастую помощь в их понимании – это материальная или финансовая поддержка. Доказано, что на формирование людей, их личностных и моральных качеств оказывают сильнейшее влияние не нравоучения и лекции о том, как себя вести, а личный пример наших родителей. Какой пример видят дети из подобных семей перед глазами? Что впитывают в себя? Какую модель поведения будут копировать позже? Общественность удивляется, когда «неблагополучные» снова и снова попадают в некрасивые истории. «Разве можно так себя вести? Как вам не стыдно?» - спрашивают их потом. В том то всё и дело, что не стыдно, что они считают нормальным такое поведение, ведь они в жизни не видели другого примера, кроме как отрицательного.
Важно не поддаваться эмоциям в такие моменты. Не следует навязывать свою помощь, максимально придерживаясь принципа - «не навредить». Правильно оценить ситуацию и правильно выстроить шаги исправления – важная составляющая работы социального педагога.
Социальный педагог должен быть профессионалом. Именно он должен помочь ребёнку понять себя и поверить в свои силы, создавать ситуации успеха. Социальный педагог обязан консультировать родителей для устранения барьеров, недопонимания в семье, а также классных руководителей для их правильной работы с классом.
Назвать профессию социального педагога лёгкой, язык не поворачивается. Отдача должна быть огромной, а это достижимо только при огромной любви к детям. Спрос на специалистов в этой области никогда не упадёт, так как уровень жизни, к сожалению, пока не растёт, а ведь именно он определяет с юных лет дальнейшее развитие личности. В своей работе я далеко не всегда чувствую отдачу от того, во что вкладываю свои силы. Не очень оплачивается эта работа государством, много волокиты с документацией, да и от детей и их родителей, с которыми приходится работать, благодарности ждать не приходится. Работа социального педагога не дает моментальных результатов, она зачастую может остаться незаметной. Но, несмотря на все сложности профессии, она мне интересна тем, что социальный педагог на самом деле может оставить положительный след в жизни человека!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.