Задачи:
- формировать чувства патриотизма, любви к родной земле, воспитание учащихся гражданами своей Родины, знающих и уважающих свои корни;
- содействовать развитию познавательных интересов, интереса к истории родного края, своей страны;
- развивать речь, творческие способности детей, умение связно и эмоционально излагать материал;
- прививать навыки поисковой исследовательской работы;
- выражать свои эмоции и чувства песнями, стихотворениями.
Оборудование: компьютер, проектор, макет села, родословной.
Лихолетова Ирина Юрьевна 21.06.1991
Педагогпсихолог
Название работы, представляемой на Конкурс
«Моя малая Родина»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Красноярская средняя школа №1 имени В.В.Гусева»
Жирновского муниципального района Волгоградской области
89275286854
Liholetova.irina2018@yandex/ru
Открытое внеклассное мероприятие в 56 кл.
Тема занятия: «Моя Малая Родина»
Тип занятия: урок открытия новых знаний с элементами театрализации
Цель: расширение и углубление знаний учащихся об истории родного села.
Задачи:
формировать чувства патриотизма, любви к родной земле, воспитание учащихся гражданами своей
Родины, знающих и уважающих свои корни;
содействовать развитию познавательных интересов, интереса к истории родного края, своей страны;
развивать речь, творческие способности детей, умение связно и эмоционально излагать материал;
прививать навыки поисковой исследовательской работы;
выражать свои эмоции и чувства песнями, стихотворениями.
Оборудование: компьютер, проектор, макет села, родословной.
Формируемые УУД:
Регулятивные:
умение определять и формировать цель занятия.
Личностные:
способствовать развитию интереса к искусству, формировать эстетические чувства, мотивационную
основу учебной деятельности, т.е. желание у детей больше узнавать о своем крае, селе.
Познавательные:
умение перерабатывать самостоятельно полученную информацию, строить высказывание в устной
форме, развивать наблюдательность.
Коммуникативные:
контролировать свои действия в коллективной работе, проявлять инициативу, слушать и вступать в
диалог, формулировать собственное мнение и позицию.Ход занятия
Мотивационный этап
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Настал новый день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу.
И подумайте: как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы
хорошее.
все
Пожелайте
мысленно
другу
здоровы.
чтото
друг
Этап актуализации знаний
Сегодняшнее занятие мы начнем с красивой песни. (Звучит песня «С чего начинается Родина» в
исполнении ученицы 6 класса Сарафановой Татьяны.).
О чём мы сегодня будем говорить на занятии? (О Родине)
А что значит Родина? (странаРоссия, место, где родился и вырос человек)
Давайте уточним значение этого слова. (Словарь Ожегова)
О какой Родине мы сегодня с вами будем говорить? (О Малой Родине).
Попробуйте определить тему и поставит цель перед собой? (Узнать об истории родного села)
Для каждого из вас «Малая Родина» это ваше любимое село, ваш дом, ваша семья. Человек
рождается на свет, растет, задумывается: «Кто я?» Откуда мои корни? Издавна одной из традиций в
русских семьях было – узнавать о своих предках, составлять свою родословную – генеалогическое
древо. Эта традиция возвращается в семьи. Вот и мы с вами попытались составить свои родословные.
С родословной своей семьи нас познакомит ученик 5 класса Дутов В.
Этап открытия новых знанийРодной мой край!
Мой милый край!
И вот я снова на земле твоей.
И вдруг захолонуло сладко сердце,
Вновь ощутив простор родных полей.
Мне здесь знакома каждая травинка,
И дорог сердцу каждый бугорок,
Мне эта чуть заметная тропинка
Дороже всех асфальтовых дорог.
И кажется здесь где – то по соседству
Быть может, там за ивой у ручья,
Мое счастливое и солнечное детство,
Играя, сохранилось от меня.
Я чувствую: оно здесь, рядом где – то,
И, летнее тепло в себя вобрав,
Оно пропахло запахами лета,
Гречихи, земляники, диких трав…
Спешу с поклоном к отчему крыльцу,
И хочется залиться смехом звонким,
И чувствую вдруг, что, как у девочки
У малолетней, слезы по лицу…
В. Белова
Инсценировка
Внук: Дед, а дед, расскажи, как наше село возникло и почему раньше оно называлось Красным Яром.Дед: Ой, внучек, не простой вопрос ты мне задал. Мне мой дед рассказывал, а
ему его матушка сказывала о том, существуют много версий происхождения нашего родного поселка:
По преданию, крестьяне стали селиться здесь ещё при Петре I, из Полтавской и Харьковской
губерний они бежали от жестокости гетмана Мазепы. В 1806 году крестьяне слободы были выкуплены
казной у Нарышкина со всеми угодьями по 200 рублей ассигнациями за каждую ревизскую душу за то,
что стали солевозчиками (возили соль из озера Эльтон в Николаевскую слободу). В Красном Яре было
волостное правление, фельдшерский пункт, почта, земско ямская станция в 10 лошадей, базарная
площадь (базары по субботам и ежегодные ярмарки, на которые пригоняли до 700 лошадей и 2тыс.
голов крупного рогатого скота), 12 лавок, 10 питейных заведений. В селе было 3 училища, в которых
обучалось 406 учащихся.
Население слободы составляло 5854 человека.
Выходцами из Красного Яра в первой половине 19 века были образованы хутора: Фоменков,
Серпокрылов, Недоступов.
.
Внук: Почему село назвали Красный Яр?
Дед: Первая версия
Красноярская степь так называлось в XVIII веке степное в то время пространство в Камышинском
уезде от реки Медведицы, пролегавшее по речке Добринке и верховьям рек Иловли и Карамыша до
приволжских гор. Глухая и ровная степь эта, прорезанная дорогами и усеянная сторожевыми
курганами, представляла в 1770х годах удобное место для разбойников. Территория в низовье речки
Добринки, где находились красноярские хутора, называлась Красноярским юртом.
Вторая версия
Название Красный Яр произошло от местоположения поселения. Красный Яр так называли урочища
на берегах рек: яр крутой возвышенный берег, а красный указывает на красоту места.Третья версия
Селение получило название от "яра" в котором когдато росло много дикой вишни. Издали, когда
вишня начинала зреть, яр преображался в красный цвет.
Внук: А храм или церковь были в селе?
Дед: СвятоТроицкая церковь (каменная) была возведена в 1804 году во многом благодаря трудам
графини Анны Львовны Любомирской (дочери помещика Льва Нарышкина). Храм освятили в 1810
году, а придел во имя Николая чудотворца в 1811 году с благословения Моисея, епископа
Пензенского и Саратовского. Хранилась в алтаре храма достопримечательная ценность –
четвероконечный крест от 1777 года малого размера с 12 частицами святых. Позднее церковь была
разрушена.
В сентябре 2015 года наш поселок Красный Яр отмечал свое 300летие. За это трехсотлетие много
было сделано добрых дел. И пока жив человек остается жива его память и вера. И вот настал момент
для красноярцев, началась эпоха созидания. В парке уже возвышается новый храм Святой Троицы. Не
безучастны в его строительстве были люди, внесшие свой вклад, каждый по своей возможности. И я
надеюсь, что этот храм привнесет людям духовность, сплоченность и взаимопонимание.
Внук: В каком году построена наша школа?
Дед: МКОУ "Красноярская СШ № 1 им. В.В. Гусева" одна из старейших школ района.. Первый
выпуск 1939 год.– А как сейчас вам в ней живется, расскажи?
Внук: В школе у нас хорошо! Работают спортивные секции, предметные кружки. Ежегодно мы
принимаем участие в смотрах художественной самодеятельности, спортивных районных
соревнованиях. Участвуем в научных конференциях, конкурсах, олимпиадах. Многие преподаватели
школы награждены различными правительственными наградами.
Учитель: О нашем селе можно говорить очень долго.
Есть одна пословица «Всяк кулик своё болото хвалит». Как вы думаете, почему я её вспомнила?
Подходит ли она к нашему уроку?
Кулик хвалит болото, потому что он там живёт, есть еда, ему там хорошо. А мы сегодня хвалим
наше село – это наша малая родина.
Выставка рисунков
Рассматривание рисунков, которые нарисовали дети, готовясь к уроку.
В нашем селе нет таких красивых зданий, какие есть в Москве. Но в нашем «маленьком уголке»
очень красивая природа.
Каждый человек должен любить и охранять свою Родину, бережно относиться к её культурным
ценностям, гордиться достижениями своего народа.
Чтение Стихотворения
(Свикис Дим 5 Б класс)Чтение стихотворения о родном селе Мой добрый, старый Красный Яр
Вячеслав Кравченко
Мой добрый, старый Красный Яр
И улочки... Садовая, Степная,
Уснувшие в полуденный пожар...
Лишь степь кругом, от края и до края!
Моя Медведица, нежданная слеза…
Кормилица села в лихие годы!
Срезая берег, словно как фреза,
Несёт свои стремительные воды...
Мой добрый, старый Красный Яр!
Ты триста лет протопал не спеша!
Ты пережил и взлёты и пожар...
Ты старше, чем все эти США!
Пусть вдоль дороги пройденных эпох
Лишь пыль с песком до Сталинграда,
Но я к своей земле уже присох
И отрывать меня, пожалуйста, не надо...Представление учащимися макета села
На внеурочной деятельности мы работали над созданием макета села. Каждый из вас внес частичку
своего труда в его создание. Давайте объединим вашу работу и посмотрим, что у нас получилось.
Красиво? Пусть наше село будет таким же красивым и процветающим.
Рефлексия
Вспомните цель, поставленную в начале занятия. Ребята, как вы думаете, мы достигли результата на
занятии? Почему так думаете?
Сейчас ребята я предлагаю вам закончить три предложения:
Моя малая Родина – это…
Я люблю её за…
Я хочу пожелать ей…
Малая Родина для каждого человека своя, главное чтоб он любил, не забывал и приносил ей только
пользу!
И в заключении мы споем песню Наш край.