«Моя малая родина (история деревни Слаговищи, расположенной в биосферном резервате «Угра»)»
Оценка 4.7

«Моя малая родина (история деревни Слаговищи, расположенной в биосферном резервате «Угра»)»

Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
история +2
Взрослым
08.05.2018
«Моя малая родина (история деревни Слаговищи, расположенной в биосферном резервате «Угра»)»
Представленный материал рассказывает о истории малой Родины, глубинке Калужской области, имеющей свои исторические корни и славные страницы жизни, охватывающие разные периоды. В работе собран материал из рассказов, воспоминаний местных жителей. Работу можно использовать на уроках истории, краеведении и в работе классного руководителя.«Моя малая родина (история деревни Слаговищи, расположенной в биосферном резервате «Угра»)»
Моя малая родина3.doc
Научно­практическая конференция школьников «Особо охраняемые природные территории Калужской области».      Тема: «Моя малая родина (история деревни Слаговищи, расположенной в биосферном резервате                                                                            «Угра»)»            Секция: «История». Автор: Жупиков Сергей Владимирович МОУ «Средняя школа  №1 г. Калуги», 11 «А» класс. Научный руководитель:  Зобова Наталья Владимировна МОУ «Средняя школа  №1 г. Калуги», учитель математики Калуга 2005 г.                                                                                                                                        1 «Моя малая родина (история деревни Слаговищи)». Жупиков Сергей Владимирович, МОУ «Средняя школа №1» г. Калуги, 11 «А» класс Содержание                                                                                                                                           стр.                                           Введение…………………………………………………………………………………..2   I. Собственные методы и материалы исследования……………………………………2 1. История названия поселения………………………………………………………….2 2. Народный костюм……………………………………………………………………...4 3. Промыслы и ремёсла…………………………………………………………………..5 4. Домашняя утварь и изба………………………………………………………………6 5. События в первые годы Советской власти…………………………………………..7 6. Деревня в годы Великой Отечественной войны…………………………………….8 7. Послевоенные годы…………………………………………………………………...10 8. Выводы…………………………………………………………………………………11 9. Респонденты; литература……………………………………………………………..12 2                            «Моя малая родина (история деревни Слаговищи)». От Калуги до Козельска хорошей езды один час. Дорога идёт в южном направлении через   Перемышль.   «Мал   городок,   да   старше   Москвы   на   годок»   ­   так   говорят козельчане о своём древнем городе, известном своей удивительной и неповторимой, трагической и героической историей. Далее продолжаем поездку на юг по дороге из Козельска в Белёв Тульской области. Проезжаем остановку «Механический завод». Слева расположен мужской монастырь «Оптина пустынь» ­ один из центров русской духовной культуры. Справа – окраина Козельска   посёлок   механического   завода,   обязанная   своим   возникновением   и развитием   механическому   заводу.   Предприятие   это   выпускает   автофургоны различных модификаций: мастерские для фермеров, коммерческие ларьки, почтовые фургоны.   Здесь   же   открылся   цех   по   разливу   минеральной   воды   «Козельская», которая известна даже в столице. Едем дальше в том же направление, и следующий населённый пункт деревня Сосенка. Здесь   вскоре   после   гражданской   войны   отдыхал   Д.   А.   Фурманов,   комиссар легендарной дивизии Василия Чапаева. В деревне сохранился дом, в котором летом 1923г. жил Фурманов. Далее   два   ­  три   километра   по   лесу   и   подъезжаем   к   местечку,   которое   в   народе называют «городок». Здесь 27 мая 1804 года был основан первый в России лесной институт,   о   котором   теперь   напоминает   стоящий   у   дороги   памятный   знак   (см. приложение   №I).   Здесь   ещё   сохранились   реликтовые   дубовые   рощи.   Вёснами окрестные леса благоухают ландышами, лето радует земляникой, малиной, ежевикой, брусникой и даже клюквой, а осенью грибами и орехами. Ещё   немного   едем   по   лесной   дороге,   и   вот   за   поворотом   показались   знаменитые ёлочки. Издали, кажется, что у дороги растёт одна ель, а когда подъезжаешь ближе, видишь одиннадцать елей, любовно посаженных в одну линию вдоль дороги, жившим здесь   в   прошлом   веке,   лесником.   За   ними   лес,   как   бы,   расступается,   и   каждый проезжающий видит невдалеке населённый пункт – деревня Слаговищи. Это малая родина моих родителей. I. 1. Слаговищи – самое высокое место в Козельском районе (260 метров над уровнем моря – В. А. Самойлов буклет «Козельск – город древний»). Слаговищи – одно из крупнейших древних поселений Козельского района. В разное время   к   этой   большой   деревне   были   приписаны   ближайшие   населённые   места Красный хутор, Слаговищенские постоялые дворы. Наиболее вероятными могут быть две гипотезы, объясняющие смысл наречения этой деревни.            1) У названия могут быть глубокие исторические корни. С  XI­XVIII  веков   известны   слова:   «слогование,   слоговати»   ­  служить,   «слоуга»   ­ слуга,   служащий.   Отсюда   можно   предположить,   что   Слаговищи   –   старинное поселение, принадлежащее княжескому слуге, получившему здесь землю за верную службу. Историк М. Н. Тихомиров писал («Живая культура российской провинции.  3 Калужский край. Козельский район». М.: Институт Наследия, 1999.), что в XVI веке словами «слуга» называли самых видных бояр, находившихся на службе у великого  князя,   слугами   именовали   даже   крупных   удельных   князей,   например   Ивана Козельского и Ивана Вяземского. В рамки этой гипотезы вполне уместно поместить  предположение   о   том,   что   название   Слаговищи   –   одно   из   немногих   прямых напоминаний о старинных временах литовско­русского государства. Среди населения господарских   селений   в   конце  XV,   в  XVI  века   была   и   такая   многочисленная категория, как слуги. По своему экономическому положению они стояли близко к тягловому крестьянству, но всё же главной их повинностью была военная служба и разъезды   по   поручениям   господарской   администрации.   Этих   служилых   людей именовали путными или панцирными слугами. По этой гипотезе Слаговищи можно поставить в раздел «гарнизонных сёл», в которых большую часть населения составляли военные люди, служилые люди. По рассказам старожилов   на   северо­западной   окраине   деревни   было   много   государственных складов   с   военными   снаряжениями.   В   менее   километра   к   северу   от   деревни расположен большой лес, который в народе называют «засека» (см. приложение №II), что свидетельствует о прохождение засечной полосы (Тульской) вблизи деревни. В оборудовании   засек   и   ремонте   сооружений   принимали   участие   местные   жители, крестьяне деревень, рядом с которыми проходила засечная черта. Их в официальных документах­грамотах   именовали   «деловцами».   Засечная   черта   объявлялась заповедной. Запрещалось рубить лес, кустарник, пасти скот, перекапывать овраги, ловить рыбу. Определялось наказание вплоть до смертной казни. 2)   По   второй   гипотезе   предполагается,   что   в   этом   месте   в   глубокой   древности обосновались переселенцы, пришедшие сюда с «лаги». Лага – «низкое влажное место, низкая земля, совершенно непригодная для использования». Со временем безударная «а» в этом слове в силу особенностей местного диалекта перешла в «о». Так стало название Слаговищи. Существует ещё одна версия, которую рассказала жительница деревни. «…В давние, давние времена, когда татаро­монголы подходили к Козельску, жители города стали выносить   ценности,   принадлежавшие   в   том   числе,   и   Оптиной   пустыни,   и складировали их в этой местности. Отсюда и происходит название деревни «склад», «складывать». «Складовищи» ­ «Слаговищи»*. Деревня делилась на районы, названия которых существуют до сих пор «Слобода», «Кукуевка», «Хреновка», «Посёлок», «Партизановка» ­ это название района деревни появилось от названия колхоза в 30­е годы. Численность населения 1903г. – 1841 человек                                          1930г. – 2203 человек                                           1950г. – 2938 человек, 350 уч­ся школы 1965г. – 2500 человек, 450 уч­ся школы                                          1990г. – 2003 человек, 350 уч­ся школы                                          2005г. – 469 человек , 25 уч­ся школы (данные хозяйственной книги, находящейся в Козельском архиве). Основные   виды   хозяйственной   деятельности   –   охота,   скотоводство,   ограниченное земледелие. До сих пор жители деревни удивляются, вспоминая прошлые времена, «… и почему за капустой в Белёв ездили, а морковь и лук в Козельске покупали».**  4 Сейчас всё это и ещё помидоры, болгарский перец, различную зелень и многое другое выращивают на своих огородах. Земледелие  в те времена  имело  внутрихозяйственный  характер. По свидетельству старожилов сажали картофель, сеяли коноплю и лён «для себя». Из семян конопли получали конопляное масло, из пеньки, льна – нитки. Из ниток ткали холсты и шили себе одежду, ткали половики, постилки (вместо простыни). 2. Народный костюм был представлен двумя видами панёвным и сарафанным (см. приложение №III). Сарафанный пришёл на смену панёвному в середине  XIX  века с появлением ситца, сатина, панёвный костюм был из сукна. «… Раньше носили панёвы из сукна, подтыкали на боках. Длинные рубахи надевали под сарафан, на подоле вышивка, кружево, ткачество. Рукав на манжете. Манишка короткая с манжетами. Сарафаны чуть ниже колена, подол украшали лентами в три ряда.   В   основном   сарафаны   были   однотонные   темные:   красные,   синие,   зелёные. Светлых было мало. Повседневный фартук был с окошечком, надевался через голову. Праздничный   фартук   надевался   от   пояса,   внизу   был   украшен   кружевами   или оборкой».*** «Старухи зимой под платок надевали повойник из материала в одну рядочку – это круглая, гладкая шапочка, сзади собрана (см. рис 1). Замужние женщины – «молодки» ­ в первые годы жизни, пока не было детей, носили кички без платка, с платком носили женщины, имеющие одного ребёнка, иногда кичку надевали на свадьбу невесте».**** Описание кичек конца XIX – начала XX века, находящихся в личной собственности жителей   деревни:   облегчённая   шапочка   из   бархата,   состоит   из   2­х   частей   – затылочной   и   пришитой   к   ней   полосы   ткани   с   завязками   на   конце.   Прокладка холщевая. На лобную часть нашита парчовая лента шириной 8 см., по нижнему краю идёт чёрная тесьма с нашитыми блестками, иногда, ряд бусин. На затылочную часть в форме подковы нашита атласная или парчовая лента шириной 4 см. Завязывалась кичка на затылке (см. рис. 2). Вариант свадебного наряда невесты середины XIX века. «Одежда   невесты:   кофта,   сарафан,   фартук   от   груди   на   поясе   завязывали разноцветные ленты бантом назад. Головной убор: налобник, кичка, венок, на уши надевали  пушки из ниток, гусиного пуха, самодельные  серьги из плотной бумаги, украшенные бисером»*** (см. приложение №IV). «Невесте косы наверх завьют, наденут платок, налобник, венок из бумажных цветов, сзади ленты, примерно 12 штук, на лбу вяжут подзатылень – «круг ясный», толстый с подкладной  ватой,  расшитой  бусинками»*** (см.  рис.  3).  До  замужества  девушка заплетала волосы в одну косу, после замужества в две косы. «Мужики   носили   льняные   рубахи,   штаны   из   валяной   шерсти   в   будние   дни. Праздничная мужская рубаха­косоворотка с ручной вышивкой. (Вышивка крестом, растительный или геометрический орнамент по краям рукавов, воротнику, планке застёжки). Подпоясывали косоворотки поясом из плетёных ниток с бахромой или ремнём».**** Осенью и весной носили «поддёвку», что­то вроде современного осеннего пальто. Так называлась, наверное, потому, что под неё много поддевали одежды (см. приложение №V). Описание поддевки конца XIX – начала XX века из фондов музея этнографии и быта деревни Слаговищи. Сшита из толстого сукна, вероятнее всего самотканого, тёмно­ коричневого цвета, без воротника. Рукава вшивные. Длина поддёвки чуть ниже  5 колена.   Спинка   отрезная,   по   талии   сильно   присборенная,   по   спинке   рельефы. Глубокий   запах   влево,   застёгивается   на   два   крючка   по   горловине   и   по   талии. Горловина обшита руликом из хлопчатобумажной ткани. По  краям рукава нашит чёрный бархат. По краю правой полочки полоса коричневого бархата. На полочках по бокам два внутренних кармана с косыми планками. Края поддёвки   обшиты   декоративным   шёлковым   шнуром,   скрученным   из   красной   и голубой нити. Зимой носили шубы. Шили шубы скорняки вручную из выделанных овчинных шкур мехом  внутрь,  шубы  были  средней   длины,  сзади  по  талии   сборка,  без  воротника, рукава   вшивные,   с   глубоким   запахом   вправо.   Пуговицы   были   скрючены   из   кожи, петли   кожаные,   вместо   пуговиц   могли   быть   деревянные   палочки   срезанные наискосок. Чтобы   ездить   зимой   в   санях,   были   тёплые   тулупы,   длинные,   прямые,   массивные. Уходило пять овчин на один тулуп. Зимой   носили   лапти,   под   лапти   надевали   онучи   (портянки),   они   обвязывались бумажными верёвками. Носили лапти до 1950 года. Летом ходили босиком. Сапоги, валенки если у кого были, носили по праздникам. Старожилы вспоминают «… на всю деревню была одна пара сапог, её давали жениху на свадьбу для венчания в церкви».* В начале XX века женщины побогаче носили кожаные сапоги «гармошка», ботинки «румынки» (см. приложение №VI). 3. Из ремёсел следует рассказать о плетении из лыка. Заготовку лыка начинали в июне. Лыко драли из липы, скатывали в «кателки». «Кателки» нанизывали на лыко и вешали  в   сенцах   на  стену  до  зимы,   поливая   время  от   времени  водой,  чтобы   они приобрели   красноватый   оттенок.   Зимой   их   распаривали   и   плели   лапти,   путы   для лошадей.   Из   лыка   плели   «кошёлки»,   узкие   коробочки   с   ушками   через   которые продевали   ремень,   во   время   покоса   в   кошёлки   клали   заточной   брусок;   плели «кошели» ­ узкие, высокие сумки с ушками внизу и по бокам; в них носили в поле обед или ходили на базар.  Из   неочищенной   лозы,   а   позднее   из   очищенной   плели   корзинки   «плетушки»   (см. приложение №VII), использовали их для уборки и хранения овощей, сбора грибов, в них носили корм скоту и бельё на речку. Славилась   деревня   своими   бондарями.   «Наши   мужики   сами   делали   кадушки, «извары» ­ ёмкости для воды примерно в 4 ведра, в ушки продевали палку «хлуд» и несли вдвоём на плечах, «ушаты»­ вёдра с ушками по бокам, бочки, ткацкие станки, моталки, пряхи, сани, колёса».** Азаев Дмитрий Андреевич 1881 – 1932 г., Зобов Тит Тарасович   1893   ­   1944   г.   были   лучшими   бондарями   деревни.   За   их   изделиями приезжали из многих окрестных деревень. Были в деревне шорники – шили хомуты, седёлки. До сих пор старожилы деревни помнят прекрасного мастера Азаева Егора Тимофеевича. Деревенские   мастера   кирпичного   дела   изготовляли   кирпич   сырец,   обжигали   его. Огнеупорную   глину   добывали   ручным   способом   в   вершине   (небольшой   лесок) Французово (название вершины, по словам жителей, произошло из­за столкновения здесь отступающей горстки французов с местными крестьянами в 1812 году), ямы сохранились до сей поры. Плотники работали не только в деревне, но и ходили работать в другие поселения. Они рубили срубы и отделывали дома (их называли ещё сучкорубами).  6 В деревне были две кузницы. Старая кузница была построена в начале  XIX  века, новая в начале XX века. В старой кузнице долгое время работал мастер кузнечного  дела Степной Василий. До сих пор его добрым словом вспоминают жители деревни. В новой кузнице в разное время работали кузнецы Евсеев Роман Емельянович,  Дворянчиков Роман Иванович, Кастеров Николай Никитович. Они делали ухваты, кочерги, чапельники; ковали ограды, подковывали лошадей. Были свои печники, ложили русские печи, лежанки, плиты. А вот в настоящее время, если нужно, какой бабушке печь переложить, то печника во всей округе днём с огнём не сыщешь. Деревенские женщины занимались ткачеством, прядением, вязанием, вышивкой. «С ноября   бабы   садились   за   пряху».***   «Пряхи   были   стоячие   и   лежачие»***   (см. приложение №VIII). На лежачей пряхе пряли «волну» (шерсть), стоячая пряха – для льна.   «Вязали  и  вышивали  обычно  зимой  при   лучине.  Соберемся,   бывало   у  кого­ нибудь у дому. Кто вяжет, а кто вышивает, и все песню поют».*** «На Великий  пост ткали все шесть недель»*****  (в фондах музея этнографии д. Слаговищи ткацкий стан). Ткали холсты, постилки, половики.     Гончарным ремеслом в деревне не занимались, поэтому гончарную посуду покупали на базаре в Козельске или в д. Гончары Тульской области. 4.   «…   Раньше   все   ели   деревянными   ложками   из   одной   чашки   глиняной   или деревянной. Поставят чашку посреди стола, вся семья вокруг сядет. Самый старший в семье – дед стукнет ложкой по краю чашки – тогда все начинают есть».*** «… кашу варили в махотке, похожей на чугун, с одной или двумя ручками или без ручек на 2­3 л. Детям кашу варили в маленькой махотке на пол­литра».**  «Для молока был глиняный «облитый» кувшин или кубан» (см. приложение №IX) на 2­3 литра, высотой от 23 до 26 сантиметров с высоким горлом, внутренний диаметр приблизительно 9 сантиметров (см. приложение №X, №XI). Кувшины были на 5­6 литров для отстаивания в молоке сметаны. Сметану затем сливали в горшок по форме похожий на чугун, внизу «свищок» (дырочка), затыкается тряпочкой. Когда соберут полный горшок сметаны, тряпочку вынут, сыворотку сольют. Можно сбивать масло. Масло сбивали в бутылях (на 3 литра), наливали сметану и трясли».**** В некоторых домах была маленькая маслобойка; «… деревянное ведро накрывалось крышкой с норочкой (отверстием), в отверстие вставлялась палочка, к которой внизу прикреплялись дощечки крест­накрест. Палочкой били вверх­ вниз сметану пока не получалось масло».***** У зажиточного крестьянина Чубарова была большая маслобойка, которая работала, в основном, осенью, так как в это время созревали подсолнухи и конопля из которых получали подсолнечное и конопляное масло. Были глиняные умывальники с двумя ручками и носиком. Их подвешивали к потолку в малой хате возле печки. Под   потолком   (на   расстояние   20­25   см.   от   потолка)   поперёк   малой   хаты   была подвешена полка (широкая доска). На неё помещали испечённые ковриги (круглые лепёшки) хлеба. Еду варили в чугунах различных размеров, накрывали сковородой без ручки. В печь ставили чугуны ухватом, под который подкладывали каток. «… Каток нужен был,  чтобы задвигать чугуны в печь (деревянный или железный цилиндр длиной 20­25 см. и толщиной 8­10 см.). Для сковород использовали «чапельник» ­ длинная деревянная  7 ручка с двумя металлическими  крюками, один сверху, другой снизу. Жар в печи загребали кочергой. Чай   пили   из   самоваров.   «…   Медные   самовары   чистили   так:   смочат   капустным рассолом шерстяную тряпочку, протрут самовар, чуток постоит, натрут песком или кирпичом»** (см. приложение №XII). Зерно мололи на ручной мельнице для себя. «… Мельница – деревянные жернова с набитым в них чугуном. Верхний жернов имел отверстие. Длинную палку вставляли в отверстие   верхнего   жернова   и   в   отверстие   в   потолочной   балке   (специально прикреплённый   железный   круг   диаметром   5­6   см.).   Палку   крутили   по   кругу   и приводили в движение жернова. С боку был желобок для муки. Первым помолом «рушили зерно» в крупу. Второй помол давал муку».***** В двух километрах от деревни к югу протекает небольшая речка, Грязна. На ней в конце XIX века была построена водяная  мельница. Хозяином мельницы был мужик по   прозвищу   Жерёба.   К   нему   привозили   молоть   зерно   из   Слаговищ   и   других окрестных деревень те, у кого были большие посевы и урожаи. До сих пор это место называется Жерёбиной. По рассказам старожилов деревня в конце XIX века выглядела так. «… Деревня наша была большая, улицы длинные, избы стояли в три порядка близко друг к другу. Избы, в основном, были курные, т. е. топились «по­чёрному» так как за трубу брали налог. Избы были одни и пятистенки, когда к основному дому делали прируб, и получались две комнаты (большая «хата» в три окна и маленькая «хата» в два окна). Если в дом входили,  сначала  поднимались   на   крыльцо,   потом  сенцы,  в   сенцах  три   хода  –   на крыльцо, в хату и на «двор». Двором называли хлев или закуты для скота, которые примыкали к задней стене дома. Крыши изб были крыты соломой, полы земляные. Кто жил побогаче, у них крыша была крыта дранкой (щепой) и полы были из досок. В каждой избе жили много человек, сыновья со своими семьями не отделялись от отцов. Семьи были по 20 человек».*** «… Земледелием и скотоводством занимались для себя, излишки возили в Козельск на   базар…».**   Наши   крестьяне   нанимались   работать   на   строительство   ветки Рязанско­Уральской железной дороги. Строить её начали в 1898 году, одна из станций которой вблизи деревни с 21. 12. 1899 года называется Слаговищи. В конце 90­х годов  XIX  века начал работать черепичный завод князя Оболенского. Наши жители тоже работали на этом заводе (приблизительно в пяти километрах от деревни), который открылся в 1912 году и работает по сей день. В деревне работала чайная « У Ванечки». Её хозяева пекли калачи и продавали с чаем. У Панюшкиных  был  магазин  «Виносоль». Это  были зажиточные  крестьяне, имели большой надел земли и обрабатывали его сами. Батраков не имели. После революции их  раскулачили, но не сослали,  а в магазине  (кирпичный  дом)  поместили  первую деревенскую   школу   в   4   класса.   Был   в   деревне   парк   с   качелями,   каруселями   и лавочками. На праздники жители деревни одевались нарядно и приходили на гулянье в   парк;   играла   гармошка,   плясали,   пели   страданья,   качались   на   качелях,   водили «карагоды» (хороводы). 5. Уже в первые годы Советской власти деревенские кустари, производившие кирпич­ сырец, щепу, доски, начали объединяться в промартели. Первые промартели  8 были,   в   том   числе   в   Слаговищах.   В   1923   году   начинают   развиваться   ТОЗы (товарищества по совместной обработке земли). Некоторые жители Слаговищ  вступили в товарищество, которое было основано в соседней деревне Киреевск, а в 1927 году там же образовалась первая сельскохозяйственная камунна «Новый путь». Коллективизация во всём Козельском уезде проходила далеко не гладко. Зажиточные крестьяне   всячески   ей   препятствовали.   В   Слаговищах   таковых   было   немного.   В деревне,   в  основном,  были  так   называемые  середняки   и  бедные.   Среди   них  были «сомневающиеся», которые раздумывали: «вступать в колхоз или нет». К   началу   30­х   годов   в   деревне   были   образованы   три   колхоза:   «Первое   мая»   ­ председатель   Зобов   Дмитрий   Афанасьевич,   «Красные   Слаговищи»   ­   председатель Азаев Трофим Андреевич, «Красный партизан» ­ председатель Сотников Тимофей Никитович.   Работа   в   колхозах   велась   по   бригадам.   Были   полевые   бригады (земледелие и заготовка кормов) и животноводческие (скотоводство – коровы, овцы, лошади).   Многие   колхозники   за   годы   добросовестной   работы   получили   звание заслуженных и были награждены государственными наградами (Машкарина Пелагея Петровна, Зобов Григорий Дмитриевич – Орден Трудового Красного знамени; Бедина Фёкла Васильевна – медаль «За доблестный труд»). В   30­е   годы   силами   трёх   колхозов   были   построены   деревенский   клуб,   магазин   и Слаговищенская школа (деревянное здание). Сначала школа была семилетняя, а затем восьмилетняя. 6. В 1941 году всё мужское население с 1928 года рождения и раньше, а так же многие женщины ушли на фронт, кто по демобилизации, а кто добровольно. «…   Провожала   вся   деревня   до   самой   околицы…».*   В   деревне   остались   старики, женщины и дети, которых в каждой семье было по 6­8 человек. Уже в октябре 1941 года немцы пришли в деревню. «…В первый раз появились в деревне три разведчика, прошли по улице и ни к кому не зашли. За ними следом пришли остальные немцы и пошли по домам грабить. Брали кур, свиней, запасы еды, всё, что могло понравиться в сундуках. У моей мамы отняли последнюю буханку хлеба. Жители деревни ходили жаловаться в штаб, а переводчик сказал, что это из карательного отряда бесчинствуют, они скоро уйдут и начнётся хорошая новая жизнь. Были в деревне немцы около недели и потом ушли дальше в сторону Москвы…». *** В это время в лесу «засека» появился партизанский отряд. В воспоминаниях жителей есть рассказы о том, что в деревню приезжали верховые из партизан, интересовались обстановкой; что по поручению председателя колхоза несколько крестьянских семей пекли хлеб для партизан. Примерно в двух километрах от деревни в лесу сохранилось место  партизанской   стоянки.  По  очертаниям   ям  в  земле  можно  разглядеть   место расположения   землянок.   Там   же   до   сих   пор   растёт   дуб,   который   выполнял   роль наблюдательной вышки. Это место в лесу называется «у наблюдателя». Недалеко   две   большие   поляны   площадью   около   5­6   гектаров.   Они   принадлежали когда­то   монастырю   «Оптина   Пустынь».   Здесь   жили   монахи   и   занимались земледелием   (выращивали   овёс,   гречиху,   житницу).   Деревенские   крестьяне нанимались   к   ним   на   работу.   После   того,   как   монастырь   перестал   действовать, поляны перешли в пользование лесхоза и стали зарастать мелколесьем.  Сейчас, когда Оптина снова возрождается, может быть, поляны снова перейду в её пользование, а многие жители деревни получат работу. 9 В декабре 1941 года немцев погнали от Москвы, и они снова шли через деревню. Пробыли в ней около недели и пошли на Белёв. «Однажды, когда утихла стрельба  где­то в стороне от деревни, ребята Барынин Миша и Дворянчиков Гриша поехали в овраг покататься на лыжах. Они заметили в поле человека, который полз по снегу. Ребята   сначала   испугались,   но   всё­таки   подошли   к   нему.   Им   оказался   офицер Красной Армии Шаметков Александр Лаврентьевич. Он был ранен в ногу и не мог идти. Ребята сбегали за санками и привезли   офицера в деревню в дом деда Миши Барынина Семёна Егоровича. В доме в то время жили три семьи деда и его двух сыновей, но раненого приняли, ухаживали за ним. К сожалению, кто­то донёс немцам, что у Барыниных скрывается советский офицер, и к счастью до прихода немцев его удалось перепрятать в другом доме. Когда рана зажила, Александр  Лаврентьевич ушёл на фронт. В50­е   годы     Шаметков   А.   Л.   (см.   приложение   №XIV)   приехал   в   Слаговищи   и пригласил   Мишу   к   себе   в   г.   Гомель.   Там   Барынин   Миша   получил   образование, женился  и остался жить  (рассказ  записан  со  слов двоюродной  сестры  Барыниной Александры Афанасьевны). Из воспоминаний Серёгиной Анны Артёмовны (1925 года рождения). «После ухода немцев в наш дом пришло письмо, что, отец ранен и сейчас лежит в госпитале в Брынь­заводе Думинического района. В семье мать и семеро детей. Я самая старшая, я и решила пойти пешком к отцу. Он был в это время в тяжёлом состояние, но  меня узнал.… Вскоре от ран отец умер. Его похоронили в братской могиле деревни Брынь. Вспоминает Сухарева Софья Павловна (1922 года рождения) – жительница деревни. «Зимой 1942 года к нам в деревню приехал и развернулся хирургический полевой передвижной госпиталь №473, в котором я работала сандружинницей. Располагался госпиталь   в   здании   старой   школы,   клубе,   пожарном   сарае   и   ещё   были   вырыты   4 землянки.   Раненых   было   очень   много.   Их   привозили   из­под   Ульянова,   Ельни.   Я ухаживала за ними: кормила их, подносила судна, помогала медсёстрам перевязывать, потом и сама научилась, разносила им лекарства, писала письма их родным». Вспоминает   Серёгина   А.   А.   «Я,   Жупикова   Ольга   Григорьевна,   Богачкина   Анна Ивановна,   Кулабухова   Анисья   Дмитриевна   работали   прачками   при   госпитале. Стирали бельё, бинты. Полоскать возили бельё на санях на «горелый колодец» (место в лесу, где вода даже зимой не замерзала). Сами плохонько одеты, обуты в лапти, обледенелые после полоскания, но работу свою выполняли, несмотря ни на что. В госпитале помогали кормить раненых, перестилать постель, писать письма. Было нам тогда по 15­17 лет. В то время в госпитале был ещё тиф». Вспоминает Сухарева С. П. «Спустя три с половиной месяца в деревню приехал ещё один госпиталь, который пришлось разместить в коровнике и сараях. Было очень много тяжелораненых солдат и командиров. Не хватало перевязочных материалов. Бинты, простыни приходилось очень часто стирать. Население   в   эти   годы   сильно   голодало.   Весной,   когда   оттаивала   земля,   жители собирали на полях мороженую прошлогоднюю картошку (кавардашки). Из неё пекли лепёшки. Ими угощали легкораненых солдат, размещённых по домам. Гитлеровцы,  вероятно,   знали,   что   в   деревне   находится   госпиталь,   поэтому   часто   бомбили, особенно «Кукуевку». В результате бомбёжек погибли 20 человек и разбиты 12  10 домов (вспоминают Чукаевы Пелагея Архиповна (1922 года рождения) и Александра Архиповна (1923 года рождения) – очевидцы). В   госпиталях   умирало   очень   много   бойцов   от   тяжёлых   ранений.   Их   хоронили   в братских могилах по несколько человек. Убитых во время боя хоронили в братских и индивидуальных могилах. В   1948­1953   годах   произведено   перезахоронение   останков   погибших   в Слаговищенскую   братскую   могилу   на   территории   старой   школы,   где   уже   были похоронены умершие в госпитале. Перезахоронили 324 человека, из четырёх братских могил   количество   перезахороненных   так   и   неустановленно.   В   настоящее   время известно 144 фамилий, которые выбиты на могильной плите. Там же стоит памятник (см. приложение №XV). Все годы войны жители деревни работали на торфоразработки в лесу, недалеко от Козельска, на железной дороге, на заготовке леса для нужд фронта. Неподъёмные брёвна грузили на повозки, запряженные быками (все лошади были переданы армии) и отправляли на железнодорожную станцию. Морозы стояли крепкие, а обуть и одеть особо было нечего; лапти да онучи. Кожа на ногах от мороза трескалась до крови, а всё равно работали, знали: их труд нужен фронту. Вместе с взрослыми работали и дети. Весной пахали землю на быках и копали лопатами под посевы (в те годы ни одного клочка земли не пустовало), на быках бороновали, а затем вручную засевали поля. Осенью серпами жали зерновые культуры, молотили цепами, брали лён, копали картофель.   От   тяжёлой   работы   и   постоянного   недоедания   были   измождёнными. Младшие  дети ходили в лес за липовой листвой, сушили её, толкли в ступе (см. приложение №XIII), просеивали. На этой муке замешивали тесто из распаренного конского щавеля и пекли лепёшки. Вот и вся еда была, а настоящий хлеб отправляли на   фронт.   По   ночам   обрабатывали   лён:   мяли,   трепали,   пряли,   сновали,   чтобы   из полученной ткани сшить кое­какую одежонку. 7.   Послевоенные   годы   были   тоже   тяжёлыми.   Нужны   были   рабочие   руки   для восстановления   разграбленного   и   разрушенного   хозяйства,   а   в   деревне   остались старые да малые. Во время войны почти в каждую семью пришла похоронка. Но жизнь продолжается.… При сельском совете открывается изба­читальня (200 экземпляров книг). В 1954 г. в одной из деревенских домов открывается сельская библиотека.  Снова работает школа. Она становится семилеткой и в 1952 году первый выпуск 49 учащихся, всего в школе в этом году 350 уч­ся, а жителей в деревне около 3000 человек. Потихоньку налаживается жизнь на селе. В конце 50­х годов деревенские колхозы объединились в один «Путь к коммунизму». В 1957 году в домах появилось электричество, радио. Силами колхозов построены новые животноводческие фермы. В   1970   году   построили   новый   дом   культуры.   В   левом   крыле   ДК   разместилась сельская библиотека, которой заведует с 1965 года Зобова Валентина Александровна. Сорок лет она добросовестно, с творческим подходом  выполняет свою работу. В маленьком читальном зале библиотеки часто собираются жители разных возрастов. Дети   любят   составлять   композиции   из   вырезок   журнала   «Мурзилка»,   взрослые   – полистать   периодическую   печать,   рассмотреть   новые   стенды,   книжные   выставки, поделиться последними новостями, получить совет.  Валентина   Александровна   проводит   литературные   вечера,   устные   тематические журналы, народные календарные праздники («Масленица», «Праздник русской  11 берёзки»). Жители деревни с удовольствием принимают в них участие. Более десяти лет в библиотеке работает небольшой этнографический музей – его экспонаты,  старинная домашняя утварь и одежда: ступа, махотки, кувшины, лукошки, панёвы, сарафаны,  поддёвки,  лапти,  ткацкий   станок  и   т.   д.  Причём,  их  искать   далеко  не пришлось – собрали в селе на чердаках и в сундуках. Чтобы нынешнее поколение лучше   представляло   жизнь   наших   предков,   библиотекарь   оформляет   книжные выставки о русской старине, делает подборки вырезок из периодической печати о народных промыслах и т. д. Наибольший интерес к музею проявляют учащиеся и преподаватели местной школы, не раз совершавшие сюда экскурсии. В   1975   году   в   деревне   построили   новую   двухэтажную   школу,   которой   могли позавидовать   даже   многие   городские   ребята.   Светлые   просторные   классы, спортивный зал, актовый зал, столовая. Новая   школа   вместила   всех   учеников,   занятия   идут   в   одну   смену,   работает продлёнка. К сожалению, с каждым последующим годом учащихся в школе становится меньше. Уже   в   1976   учебном   году   набирают   только   один   первый   класс   (26   человек). Уменьшается и численность населения в деревне. Молодёжь старается уехать в город, сначала учиться, а затем и на работу там устроиться. В 1990 году в школе обучается 67 учащихся. В 2005 году в первый класс идёт один ученик,   всего   в   школе   25   учащихся,   и   она   на   грани   закрытия.   Так   же   на   грани закрытия и сельский дом культуры. Со дня сдачи в эксплуатацию и по сегодняшний день его ни разу не ремонтировали, стены потрескались, крыша прохудилась. Чтобы сохранить книжный фонд от непогоды, библиотекарь вынуждена накрывать стеллажи плёнкой… Ныне   Слаговищи   –   одна   из   деревень,   разделившая   судьбу   тысяч   таких   русских поселений. Сильно сократилось число жителей, дома продаются под дачи или стоят покинутыми,   постепенно   врастающими   в   землю.   В   годы   перестройки   колхоз обанкротился;   фермы   опустели,   поля   заросли   бурьяном,   мелколесьем.   Из постоянного   населения   в   Слаговищах,   в   основном,   старики,   да   немного   семей среднего возраста, которые потихоньку перебираются в Козельск.  8.   Хочется   верить,   что   русская   деревня   возродиться.   Не   канут   в   лета   обычаи, традиции, обряды, осколки которых ещё хранятся в памяти очень пожилых людей. Есть ещё в деревнях и «бабушкины сундуки», в которых бережно хранятся элементы народного   костюма   и   предметы   быта   музейной   ценности.   А   ведь   всё   это   можно безвозвратно утерять.  Сейчас очень важно увидеть, зафиксировать и сохранить это замечательное наследие. И   тогда   будет   что   показать   и   рассказать   подрастающему   поколению   о   жизни, культуре предков, героическим прошлым которых можно по праву гордиться. Ведь без прошлого нет и будущего…     12 Список респондентов. (жительницы д. Слаговищи). 1. Сухарева Софья Павловна 1922 года рождения. 2. Чукаева Александра Архиповна 1922 года рождения. 3. Чукаева Пелагея Архиповна 1923 года рождения. 4.*** Играева Пелагея Даниловна 1924 года рождения. 5.* Серёгина Анна Артёмовна 1925 года рождения.  6.** Чубарова Наталья Семёновна 1928 года рождения. 7.**** Азаева Зинаида Трофимовна 1938 года рождения. 8.***** Зобова Валентина Александровна 1946 года рождения. 1. Е. Андреева и др. « Живая культура российской провинции. Калужский край.  Козельский район». М.: Институт Наследия, 1999 г. Литература. 2. В. А. Самойлов «Козельск – город древний» буклет 1996.                                           Приложение I II III IV V   VI   VII   VIII   IX X   XI   XII   XIII   XIV   XV

«Моя малая родина (история деревни Слаговищи, расположенной в биосферном резервате «Угра»)»

«Моя малая родина (история деревни Слаговищи, расположенной в биосферном резервате «Угра»)»

«Моя малая родина (история деревни Слаговищи, расположенной в биосферном резервате «Угра»)»

«Моя малая родина (история деревни Слаговищи, расположенной в биосферном резервате «Угра»)»

«Моя малая родина (история деревни Слаговищи, расположенной в биосферном резервате «Угра»)»

«Моя малая родина (история деревни Слаговищи, расположенной в биосферном резервате «Угра»)»

«Моя малая родина (история деревни Слаговищи, расположенной в биосферном резервате «Угра»)»

«Моя малая родина (история деревни Слаговищи, расположенной в биосферном резервате «Угра»)»

«Моя малая родина (история деревни Слаговищи, расположенной в биосферном резервате «Угра»)»

«Моя малая родина (история деревни Слаговищи, расположенной в биосферном резервате «Угра»)»

«Моя малая родина (история деревни Слаговищи, расположенной в биосферном резервате «Угра»)»

«Моя малая родина (история деревни Слаговищи, расположенной в биосферном резервате «Угра»)»

«Моя малая родина (история деревни Слаговищи, расположенной в биосферном резервате «Угра»)»

«Моя малая родина (история деревни Слаговищи, расположенной в биосферном резервате «Угра»)»

«Моя малая родина (история деревни Слаговищи, расположенной в биосферном резервате «Угра»)»

«Моя малая родина (история деревни Слаговищи, расположенной в биосферном резервате «Угра»)»

«Моя малая родина (история деревни Слаговищи, расположенной в биосферном резервате «Угра»)»

«Моя малая родина (история деревни Слаговищи, расположенной в биосферном резервате «Угра»)»

«Моя малая родина (история деревни Слаговищи, расположенной в биосферном резервате «Угра»)»

«Моя малая родина (история деревни Слаговищи, расположенной в биосферном резервате «Угра»)»

«Моя малая родина (история деревни Слаговищи, расположенной в биосферном резервате «Угра»)»

«Моя малая родина (история деревни Слаговищи, расположенной в биосферном резервате «Угра»)»

«Моя малая родина (история деревни Слаговищи, расположенной в биосферном резервате «Угра»)»

«Моя малая родина (история деревни Слаговищи, расположенной в биосферном резервате «Угра»)»

«Моя малая родина (история деревни Слаговищи, расположенной в биосферном резервате «Угра»)»

«Моя малая родина (история деревни Слаговищи, расположенной в биосферном резервате «Угра»)»

«Моя малая родина (история деревни Слаговищи, расположенной в биосферном резервате «Угра»)»

«Моя малая родина (история деревни Слаговищи, расположенной в биосферном резервате «Угра»)»

«Моя малая родина (история деревни Слаговищи, расположенной в биосферном резервате «Угра»)»

«Моя малая родина (история деревни Слаговищи, расположенной в биосферном резервате «Угра»)»

«Моя малая родина (история деревни Слаговищи, расположенной в биосферном резервате «Угра»)»

«Моя малая родина (история деревни Слаговищи, расположенной в биосферном резервате «Угра»)»

«Моя малая родина (история деревни Слаговищи, расположенной в биосферном резервате «Угра»)»

«Моя малая родина (история деревни Слаговищи, расположенной в биосферном резервате «Угра»)»

«Моя малая родина (история деревни Слаговищи, расположенной в биосферном резервате «Угра»)»

«Моя малая родина (история деревни Слаговищи, расположенной в биосферном резервате «Угра»)»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2018