«Моё место в коллективе»
Цели:
· Определить понимание учащимися направленности коллектива и уровень его сплоченности.
· Способствовать формированию навыков конструктивного взаимодействия в группе.
· Способствовать преодолению барьеров в общении. Совершенствовать навыки общения.
· Создание ситуаций, требующих сотрудничества, взаимопомощи и взаимоподдержки.
· Повысить самооценку детей.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель. Как вы считаете, можно ли изменить мнение одноклассников?
Как это сделать? Вы замечали, что с разными людьми вы ведете себя по-разному? А
кто знает себя очень хорошо? Все ли в себе вам нравится? Чем мы отличаемся от
других? Нужно ли знать себя?
Работа по теме
Самоанализ «Кто я? Какой я?»
Воспитатель. Продолжите письменно предложения:
· Я думаю, что я...
· Другие считают, что я...
· Мне хочется быть...
Для
каждого предложения подберите от 5 до 10 определений из списка слов
на плакате.
Воспитатель вывешивает список слов, помогающих ученикам отвечать на
вопросы.
Список слов
· Симпатичный,
· слабый,
· приятный,
· грубый,
· справедливый,
· хвастливый,
· трудолюбивый,
· скучный,
· остроумный,
· смелый,
· жадный,
· хитрый,
· смешной,
· терпеливый,
· надежный,
· неприятный,
· задумчивый,
· хороший,
· здоровый,
· вежливый,
· робкий,
· честный,
· глупый,
· одинокий,
· красивый,
· резкий,
· нежный,
· сильный,
· задиристый,
· лживый,
· сообразительный,
· дружелюбный.
«Закончи
предложения»
Ребятам предлагается закончить предложения:
· «Я не люблю, когда мои одноклассники...»
· «Было бы здорово, если бы ребята в нашем классе...».
Листы разрешается не подписывать. Ведущий собирает работы и к следующему
уроку составляет таблицу ответов, которая вывешивается в классе. Естественно, в
таблице не указывается, кто из ребят что написал. Можно специально обсудить
полученные результаты. Цель упражнения — побудить ребят задуматься над
своим отношением к одноклассникам, проанализировать, что нравится и не нравится
в их поведении, что бы хотелось изменить.
«Как расположить к себе окружающих»
Ведущий напоминает ребятам о золотом правиле нравственности: «Поступай с
другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Далее можно привести примеры
из жизни или литературы, когда определенное поведение героя вызывало
соответствующее отношение к нему окружающих. На доске записываются те приемы,
которые, по мнению ребят, помогают человеку наладить отношения с окружающими
(улыбка, спокойный тон, вежливые слова, знаки внимания и заботы и т.д.).
«Подарок однокласснику»
Перед занятием заготавливаются карточки с именами всех присутствующих в
классе. Каждый из учащихся вытягивает карточку с именем одноклассника (важно
проследить, чтобы ребенку не досталось собственное имя; можно рассчитать так,
чтобы определенные имена достались конкретным людям). Вытянув карточку, ребята
смотрят, кто им достался, не рассказывая об этом окружающим. Затем они должны
написать, какое качество подарили бы доставшемуся им однокласснику, чтобы ему
было легче взаимодействовать с окружающими. Карточки собираются и раздаются
адресатам. Следует проследить, чтобы в записках не было ничего оскорбительного.
По желанию ребята могут сказать, что им подарили и нравится ли им такой
подарок. В небольших группах можно попросить каждого написать, что бы он
подарил себе сам, а потом сравнить с «подарками» других.
Упражнение «Горячий стул»
Воспитатель. Сейчас каждый из вас сможет проверить, насколько совпадает
представление о нем одноклассников с его собственным представлением о себе.
Каждый (по очереди) будет занимать место на стуле в центре, и участники ответят
на вопрос: «Какой он?» Для этого они должны подобрать одно или несколько
определений из того же списка слов на плакате (см. выше). Сидящий в центре
отмечает те слова, которые совпадают с его определением (Я думаю, что
я...).Количество совпадений подсчитывается.
Анализ занятия
Воспитатель. Давайте оценим наше занятие. Поставьте свою оценку:
выкиньте на счет «три» нужное количество пальцев одной руки.
- Что понравилось?
- Какие испытывали трудности?
- Кого трудней оценивать — себя или других?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.