Моё первое изложение. Конспект урока русского языка..
Оценка 4.9

Моё первое изложение. Конспект урока русского языка..

Оценка 4.9
docx
22.08.2022
Моё первое изложение. Конспект урока русского языка..
Конспект урока Моё первое изложение..docx

Конспект урока русского языка по теме «Моё первое изложение»

Структура и ход урока

Этапы урока.

                 Деятельность          учителя

Деятельность  учащихся

     УУД

Примечания

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

 

Цель: подготовить  учащихся к работе на уроке, создать эмоциональный  настрой на совместную коллективную деятельность и познавательную активность.

Цель: создать условия для обеспечения позитивной мотивации обучающихся.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Эмоциональная мотивация

Психологическая игра «Рука друга».

-Нужно коснуться ладошками соседей и пожелать им что-либо на сегодняшний урок русского языка.

- Я тоже желаю вам всем успеха.(Ладони развернуть к детям).

Обратить внимание на пословицы о дружбе.

-Назовите пословицу, которая наиболее понравилась.

- Давайте сегодня постараемся работать дружно.

Цель: оценить свою готовность к уроку.

 

- Пожелания друг- другу успешной работы на уроке.

 

 

Вывод:  готовы к уроку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Называют пословицу, комментируют.

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Чувствовать необходимость учения

(Личностные УУД)

Игра проходит под песню о дружбе.(№1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На стене кабинета развешены листы с пословицами о дружбе, найденные детьми.

2. Этап актуализация знаний.

Цель: развитие личностных и коммуникативных УУД  через  развитие  устной  речи учащихся;  развитие личностных УУД через развитие     внимания,  мышления, воображения, языкового  чутья.

 

Цель: организовать деятельность обучающихся по определению понятий «текст», «тема текста», «основная мысль текста»; вовлечение учащихся в главные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение...);

Задача этапа: систематизировать знания учащихся,  необходимые для введения темы.

- Давайте мы вместе составим кластер: «Текст». Это поможет нам вспомнить и обобщить материал, изученный на предыдущих уроках.

Молодцы. Сегодня в кластер постараемся добавить новые сведения.

Цель: повторить сведения по теме «Текст».

 

 

 

 

Дети  называют все известные сведения о тексте.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

 

Учитель

 с помощью детей составляет кластер на доске. (Прикрепляет магнитами распечатанные слова).

 

 

 

3.Введение в тему урока и знакомство с понятием изложение.

 

Цель:

 познакомить с понятием изложение, раскрыть сущность этого вида работы;

развитие личностных и коммуникативных УУД  через  развитие  устной  речи учащихся;  развитие личностных УУД через развитие     внимания,  мышления, воображения,

создать условия для развития  УУД, через анализ и синтез.

 

 

Цель: организовать деятельность обучающихся по определению понятия «изложение»; умение выделять сложные слова среди других слов; вовлечение учащихся в главные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение);

задача этапа: систематизировать знания учащихся,  необходимые для введения данной темы.

-Прочитайте про себя название следующей части учебника и ответьте на вопрос.

-Чему будем учиться на уроке?

-Поразмышляйте над тем, какое различие скрыто в словах «рассказывать» и «пересказывать».

 

-Пересказывать - это передавать чужую речь.

-Кому вы  что-либо  пересказывали за последнее время?

- Подскажите Антону: когда он рассказывал, а когда пересказывал?

 Вчера он дрессировал своего щенка и об этом поведал другу по телефону.

А сегодня, когда они встретились, он рассказал ему то, что услышал по телевизору о говорящих попугаях.

-Назовите те жизненные ситуации, когда нам приходится кому-то что-то пересказывать.

_ Устно вы пересказываете часто, но нужно уметь делать и письменный пересказ.

Поэтому начнём учиться.

-Ещё раз перечитайте заголовок новой части учебника.

-Как по-другому можно назвать раздел?

-Добавим в кластер новое слово.

-Антон решил, что ему этому учиться не нужно. Достаточно выучить наизусть текст и записать его дословно. Так или нет?

-Прочитайте совет авторов  на странице 135.

Цель: познакомиться с понятием  «изложение».

 

 

 

 

 -Отвечают на вопрос учителя.

Читают название части учебника и отвечают на вопрос.

Размышляют,высказывают предположения.

Отвечают на вопрос учителя.

(Пересказывать- это тоже рассказывать, но только то, что слышал от других или прочитал.)

Размышляют,высказывают предположения.

 

 

 

 

 

Называют ситуации.

 

Отвечают на вопрос учителя.

Перечитывают заголовок. Размышляют.

 Отвечают на вопрос.

 

(Учимся писать изложения).

Добавляют в кластер слово «изложение».

 

Читают и обсуждают сведения в рамке.

 

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

 

 

Определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата

(Регулятивные УУД)

 

Умение устанавливать связи между учением и жизненными ситуациями

(Личностные УУД)

Постановка учебной задачи на основе соотношения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно

(Регулятивные УУД)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавляют в кластер слова «рассказывать» и «пересказывать».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавляют в кластер слово «изложение».

 

4.Целеполагание.

Минутка чистописания

_ Какова тема урока?

-_Сформулируйте цель урока.

-Это мы сформулировали цели для всех ребят.  Попробуйте теперь поставить цель для себя на сегодняшний урок. Что-то узнать, чему научиться, следить за чем-то и т.д.

-Теперь возьмите картинку с изображением фрукта. Мы сегодня необычно проведём минутку чистописания. На строчках запишите свои цели, а в конце урока проверим, кому из вас удастся их достичь. Пишем правильно и аккуратно.

Дети формулируют тему и общие цели урока.

 УЧАЩИЕСЯ СТАВЯТ ПЕРЕД СОБОЙ ЛИЧНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАПИСЫВАЮТ ИХ ПРАВИЛЬНО И АККУРАТНО.

 

Выдать заранее картинки фруктов, на которых есть строчки.

5. Физкультминутка

Цель: создание условий для психоэмоциональной  разгрузки.

Цель: создать условия психоэмоциональной разгрузки.

- Сегодня у нас праздник. А на праздниках часто танцуют. Прошу инструктора показать движения танца друзей. Танцуют все.

 

Цель: психоэмоциональная разгрузка.

 

Соня Полищук показывает движения, дети танцуют.

Уметь выполнять физические упражнения по команде , вместе.

(Коммуникативные УУД)

Включить «Песенку друзей»№2.

6. Основная часть урока – обучение написанию первого

изложения: подготовка к нему и собственно написание.

Цель:

 учить писать изложение;

 продолжить работу над комплексом речевых и орфографических умений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель:

-организовать самостояте-

льное выполнение учащимися заданий;

 -организовать самопрове-

рку учащимися своих решений по памятке;

 - создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;

 - для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.

 

Цель: учить писать изложение;

 продолжить работу над комплексом речевых и орфографических умений создать условия для выполнения самостоятельной работы

-А какой сегодня праздник?

-Сегодня вы пишете своё самое первое изложение. Давайте сделаем об этом важную запись в тетрадях.

- Запишите слова «Моё первое изложение».

 - Обратите внимание на «опасную» выделенную буквы гласного.

-Рассмотрите иллюстрацию на странице136 .

-Закройте учебник.

-На уроке предстоит читать и пересказывать отрывок из этой сказки.

-Написал сказку итальянский писатель Джани Родари.

-Послушайте отрывок, определите, о ком он, и постарайтесь найти предложение, в котором заключена главная мысль.

 

-Озаглавьте текст по теме и основной мысли. Выбранный вариант учитель записывает на доске.

 

Общая беседа по содержанию.

( На основе первого восприятия текста на слух.)

-Как произошло знакомство?

-Кто эти друзья?

 Более полный анализ содержания и языковых средств.

-Прочитайте текст упражнения  264  про себя.

– О чём сообщается в начале рассказа?

-Что произошло дальше?

- Какое слово указывает на неожиданность встречи?

-На что Вишенка сразу обратил внимание?

 -Кого он ещё увидел?

- Что интересного заметил?

-Почему использованы слова косичка, хвостик, а не коса, хвост?

-Что случилось потом?

-Кто представился первым?

- Как ответил Вишенка?

- Правильно ли?

-А почему ребята засмеялись?

- Все события кончились, зачем же ещё одно предложение, последнее?

- Какое слово в нём показывает, что это предложение заканчивает  текст, как бы «закрывает дверь»?

 

Уточнение структуры текста проводим  путём повторного наблюдения за развитием мысли и связью предложений.

Возможная беседа:

– Давайте ещё раз посмотрим, как движется мысль в тексте, и выделим слова, которые при пересказе будут напоминать порядок мыслей.

- О ком первое предложение?

 (Параллельно  с ответами на вопросы на доске записываются начала предложений, заключающие в себе указание на тему каждого из них.)

 -О чём сообщает второе?

-Как его продолжает третье?

- Что нового добавляет следующее?

Запись на доске:

Вишенка ... .

Вдруг он ... .  За мальчиком ... . У неё ... .

– Меня зовут ... .                       А это ... .

– ... 

И все трое ... .                            Так у Вишенки ... .

Предъявляя детям начала предложений, мы одновременно напоминаем:

а) тему каждого предложения;

 б) языковые средства; обеспечивающие связь предложений;

в) направление развития мысли.

 Орфографическая подготовка.

– Отметьте орфограммы в названии текста.

-Прочитайте слова так, как они написаны. -Как «сломается» слово друзья, если вдруг вы пропустите ь?

– Найдите орфограммы в первом и втором предложениях.

- Посчитайте, сколько слов-помощников.

-Какие орфограммы видите в следующих предложениях?

-Сколько раз встречается слово редиска?

 -Почему оно написано по-разному?

- Какие орфограммы есть в имени мальчика-луковки?

- Прочитайте слово так, как оно написано.

 -Как выделена речь героев?

- Отметьте орфограммы в двух последних предложениях.

Игра «Лови правило».

 

Вторичный синтез текста ( проводим при закрытых книгах).

-Давайте инсценируем наш текст в группах.

 

-Я прочитаю текст ещё раз, а вы следите за развитием мысли по опорным словам.

 

 

Установка на последующую самостоятельную работу.

 -Напишите название и письменно перескажите рассказ.

-Помните, что вы можете писать не только авторскими, но и своими словами.

-Не забывайте и о том, что вы умеете не делать орфографических ошибок: не знаете, забыли, как пишется слово, оставляйте «окошко», а если нужно, показывайте выбор букв».

Самостоятельная работа учащихся.

Учитель следит за положением тетрадей, за осанкой детей.

Осуществляет индивидуальную помощь учащимся.

Проверка написанного.

-Теперь поработайте редакторами и корректорами.

-Прочитаем первый раз текст и проверим правильность содержания и языковых средств: не пропущена ли какая-нибудь мысль,

 не нарушен ли их порядок, не пропущены ли важные слова.

 -А теперь прочитаем свои  тексты ещё раз и проверим правильность написанного.

-Используем  приём взаимопроверки.

-Поменяйтесь тетрадями.

 -Проверьте работу соседа.

-Партнёр – это лишь ваш помощник. Он может только карандашом поставить в нужном месте «галочку», подчеркнуть букву и т.п., а автор окончательно решает, принять предложение или отвергнуть. Если он его принимает, то, не стирая карандаша, чернилами осуществляет правку.

Цель: применить полученные знания для выполнения самостоятельной работы

 

Дети высказывают предположения.

Записывают в тетради по развитию речи слова «Моё первое изложение».

Отвечают на вопрос учителя.

 

Дети рассматривают иллюстрацию в учебнике.

 

 

 

 

 

О мальчике Вишенке;

-главная мысль заключена в последнем предложении.)

 

 

(Вишенка и его друзья, Знакомство, Первые друзья и           т. п.)

 

 Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

Чтение учащимися текста по учебнику.

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

Самостоятельно воспроизводят основное содержание предложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся находят и выделяют орфограммы в тексте.

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель называют правило, дети слово из текста на это правило.

При наличии времени, продолжают игру в парах.

Дети инсценируют текст  в  группах, затем

 четвёрка сильных  детей -у доски

Учащиеся следят за развитием мысли по опорным словам на доске.

 

 

Дети самостоятельно пишут изложение.

Если отдельные школьники будут нуждаться в дополнительной помощи, она должна быть оказана им индивидуально, например, могут быть даны дополнительные подсказки на карточках.

 

 

 

 

Учащиеся отмечают

 орфограммы, при появлении сомнения в написанной букве ставят  над ней знак вопроса, а на месте «окошка» вставляют  букву, если вспомнили её, узнали у учителя, посмотрели в записи на доске и т. п.; проверяют, нет ли неоправданных пропусков букв.

Учащиеся обмениваются тетрадями с соседом по парте, проверяют работу, обсуждают, принимают решение, вносят необходимые исправления.

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

(Регулятивные УУД)

Контролировать свои.

(Регулятивные УУД)

 

Интерес к способу решения и общему способу действия.

(Личностные УУД)

 

Уметь самостоятельно находить способы решения проблем творческого характера.

(Познавательные УУД)

 

Интерес к способу решения и общему способу действия.

(Личностные УУД)

 

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

 

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

 

 

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

 

Формирование коммуникативных УУД.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Книги у детей закрыты.

Если даже никто из учеников на него не ответит, не подсказывать им.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открыть слайд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запись на доске слов,отражающих тему каждого предложения, заменит план.

 Он будет служить опорой при воспроизведении текста.

При воспроизведении текстов, равных абзацу, практически

невозможно составить план.

 

Предъявлять начала предложений можно, используя уже представ-

ленный слайд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демонстрирую слайд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выдать маски для инсценировки текста.

 

 

 

 

 

 

Пересказ отрывка кем-то из учеников считаем не только неполезным,

но даже вредным для основной части класса.

Последним услышанным перед записью вариантом текста должен быть

авторский, а не ученический.

 

Вывесить памятку «Редактор», а затем последнюю часть памятки №4 (4 пункт).

7. Подведение итогов урока.

 

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

 

Цель: формирование регулятивных УУД через анализ и оценку успешности достижения цели.  Наметить перспективу последующей работы

 

Цель: проанализировать  и оценить  успешности достижения цели урока.

Подведение итогов

Организует итоговую беседу.

Организует самооценку учебной деятельности.

Организует рефлексию.

- Какова же была цель нашего урока?

- Достигли ли мы её?

-Какой новый вид работы вы сегодня выполняли?

-Сможете ли рассказать дома о том, что такое изложение и зачем его пишут?

-Посмотрите  на листочки, на которых вы записали свои личные цели. Поставьте +, если смогли выполнить, + и -, если удалось, но не полностью, -, если не удалось совсем.

- Если у вас +, прикрепите фрукт на 1 дерево, если + и-, то на 2 дерево, если поставили -, то на третье дерево.

-Какую цель поставим на следующий урок русского языка?

Цель:  представить  результат  своей  работы классу, подведение итогов. Рефлексия.

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

Подводят итог урока и ставят задачи к следующему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прикрепляют картинку с результатом на соответствующее дерево.

Уметь соотносить цель и результат.

(Регулятивные УУД)

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

(Личностные УУД)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Включить песню о дружбе(№3).

 

 

 

 

На доке прикрепить картинки трёх деревьев.(Нарисовать на ватмане).

8. Домашнее задание.

 

Цель: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Цель: подобрать  домашнее задание, способствующее углублению полученных знаний, совершенствованию умений и навыков; инструктаж по выполнению домашнего задания.

-О том, как закончилась встреча друзей, вы узнаете дома, выполняя упражнение 266.

Вы встретитесь ещё с одним персонажем.

-Прочитайте его имя.

-Какую букву выберете? Почему?

-Но как чаще всего пишут это слово? Почему?

-Давайте найдём и другие орфограммы в имени, которое вам придётся писать.

-За хорошую работу наши герои решили на память вам подарить свои фотографии.

Цель: осмысление связи домашнего задания с выполняемыми на уроке упражнениями.

Слушают учителя, определяют пути решения домашней работы.

 

Дети читают:

синьор (П,п) омидор, определяют нужную букву.

 

 

Выделяют другие орфограммы в имени персонажа.

Соотносить то , что известно и то, что предстоит выполнить самостоятельно

(Регулятивные УУД)

 

 

Открыть слайд презентации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздать картинки с изображением персонажей.

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект урока русского языка по теме «Моё первое изложение»

Конспект урока русского языка по теме «Моё первое изложение»

Введение в тему урока и знакомство с понятием изложение

Введение в тему урока и знакомство с понятием изложение

Целеполагание. Минутка чистописания_

Целеполагание. Минутка чистописания_

Цель: -организовать самостояте- льное выполнение учащимися заданий; -организовать самопрове- рку учащимися своих решений по памятке; - создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка; -…

Цель: -организовать самостояте- льное выполнение учащимися заданий; -организовать самопрове- рку учащимися своих решений по памятке; - создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка; -…

Цель: -организовать самостояте- льное выполнение учащимися заданий; -организовать самопрове- рку учащимися своих решений по памятке; - создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка; -…

Цель: -организовать самостояте- льное выполнение учащимися заданий; -организовать самопрове- рку учащимися своих решений по памятке; - создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка; -…

Цель: -организовать самостояте- льное выполнение учащимися заданий; -организовать самопрове- рку учащимися своих решений по памятке; - создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка; -…

Цель: -организовать самостояте- льное выполнение учащимися заданий; -организовать самопрове- рку учащимися своих решений по памятке; - создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка; -…

Если он его принимает, то, не стирая карандаша, чернилами осуществляет правку

Если он его принимает, то, не стирая карандаша, чернилами осуществляет правку

Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.08.2022