М.Пришвин "Жаркий час"

  • docx
  • 20.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала М. Пришвин Жаркий час.docx

Тема: М. Пришвин «Жаркий час».

Форма: урок-путешествие

Цели урока: формировать навыки беглого сознательного и выразительного чтения рассказа; • учить анализировать текст, находить в тексте ответы на вопросы; • совершенствовать память, развивать связную устную речь; • активизировать и пополнять словарный запас учащихся; • воспитывать любовь к родной природе, пробуждать интерес к предмету.

 

1.Оргмомент. Да, вот и март на пороге, а значит скоро-скоро наступит весна не календарная, а настоящая. А пока в качестве психологического настроя посмотрите небольшой видеоролик «Март». 2.Повторение пройденного на прошлом уроке.

Ход урока:

1. Оргмомент. Психологический настрой класса.

Подравняйтесь все на месте,

Раз услышали звонок.

А теперь все ровно сядьте –

Начинается урок!

2.Введение в тему.

- Сегодня у нас необычный урок: у нас присутствуют гости. Подарите гостям свою улыбку.

- Чтобы узнать, о чём у нас пойдёт речь на уроке, вы должны угадать загадки и прочитать ключевое слово: 

скВорец

воробЕй

аиСт

жавороНок

грАч

1. На шесте - дворец, Во дворце – певец. А зовут его… (Скворец)

2. Чик – чирик! К зернышку прыг. Клюй, не робей. Кто же это? (Воробей).

3. Не позавидуешь работе Стоять весь день ногой в болоте
И ловить в нём наугад длинным клювом лягушат… (Аист)

4. Хочет - прямо полетит, Хочет - в воздухе висит, Камнем падает с высот И в полях поет, поет.
(Жаворонок)

5. Всех перелетных птиц черней, Чистит пашню от червей.

Целый день по пашне вскачь, А зовется птица… (Грач).

 

- Ребята, о каком времени года мы будем говорить на уроке? (о весне)

-А вы ждете весну?

-Почему люди с нетерпением ждут весну? (весна – время пробуждения природы, все устали от зимней стужи)

Название какой птицы лишнее и почему? Воробей – зимующая птица

- Задание следующее: Нужно выбрать приметы весны: 

- Какие первые цветы появляются весной? (подснежники)

- Сейчас мы с вами выучим стихотворение об этом цветке СЛАЙД (3 слайда с частично закрывающимися словами):

Выглянул подснежник 
В полутьме лесной - 
Маленький разведчик, 
Посланный весной; 
Пусть еще над лесом 
Властвуют снега, 
Пусть лежат под снегом 
Сонные луга; 
Пусть на спящей речке 
Неподвижен лед, - 
Раз пришел разведчик, 
И весна придет.

 

3. Проверка домашнего задания.

- Чтобы посмотреть и узнать, как весна будет идти по планете, мы должны с вами совершить путешествие, цель которого: узнать, как определяют приход весны в разных местах земного шара. Поможет нам домашний рассказ… «Весна идёт»? Кто автор этого рассказа? Василий Песков - это человек – большой знаток природы нашей планеты, он автор текста, с которым мы познакомились вчера на уроке.

- Также вчера мы отправили наших журналистов в разные уголки нашей планеты, чтобы они собрали материал о том, как там люди ждут прихода весны. Готовы слушать наших корреспондентов? (Выступление детей сопровождается показом слайдов): СЛАЙДЫ

- Сообщение о Женеве – Дима Б.

- Рассказ об Аляске – Влад Л.( сейчас штат США, раньше принадлежала нам, США до сих пор не расплатились за неё, поэтому так и называют – Русская Америка)

- Об Антарктиде – Влад В.

- С прилетом каких птиц жители средней полосы России связывают приход весны? – Миша Г.

-Только ли перелетные птицы предчувствуют приход тепла? Как реагируют на приход весны домашние, городские и лесные птицы? зачитать - Самира С., Катя Е.

ВыводВот наше путешествие и подошло к концу. Выполнили ли мы поставленную перед нами задачу? Выполнили, так как узнали, как люди разных уголков планеты встречают весну. Молодцы!

4 . Физминутка: «Хлопни в ладоши». - Если я называю слово о весне, вы хлопаете в ладоши, если слово не подходит – топаетеСлова: почки, пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, теплое, ярче, холодно, набухают, просыпаются, ледоход, застыл, метель, снегопад, солнышко, прилетают.

 

5. Сообщение новой темы.

- Да, прилетают…птицы, возвращаются домой. Как мы должны их встречать? (Развешиваем скворечники, устраивать столовые)

- Как одним словом можно назвать то, что делают люди для птиц? (добро)

- А что должен чувствовать тот, кому это добро адресуется? (радость)

- Да, он рад, а значит, он счастлив.

- Что чувствовали вы, когда развешивали кормушки, скворечники, ведь вы это делаете каждый год? (радость)

6. Знакомство с рассказом. СЛАЙД

А)- Ваши ответы подтверждают высказывание Михаила Дудина, давайте зачитаем его, открыв учебники на с. 152. Высказывание размещено в коричневой рамке в правом верхнем углу страницы. (СЛАЙД: уч-ся зачитывает)

- Сегодня мы продолжим наше знакомство с произведениями о весне – с рассказом М. Пришвина «Жаркий час»

- Михаил Михайлович Пришвин – самый тонкий, точный, наблюдательный и знающий природу русский писатель.

Какую цель мы можем поставить перед собой?

Цель: получить больше знаний о приходе весны.

- После прослушивания рассказа вы должны будете подумать и ответить на вопрос: СЛАЙД: - ЧТО ПРИНЕСЛА ВЕСНА В ЛЕС?

- Читать будет артист, а вы внимательно следите за его чтением по тексту.

Б) Чтение текста артистом.

В) Беседа по вопросам к тексту.

- Так что же принесла весна в лес? (солнце)

- Какое из записанных на доске слов будет лишним в приходе весны? СЛАЙД: ТЕПЛО,ЛУЧИ, РАДОСТЬ, УРАГАН, СВЕТ.

- Рассказ назван «Жаркий час». Найдите в тексте предложение, где встречается это словосочетание и зачитайте его.

- Почему в лесу весна начинается позже, чем в поле?

- Что происходит в лесу с деревьями, с животными, когда наступает «жаркий час»?

- Да, они оживают.

8. Словарная работа.

Ос+во+бож+де+ни+е = освобождение

Ос+ во+бож+дён+на+я = освобождённая

Вы+ры+ва+ясь = вырываясь

Ше+ве+лит+ся = шевелится

О+бе+зу+мев+ший = обезумевший

 

9. Чтение текста учащимися по абзацам.

10. Выборочное чтение, отработка выразительности.

- Как описывает М. Пришвин лес в начале рассказа в 1-м абзаце? Вы обратили внимание на скорость действия? (медленно)

- Действие происходит медленно, постепенно, а значит и читать здесь тоже надо не спеша.

- А теперь посмотрим на последний абзац в рассказе. Сравним. Что изменилось в темпе повествования? (скорость увеличивается)

- Да, увеличивается скорость происходящего в весеннем лесу, а значит, увеличивается и темп чтения.

11. Домашнее задание:

- отработать темп чтение и 1-го, и 6-го абзацев на с.152.

12. Драматизация.

- Ребята, сегодня на уроке так часто мы произносили слово ВЕСНА, что мне так и хочется спросить у вас: а что это за существо, какого оно рода? (ж.р.)

- Конечно же, это так. …, представь, что ты весна, покажи нам шагами скорость твоего приближения. (Девочка показывает приход весны)

13. Оценки за работу на уроке

14. Итог урока.

- Понравился ли вам урок? Что нового узнали?