Тема: М. Пришвин «Жаркий час».
Форма: урок-путешествие
Цели урока: формировать навыки беглого сознательного и выразительного чтения рассказа; • учить анализировать текст, находить в тексте ответы на вопросы; • совершенствовать память, развивать связную устную речь; • активизировать и пополнять словарный запас учащихся; • воспитывать любовь к родной природе, пробуждать интерес к предмету.
1.Оргмомент. Да, вот и март на пороге, а значит скоро-скоро наступит весна не календарная, а настоящая. А пока в качестве психологического настроя посмотрите небольшой видеоролик «Март». 2.Повторение пройденного на прошлом уроке.
Ход урока:
1. Оргмомент. Психологический настрой класса.
Подравняйтесь все на месте,
Раз услышали звонок.
А теперь все ровно сядьте –
Начинается урок!
2.Введение в тему.
- Сегодня у нас необычный урок: у нас присутствуют гости. Подарите гостям свою улыбку.
- Чтобы узнать, о чём у нас пойдёт речь на уроке, вы должны угадать загадки и прочитать ключевое слово:
скВорец
воробЕй
аиСт
жавороНок
грАч
1. На шесте - дворец, Во дворце – певец. А зовут его… (Скворец)
2. Чик – чирик! К зернышку прыг. Клюй, не робей. Кто же это? (Воробей).
3. Не позавидуешь работе Стоять весь день
ногой в болоте
И ловить в нём наугад длинным клювом лягушат… (Аист)
4. Хочет - прямо полетит, Хочет - в
воздухе висит, Камнем падает с высот И в полях поет, поет.
(Жаворонок)
5. Всех перелетных птиц черней, Чистит пашню от червей.
Целый день по пашне вскачь, А зовется птица… (Грач).
- Ребята, о каком времени года мы будем говорить на уроке? (о весне)
-А вы ждете весну?
-Почему люди с нетерпением ждут весну? (весна – время пробуждения природы, все устали от зимней стужи)
- Название какой птицы лишнее и почему? Воробей – зимующая птица
- Задание следующее: Нужно выбрать приметы весны:
- Какие первые цветы появляются весной? (подснежники)
- Сейчас мы с вами выучим стихотворение об этом цветке СЛАЙД (3 слайда с частично закрывающимися словами):
Выглянул подснежник
В полутьме лесной -
Маленький разведчик,
Посланный весной;
Пусть еще над лесом
Властвуют снега,
Пусть лежат под снегом
Сонные луга;
Пусть на спящей речке
Неподвижен лед, -
Раз пришел разведчик,
И весна придет.
3. Проверка домашнего задания.
- Чтобы посмотреть и узнать, как весна будет идти по планете, мы должны с вами совершить путешествие, цель которого: узнать, как определяют приход весны в разных местах земного шара. Поможет нам домашний рассказ… «Весна идёт»? Кто автор этого рассказа? Василий Песков - это человек – большой знаток природы нашей планеты, он автор текста, с которым мы познакомились вчера на уроке.
- Также вчера мы отправили наших журналистов в разные уголки нашей планеты, чтобы они собрали материал о том, как там люди ждут прихода весны. Готовы слушать наших корреспондентов? (Выступление детей сопровождается показом слайдов): СЛАЙДЫ
- Сообщение о Женеве – Дима Б.
- Рассказ об Аляске – Влад Л.( сейчас штат США, раньше принадлежала нам, США до сих пор не расплатились за неё, поэтому так и называют – Русская Америка)
- Об Антарктиде – Влад В.
- С прилетом каких птиц жители средней полосы России связывают приход весны? – Миша Г.
-Только ли перелетные птицы предчувствуют приход тепла? Как реагируют на приход весны домашние, городские и лесные птицы? зачитать - Самира С., Катя Е.
Вывод: Вот наше путешествие и подошло к концу. Выполнили ли мы поставленную перед нами задачу? Выполнили, так как узнали, как люди разных уголков планеты встречают весну. Молодцы!
4 . Физминутка: «Хлопни в ладоши». - Если я называю слово о весне, вы хлопаете в ладоши, если слово не подходит – топаете. Слова: почки, пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, теплое, ярче, холодно, набухают, просыпаются, ледоход, застыл, метель, снегопад, солнышко, прилетают.
5. Сообщение новой темы.
- Да, прилетают…птицы, возвращаются домой. Как мы должны их встречать? (Развешиваем скворечники, устраивать столовые)
- Как одним словом можно назвать то, что делают люди для птиц? (добро)
- А что должен чувствовать тот, кому это добро адресуется? (радость)
- Да, он рад, а значит, он счастлив.
- Что чувствовали вы, когда развешивали кормушки, скворечники, ведь вы это делаете каждый год? (радость)
6. Знакомство с рассказом. СЛАЙД
А)- Ваши ответы подтверждают высказывание Михаила Дудина, давайте зачитаем его, открыв учебники на с. 152. Высказывание размещено в коричневой рамке в правом верхнем углу страницы. (СЛАЙД: уч-ся зачитывает)
- Сегодня мы продолжим наше знакомство с произведениями о весне – с рассказом М. Пришвина «Жаркий час»
- Михаил Михайлович Пришвин – самый тонкий, точный, наблюдательный и знающий природу русский писатель.
- Какую цель мы можем поставить перед собой?
- Цель: получить больше знаний о приходе весны.
- После прослушивания рассказа вы должны будете подумать и ответить на вопрос: СЛАЙД: - ЧТО ПРИНЕСЛА ВЕСНА В ЛЕС?
- Читать будет артист, а вы внимательно следите за его чтением по тексту.
Б) Чтение текста артистом.
В) Беседа по вопросам к тексту.
- Так что же принесла весна в лес? (солнце)
- Какое из записанных на доске слов будет лишним в приходе весны? СЛАЙД: ТЕПЛО,ЛУЧИ, РАДОСТЬ, УРАГАН, СВЕТ.
- Рассказ назван «Жаркий час». Найдите в тексте предложение, где встречается это словосочетание и зачитайте его.
- Почему в лесу весна начинается позже, чем в поле?
- Что происходит в лесу с деревьями, с животными, когда наступает «жаркий час»?
- Да, они оживают.
8. Словарная работа.
Ос+во+бож+де+ни+е = освобождение
Ос+ во+бож+дён+на+я = освобождённая
Вы+ры+ва+ясь = вырываясь
Ше+ве+лит+ся = шевелится
О+бе+зу+мев+ший = обезумевший
9. Чтение текста учащимися по абзацам.
10. Выборочное чтение, отработка выразительности.
- Как описывает М. Пришвин лес в начале рассказа в 1-м абзаце? Вы обратили внимание на скорость действия? (медленно)
- Действие происходит медленно, постепенно, а значит и читать здесь тоже надо не спеша.
- А теперь посмотрим на последний абзац в рассказе. Сравним. Что изменилось в темпе повествования? (скорость увеличивается)
- Да, увеличивается скорость происходящего в весеннем лесу, а значит, увеличивается и темп чтения.
11. Домашнее задание:
- отработать темп чтение и 1-го, и 6-го абзацев на с.152.
12. Драматизация.
- Ребята, сегодня на уроке так часто мы произносили слово ВЕСНА, что мне так и хочется спросить у вас: а что это за существо, какого оно рода? (ж.р.)
- Конечно же, это так. …, представь, что ты весна, покажи нам шагами скорость твоего приближения. (Девочка показывает приход весны)
13. Оценки за работу на уроке
14. Итог урока.
- Понравился ли вам урок? Что нового узнали?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.