МСХ Биология ФОС ТА

  • docx
  • 08.12.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ОУД 13 Биология ФОС ТА.docx

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КЛЮЧЕВСКИЙ ЛИЦЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА ВАСИЛЬЕВИЧА ГУКОВА»

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УПР

КГБПОУ «Ключевский ЛПО имени А.В.Гукова »

___________________И.П. Кашич

«_____»_______________2022г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор КГБПОУ «Ключевский ЛПО имени А.В.Гукова »

___________________В.В. Репкин

«____»_________________2022 г.

 

 

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ТЕКУЩЕЙ АТТЕСТАЦИИ

 ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

ОУД. 13. Биология

 

 

 

Профиль профессионального образования: технический

Профессия СПО: 35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства

Уровень изучения: базовый

Форма обучения: очная

 

 

 

 

РАССМОТРЕНО

на заседании методической комиссии

Протокол от «__» ________ 2022 г.№__

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ключи 2022


 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Фонд контрольно-оценочных средств по дисциплине Биология  предназначен для осуществления текущего контроля знаний обучающихся.

1.2. В результате текущей аттестации по дисциплине осуществляется  проверка предметных и метапредметных результатов обучения:

 

 

Результаты обучения

(предметные, метапредметные)

 

1

 

Предметные:

П.1.

− сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;

 

П.2.

− владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

П.3.

− владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

 

П.4.

− сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

 

П.5

− сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

 

 

Метапредметные:

 

 

М.1

− осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

 

 

М.2

− повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

 

 

М.3

− способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

 

 

М.4

− способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

 

 

М.5

− умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

 

 

М.6

− способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;

 

 

М.7

− способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественно-научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;

 

 

М.8

− способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

2  ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА.

Наименование темы (раздела)

Код контролируемых знаний, умений

Текущий и рубежный контроль

 

Практические  занятия

Контрольные работы

(тестирование)

 Введение

П1,П2, М1,М2,М3,М5

 

 

1. Учение о клетке

П2,П3,П4,П5,М2,М7

№1,2,3

 

2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

П1,П2, П3, П4, М2,М3,М4,М5,М7,М8

№4

 

3. Основы генетики и селекции.

П1,П2, П3, П4, М2,М3,М4,М5,М7,М8

№5,6,7,8

№1

4. Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение.

П1,П2,П3,П5,М2,М3,М4

№9,10,11

 

5. Происхождение человека.

П1,П2,П3,П5,М2,М3,М4

№12

 

6. Основы экологии.

П1,П2, П3, П4, М2,М3,М4,М5,М7,М8

№13,14,15,

16

 

7. Бионика.

 

 

 

 

3. ЛИТЕРАТУРА:

Основные источники:

1. Биология для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /

В. М. Константинов, А. Г. Резанов, Е. О. Фадеева ; под ред. В. М. Константинова. –

3-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2016. – 336 с.

 

 

Дополнительные источники:

 

1. Ионцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. — М., 2014.

2. Лукаткин А.С., Ручин А.Б., Силаева Т.Б. и др. Биология с основами экологии: учебник для студ. учреждений высш. образования. — М., 2014.

3. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология: базовый уровень, 10—11 класс. — М., 2014.

 

Мультимедийные пособия:

www. sbio. info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека).

 www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии).

www.5ballov. ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии).

www. vspu. ac. ru/deold/bio/bio. htm (Телекоммуникационные викторины по биологии — экологии на сервере Воронежского университета).

 www.biology.ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line тесты).

 

www.informika.ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).

www.nrc.edu.ru (Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском государственном открытом университете).

www. nature. ok. ru (Редкие и исчезающие животные России — проект Экологического центра МГУ им. М. В. Ломоносова).

www. kozlenkoa. narod. ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам).

www. schoolcity. by (Биология в вопросах и ответах).

 www. bril2002. narod. ru (Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника», «Зоология», «Человек»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

1.      КОМПЛЕКТ ЗАДАНИЙ ТЕКУЩЕЙ АТТЕСТАЦИИ

 

Практическое занятие №1.

Тема: Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание.

Цель:

·         рассмотреть клетки различных организмов и их тканей под микроскопом (вспомнив при этом основные приемы работы с микроскопом), вспомнить основные части, видимые в микроскоп и сравнить строение клеток растительных, грибных и животных организмов.

Оборудование:

·         микроскопы,

·         готовые микропрепараты растительной (кожица чешуи лука), животной (эпителиальная ткань – клетки слизистой ротовой полости), грибной (дрожжевые или плесневые грибы) клеток,

·         таблицы о строении растительной, животной и грибной клеток.

Ход работы:

1.      рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты растительных и животных клеток.

2.      зарисуйте по одной растительной и животной клетке. Подпишите их основные части, видимые в микроскоп.

3.      сравните строение растительной, грибной и животной клеток. Сравнение провести при помощи сравнительной таблицы. Сделайте вывод о сложности их строения.

4.      сделайте вывод, опираясь на имеющиеся у вас знания, в соответствии с целью работы.

! ! Вспомните требования к составлению сравнительной таблицы!

? ?

1.      О чем свидетельствует сходство клеток растений, грибов и животных? Приведите примеры.

2.      О чем свидетельствуют различия между клетками представителей различных царств природы? Приведите примеры.

3.      Выпишите основные положения клеточной теории. Отметьте, какое из положений можно обосновать проведенной работой.

Оценка умений проводить наблюдения.

 Оценка "5" ставится, если студент: 1. правильно по заданию преподавателя провел наблюдение; 2. выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса); 3. логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы.

Оценка "4" ставится, если студент: 1. правильно по заданию преподавателя провел наблюдение; 2. при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) назвал второстепенные; 3) допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

 Оценка "3" ставится, если студент: 1. допустил неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию преподавателя; 2. при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделил лишь некоторые; 3) допустил 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

 Оценка "2" ставится, если студент: 1. допустил 3 - 4 ошибки в проведении наблюдений по заданию преподавателя; 2. неправильно выделил признаки наблюдаемого объекта (процесса); 3. опустил 3 - 4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка "1" ставится, если студент: Не владеет умением проводить наблюдение.

Практическое занятие №2

Тема: Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Цель работы:

·         познакомиться с методами изучения клетки, фомой клеток, размерами

·         изучить строение растительной клетки

·         научиться готовить микропрепараты, пользоваться микроскопом, находить основные части клетки на микропрепарате, схеме.

Оборудование:
Кожица чешуи лука, водный раствор йода, предметные и покровные стекла.

 

ХОД РАБОТЫ:

Письменно ответьте на вопросы

1. Методы изучения клетки.

2. Формы и размеры клеток.

4. Название основных органоидов, входящих в состав клеток и их функции.

Выполните опыт:

Описание: Описание: Приготовление препарата чешуи кожицы лука

Рис 1

1. Рассмотрите на рисунке [1] последовательность приготовления препарата кожицы чешуи лука.
2. Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.
3. Пипеткой нанесите 1—2 капли воды на предметное стекло.
4. При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком иглы.
5. Накройте кожицу покровным стеклом, как показано на рисунке.
6. Рассмотрите приготовленный препарат при малом увеличении. Отметьте, какие части клетки вы видите.
7. Окрасьте препарат раствором йода. Для этого нанесите на предметное стекло каплю раствора йода. Фильтровальной бумагой с другой стороны оттяните лишний раствор.
8. Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли?

9. Рассмотрите препарат при большом увеличении. Найдите на нем хлоропласты в клетках листа, темную полосу, окружающую клетку, оболочку; под ней золотистое вещество — цитоплазму (она может занимать всю клетку или находиться около стенок). В цитоплазме хорошо видно ядро. Найдите вакуоль с клеточным соком (она отличается от цитоплазмы по цвету).

10. Зарисуйте 2—3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.
В цитоплазме растительной клетки находятся многочисленные мелкие тельца — пластиды. При большом увеличении они хорошо видны. В клетках разных органов число пластид различно. У растений пластиды могут быть разных цветов: зеленые, желтые или оранжевые и бесцветные. В клетках кожицы чешуи лука, например, пластиды бесцветные.
Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания:    45 мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

 

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии оценки:

Выполнение практически всей работы (не менее 60%) – положительная оценка (5,4,3)

Оценка «2» ставится, если выполнено 50%- 20%  всех заданий

Оценка «1» ставится, если студент: не приступал к выполнению работы или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

 

Практическое занятие №3

Тема: Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам.

 

Цель работы: закрепить умение рассматривать микропрепараты под микроскопом, находить особенности строения клеток различных организмов, владеть терминологией темы.

 

Оборудование: микропрепараты клеток многоклеточного животного и растительного организмов , тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка,

 

Ход работы:

1.      Рассмотрите готовые микропрепараты клеток.

2.      Сопоставьте увиденное  на уроке с изображением объектов на рисунке.

Определите к каким организмам принадлежат клетки на рисунке:

3.       Сравните между собой эти клетки.

4.      Результаты сравнения занесите в таблицу:

 

Черты сравнения

Растительная клетка

Животная клетка

 

 

 

 

Ответьте на вопросы:

·         В чем заключается сходство и различие растительных и животных  клеток?

·         Каковы причины сходства и различия клеток разных организмов?

·         Сделайте вывод о проделанной работе.

 

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания:    45 мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

 

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии оценки:

Выполнение практически всей работы (не менее 60%) – положительная оценка (5,4,3)

Оценка «2» ставится, если выполнено 50%- 20%  всех заданий

Оценка «1» ставится, если студент: не приступал к выполнению работы или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

 


 

 

Практическое  занятие №4.

Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного  родства.

 

Цель:

·         выявить черты сходства и отличия зародышей позвоночных на разных стадиях развития

Оборудование:

·         коллекция « Зародыши позвоночных»

 

Методика выполнения работы

Используя различные литературные и электронные источники, заполните таблицу: 

 

Классификация позвоночных животных

Рыбы

Земноводные (лягушка)

Пресмыкающиеся (ящерица)

Птицы

Млекопитающие (кролик)

Человек (Млекопитающие)

Оплодотворение

 

 

 

 

 

 

Форма развития зародыша

 

 

 

 

 

 

Место развития зародыша

 

 

 

 

 

 

Первая стадия

Наличие хвоста

 

 

 

 

 

 

Носовой вырост

 

 

 

 

 

 

Передние конечности

 

 

 

 

 

 

Воздушный пузырь

 

 

 

 

 

 

Вторая стадия

Наличие хвоста

 

 

 

 

 

 

Носовой вырост

 

 

 

 

 

 

Передние конечности

 

 

 

 

 

 

Воздушный пузырь

 

 

 

 

 

 

Третья стадия

Наличие хвоста

 

 

 

 

 

 

Носовой вырост

 

 

 

 

 

 

Передние конечности

 

 

 

 

 

 

Воздушный пузырь

 

 

 

 

 

 

Четвертая стадия

Наличие хвоста

 

 

 

 

 

 

Носовой вырост

 

 

 

 

 

 

Передние конечности

 

 

 

 

 

 

Воздушный пузырь

 

 

 

 

 

 

 

 

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания:    45 мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

 

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии оценки:

Выполнение практически всей работы (не менее 60%) – положительная оценка (5,4,3)

Оценка «2» ставится, если выполнено 50%- 20%  всех заданий

Оценка «1» ставится, если студент: не приступал к выполнению работы или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

 

Практическое занятие №5

Тема: Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания.

Цель: 

  • Научиться составлять простейшие схемы моно- и дигибридного скрещивания на основе предложенных данных.

Алгоритм решения задач на дигибридное скрещивание

1.Запишите известные данные о фенотипе родителей.

2.Определите генотипы родителей, опираясь на данные условия задачи.

3.Определите, сколько и каких типов гамет образует каждый родительский организм.

4.   Определите возможные генотипы гибридов первого поколения, пользуясь, если это необходимо решеткой Пеннета.

5. Определите фенотипы гибридов.

6.Определите формулу расщепления гибридного потомства.

7.Определите формулу расщепления фенотипов гибридного   потомства по каждому признаку.

    Задача № 1. У крупного рогатого скота ген, обусловливающий черную окраску шерсти, доминирует над геном, определяющим красную окраску. Какое потомство можно ожидать от скрещивания гомозиготного черного быка и красной коровы?

Задача № 2. Какое потомство можно ожидать от скрещивания коровы и быка, гетерозиготных по окраске шерсти?

Задача № 3. На звероферме получен приплод в 225 норок. Из них 167 животных имеют коричневый мех и 58 норок голубовато-серой окраски. Определите генотипы исходных форм, если известно, что ген коричневой окраски доминирует над геном, определяющим голубовато-серый цвет шерсти.

Задача № 4. У человека ген карих глаз доминирует над геном, обусловливающим голубые глаза. Голубоглазый мужчина, один из родителей которого имел карие глаза, женился на кареглазой женщине, у которой отец имел карие глаза, а мать — голубые. Какое потомство можно ожидать от этого брака?

Задача № 5. Выпишите гаметы организмов со следующими генотипами: ААВВ; aabb; ААЬЬ; ааВВ; АаВВ; Aabb; АаВЬ; ААВВСС; ААЬЬСС; АаВЬСС; АаВЬСс.

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания:   45 мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии оценки:

Выполнение практически всей работы (не менее 60%) – положительная оценка (5,4,3)

Оценка «2» ставится, если выполнено 50%- 20%  всех заданий

Оценка «1» ставится, если студент: не приступал к выполнению работы или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

 

Практическое занятие №6. Решение  генетических задач.

Цель работы:

  • научиться устанавливать закономерности наследования двух и более пар альтернативных признаков, гены которых находится в разных парах гомологичных хромосом, путем гибридного или полигибридного скрещивания.

Практическая часть:

Задача 1:

У человека низкий рост преобладает над высоким.

1)                 Каковы генотипы членов семьи, если у матери рост низкий, а у отца высокий?

2)                 Каковы генотипы членов семьи, если мать гетерозиготна, а отец гомозиготен по признаку роста?

Задача 2:

У КРС ген обуславливающий черную окраску шерсти доминирует над красным. Какое потомство можно ждать от гомозиготного черного быка и гомозиготной черной коровы?

Задание 3

У человека карий цвет глаз доминирующий над голубым. Какого цвета будут глаза у потомков, если кареглазая женщина выйдет замуж за голубоглазого мужчину. Оба родителей гомозиготные.

Задание 4

У фасоли черная окраска семенной кожуры А доминирует над белой а. Определить окраску семян при следующем скрещивании?

а) Аа × аа

б) АА × Аа

в) аа × АА

Задание 5

Карий цвет глаз доминирует над голубым, темный цвет волос – над светлым. Определите вероятность рождения голубоглазого светловолосого ребенка, если мать – гетерозиготная по обеим признакам кареглазая темноволосая, отец – голубоглазый темноволосый.

Задание 6.

Составьте свою  родословную.

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания: 45 мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

 

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии оценки:

Выполнение практически всей работы (не менее 60%) – положительная оценка (5,4,3)

Оценка «2» ставится, если выполнено 50%- 20%  всех заданий

Оценка «1» ставится, если студент: не приступал к выполнению работы или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

 

Практическое занятие №7.

Тема: Анализ фенотипической изменчивости.

Цель: сформировать понятие изменчивости организмов, продол­жить выработку умений наблюдать натуральные объекты, находить признаки изменчивости.

Оборудование: раздаточный материал, иллюстриру­ющий изменчивость организмов (растения 5—6 видов по 2—3 экзем­пляра каждого вида, наборы семян, плодов, листьев и др.).

Ход работы

1.  Сравните 2—3 растения одного вида (или их отдельные орга­ны: листья, семена, плоды и др.), найдите признаки сходства в их строении. Объясните причины сходства особей одного вида.

2.    Выявите у исследуемых растений признаки различия. Ответьте на вопрос: какие свойства организмов обусловливают раз­личия между особями одного и того же вида?

3. Заполни таблицу «Сравнительная характеристика растений»:

Сравниваемый признак

Вегетативные органы растения

Наследственные признаки

Изменчивые признаки

Форма

 

 

 

Длина

 

 

 

Ширина

 

 

 

 

4.      Раскройте значение этих свойств организмов для эволюции. Какие, на ваш взгляд, различия обусловлены наследственной измен­чивостью, какие — ненаследственной изменчивостью? Объясните, как могли возникнуть различия между особями одного вида.

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания: 45 мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

 

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии оценки:

Выполнение практически всей работы (не менее 60%) – положительная оценка (5,4,3)

Оценка «2» ставится, если выполнено 50%- 20%  всех заданий

Оценка «1» ставится, если студент: не приступал к выполнению работы или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

 

Практическое занятие №8.

Тема: Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм.

Цель работы:

  • формирование знаний о влиянии факторов окружающей среды на  особенности индивидуального развития  организма на всех этапах эмбрионального и постэмбрионального развития.

ХОД РАБОТЫ:

Задания:

1. Используя конспект, учебники, глобальную сеть составьте таблицу «Источники мутагенов в окружающей среде и их влияние на организм человека»

Источники

Примеры

Возможные последствия на организм человека

Мутагены производственной среды

 

 

Химические вещества, применяемые в сельском хозяйстве

 

 

Лекарственные препараты

 

 

Компоненты пищи

 

 

Компоненты табачного дыма

 

 

Аэрозоли воздуха

 

 

Мутагены в быту

 

 

2. Сделайте вывод о том насколько серьезно ваш организм подвергается воздействию мутагенов в окружающей среде и составьте рекомендации по уменьшению возможного влияния мутагенов на свой организм.

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания: 45 мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

 

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии оценки:

Выполнение практически всей работы (не менее 60%) – положительная оценка (5,4,3)

Оценка «2» ставится, если выполнено 50%- 20%  всех заданий

Оценка «1» ставится, если студент: не приступал к выполнению работы или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

 

Контрольное тестирование №1 по разделам 1, 2, 3:

 

Критерии оценивания:

За правильный ответ на вопросы или верное решение задачи выставляется – 1 балл.

За не правильный ответ на вопросы или неверное решение задачи – 0 баллов.

Оценка «5»  за все правильные ответы,

 «4» - 1-3 ошибки,

«3» - 4, 5 ошибок, «2» - 6,7,

«1» - 8-10ошибок.

I вариант

1.  Важнейшие органические соединения:

а) липиды г) углеводы

б) белки д) биоэлементы

в) вода е) нуклеиновые кислоты

2. Какой элемент особенно необходим для щитовидной железы?

а) F б) Cl в) J г) Br

3. В молекуле воды связи между атомами водорода и кислорода называются:

а) водными д) ковалентными полярными

б) водородными

в) кислородными  е) ковалентными неполярными      г) ионными

 4.  Какую функцию выполняют ферменты?

а) защитную д) каталитическую

 б) регуляторную е) транспортную

в) сигнальную ж) запасающую

г) структурную з) двигательную

и) энергетическую.

5. Если в одной нити у молекулы ДНК есть последовательность ЦААГ, то в комплементарной нити ей соответствует:

а) ГУУЦ в) ГТТЦ б) АГЦА г) УТТГ

6. Расположите по порядку периоды жизни клетки:

а) анафаза г) профазаб) метафаза

 д) интерфаза в) телофаза

7.  Биологическая сущность мейоза заключается в том, что:

а) появляется возможность кроссинговера хромосом

б) возникает возможность появления уникальных организмов

в) образуются гаметы с уменьшенным вдвое набором хромосом

г) формируются два типа гамет — мужские и женские

8. Генетика изучает:

а) законы изменчивости живых организмов

б) материальные основы наследственности и изменчивости

в) законы наследственности живых организмов

г) законы появления новых признаков у животных и растений

9. Закончите смысловой ряд:хромосома — ген — … .

а) триплет б) участок ДНК в) азотистое основаниег) нуклеотид

10. Коровы дают молоко, поскольку только у них есть гены, которые:

а) отвечают за его образование

б) проявляются у женских особей

в) способны к кроссинговеру

г) контролируют его синтез в гомозиготном состоянии

Эталоны ответов:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а

б

г

е

в

д

д

в

д

г

б

а

в

в

а

в

г

б

а

г

в

б

Критерии оценивания:

За правильный ответ на вопросы или верное решение задачи выставляется – 1 балл.

За не правильный ответ на вопросы или неверное решение задачи – 0 баллов.

Оценка «5»  за все правильные ответы,

 «4» - 1-3 ошибки,

«3» - 4, 5 ошибок, «2» - 6,7,

«1» - 8-10ошибок.

 

 II вариант

1. Наибольшее число видов насчитывают среди:

а) бактерий б) животных в) растений

 г) грибов

2. Атом железа входит в состав молекулы:

а) хлорофилла г) адреналина

 б) гемоглобина д) амфетамина

в) инсулина е) витамина С

3. Молекулы воды имеют противоположно заряженные концы, поэтому вода способна:

а) растворять многие вещества б) смачивать многие поверхности

в) проводить тепло г) образовывать водородные связи

4. Первичную структуру белка создают ... связи.

а) ковалентные в) водородныеб) ионные г) пептидные

5. Основу клеточной стенки грибов и внешнего скелета членистоногих составляет:

а) целлюлоза в) амилопектин б) хитин г) гликоген

6. В состав РНК входят:

а) аденин е) остаток фосфорной кислоты

 б) гуанин в) урацил

г) тимин ж) рибоза д) цитозин з) дезоксирибоза

7. Если в одной нити ДНК есть последовательность ГТЦГ, то в комплементарной нити ей соответствует:

а) ЦУГЦ б) ЦАГЦ в) ТГАТ г) ТАГТ

8. Клонами называют организмы, полученные после пересаживания ... в организм матери.

а) яйцеклетки в) бластомеров б) бластулы

г) сперматозоида

9. Какой набор хромосом в соматических клетках после митоза?

а) гаплоидный в) триплоидный

б) диплоидный г) тетраплоидный

10. Все организмы генетически неповторимы благодаря:

а) случайности перекреста хромосом в мейозе

б) случайности расхождения хромосом к полюсам

в) огромному числу возможных комбинаций генов

г) огромному количеству исходного генетического материала

Эталоны ответов:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

б

 

б

в

а

б

г

б

а

б

в д

е

ж

б

в

б

а

б

в

 


 

 

Практическое занятие №9.

Тема: «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»

Цель: знакомство с различными гипотезами происхождения жизни на Земле.

Ход работы.

  1. Прочитать текст «Многообразие теорий возникновения жизни на Земле».
  2. Заполнить таблицу:

Теории и гипотезы

Сущность теории или гипотезы

Доказательства

 

 

 

3. Ответить на вопрос: Какой теории придерживаетесь вы лично? Почему?

 

«Многообразие теорий возникновения жизни на Земле».

1. Креационизм.

Согласно этой теории жизнь возникла в результате какого-то сверхъестественного события в прошлом. Ее при­держиваются последователи почти всех наиболее распро­страненных религиозных учений.

Традиционное иудейско-христианское представление о сотворении мира, изложенное в Книге Бытия, вызывало и продолжает вызывать споры. Хотя все христиане призна­ют, что Библия — это завет Господа людям, по вопросу о длине «дня», упоминавшегося в Книге Бытия, суще­ствуют разногласия.

Некоторые считают, что мир и все населяющие его организмы были созданы за 6 дней по 24 часа. Другие христиане не относятся к Библии как к научной книге и считают, что в Книге Бытия изложено в понятной для людей форме теологическое откровение о сотворении всех живых существ всемогущим Творцом.

Процесс божественного сотворения мира мыслится как имевший место лишь однажды и потому недоступный для наблюдения. Этого достаточно, чтобы вынести всю концеп­цию божественного сотворения за рамки научного иссле­дования. Наука занимается только теми явлениями, кото­рые поддаются наблюдению, а потому она никогда не будет в состоянии ни доказать, ни опровергнуть эту концепцию.

2. Теория стационарного состояния.

Согласно этой теории, Земля никогда не возникала, а существовала вечно; она всегда способна поддерживать жизнь, а если и изменялась, то очень мало; виды тоже существовали всегда.

Современные методы датирования дают все более вы­сокие оценки возраста Земли, что позволяет сторонни­кам теории стационарного состояния полагать, что Земля и виды существовали всегда. У каждого вида есть две возможности — либо изменение численности, либо вы­мирание.

Сторонники этой теории не признают, что наличие или отсутствие определенных ископаемых остатков может указывать на время появления или вымирания того или иного вида, и приводят в качестве примера представителя кистеперых рыб — латимерию. По палеонтологическим данным, кистеперые вымерли около 70 млн. лет назад. Однако это заключение пришлось пересмотреть, когда в районе Мадагаскара были найдены живые представители кистеперых. Сторонники теории стационарного состояния утверждают, что, только изучая ныне живущие виды и сравнивая их с ископаемыми остатками, можно делать вывод о вымирании, да и то он может оказаться невер­ным. Внезапное появление какого-либо ископаемого вида в определенном пласте объясняется увеличением числен­ности его популяции или перемещением в места, благо­приятные для сохранения остатков.

3. Теория панспермии.

Эта теория не предлагает никакого механизма для объяснения первичного возникновения жизни, а выдвига­ет идею о ее внеземном происхождении. Поэтому ее нельзя считать теорией возникновения жизни как таковой; она просто переносит проблему в какое-то другое место во Вселенной. Гипотеза была выдвинута Ю. Либихом и Г. Рихтером в середине  XIX века.

Согласно гипотезе панспермии жизнь существует веч­но и переносится с планеты на планету метеоритами. Простейшие организмы или их споры («семена жизни»), попадая на новую планету и найдя здесь благоприятные условия, размножаются, давая начало эволюции от про­стейших форм к сложным. Возможно, что жизнь на Земле возникла из одной-едидственной колонии микроорганиз­мов, заброшенных из космоса.

Для обоснования этой теории используются многократ­ные появления НЛО, наскальные изображения предме­тов, похожих на ракеты и «космонавтов», а также сооб­щения якобы о встречах с инопланетянами. При изучении материалов метеоритов и комет в них были обнаружены многие «предшественники живого» — такие вещества, как цианогены, синильная кислота и органические соедине­ния, которые, возможно, сыграли роль «семян», падав­ших на голую Землю.

Сторонниками этой гипотезы были лауреаты Нобелев­ской премии Ф. Крик, Л. Оргел. Ф. Крик основывался на двух косвенных доказательствах:

•   универсальности генетического кода;

•    необходимости для нормального метаболизма всех живых существ молибдена, который встречается сей­час на планете крайне редко.

Но если жизнь возникла не на Земле, то как она воз­никла вне ее?

4. Физические гипотезы.

В основе физических гипотез лежит признание корен­ных отличий живого вещества от неживого. Рассмотрим гипотезу происхождения жизни, выдвинутую в 30-е годы XX века В. И. Вернадским.

Взгляды на сущность жизни привели Вернадского к выводу, что она появилась на Земле в форме биосферы. Коренные, фундаментальные особенности живого веще­ства требуют для его возникновения не химических, а физических процессов. Это должна быть своеобразная катастрофа, потрясение самих основ мироздания.

В соответствии с распространенными в 30-х годах XX века гипотезами образования Луны в результате отрыва от Земли вещества, заполнявшего ранее Тихоокеанскую впадину, Вернадский предположил, что этот процесс мог вызвать то спиральное, вихревое движение земного веще­ства, которое больше не повторилось.

Вернадский происхождение жизни осмысливал в тех же масштабах и интервалах времени, что и возникнове­ние самой Вселенной. При катастрофе условия внезапно меняются, и из протоматерии возникают живая и неживая материя.

5. Химические гипотезы.

Эта группа гипотез основывается на химической спе-дифике жизни и связывает ее происхождение с историей Земли. Рассмотрим некоторые гипотезы этой группы.

•   У истоков истории химических гипотез стояли воззре­ния Э. Геккеля. Геккель считал, что сначала под дей­ствием химических и физических причин появились со­единения углерода. Эти вещества представляли собой не растворы, а взвеси маленьких комочков. Первичные комочки были способны к накоплению разных веществ и росту, за которым следовало деление. Затем появи­лась безъядерная клетка — исходная форма для всех живых существ на Земле.

•   Определенным этапом в развитии химических гипотез абиогенеза стала концепция А. И. Опарина, выдвинутая им в 1922—1924 гг. XX века. Гипотеза Опарина пред­ставляет собой синтез дарвинизма с биохимией. По Опарину, наследственность стала следствием отбора. В гипотезе Опарина желаемое выдастся за действитель­ное. Сначала нее особенности жизни сводятся к обмену веществ, а затем его моделирование объявляется реше­нном загадки возникновения жизни.

•    Гипотеза Дж. Берпапа предполагает, что абиогенно воз­никшие небольшие молекулы нуклеиновых кислот из нескольких нуклеотидов могли сразу же соединяться с теми аминокислотами, которые они кодируют. В этой гипотезе первичная живая система видится как биохи­мическая жизнь без организмов, осуществляющая са­мовоспроизведение и обмен веществ. Организмы же, по Дж. Берналу, появляются вторично, в ходе обособ­ления отдельных участков такой биохимической жизни с помощью мембран.

•    В качестве последней химической гипотезы возникнове­ния жизни на нашей планете рассмотрим гипотезу Г. В. Войткевича, выдвинутую в 1988 году. Согласно этой гипотезе, возникновение органических веществ пе­реносится в космическое пространство. В специфичес­ких условиях космоса идет синтез органических веществ (многочисленные орпанические вещества найдены в ме­теоритах — углеводы, углеводороды, азотистые осно­вания, аминокислоты, жирные кислоты и др.). Не ис­ключено, что в космических просторах могли образо­ваться нуклеотиды и даже молекулы ДНК. Однако, по мнению Войткевича, химическая эволюция на большин­стве планет Солнечной системы оказалась замороженной и продолжилась лишь на Земле, найдя там подхо­дящие условия. При охлаждении и конденсации газовой туманности на первичной Земле оказался весь набор органических соединений. В этих условиях живое веще­ство появилось и конденсировалось вокруг возникших абиогенно молекул ДНК. Итак, по гипотезе Войткевича первоначально появилась жизнь биохимическая, а в ходе ее эволюции появились отдельные организмы.

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания: 45 мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

 

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии оценки:

Выполнение практически всей работы (не менее 60%) – положительная оценка (5,4,3)

Оценка «2» ставится, если выполнено 50%- 20%  всех заданий

Оценка «1» ставится, если студент: не приступал к выполнению работы или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

 

                                                                  

Практическое занятие №10.

Тема: Описание особей одного вида по морфологическому критерию.

 

I вариант

Цель: обеспечить усвоение понятия морфологичес­кого критерия вида, закрепить умение составлять описательную характеристику растений.

Оборудование: живые растения или гербарные мате­риалы растений разных видов.

Ход работы

1.   Пользуясь карточкой-определителем, определите названия видов растений, предложенных для работы.

2.  Сравните растения двух видов, выявите черты сходства и раз­личия. Чем объясняются сходства (различия) растений?

3.Заполните таблицу:

Название семейства и общие признаки семейства

№ растения

Признаки вида

Название вида

 

Первое растение

 

 

Второе растение

 

 

Рисунок1

ris2

Рисунок 2

ris3

Определительная карточка для голосеменных

Деревья с игловидными листьями (хвоинками), содержащие в коре и листьях смолу …………………………….— сем. Сосновые

1. Хвоинки расположены пучками на укороченных побегах …...¼2

0. Хвоинки расположены поодиночке ¼¼¼¼¼¼…….¼….¼..4

2. Листопадные деревья с узколинейными мягкими листьями, собранными на укороченных побегах по 15-40 …………………………………………

 — Лиственница сибирская

0. Вечнозеленые деревья. Хвоинки собраны в пучки по 2-5 ¼¼¼3

3. Хвоинок в пучках по 2                               — Сосна обыкновенная

0. Хвоинки в пучках по 5                                      — Сосна сибирская

4. Хвоинки плоские, тупые, снизу с 2-мя светлыми полосками

 — Пихта сибирская

0. Хвоинки четырехгранные, жесткие, колючие….— Ель сибирская

4.Сделайте вывод о достоинстве и недостатках морфологического критерия в определении вида.

II вариант

Описание особей вида по морфологическому критерию».

Цель:

  • обеспечить усвоение понятия морфологического критерия вида, закрепить умение составлять описательную характеристику растений.

Оборудование:

  • три комнатных растения разных видов.

Ход работы

  1. Рассмотрите предложенные вам для работы 3 комнатных растения. Пользуясь планом описания растения, дайте им характеристику, сделайте вывод о родстве между этими растениями (сколько видов растений перед вами?)
  2. Заполните таблицу:

“Морфологические особенности растений”

Доказательства принадлежности растений к одному виду (план описания, сравнения)

Доказательства принадлежности растений к разным видам

  1. описание стебля
  2. форма листа
  3. сложность листа
  4. жилкование листа
  5. тип корневой системы
  6. описание строения цветка
  7. принадлежность к классу
  8. принадлежность к виду

 

  1. Вывод: каким образом морфологический критерий помог вам в определении вида растений? Назвать виды растений, с которыми вы работали.

! !

Обратите внимание на критерии оценки лабораторной работы – наблюдения; и составления сравнительной таблицы!

? ?

  1. Дайте определение терминам – эволюция, вид.
  2. Перечислите основные критерии вида и дайте им краткую характеристику.

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания: 45 мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

 

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии оценки:

Выполнение практически всей работы (не менее 60%) – положительная оценка (5,4,3)

Оценка «2» ставится, если выполнено 50%- 20%  всех заданий

Оценка «1» ставится, если студент: не приступал к выполнению работы или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

 

 

 


Практическое занятие №11.

Приспособление организмов к разным средам обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной).

Цель: научиться выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания и устанавливать ее относительный характер.

Оборудование: гербарные образцы растений, комнатные растения, чучела или рисунки животных различных мест обитания.

Ход работы

1. Определите среду обитания растения или животного, предложенного вам для исследования. Выявите черты его приспособленности к среде оби­тания. Выявите относительный характер приспособленности. Полученные данные занесите в таблицу «Приспособленность организмов и её относи­тельность».

Приспособленность организмов и её относительность

Таблица  1 *

Название

вида

Среда обитания

Черты приспособленности к среде обитания

В чём выражается относительность

приспособленности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Изучив все предложенные организмы и заполнив таблицу, на осно­вании знаний о движущих силах эволюции объясните механизм возникно­вения приспособлений и запишите общий вывод.

3. Соотнесите приведённые примеры приспособлений с их характером.

1.      Окраска шерсти белого медведя

2.      Окраска жирафа

3.      Окраска шмеля

4.      Форма тела палочника

5.      Окраска божьей коровки

6.      Яркие пятна у гусениц

7.      Строение цветка орхидеи

8.      Внешний вид  мухи-журчалки

9.      Форма цветочного богомола

10.  Поведение жука-бомбардира

1.      Покровительственная окраска

2.      Маскировка

3.      Мимикрия

4.      Предупреждающая окраска

5.      Приспособительное поведение

 

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания: 45 мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

 

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии оценки:

Выполнение практически всей работы (не менее 60%) – положительная оценка (5,4,3)

Оценка «2» ставится, если выполнено 50%- 20%  всех заданий

Оценка «1» ставится, если студент: не приступал к выполнению работы или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

 

 

Практическое занятие 12.

Тема: Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека.

Цель: познакомиться с различными гипотезами происхождения человека.

2. ХОД РАБОТЫ.

1. Используя конспект, учебники, глобальную сеть составьте таблицу

Ф.И.О. ученого или философа

Годы жизни

Гипотеза о происхождении человека и её сущность

Доказательства

Анаксимандр

 

 

 

Аристотель

 

 

 

К.Линней

 

 

 

И.Кант

 

 

 

А.Н.Радищев

 

 

 

А.Каверзнев

 

 

 

Ж.Б.Робине

 

 

 

Ж.Б.Ламарк.

 

 

 

Ч.Дарвин.

 

 

 


3. Ответить на вопрос: Какие взгляды на происхождение человека вам ближе всего? Почему?

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания: 45 мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

 

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии оценки:

Выполнение практически всей работы (не менее 60%) – положительная оценка (5,4,3)

Оценка «2» ставится, если выполнено 50%- 20%  всех заданий

Оценка «1» ставится, если студент: не приступал к выполнению работы или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

 

Практическое занятие №13.

Тема: Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности.

Цель: изучить группы ландшафтов и привести примеры изменений в  естественных природных ландшафтах своей местности.

ХОД РАБОТЫ.

1. Изучите группы ландшафта и приведите примеры ландшафтов своей местности

Группы:

Описание

Пример

Первая

практически неизменённые: ледники, полярные, высокогорные и очень сухие пустыни, неэксплуатируемые леса и луга (в том числе заповедники) т.е. неосвоенные или сознательно сохраняемые человеком ландшафты.

 

Вторая

слабо изменённые, в которых основные природные связи не нарушены. Таковы рационально эксплуатируемые леса, естественные луга, пастбища, водоёмы и национальные парки.

 

Третья

нарушенные – возникшие в результате длительного нерационального использования природных ресурсов.

 

Четвертая

сильно нарушенные, возникшие по тем же причинам, что и ландшафты третьей группы и чаще всего в условиях неустойчивого равновесия природных процессов (вторичное засоление и заболачивание, подвижные пески, заброшенные горные выработки).

 

Пятая

преобразованные, или культурные – поля, сады, плантации многолетних культур, сеянные луга, лесонасаждения, природные лесопарки. В этих ландшафтах природные связи в той или иной степени целенаправленно изменены. Они постоянно поддерживаются путём культивации, мелиорации, химизации почвы, разведения полезных человеку растений и животных, создания полезащитных лесокустарниковых полос.

 

Шестая

искусственные ландшафты, созданные человеком на природной основе. Это города и сёла, промышленно – энергетические и транспортные узлы, горные разработки, сюда же относятся плотины, водохранилища.

 

Сделайте вывод о мерах улучшения и сохранности  естественных ландшафтов.

 

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания: 45 мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

 

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии оценки:

Выполнение практически всей работы (не менее 60%) – положительная оценка (5,4,3)

Оценка «2» ставится, если выполнено 50%- 20%  всех заданий

Оценка «1» ставится, если студент: не приступал к выполнению работы или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.


 

Практическое занятие №14.

Тема: Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля).

Цель: выявить  черты сходства и различия естественных и искусственных экосистем.

Ход работы.

1. Прочитать текст «Агроценозы» на стр. учебника.

2. Заполнить таблицу «Сравнение природных и искусственных экосистем»

Признаки сравнения

Лес

Пшеничное поле

Способы регуляции

 

 

Видовое разнообразие

 

 

Плотность видовых популяций

 

 

Источники энергии и их использование

 

 

Продуктивность

 

 

Круговорот веществ и энергии

 

 

Способность выдерживать изменения среды

 

 

 

3. Сделать вывод о мерах, необходимых для создания устойчивых искусственных экосистем.

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания: 45 мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

 

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии оценки:

Выполнение практически всей работы (не менее 60%) – положительная оценка (5,4,3)

Оценка «2» ставится, если выполнено 50%- 20%  всех заданий

Оценка «1» ставится, если студент: не приступал к выполнению работы или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

 

 

Практическое занятие 15

Тема: Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе. Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум).

 

Цель: на примере искусственной экосистемы проследить изменения, происходящие под воздействием условий окружающей среды.

Ход работы.

1.Назовите организмы, которые должны быть на пропущенном месте следующих пищевых цепей:

4

 

Из предложенного списка живых организмов составить трофическую сеть: трава, ягодный кустарник, муха, синица, лягушка, уж, заяц, волк, бактерии гниения, комар, кузнечик. Укажите количество энергии, которое переходит с одного уровня на другой.

3. Какие условия необходимо соблюдать при создании экосистемы аквариума.

4.Опишите аквариум как экосистему, с указанием абиотических, биотических факторов среды, компонентов экосистемы (продуценты, консументы, редуценты).

5.Составьте пищевые цепи в аквариуме.

6. Какие изменения могут произойти в аквариуме, если:

падают прямые солнечные лучи;

в аквариуме обитает большое количество рыб.

7. Сделайте вывод о последствиях изменений в экосистемах.

 

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания: 45 мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

 

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии оценки:

Выполнение практически всей работы (не менее 60%) – положительная оценка (5,4,3)

Оценка «2» ставится, если выполнено 50%- 20%  всех заданий

Оценка «1» ставится, если студент: не приступал к выполнению работы или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

 

Практическое занятие 16.

Решение экологических задач.

Цель: Научиться решать экологические задачи на применение правила экологической пирамиды, комплексные задачи с применением знаний по биологии, экологии.

 Оснащение: - информационные источники - схемы и рисунки

 Ход работы:

 Задание:

1.       Разобрать коллективно пример экологической задачи

2.       Самостоятельно решить аналогичные задачи. Оформить решение в тетради.

3 .  Предложить решение комплексной экологической задачи (работа в группах), представить устную защиту.

Задача (Пример) На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно планктона, что бы в море вырос один дельфин массой 300 кг, если цепь питания имеет вид: планктон, нехищные рыбы, хищные рыбы, дельфин.

 Решение: Дельфин, питаясь хищными рыбами, накопил в своем теле только 10% от общей массы пищи, зная, что он весит 300 кг, составим пропорцию.

 300кг – 10%,

Х – 100%.

Найдем чему равен Х. Х=3000 кг. (хищные рыбы) Этот вес составляет только 10% от массы нехищных рыб, которой они питались.

Снова составим пропорцию

 3000кг – 10%

Х – 100%

Х=30 000 кг(масса нехищных рыб)

Сколько же им пришлось съесть планктона, для того чтобы иметь такой вес?

Составим пропорцию

30 000кг.- 10%

Х =100%

Х = 300 000кг

 Ответ: Для того что бы вырос дельфин массой 300 кг. необходимо 300 000кг планктона

 

       Задачи

       1. На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно зерна, чтобы в лесу вырос один филин массой 3.5 кг, если цепь питания имеет вид: зерно злаков → мышь → полевка→ хорек → филин.

       2.На основании правила экологической пирамиды определите, сколько орлов может вырасти при наличии 100 т злаковых растений, если цепь питания имеет вид: злаки → кузнечики→ лягушки → змеи → орел.

       3.На основании правила экологической пирамиды определите, сколько орлов может вырасти при наличии 100 т злаковых растений, если цепь питания имеет вид: злаки → кузнечики → насекомоядные птицы → орел.

        4. Какие из перечисленных организмов экосистемы тайги относят к продуцентам, первичным консументам, вторичным консументам: бактерии гниения, лось, ель, заяц, волк, лиственница, рысь? Составьте цепь питания из 4 или 5 звеньев.

 

     

 Комплексная экологическая задача

       1 Как спасти Каракумский канал

       Каракумский канал протяженностью более 1000 километров был построен для орошения. Но уже в первый год эксплуатации, в 1955 году, он оказался в катастрофическом положении – полностью зарос. Упала скорость течения воды. Сотни тысяч гектаров хлопчатника не получили влаги и засохли. Положение казалось безвыходным. Как очистить канал от растительности на таком огромном расстоянии?

       2 Как победить кроликов?

        В 1859 году один из фермеров привез в Австралию 24 диких кролика, которые раньше здесь не водились. В то время австралийский континент начали заселять европейцы, и новых поселенцев нужно было обеспечивать мясом. Вскоре кролики расплодились так, что стали бичом для всего континента. Естественных врагов у них не было, и одичавшие кролики опустошали посевы и пастбища, сады и леса. Никакие охотники не могли с ними справиться. Хотели использовать волков, но от этой идеи благоразумно отказались – ведь эти хищники будут нападать не только на кроликов. Что делать? Для борьбы с кроликами решили использовать вирус болезни миксоматоза. Этот вирус, опасный только для кроликов, передается через кровь. Его специально привезли из Бразилии. Но как заразить вирусом диких кроликов?

       3 Как уберечь семена от птиц

        Во время сева много бед приносят птицы, которые налетают на поля и клюют очень много семян. В старые времена римляне пугали птиц чучелами. Как быть сейчас, ведь поля огромные? Необходимо устранить вредное действие - поедание семян на полях птицами. Используйте посредник - что-то необычное, отпугивающее птиц.

       4 Браконьеры и нерпы

       Активистов движения "Зеленый мир" встревожило уменьшение поголовья нерп из-за уничтожения детенышей нерп - бельков. Браконьеры убивали нерпят с целью добычи их шкурок, отличающихся от шкур взрослых особей своей ослепительной белизной. Попытки "зеленых" бороться с охотниками силой не привели к успеху - силы не равны, да и Закон не на их стороне... А впереди новый охотничий сезон: через месяц возобновится жуткая бойня только-только подросшего молодняка. Как быть? Как сделать бессмысленной для охотников добычу бельков?

 Результат деятельности: отчет Защита – устная, отчет.

 

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания: 45 мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

 

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии оценки:

Выполнение практически всей работы (не менее 60%) – положительная оценка (5,4,3)

Оценка «2» ставится, если выполнено 50%- 20%  всех заданий

Оценка «1» ставится, если студент: не приступал к выполнению работы или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

 

Критерии оценивания практических занятий.

Оценка "5" (100%-90%)

Практическое занятие выполнено в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Оценка "4"(80-70%)

Практическое занятие выполнено студентами в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана, последовательность выполняемых заданий, ответы на вопросы). Использованы указанные источники знаний. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Оценка "3"(60%)

Практическоезанятие выполнено и оформлено с помощью преподавателя. На выполнение работы затрачено много времени (дана возможность доделать работу дома). Студент показал знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе со статистическими материалами.

Оценка "2"(50%-20%)

Выставляется в том случае, когда студент оказался не подготовленным к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.

Оценка "1" (не более 10%)

Выставляется, если студент полностью не сумел начать и оформить практическое занятие, не выполняет работу, показывает отсутствие экспериментальных умений,  не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда.