МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
На сегодняшнем этапе бурного развития науки и техники, увеличивается объем информации, которую должен усвоить человек, чтобы чувствовать себя уверенно во взрослой жизни. Надежным и незаменимым помощником обработки и подачи информации в образовательном процессе стал компьютер. Он полностью вмещает в себе возможности использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые бесспорно современные и эффективные. Мультимедийные технологии, основной вид ИКТ. Мультимедиа – это новое средство визуализации информации в учебном процессе. Не смотря на некоторые противоречия в значении внедрения мультимедиа технологий в учебный процесс, современные исследователи согласны в том, что мультимедиа – это эффективное средство наглядности учебного материала и развития личности ребенка дошкольного возраста. В статье рассмотрены основные принципиальные возможности внедрения мультимедийных технологий в образовательный процесс.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, мультимедийные технологии, мультимедийная презентация, ребенок дошкольного возраста, интерактивность.
Постановка проблемы. Несмотря на широкое исследование вопросов, касающиеся компьютеризации образования и разработки и внедрения в учебный процесс мультимедийных технологий, все же остается достаточно нерешенных проблем. Ученые отмечают существование трудностей при создании информационно-образовательной среды. Так, В. Быков до основных современных проблем электронной педагогики относит и проблему «психолого-эргономичного обоснования характера представления электронных учебных объектов, что влияет на педагогическую эффективность восприятия, понимания и безопасного использования учебного материала» [3]. Поэтому актуален вопрос внешнего представления учебного материала.
Анализ актуальных исследований. Система дошкольного образования зависит от развития общества, науки и техники. Возникает необходимость использовать новые средства обучения, потому что дошкольный возраст ребенка считается самым благоприятным для развития познавательной активности и творческого потенциала. Качественное дошкольное образование является фундаментом качественного непрерывного образования. Особенно важно, чтобы дошкольник развивался как личность, активно изучал и исследовал окружающий мир.
Учитывая актуальность проблемы, в вариативной составляющей новой редакции Базового компонента дошкольного образования введено образовательную линию «Компьютерная грамота» [1]. Основная идея образовательной линии – формирование информационной компетенции дошкольника, в которую входят: знакомство ребенка с компьютером, способами управления с помощью манипулятора «мышь», клавиатуры, способность понимать специальную терминологию, простые приемы работы с компьютером во время выполнения игровых и учебно-развивающих программ, созданных для дошкольников; умение безопасно работать за компьютером, соблюдая определенные правила поведения. Инновации в дошкольном образовании является предметом внимания многих современный отечественных и зарубежных ученых. В исследованиях В. Бондаревской, Ю. Горвица, К. Зворигиной, О. Корегановой, г. Лаврентьевой рассматривается проблема влияния компьютерных технологий на общее развитие детей дошкольного возраста. Необходимость использования компьютера и компьютерных игр в учебно-воспитательном процессе дошкольных учреждений исследуют В. Андрусич, Бы. Гершунский, А. Кивлюк, Ю. Машбиць. В трудах В. Быкова, Н. Полька, Л. Чайнова и др. рассмотрены вопросы санитарно-гигиенических условий создания развивающей, учебно-информационной среды с применением компьютера в пределах дошкольного учебного заведения.
Цель статьи – определение основных принципов внедрения мультимедийных технологий в образовательный процесс дошкольного учебного заведения по следующим направлениям: исследовать специфику представления знаний детям дошкольного возраста средствами мультимедиа; проанализировать позиции современных ученых относительно важности представления учебного материала с помощью компьютера; выяснить требования к оформлению мультимедийных презентаций для детей.
Методы исследования – теоретический анализ проблемы внедрения мультимедийных технологий в учебно-воспитательный процесс дошкольного образовательного учреждения.
Изложение основного материала. Характеризуя современный период развития общества, следует отметить влияние на него информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), которые входят во все сферы деятельности человека, обеспечивая распространение информации в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Новая отечественная система образования ориентируется на включение в мировое информационно-образовательное пространство.
Происходят существенные изменения в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, причиной этого являются новые коррективы в смысловых частях технологий обучения, ведь они должны соответствовать современным техническим возможностям и способствовать постепенному включению ребенка в информационное общество.
В. Вембр, Г. Кузьминская, Н. Морзе утверждают, что включение информационных технологий, основываясь на идее обогащения детской деятельности и самого учебно-воспитательного процесса, дает положительные результаты тогда, когда мультимедиа входит в жизнь ребенка через конструирование, игру, художественную и другие виды деятельности, лишь при условии внедрения научно обоснованных компьютерно ориентированных средств развития ребенка [8].
Стоит отметить, применение ИКТ достаточно эффективно в учебной работе с детьми, прежде всего, для формирования природоведческих компетенций, и это обусловлено сложностью изучения объектов, которые практически невозможно продемонстрировать, применяя только вербальные средства. ИКТ делает видимым то, что невозможно увидеть невооруженным глазом, демонстрирует любые процессы и ситуации в окружающей среде. Мультимедийные презентации улучшают процесс восприятия и запоминания информации через наглядность, яркие образы. Все это дает возможность воспитателю самостоятельно и творчески скомпоновать весь учебный материал, учитывая особенности конкретной возрастной группы, подбирая темы так, чтобы добиться максимально положительного результата занятия, наблюдения, беседы.
О. Волкова указывает, что одним из самых уместных направлений использования информационных коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании считают применение мультимедийных возможностей компьютерной техники. Данные ИКТ-средств раскрывают новые пути активизации процесса обучения за счет улучшения наглядности и сочетания логического и образного способов усвоения информации. Интерактивность мультимедийных технологий предоставляет широкие возможности для реализации личностно ориентированных моделей обучения [4, с. 5].
Г. Савченко дает такое определение мультимедиа: «это сочетание специальных аппаратных средств и программного обеспечения, что позволяет на качественно новом уровне воспринимать, обрабатывать и предоставлять различную информацию: телевизионную, звуковую, анимационную, текстовую, графическую и тому подобное» [10, c. 134]. Известно, что предметно-игровое развивающее среда влияет на интеллектуальное, физическое и эмоционально-ценностное развитие дошкольника. Как неотъемлемые элементы развивающей среды все чаще используются новые информационные технологии, и компьютерная техника является основной в этом процессе. Компьютеризация уверенно проникает практически во все аспекты жизни и деятельности современного человека, при этом привносит свои коррективы и в взгляды к развитию и образованию маленького дошкольника.
Б. Корчевский отмечает, что компьютер не замещает собой преподавателя, а только выполняет роль средства педагогической деятельности, становится хорошим помощником образовательного процесса. В связи с развитием технических средств и широким спектром возможностей мультимедийные технологии легко могут быть задействованными при проведении почти всех видов учебных занятий [6, с. 11].
А. Бурело обращает внимание на то, что компьютеры и дальше уверенно завоевывают мир, поэтому формировать информационную культуру уже почти невозможно без привлечения новых информационных технологий [2, с. 307].
Ученые считают мультимедийную презентацию (которая входит в ИКТ) одной из наиболее удачных форм разработки и представления учебного материала для детей дошкольного возраста (особенно на занятиях по ознакомлению с окружающим миром).
Данные ЮНЕСКО резюмируют, что когда человек смотрит, он запоминает 25% видимой информации, когда слушает – 15% речевой информации, когда слушает и смотрит – 65% всей информации.
Воспитатели применяют в учебно-воспитательном процессе дошкольников мультимедийные технологии как аудиовизуальное средство, что влияет на разные органы чувств.
И. Леус выделяет ряд дидактических возможностей мультимедийных средств обучения для повышения качества образовательного процесса. К ним относятся:
повышение мотивации обучения;
усиление роли детей как субъектов учебной деятельности способствует
активизации их учебной деятельности;
создание условий для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста;
индивидуализация учебно-воспитательного процесса;
изменение форм представления информации;
использование различных типов учебных заданий;
обновление учебной среды, которое будет обеспечивать
«вхождение дошкольника в воображаемый мир, в определенные развивающие ситуации;
частое использование игровых приемов;
обеспечение быстрой обратной связи, способность к рефлексии [7, c. 52].
Мультимедийную презентацию составляет набор цветных слайдов, оформленных средствами информационных технологий. Слайды предназначены для раскрытия определенных вопросов темы. Просмотреть мультимедийные презентации предлагается дошкольникам во время групповых и фронтальных занятий, при индивидуальной работе. Они дают детям дошкольного возраста возможность лучше понять новый учебный материал, обобщить полученные знания. Презентации способствуют активизации познавательной деятельности к новой теме, улучшающие процесс усвоения предложенного материала.
Любая мультимедийная презентация должна иметь цель и перечень компонентов, входящих в ее состав. Стоит указывать, на каком занятии (по развитию речи, по ознакомлению с окружающим, по ознакомлению с природой и тому подобное) эта презентация может быть использована.
Мультимедийную презентацию бесспорно следует считать удобным и действенным способом представления информации с помощью компьютерных программ. Она сочетает в себе динамику, изображение и звук, – те основные факторы, которые эффективно удерживают внимание ребенка дошкольного возраста. Так, воздействие одновременно на две важнейшие органы восприятия – зрение и слух – позволяет достичь самого позитивного результата в учебно-воспитательном процессе.
Ученые выделяют следующие положительные стороны применения слайдовых компьютерных презентаций:
использование мультимедийного проектора и проекционного экрана делает возможным демонстрацию любых объектов в значительно большем виде;
объединение аудио-, видео - и анимационных эффектов в единую презентацию способствует эффективному усвоению информации;
содействие активизации зрительных функций, развитие глазомерных возможностей дошкольника;
презентации удобны для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом как раздаточный материал для занятий с детьми дошкольного возраста [5, с. 20].
А. Осин выделяет в мультимедиа такие составляющие: символическую информацию, визуальный ряд и звуковой ряд. Визуальный ряд делится на: реалистичный (отражающий реально существующий мир) и синтезированный (создал человек, то есть – нарисованный). Реалистичный визуальный ряд включает статику (фото) и динамику (кино), синтезированный визуальный ряд, соответственно, рисунок и анимацию («мультик»).
Звукоряд на компьютере бывает реалистичным (живая музыка, язык) и синтезированным (MIDI-музыка). Звук – это процесс, который всегда динамический [9, c. 20-21].
Выводы. Итак, использование мультимедийных технологий меняет процесс обучения к более эффективному. Использование информационных мультимедийных технологий делает процесс обучения более технологичным и более результативным. Этот путь имеет свои трудности, возникают ошибки, которых трудно избежать и в будущем. Но его главный успех – это интерес тех, кто учится, их желание к творчеству, положительная необходимость в получении новых знаний и самостоятельная деятельность, и как результат – ощущение самостоятельности и ответственности.
Каждое занятие, где используется компьютер, имеет больше шансов стать творческим и не похожим на любое другое. Постоянное ощущение новизны формирует у детей дошкольного возраста устойчивый интерес к обучению.
Мультимедиа технологии не только эффективны как средство развития интереса к обучению у дошкольников, они раскрывают широкие возможности визуализации обучения в дошкольном учебном заведении, а также способствуют развитию различных сторон личности через всестороннее влияние на формирование почти всех качеств ребенка.
Литература
1. Базовый компонент дошкольного образования / Научный руководитель : А. М. Богуш, действительный член НАПН Украины, профессор, д-р пед. наук; Авт. кол-во : Богуш А. М., Беленькая Г. В., Богинич А. Л., Гавриш Н. В., Долинная А. П., Ильченко Т. С., Коваленко А. В., Лысенко Г. М., Машовец Н. А., Низковська А. В., Панасюк Т. В., Пироженко Т. А., Пониманская Т. И., Сидельникова Е. Д., Шевчук А. С., Якименко Л. Ю. – К.: Издательство, 2012. – 26 сек.
2. Бурбело А. А. Мультимедийные презентации как одно из средств визуализации информации в учебном процессе / А. А. Бурбело, С. И. Меженская, Н. М. Калашников // Вестник Луганского государственного университета внутренних дел имени Э. А. Дидоренко. – 2014. – № 2. – 334 с.
3. Быков В. Ю. Современные задачи информатизации образования / В. Ю. Быков / Информационные технологии и средства обучения– 2010. – № 1(15). – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ua/ejournals/ITZN/em15/emg.html. – Заголовок с экрана
4. Волкова Е. А. Мультимедиа технологии: Учебно-методическое пособие [Текст] / Е. А. Волкова. – Нижний Тагил: НТГСПИ (ф) РГППУ, 2016. – 100 с.
5. Внедрение и распространение информационно-коммуникационных технологий в работе дошкольного учебного учреждения с детьми, педагогами, родителями и общественностью: тематический сборник трудов / сост.: А. А. Волосюк; за заг. редакцией Л. А. Шишолик. – Ровно: РОИППО, 2015. – 85 С.
6. Корчевский Бы.Бы. Мультимедийные технологии в обучении. Создание учебных видеофильмов / Б.Б. Корчевский, в. в. Дьякова / / Вестник Винницкого политехнического института. – 2010. – №3. – С. 118-123.
7. Леус И. Создание мультимедийной презентации И. Леус // Воспитатель – методист дошкольного учреждения. – 2012. - №8. – С. 50 – 55.
8. Морзе Н. В. Информатика / Н. В. Морзе, В. П. Вембр, А. Г. Кузьминская – К.: УВЦ «Школяр», 2009. – 23 сек.
9. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации / а. в. Осин. – М.: Агентство «Издательский сервис», 2005. – 320 с.
10. Савченко Р. А. средства мультимедиа в формировании музичнопедагогічної компетентности будущих педагогов дошкольного образования / Р. А. Савченко / / научное журнал НПУ имени М. П. Драгоманова. – 2014. – Вып. 23. – С. 134-136.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.