МУЛЬТИПЛИКАЦИОННАЯ СКАЗКА КАК ДЕЙСТВЕННОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

  • docx
  • 04.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 30.docx

МУЛЬТИПЛИКАЦИОННАЯ СКАЗКА КАК ДЕЙСТВЕННОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Аннотация: в данной статье раскрывается значение мультипликационной сказки в развитии монологической речи старших дошкольников. Рассматривается авторское понятие мультипликационной сказки, возможности старших дошкольников в создании мультфильмов. Также подробно рассмотрены этапы создания мультипликации с детьми старшего дошкольного возраста, которые включают обучение детей разным видам монологических высказываний; разные приемы работы со сказкой; особенности включения мультипликации в образовательный процесс в детском саду. Ключевые слова: мультипликационная сказка, мультипликация, сказка, монологическая речь, развитие, старший дошкольный возраст. Во все времена огромным спросом среди детской аудитории пользовалась потребность во впечатлениях, ярких эмоциях, так как эмоционально-окрашенные события на долго остаются в памяти ребенка, позволяют справляться с возникающими трудностями, а также являются отличным средством развития и воспитания подрастающей личности. В настоящее время запросам детей в получении эмоций отвечают мультфильмы. Они позволяют детям окунуться в мир волшебства, радости и веселья, учат дошкольников бороться со стрессом, возникающим в реальной жизни, а также позволяют снять эмоциональное напряжение ребенка. Учитывая эту особенность, в соответствии с ФГОС ДО была разработана парциальная модульная программа дошкольного образования, отвечающая потребностям и возможностям современных детей— «STEM- образование». Данная программа направлена на развитие интеллектуальных способностей детей в процессе познавательной деятельности и вовлечение в научно-техническое творчество [6;7]. Одним из компонентов данной программы является создание детьми собственных проектов средствами мультипликации. Именно этой идеей мы воодушевились, совместив два, на наш взгляд, действенных средства развития монологической речи старших дошкольников – мультфильм и сказку, получив такое средство, как мультипликационная сказка. Трактовка данного термина не находит своего отражения в научной литературе, поэтом мы вывели собственное понятие мультипликационной сказки. На наш взгляд, мультипликационная сказка—это действенный способ обучения ребенка за счет подачи информации в интересной и доступной форме, включающий съемку отдельных рисунков или фигур, которые выбираются и изготавливаются детьми в соответствии с сюжетом сказки, придуманной как самими дошкольниками, так и авторскими, а также подразумевающий непосредственное участие детей в её реализации. Что же касается использования данной технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста, она позволяет проявить имеющиеся у детей способности и возможности, реализовать потребности ребенка в самореализации, самостоятельности. Благодаря накопленному опыту старшего дошкольника, процесс создания мультипликационной сказки будет наиболее эффективен, а знание педагогом возрастных особенностей и возможностей детей позволит реализовать творческий процесс наиболее целостно. На основе анализа трудов А.А. Гусаковой, Г. Голдмана, И. Иванова-Вано, которые выделяли этапы создания мультипликации с детьми дошкольного возраста, мы отразили своё виденье на этот процесс, который предполагает наличие и реализацию семи этапов. Однако, на наш взгляд, необходимо отразить еще один, вспомогательный этап, который заключается в подготовке детей и дальнейшей мотивации их на предстоящую деятельность—подготовительный этап. Подготовительный этап— беседа с детьми, демонстрация наглядных пособий, видеоматериалов по созданию собственных мультфильмов, с опорой на опыт деятелей искусства, а также реальный опыт дошкольников. В процессе реализации данного этапа свое развитие получают все виды монолога: описание, повествование и рассуждение. Описание раскрывается в ответах на вопросы, подразумевающие отражение характеристик персонажей, их роли и т.д. Повествование—это и есть ответы ребенка на вопросы взрослого, так как этот вид подразумевает представление собственного опыта, без опоры на какой-либо материал. Рассуждение раскрывается в развернутости ответов и, при необходимости, аргументирования своей точки зрения. Приемом работы со сказкой на данном этапе служит анализ сказок. Он может быть использован педагогом в образовательной деятельности в совокупности с демонстрацией наглядного материала, например, мультфильма, созданного самим педагогом. Монолог на данном этапе получает свое развитие за счет предоставления детям права оценить работу взрослого, тем самым налагая на детей определенную ответственность, как в поведении, так и при составлении собственной речи. Благодаря анализу дети активизируют основные виды монологических высказываний: описание, повествование и рассуждение, то есть они описывают сцены из мультфильма, высказывают по этому поводу свое мнение и презентуют его окружающим. Далее перейдем к рассмотрению первого этапа - придумывание замысла. На данном этапе дети с педагогом продумывают концепцию мультфильма, для чего и с какой целью он будет преподноситься зрителю, а также выбирают технику, в которой будут его снимать. Стоит отметить, что замысел будущего мультфильма не предполагает составление только самостоятельного рассказа, он может сниматься по мотивам известных детям произведений, которые они пересказывают другим для лучшего понимания сюжета. Именно на этом этапе можно проследить развитие всех видов монолога: описания, повествования и рассуждения. Описание будет прослеживаться таким образом, что дети, предлагая ту или иную идею для мультфильма, опираются в своих суждениях на описание сюжета, героев, действий в сказке. Педагог играет очень важную роль в организации данного взаимодействия, ведь он должен задавать наводящие вопросы и быть компетентным в мультфильмах современных дошкольников. Повествование является вспомогательным к описанию, так как по мере своего рассказа дети описывают ситуации из любимых мультфильмов и повествуют группе свои впечатления от увиденного, возможно, подкрепляя интерес других. Рассуждение будет раскрываться в процессе ответов ребенка на вопросы других детей и педагога, а также в процессе группового обсуждения на предмет выбора сюжета предстоящего мультфильма и техники мультипликации. Для привлечения интереса детей к созданию мультипликации, на данном этапе взрослый может использовать такой прием работы со сказкой, как совместная словесная импровизация, целью которого является обучение детей умению продолжать предложения воспитателя, дополняя описания эмоционального состояния героев сказки в проблемных ситуациях. Монолог будет развиваться за счет умения ребенка пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами, которые ставит перед ним педагог [1;2;4]. Второй этап подразумевает придумывание героев и сочинение с педагогом сказки. Здесь также является важным выслушать каждого ребенка и понять характерные черты его героя, сюжета или конкретного действия, поддерживая ребенка в собственных рассуждениях посредством задавания вопросов, которые способствуют отражению главных качеств и характеристик персонажа или действия, а также их назначения в предстоящей сказке. На данном этапе мы можем использовать такие приемы работы со сказкой, как сочинение и рассказывание сказок, которые будут служить эффективному совершенствованию монолога детей. В процессе сочинения сказки ребенком мы можем проследить его умение прослеживать и отбирать содержание для общего сюжета, составлять рассказ с опорой на предыдущего рассказчика, а также использовать различные способы связи предложений. При рассказывании получившейся сказки, взрослый может проследить умение каждого ребенка пересказать свой отрывок, выстраивать пересказ с опорой на отрывки сюжета, рассказанные другими детьми, а также умение быть гибким в построении собственной речи. Выше представленные приемы работы со сказкой способствуют совершенствованию видов монологической речи. С помощью таких приемов описание и рассуждение получают свое развитие в процессе сочинения собственной сказки, так как ребенок учится выстраивать речевой материал в определенной последовательности, непрерывности, имеет смысловую законченность, а также опору на жизненный опыт дошкольника, повествование раскрывается в рассказывании получившихся отрывков в сюжете. Необходимо отметить, что огромную роль играет выбор сюжета сказки, то есть сказка может быть написана детьми или известными дошкольникам авторами. При выборе одного из видов, структура создания мультфильма будет разной. В случае самостоятельного написания сюжета необходимо рассказать детям о структуре сказки, то есть завязке, моменте кульминации и развязке. Дети должны предельно четко понимать, что построение сюжета имеет определенную логику, что характеризует монолог. В процессе написания сказки педагогу важно обладать умением управлять процессом взаимодействия для того, чтобы в коллективе не возникали споры и разногласия. Даже если мы предоставляем полную свободу действий дошкольникам, педагогу все же необходимо уметь направить ребенка в выстраивании собственной речи, предлагая использовать такие средства монолога, как связность высказывания, плавность, логичность, законченность, а также проследить развитие монолога каждого ребенка. В случае выбора уже готового сюжета, педагогу также необходимо обратить внимание детей на структурные компоненты сказки, донести главную мысль автора для того, чтобы дети могли спокойно ориентироваться в информационном потоке и описать, при необходимости, содержание каждого компонента в тексте [1;2]. Третий этап— подготовка к съемке, изготовление персонажей. Этот этап подразумевает волю фантазии и желаний ребенка. Однако, стоит отметить, что педагог должен наделить каждого ребенка определенной ролью в реализации мультипликационной сказки, это позволит детям ощутить собственную значимость в группе, а также позволит относится к данному процессу с долей ответственности. Отличным подспорьем на данном этапе служит интеграция двух приемов— сказочная имидж-терапия и игра-импровизация, которые позволяют детям использовать весь свой творческий потенциал. Монолог в такой деятельности является главным источником организации игрового и сюжетного взаимодействия, так как ребенок должен действовать в соответствии с ролью, выстраивать свою речь плавно, последовательно, не нарушая ход сюжета, но также должен уметь выйти из сложившихся непредвиденных ситуаций, используя дополнительные средства выразительности—мимику, жесты, благодаря которым сюжет не прервется, а будет доведен до логической завершенности. Важным является то, что ограничивать ребенка в его изобразительном творчестве не стоит, наоборот это возможность активно включить монолог в действие. Необходимо задавать вопросы по готовому персонажу ребенка, попросить рассказать о его личностных качествах, описать его внешний вид и т.д. Также, в процессе изготовления данного персонажа можно просить ребенка проговаривать слова данного героя, в соответствии с сюжетом сказки. Все это будет служить активному развитию монолога ребенка, его образности языка, интонационной выразительности. Четвертый этап. Создание фона и декораций, их установка на площадке для съемки. Нужно выслушать детей, по поводу организации места съемки, её проведении, в контексте данной деятельности педагог также может попросить ребенка описать место проведения съемки, атрибуты, повествуя об этом другим детям. Одним из заданий педагога на этом этапе является то, что он должен просить детей аргументировать свои предложения, а также учить детей отстаивать свою позицию, что является характерной чертой такого вида монолога, как рассуждение. Педагог также может наделить детей ролью, в соответствии с которой они могут действовать, а также предложить детям поразмышлять о том, кем они могут быть в данном процессе, например, режиссер, монтажер и т.д. Для педагога такое ролевое взаимодействие может служить отличным диагностическим средством, так как педагог сможет проследить усвоение материала детьми, а также их умение выстраивать собственную речь в соответствии с выбранной ролью. На наш взгляд, это сюжетно-ролевое взаимодействие позволит придать процессу создания мультипликационной сказки особую значимость для детей, тем самым способствуя осознанному развитию монолога, анализу не только собственных действий и высказываний, но и других людей. Помощником в подобном взаимодействии может выступать такой прием работы со сказкой, как игра-импровизация в комплексе с драматизацией сказок. Благодаря использованию таких приемов, дети научаются импровизировать, уметь находить пути решения проблемных ситуаций, посредством быстрого отбора речевого материала, коммуникативной направленности, но при этом, действуя в соответствии с выбранной ребенком ролью [4;5;3]. Пятый этап один из самых значительных— съемка самого мультфильма. Дети занимаются перестановкой персонажей и декораций в соответствии с сюжетом. На данном этапе можно проследить умение детей действовать в соответствии с сюжетом, прослеживая сюжетную линию, также в данном взаимодействии развивается диалог и монолог детей, умение работать в команде. Данный этап, на наш взгляд, является продолжением предыдущего, здесь так же могут даваться роли детям, в соответствии с которыми они продолжают действовать или же могут поменяться ролями, тем самым получив достаточно разнообразный опыт такой деятельности. А многократное повторение сюжета и речевого взаимодействия позволит дошкольникам выбрать наиболее подходящий для себя стиль рассказывания (интонация, выразительность, последовательность изложения, возможно, использование невербальных средств), а также отметить возможные ошибки в произношении некоторых слов не только в собственной речи, но и у своих товарищей. Данный этап демонстрирует нам эффективность использования различных приемов работы со сказкой в деятельности детей. Педагог сможет проследить возможные изменения в построении собственной речи детей, сформированности умений импровизировать, отбирать речевой материал, действовать в соответствии с сюжетом, логикой, добавляя что-то новое и интересное, отражая, тем самым, индивидуальность каждого ребенка. Шестой этап. Монтаж мультфильма на компьютере. Данным этапом занимается педагог, так как только он может грамотно и точно выстроить последовательность сюжета, а также успешно смонтировать получившийся мультфильм, при этом дети могут наблюдать за технически сложным процессом, высказывая свое мнение о получившейся работе. Педагог может задавать вопросы рефлексивного характера, обращая каждого к полученному опыту, а также позволяя детям восстановить цепочку совместных действий. Последний этап – озвучивание ролей, различных звуков, и вставка их в смонтированный мультфильм. Данный этап очень важен для детей, ведь именно на нем полно активизируется их речь. На основе построения взаимодействия между детьми в предыдущих этапах речь дошкольников является полной, образной, не вызывает у них чувство дискомфорта. Монолог проявляется во всей своей развернутости: дети выстраивают свою речь в соответствии с ролью, владеют различными языковыми сред- ствами, а также могут вставлять собственные элементы импровизации в речь, которые отражают их индивидуальность. В свою очередь, дети понимают, что на них лежит очень большая ответственность, но для них это является не каким-то устрашающим фактором, наоборот, проделанная работа вызывает у дошкольников восторг, заинтересованность и полное погружение в этот процесс, так как это является их детищем [2;3;4]. По итогам проделанной работы педагог демонстрирует детям получившийся мультфильм и проводит рефлексию. Содержание данного процесса может быть реализовано в следующих вопросах: «Расскажи, понравилось ли тебе то, что получилось? Почему?»; «Расскажи, как проходил процесс создания мультипликационной сказки? Что именно тебе запомнилось больше всего?»; «Хочешь ли ты еще раз поучаствовать в съемках мультфильма?» и другие. Основываясь на ответах детей можно проследить их включение в данный процесс, заинтересованность и дальнейшую перспективу организации подобной деятельности в саду. Важным является то, что педагог в полной мере сможет проследить эффективность своей работы по развитию монолога у детей, так как демонстрация мультфильма происходит немного позднее. Благодаря тому, что после проделанной работы ребенок смог проанализировать эту деятельность, иначе взглянуть на проделанную работу и образовательный процесс в целом, у него могли появится новые идеи по организации такого взаимодействия, сюжета мультфильма и т.д. В любом случае, уровень развития монолога ребенка будет проявляться в его собственных рассуждениях, языковых средствах, выразительности, образности и т.д. Литература 1. Гусакова А. А. «Мультфильмы в детском саду» ТЦ «Сфера», М. 2010 г. 2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. — СПб.: Златоуст, 1998. — 352 с. 3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. — СПб.: ООО Речь, 2000. - 310с. 4. И. Иванов-Вано Рисованный фильм – М.: Госкиноиздат, 1950. - 86 с. 5. Развитие монологической речи детей 6-7 лет: занятия на основе сказок / авт.-сост. А. А. Гуськова. - Волгоград: Учитель, 2011.-151 с. 6. Речевое развитие в соответствии с ФГОС дошкольного образования // ИНФОУРОК URL: https://infourok.ru/rechevoe-razvitie-v-sootvetstvii-s-fgos-doshkolnogoobrazovaniya-2153831.html (дата обращения: 08.01.2020) 7.STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество: учебная программа/Т.В.Волосовецидр.– М.:БИНОМ. Лаборатория знаний,2018.