Музеи образовательных организаций как центры музейно-педагогической и краеведческой работы в патриотическом воспитании подрастающего поколения
Оценка 4.8

Музеи образовательных организаций как центры музейно-педагогической и краеведческой работы в патриотическом воспитании подрастающего поколения

Оценка 4.8
docx
18.11.2020
Музеи образовательных организаций как центры музейно-педагогической и краеведческой работы в патриотическом воспитании подрастающего поколения
статья Ибраева А.А..docx

Музеи образовательных организаций

как центры музейно-педагогической и краеведческой работы

в патриотическом воспитании подрастающего поколения

 

Ибраева А.А., куратор туристско-краеведческого направления

 

Приоритетным направлением в сфере воспитания и дополнительного образования детей является совершенствование работы по гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

В течение сравнительно короткого времени школьные музеи получили широкое распространение в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания. Они возникают как результат многолетней работы с учащимися по учебным предметам, как итог общей работы ученических и педагогических коллективов.

Музеи, как окно в прошлое и в окружающий мир, дает мощный стимул для формирования и развития личности ребенка, усиливает отдельные грани воспитания, значительно расширяет диапазоны взаимодействия личности с обществом, формирует механизмы самостоятельной зрелой оценки истории России, края, города и семьи.

В 2020 году на базе образовательных организаций города действуют 12 школьных музеев, 1 музейный уголок и 7 музейных комнат, имеющих историко-краеведческий профиль.

В последние годы музейное дело в образовательных организациях Кувандыкского городского округа получило новое развитие. Идет процесс осмысления места школьного музея в диалоге всех заинтересованных участников образовательного процесса: родителей, педагогов, музейных сотрудников, ветеранской общественности; школьный музей превращается в полигон музейно-педагогических инноваций. Являясь частью открытого образовательного пространства, они становятся центрами гражданско-патриотической деятельности общеобразовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.

Основная цель создания и деятельности школьных музеев, музейных уголков, комнат – это содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержка творческих способностей детей, формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, то есть чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины.

Работа ведется по различным направлениям:

- историческое и культурное наследие история Кувандыкского района;

- летопись школы, ветераны педагогического труда, выпускники;

- Великая Отечественная война;

- локальные войны современности;

- кадетское движение и казачество;

- этнография;

- история пионерской и комсомольской организации;

- страницы великой дружбы, многонациональное Оренбуржье;

- спорт и другие.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского окуга Оренбургской области» является координационным центром школьного музееведения и краеведения, которые занимают достойное место во внешкольной работе по патриотическому воспитанию с обучающимися города.

Проводятся разнообразные туристско-краеведческие мероприятия с обучающимися и педагогами: различные конкурсы, конференции, викторины, слеты туристов-краеведов, слеты активистов школьных музеев, смотры-конкурсы школьных музеев, музейных уголков и другие мероприятия. Тематика мероприятий, в первую очередь, разрабатывается с учетом знаменательных дат в истории и жизни Кувандыкского городского округа, Оренбургской области, России, постоянно расширяется, углубляется, вводятся новые темы. Формы проведения постоянно меняются, усовершенствуются. Тем самым мы стараемся привлечь внимание к патриотическому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, повысить роль школьных музеев в совершенствовании краеведческой работы, как части дополнительного образования.

Как показывает практика, наиболее запоминающимися и эффективными являются такие формы и методы работы, где учащиеся сами становятся активными участниками.

Примером одной из таких форм является городская неделя «Музей и дети». В рамках недели проходят конкурсы экскурсоводов, фестиваль школьных музеев «Знакомьтесь, музей!», «Музейный сеанс», викторина «Мы землю эту Родиной зовем», конкурс видеоэкскурсий «Кувандыкский край», конкурс исследовательских работ «Все – это Родина твоя, земля твоя родная!». Каждый руководитель школьного музея показывает открытое музейное мероприятие, проходят тематические экскурсии по залам городского краеведческого музея.

Большой популярностью пользуются соревнования по краеведческому ориентированию, которые стали своего рода краеведением, облеченным в форму игры, совмещенным с соревнованием. Юные краеведы своим ногами, глазами «прочитывают» страницы истории своей малой родины.

В рамках Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество» ежегодно проходит муниципальный этап Всероссийского конкурса исследовательских и краеведческих работ «Отечество». Участвуя в таких конкурсах, юные краеведы учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у учащихся формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью.

Такие мероприятия в отделе дают прекрасную возможность показать результаты поисковой и исследовательской деятельности, продемонстрировать знания историко-культурного и природного наследия Оренбуржья, поделиться приобретенным опытом, полученным при оформлении тематических музейных экспозиций.

Основными формами работы школьных музеев, музейных уголков являются:

-экскурсии по музейным выставкам и экспозициям;

- музейные уроки;

- Уроки мужества;

- экскурсионная деятельность;

- подготовка экскурсоводов;

- встречи с ветеранами, выдающимися личностями;

- коллективное и индивидуальное обсуждение впечатлений, полученных в музее;

- оформление выставок.

Основные направления деятельности: сбор краеведческих материалов; сбор материалов истории школы; научно-исследовательская деятельность; формирование фондов подлинных памятников историко-культурного наследия; связь с государственными учреждениями, общественными организациями; обеспечение учета и условий сохранности фондов музея школы. Ежегодно школьные музеи, музейные уголки пополняются новыми ценными экспонатами, оформляются новые экспозиции.

При каждом музее, музейном уголке, комнате работают краеведческие и патриотические объединения, клубы, в которых учащиеся занимаются учебно-исследовательской, поисковой и музейной деятельностью, ведут большую просветительскую работу.

На базе школьных музеев проводятся семинары по воспитательной работе, открытые занятия, встречи, торжественные линейки и митинги, посвященные знаменательным датам, городские мероприятия. На воспитательных мероприятиях, при проведении различных акций по патриотическому воспитанию, в шефской работе, актив музея является основным звеном. На сегодняшний день все школьные музеи музейные уголки, комнаты имеют свой сайт или страницу на сайте школы, где можно познакомиться с их деятельностью, виртуально побывать на экскурсии.

Активисты школьных музеев, музейных уголков, члены краеведческих, поисковых объединений ежегодно становятся активными участниками, призерами и победителями областных, всероссийских и международных конкурсов.

Из всего вышеизложенного еще раз можно сделать вывод, что школьные музеи, музейные уголки, комнаты обладают огромным образовательно-воспитательным потенциалом, а эффективное использование этого потенциала как видно из представленного материала, решением одной из важнейших задач воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма, гражданского самосознания и высокой нравственности.


 

Музеи образовательных организаций как центры музейно-педагогической и краеведческой работы в патриотическом воспитании подрастающего поколения

Музеи образовательных организаций как центры музейно-педагогической и краеведческой работы в патриотическом воспитании подрастающего поколения

Оренбуржье; - спорт и другие

Оренбуржье; - спорт и другие

В итоге у учащихся формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить…

В итоге у учащихся формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить…

Из всего вышеизложенного еще раз можно сделать вывод, что школьные музеи, музейные уголки, комнаты обладают огромным образовательно-воспитательным потенциалом, а эффективное использование этого потенциала как видно…

Из всего вышеизложенного еще раз можно сделать вывод, что школьные музеи, музейные уголки, комнаты обладают огромным образовательно-воспитательным потенциалом, а эффективное использование этого потенциала как видно…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.11.2020