Практико-ориентированные задания по математике
Оценка 4.7

Практико-ориентированные задания по математике

Оценка 4.7
docx
24.09.2021
Практико-ориентированные задания по математике
Практико-ориентированные задания по математике (1).docx

 Практико-ориентированные задания по математике для учащихся начальных классов

 

В современном мире для жизни человеку нужны не только имеющиеся у него знания, но и способность верно оценивать изменения окружающего мира и возможность грамотного применения своих знаний на практике. В этих условиях одной из целей преподавателя становится такая организация занятия, при которой изучаемый материал был бы близок к практической жизни. Знакомый и личностно значимый материал учащиеся обычно легче воспринимают и усваивают.

Одним из путей достижения этого результата является реализация практико-ориентированного подхода к обучению учащихся. Практико-ориентированное обучение позволяет раскрыть связи между знаниями и повседневной жизнью людей, проблемами, возникающими перед ними. Основная цель такого обучения – формирование у младших школьников умений, необходимых в разнообразных сферах жизни, и осознание того, где, как и для чего можно употреблять полученные знания на практике. В начальной школе проблему реализации данного похода в учебно-воспитательном процессе в зависимости от дисциплины можно решать различными средствами обучения. В частности, к таким средствам относятся практико-ориентированные задания по математике.

Практико-ориентированные задания – это задания из повседневной жизни, связанные с формированием практических навыков, в том числе с использованием элементов профессиональной деятельности.

Цель практико-ориентированных заданий – «погружение» в решение «жизненной» задачи [10].

Л.В. Павлова в своей статье пишет, что «практико-ориентированные задания – математические задачи, в содержание которых описаны ситуации из окружающей действительности, связанные с формированием практических навыков использования математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни» [31, с. 170].

Н.В. Соларева дает следующее определение: практико-ориентированные задания – это текстовые задания, носящие «не только дидактический характер, но и достоверность описываемой ситуации, и доступность ее разрешения средствами школьного курса» [43].

Один из ключевых вопросов при составлении практико-ориентированных заданий – способность заинтересовать учащихся, составить интересное задание в проблемной ситуации, показать связь проблемы с повседневной жизнью, найти такую формулировку проблемного вопроса, чтобы школьник захотел найти ответ.

В практико-ориентированных заданиях важно понимание ситуации во введении в проблему. Решение оказывается основанным не только на материале одного или ряда предметов, но и на опыте жизни [10].

В.М. Брадис отмечает следующие особенности практико- ориентированных заданий:

¾ значимость (познавательная, профессиональная, общекультурная, социальная) результата, мотивирующая школьников;

¾ формулировка условий задания в виде сюжета, ситуации, проблемы, решаемую знаниями различных разделов математики, других наук или жизни;

¾ представление информации и данных в различной форме (рисунок, таблица, схема, диаграмма и т.д.), что требует распознавания объектов;

¾ указание (явное или неявное) области использования результата решения» [11, с. 120].

Помимо отмеченных обязательных характеристик, В.А. Петров и Т.И. Козак отмечают следующие особенности практико-ориентированных заданий:

¾ нестандартная структура, т.е. неопределенность некоторых компонентов заданий;

¾ избыточные, недостающие, противоречивые данные, ведущие к объемной формулировке условия;

¾ многообразие путей решения и возможный их поиск в ходе работы;

¾ многообразие типов вопросов – с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым свободным ответом [36, с. 38].

Определим структуру практико-ориентированных заданий. Структура практико-ориентированного задания достаточно четко определена в методической литературе. Модель задания представлена в книге «Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся»:

1. Характеристика задания (задает формируемые предметные и метапредметные результаты).

2. Личностно-значимый познавательный вопрос, профессионально-ролевой сюжет.

3. Информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде (текст, таблица, график, статистический данные и так далее).

4. Задания на работу с данной информацией [1, с. 39].

Виды практико-ориентированных заданий

Н.В. Белкина и Д.Н. Швецова выделяют три вида практико- ориентированных заданий по их направленности:

¾ «связанные с жизнью, с практической деятельностью (вычисление времени, скорости и расстояния, составление документа, условия содержания животного и пр.)»;

¾ «задания «житейского» содержания (составление своего семейного бюджета, сметы, меню с учетом калорий, вычисление количества воды в чайнике для нужного количества чашек чая и т.д.)»;

¾ «задания профориентационной направленности (для штурмана направление движения судна, для инженера-оптика - мощность луча маяка и т.п.)».

Примечательно, что в заданиях третьей группы создаются ситуации, когда школьник оказывается в определенной роли, что увеличивает возможности определения своей профессии в будущем [10].

При создании практико-ориентированного задания необходимо соблюдать целый ряд правил:

¾ все использующиеся в задании термины должны быть доступными для учащихся, содержание и требование задания должны быть реальны;

¾ решаться задание должно именно теми способами, какими оно решается в реальной жизни;

¾ окончательное решение задания должно иметь тот же вид, что и на практике (к примеру, готовая модель, план действий или презентация). При решении некоторых заданий, например в форме проекта, возможно получение продукта, имеющего материальную (макет, модель) форму;

¾ так как текст задания описывает реальную ситуацию, то в тексте могут содержаться «лишние» сведения;

¾ задание должно быть доступным учащимся с учетом их возрастных и психологических особенностей;

¾ задания могут иметь открытую цепочку последовательных вопросов. Если таких вопросов несколько, то предложенные задания должны быть связанны между собой [10].

Поскольку в учебниках по математике заданий подобного рода недостаточно, возникает необходимость в их конструировании. Новая задача должна соответствовать определению практико-ориентированного задания и  содержать в себе особенности, которые отличают ее от стандартных математических задач.

Таким образом, на основе вышеперечисленных характеристик учитель может конструировать практико-ориентированного задания самостоятельно либо «преобразовать» типичную математическую задачу в практико-ориентированную. При этом также необходимо помнить про возрастные особенности обучающихся и содержание учебных программ по предмету.

Приведем примеры разработанных практико-ориентированных заданий по математике, которые способствуют формированию познавательных УУД.

Задание 1

Для приготовления салата «Зимний» каждой команде понадобятся следующие продукты (перечислить).

1) Приблизительная масса некоторых необходимых продуктов дана в граммах. Возьмите нужное количество картофеля, моркови, лука, огурцов, взвесив их и яйца. Заполните таблицу, записав напротив массы – количество штук каждого ингридиента.

2) Посмотрите в таблице, приблизительную массу колбасы, которую вы будете использовать для приготовления салата. Подготовьте этот ингридиент, используя весы.

3) Найдите на упаковке майонеза и на банке зеленого горошка их массу. Внесите данные в таблицу.

Ингредиенты:

Продукт

Масса, г

Мера

Картофель картофель

300

___шт

Морковь морковь

225

___шт

Лук репчатый лук репчатый

75

___шт

Колбаса вареная докторская колбаса вареная докторская

300

http://www.calorizator.ru/sites/default/files/imagecache/24/0.gif горошек консервированный

300

___б

Огурцы солёные огурец соленый

150

___шт

Яйцо куриное яйцо куриное

220

___шт

Майонез столовый молочный майонез столовый молочный

200

___пак

 

Данное задание является практико-ориентированным, потому что оно связано с формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни (определение массы продуктов с помощью весов, соотнесение количества предметов с их массой), а также направлено на формирование УУД - определять какая информация нужна для решения задачи; использовать знаково-символические средства.

Задание 2

Рассчитайте, сколько нужно закупить продуктов для похода на 15 человек (см. меню и раскладку продуктов).

Меню

Завтрак

Молочная рисовая каша

Чай

Бутерброд с сыром

Обед

Макароны с тушенкой

Компот

Ужин

Гречневая каша с тушенкой

Чай

Печенье

Раскладка продуктов  (на одного туриста, на один приём еды)

Продукты

Масса в граммах

Kpyпы  

80-100

Tвёpдый cыp

30-40

Tyшёнкa

 50-60

Cyхoe мoлокo

 20-30

Cyхoфpyкты

40-50

Maкapoны

90-110

Coль

5-7

Caхap

20-30

Чaй

8-10

 

Данное задание также является практико-ориентированным, так как его выполнение формирует практические навыки, необходимые в условиях реальной жизни (расчёт необходимого количества продуктов для определённого числа людей), а также формирует такие УУД: отбирать информацию, необходимую для решения задачи; извлекать информацию из таблицы; строить логическую цепь рассуждений.

Постоянное применение практико-ориентированных заданий позволяет учащемуся закрепить и углубить теоретические знания, овладеть умениями и навыками по учебной дисциплине, формирует умение связывать учебный процесс с реальными жизненными условиями, проявлять инициативу и самостоятельность, а также способствует формированию метапредметных результатов, т.к. на занятиях учащиеся  наблюдают, проводят опыты и исследования, формулируют выводы, строят логическую цепь рассуждений, сравнивают и классифицируют объекты.

 

Библиографический список

 

1.     Акулова О.А., Писарева С.А., Пискунова Е.В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентностей учащихся: Учебно-методическое пособие для педагогов школ. – СПб.: КАРО, 2008. – 96 с.

2.     Альтовская С.А. Формирование познавательных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО / С.А. Альтовская // Образование и наука в современных условиях. – 2015 г. – № 4 – 43с.

3.     Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н. Математика: Учебник для 4 класса: в 2 ч. Ч. 1. – Самара: Учебная литература, 2013

4.     Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н. Математика: Учебник для 4 класса: в 2 ч. Ч. 2. – Самара: Изд-во «учебная литература», 2013.

5.     Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. – М.: Просвещение, 2008. – 152 с.

6.     Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества / А.Г. Асмолов // Вопросы образования. – 2008. – №3. – С.13-16. 

7.     Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.

8.     Байбородова Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л.В. Байбородова. – М.: Просвещение, 2013. – 177 с.

9.     Бекиш М.А. Игровые приёмы на уроках и во внеурочной деятельности // Начальная школа. – 2011. – № 12. – С. 43-45.

10.  Белкина Н.В., Шевцова Д.Н. Методические указания по конструированию и использованию во внеурочной деятельности и дополнительном образовании практико-ориентированных заданий. [Электронный ресурс].  URL: https://yungi.gumrf.ru/wp-content/uploads/2018/10/Belkina-N.V.-SHevtsova-D.N.-Metod.-ukaz.-po-sozd.-i-isp.-zadanij-morskoj-tematiki.pdf  (дата обращения 12.03.2020).

11.  Брадис В.М. Методика преподавания математики в средней школе / В.М.Брадис. –М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1954. – 504 с.

12.  Братчикова Ю.В. Формирование познавательных универсальных учебных действий на основе игровых технологий во внеурочной деятельности / Ю.В. Братчикова, Н.В. Шестакова // Актуальные вопросы современной психологии. – 2017. – № 4. – С. 21 – 23.

13.  Бунеев Р. Н. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. 3-4 классы. Контрольно-измерительные материалы / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, А. А. Вахрушев. – М. : БАЛАСС, 2013. – 48 c.

14.  Бышук В.В. Программа кружка «Занимательная математика» для 4 класса. [Электронный ресурс].  URL: https://yungi.gumrf.ru/wp-content/uploads/2018/10/Belkina-N.V.-SHevtsova-D.N.-Metod.-ukaz.-po-sozd.-i-isp.-zadanij-morskoj-tematiki.pdf  (дата обращения 07.02.2018).

15.  Василенко Т. В. ФГОС второго поколения. Словарь терминов. Пособие для работников школ / Т. В. Василенко. – М.: «Грамотей», 2013. – 32 с.

16.  Гаас Л.Г. Внеурочная деятельность – математический кружок в 3-4 классах/ «Открытый урок» 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://open-lesson.net/2597/ (дата обращения: 11.05.2018).

17.  Гладкова А.П. Внеурочная деятельность младших школьников как объект педагогического исследования//  – 2012. [Электронный ресурс]. URL: https://sch28-5gor.edusite.ru/DswMedia/stat-yagipmatem.pdf/ (дата обращения: 22.02.2018).

18.  Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. – М.: Просвещение, 2011.

19.  Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.

20.  Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с.

21.  Евладова Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС / Е. Б. Евладова // Воспитание школьников. – 2012. – № 3. – С. 15-26.

22.  Енин А.В.  Внеурочная деятельность. 1-11 классы. Теория и практика. М.: ВАКО, 2015. 288 c.

23.  Казачкова С.П. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. //. – 2- е изд., стереотип. – М.: «Планета», 2013. – 256 с.

24.  Косолапова Ю.В. Обоснование содержания понятия «обновление профессиональной деятельности педагога» /Ю.В. Косолапова//Письма в Эмиссия: электронный научный журнал – 2014. [Электронный ресурс].  URL: http://www.emissia.org/offline/2014/2206.html (дата обращения: 26.04.2020).

25.  Кулагина А.А. Теоретические основы методики обучения младших школьников по программе «Начальная школа ХХI века»: учеб. пособие / А.А. Кулагина. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2010. – 134 с.

26.  Кутрухин И.П. Роль кружков в развитии младшего школьника / И.П. Кутрухин // Начальная школа. – 1993. – № 1. – С. 14-15.

27.  Кутьев В.О. Внеурочная деятельность школьников: пособие для классных руководителей. - М., 1983. – 223 с.

28.  Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании? // Начальная школа плюс до и после. – 2001. – № 01. – С. 34-36.

29.  Лукиных Л.В. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе // Молодой учёный. – 2015. – № 10. – С. 15-20.

30.  Неткасова И.А. Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе. Студенческий научный форум – 2017. [Электронный ресурс]. URL: http://www/rae.ru/forum2011/137 (дата обращения: 09.03.2019).

31.  Павлова Л.В. Познавательные компетентностные задачи как средство формирования предметно-профессиональной компетентности будущего учителя математики // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2009. – № 11. – С. 169-174.

32.  Пашкова А.М. Формы организации внеурочной деятельности в начальной школе // Начальная школа. – 2015. – № 11. – С. 45-49.

33.  Педагогика лета. Ч. IV. Организация занятий художественным творчеством в образовательно-оздоровительном лагере: метод. пособие / Под ред. О.П. Савельевой, Л.Н. Ходуновой. – Магнитогорск: МаГУ, 2003. – 108 с.

34.  Петерсон Л.Г. Математика: Учебник для 4 класса: в 3 ч. Ч. 1. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний.

35. Петерсон Л.Г . Математика: Учебник для 4 класса: в 3 ч. Ч. 2. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний.

36.  Петров В.А. Прикладные задачи на уроках математики / В.А. Петров. – Смоленск: СГПУ, 2001. – 268 с.

37.  Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В. Петровский. - М.: Политиздат, 1982. – 255 с.

38.  Попова И. Г. Внеурочная деятельность как часть социокультурной среды ОУ. // В сборнике: Социокультурная среда и ее развитие в условиях глобализации современного общества материалы V Международных социально-педагогических чтений им. Б.И. Лившица. – 2013. – С.240-244.

39.  Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа: 1-4 классы. Программа внеурочной деятельности в начальной школе: метод. пособие / под ред. О.Б. Калининой М.; Астрель; Владимир: ВКТ, 2012. – 120 с.

40.  Программа формирования универсальных учебных действий, // Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 109 с.

41.  Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения // Начальная школа. – 2012 г. – 302 с.

42.  Силькунова О.В., Пуршева И.Г. Влияние математики на развитие личности младшего школьника// - 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://sch28-5gor.edusite.ru/DswMedia/stat-yagipmatem.pdf/ (дата обращения: 24.04.2019).

43.  Соларева Н.В. Практико-ориентированные задания как средство повышения мотивации школьников на уроках математики// - 2017. [Электронный ресурс]  URL: http://vkr.pspu.ru/uploads/5367/Solareva_vkr.pdf  (дата обращения 12.03.2020).

44.  Тонких А.П. Логические задачи на уроках математики. – Ярославль: Академия развития, 2002.  –  С. 14 – 15.

45.  Ушинский К.Д. Педагогические сочинения / К.Д. Ушинский. – М.: Просвещение, 1948. – 340 с.

46.  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с. (Стандарты второго поколения).

47.  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 31 с.

48.  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2019. – 31 с.

49.  Федотова Т.В. Программа кружка «Математическая шкатулка» для 4 класса. [Электронный ресурс].  URL: https://infourok.ru/rabochaya-programma-dlya-kruzhka-matematicheskaya-shkatulka-klass-475062.html  (дата обращения 07.02.2018).

50.  Харисова Р.М. Внеклассная работа по математике в начальной школе // Социальная сеть работников образования. [Электронный ресурс] URL: http://nsportal.ru/nachalnayashkola/vospitatelnayarabota/2013/11/04/vneklassnaya-rabota-po-matematike-v-nachalnoy (дата обращения 12.02.2018).

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Практико-ориентированные задания по математике для учащихся начальных классов

Практико-ориентированные задания по математике для учащихся начальных классов

Н.В. Соларева дает следующее определение: практико-ориентированные задания – это текстовые задания, носящие «не только дидактический характер, но и достоверность описываемой ситуации, и доступность ее разрешения…

Н.В. Соларева дает следующее определение: практико-ориентированные задания – это текстовые задания, носящие «не только дидактический характер, но и достоверность описываемой ситуации, и доступность ее разрешения…

Определим структуру практико-ориентированных заданий

Определим структуру практико-ориентированных заданий

Примечательно, что в заданиях третьей группы создаются ситуации, когда школьник оказывается в определенной роли, что увеличивает возможности определения своей профессии в будущем [10]

Примечательно, что в заданиях третьей группы создаются ситуации, когда школьник оказывается в определенной роли, что увеличивает возможности определения своей профессии в будущем [10]

Приведем примеры разработанных практико-ориентированных заданий по математике, которые способствуют формированию познавательных

Приведем примеры разработанных практико-ориентированных заданий по математике, которые способствуют формированию познавательных

УУД - определять какая информация нужна для решения задачи; использовать знаково-символические средства

УУД - определять какая информация нужна для решения задачи; использовать знаково-символические средства

Постоянное применение практико-ориентированных заданий позволяет учащемуся закрепить и углубить теоретические знания, овладеть умениями и навыками по учебной дисциплине, формирует умение связывать учебный процесс с реальными…

Постоянное применение практико-ориентированных заданий позволяет учащемуся закрепить и углубить теоретические знания, овладеть умениями и навыками по учебной дисциплине, формирует умение связывать учебный процесс с реальными…

Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли

Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли

Гаас Л.Г . Внеурочная деятельность – математический кружок в 3-4 классах/ «Открытый урок» 2017

Гаас Л.Г . Внеурочная деятельность – математический кружок в 3-4 классах/ «Открытый урок» 2017

Кулагина А.А. Теоретические основы методики обучения младших школьников по программе «Начальная школа

Кулагина А.А. Теоретические основы методики обучения младших школьников по программе «Начальная школа

Петров В.А. Прикладные задачи на уроках математики /

Петров В.А. Прикладные задачи на уроках математики /

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.09.2021