В современном мире для жизни человеку нужны не только имеющиеся у него знания, но и способность верно оценивать изменения окружающего мира и возможность грамотного применения своих знаний на практике. В этих условиях одной из целей преподавателя становится такая организация занятия, при которой изучаемый материал был бы близок к практической жизни. Знакомый и личностно значимый материал учащиеся обычно легче воспринимают и усваивают.
Одним из путей достижения этого результата является реализация практико-ориентированного подхода к обучению учащихся. Практико-ориентированное обучение позволяет раскрыть связи между знаниями и повседневной жизнью людей, проблемами, возникающими перед ними. Основная цель такого обучения – формирование у младших школьников умений, необходимых в разнообразных сферах жизни, и осознание того, где, как и для чего можно употреблять полученные знания на практике. В начальной школе проблему реализации данного похода в учебно-воспитательном процессе в зависимости от дисциплины можно решать различными средствами обучения. В частности, к таким средствам относятся практико-ориентированные задания по математике.
Практико-ориентированные задания – это задания из повседневной жизни, связанные с формированием практических навыков, в том числе с использованием элементов профессиональной деятельности.
Цель практико-ориентированных заданий – «погружение» в решение «жизненной» задачи [10].
Л.В. Павлова в своей статье пишет, что «практико-ориентированные задания – математические задачи, в содержание которых описаны ситуации из окружающей действительности, связанные с формированием практических навыков использования математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни» [31, с. 170].
Н.В. Соларева дает следующее определение: практико-ориентированные задания – это текстовые задания, носящие «не только дидактический характер, но и достоверность описываемой ситуации, и доступность ее разрешения средствами школьного курса» [43].
Один из ключевых вопросов при составлении практико-ориентированных заданий – способность заинтересовать учащихся, составить интересное задание в проблемной ситуации, показать связь проблемы с повседневной жизнью, найти такую формулировку проблемного вопроса, чтобы школьник захотел найти ответ.
В практико-ориентированных заданиях важно понимание ситуации во введении в проблему. Решение оказывается основанным не только на материале одного или ряда предметов, но и на опыте жизни [10].
В.М. Брадис отмечает следующие особенности практико- ориентированных заданий:
¾ значимость (познавательная, профессиональная, общекультурная, социальная) результата, мотивирующая школьников;
¾ формулировка условий задания в виде сюжета, ситуации, проблемы, решаемую знаниями различных разделов математики, других наук или жизни;
¾ представление информации и данных в различной форме (рисунок, таблица, схема, диаграмма и т.д.), что требует распознавания объектов;
¾ указание (явное или неявное) области использования результата решения» [11, с. 120].
Помимо отмеченных обязательных характеристик, В.А. Петров и Т.И. Козак отмечают следующие особенности практико-ориентированных заданий:
¾ нестандартная структура, т.е. неопределенность некоторых компонентов заданий;
¾ избыточные, недостающие, противоречивые данные, ведущие к объемной формулировке условия;
¾ многообразие путей решения и возможный их поиск в ходе работы;
¾ многообразие типов вопросов – с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым свободным ответом [36, с. 38].
Определим структуру практико-ориентированных заданий. Структура практико-ориентированного задания достаточно четко определена в методической литературе. Модель задания представлена в книге «Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся»:
1. Характеристика задания (задает формируемые предметные и метапредметные результаты).
2. Личностно-значимый познавательный вопрос, профессионально-ролевой сюжет.
3. Информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде (текст, таблица, график, статистический данные и так далее).
4. Задания на работу с данной информацией [1, с. 39].
Виды практико-ориентированных заданий
Н.В. Белкина и Д.Н. Швецова выделяют три вида практико- ориентированных заданий по их направленности:
¾ «связанные с жизнью, с практической деятельностью (вычисление времени, скорости и расстояния, составление документа, условия содержания животного и пр.)»;
¾ «задания «житейского» содержания (составление своего семейного бюджета, сметы, меню с учетом калорий, вычисление количества воды в чайнике для нужного количества чашек чая и т.д.)»;
¾ «задания профориентационной направленности (для штурмана направление движения судна, для инженера-оптика - мощность луча маяка и т.п.)».
Примечательно, что в заданиях третьей группы создаются ситуации, когда школьник оказывается в определенной роли, что увеличивает возможности определения своей профессии в будущем [10].
При создании практико-ориентированного задания необходимо соблюдать целый ряд правил:
¾ все использующиеся в задании термины должны быть доступными для учащихся, содержание и требование задания должны быть реальны;
¾ решаться задание должно именно теми способами, какими оно решается в реальной жизни;
¾ окончательное решение задания должно иметь тот же вид, что и на практике (к примеру, готовая модель, план действий или презентация). При решении некоторых заданий, например в форме проекта, возможно получение продукта, имеющего материальную (макет, модель) форму;
¾ так как текст задания описывает реальную ситуацию, то в тексте могут содержаться «лишние» сведения;
¾ задание должно быть доступным учащимся с учетом их возрастных и психологических особенностей;
¾ задания могут иметь открытую цепочку последовательных вопросов. Если таких вопросов несколько, то предложенные задания должны быть связанны между собой [10].
Поскольку в учебниках по математике заданий подобного рода недостаточно, возникает необходимость в их конструировании. Новая задача должна соответствовать определению практико-ориентированного задания и содержать в себе особенности, которые отличают ее от стандартных математических задач.
Таким образом, на основе вышеперечисленных характеристик учитель может конструировать практико-ориентированного задания самостоятельно либо «преобразовать» типичную математическую задачу в практико-ориентированную. При этом также необходимо помнить про возрастные особенности обучающихся и содержание учебных программ по предмету.
Приведем примеры разработанных практико-ориентированных заданий по математике, которые способствуют формированию познавательных УУД.
Задание 1
Для приготовления салата «Зимний» каждой команде понадобятся следующие продукты (перечислить).
1) Приблизительная масса некоторых необходимых продуктов дана в граммах. Возьмите нужное количество картофеля, моркови, лука, огурцов, взвесив их и яйца. Заполните таблицу, записав напротив массы – количество штук каждого ингридиента.
2) Посмотрите в таблице, приблизительную массу колбасы, которую вы будете использовать для приготовления салата. Подготовьте этот ингридиент, используя весы.
3) Найдите на упаковке майонеза и на банке зеленого горошка их массу. Внесите данные в таблицу.
Ингредиенты:
Продукт |
Масса, г |
Мера |
картофель |
300 |
___шт |
морковь |
225 |
___шт |
лук репчатый |
75 |
___шт |
колбаса вареная докторская |
300 |
|
горошек консервированный |
300 |
___б |
огурец соленый |
150 |
___шт |
яйцо куриное |
220 |
___шт |
майонез столовый молочный |
200 |
___пак |
Данное задание является практико-ориентированным, потому что оно связано с формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни (определение массы продуктов с помощью весов, соотнесение количества предметов с их массой), а также направлено на формирование УУД - определять какая информация нужна для решения задачи; использовать знаково-символические средства.
Задание 2
Рассчитайте, сколько нужно закупить продуктов для похода на 15 человек (см. меню и раскладку продуктов).
Меню
Завтрак
Молочная рисовая каша
Чай
Бутерброд с сыром
Обед
Макароны с тушенкой
Компот
Ужин
Гречневая каша с тушенкой
Чай
Печенье
Раскладка продуктов (на одного туриста, на один приём еды)
Продукты |
Масса в граммах |
Kpyпы |
80-100 |
Tвёpдый cыp |
30-40 |
Tyшёнкa |
50-60 |
Cyхoe мoлокo |
20-30 |
Cyхoфpyкты |
40-50 |
Maкapoны |
90-110 |
Coль |
5-7 |
Caхap |
20-30 |
Чaй |
8-10 |
Данное задание также является практико-ориентированным, так как его выполнение формирует практические навыки, необходимые в условиях реальной жизни (расчёт необходимого количества продуктов для определённого числа людей), а также формирует такие УУД: отбирать информацию, необходимую для решения задачи; извлекать информацию из таблицы; строить логическую цепь рассуждений.
Постоянное применение практико-ориентированных заданий позволяет учащемуся закрепить и углубить теоретические знания, овладеть умениями и навыками по учебной дисциплине, формирует умение связывать учебный процесс с реальными жизненными условиями, проявлять инициативу и самостоятельность, а также способствует формированию метапредметных результатов, т.к. на занятиях учащиеся наблюдают, проводят опыты и исследования, формулируют выводы, строят логическую цепь рассуждений, сравнивают и классифицируют объекты.
1. Акулова О.А., Писарева С.А., Пискунова Е.В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентностей учащихся: Учебно-методическое пособие для педагогов школ. – СПб.: КАРО, 2008. – 96 с.
2. Альтовская С.А. Формирование познавательных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО / С.А. Альтовская // Образование и наука в современных условиях. – 2015 г. – № 4 – 43с.
3. Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н. Математика: Учебник для 4 класса: в 2 ч. Ч. 1. – Самара: Учебная литература, 2013
4. Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н. Математика: Учебник для 4 класса: в 2 ч. Ч. 2. – Самара: Изд-во «учебная литература», 2013.
5. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. – М.: Просвещение, 2008. – 152 с.
6. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества / А.Г. Асмолов // Вопросы образования. – 2008. – №3. – С.13-16.
7. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
8. Байбородова Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л.В. Байбородова. – М.: Просвещение, 2013. – 177 с.
9. Бекиш М.А. Игровые приёмы на уроках и во внеурочной деятельности // Начальная школа. – 2011. – № 12. – С. 43-45.
10. Белкина Н.В., Шевцова Д.Н. Методические указания по конструированию и использованию во внеурочной деятельности и дополнительном образовании практико-ориентированных заданий. [Электронный ресурс]. URL: https://yungi.gumrf.ru/wp-content/uploads/2018/10/Belkina-N.V.-SHevtsova-D.N.-Metod.-ukaz.-po-sozd.-i-isp.-zadanij-morskoj-tematiki.pdf (дата обращения 12.03.2020).
11. Брадис В.М. Методика преподавания математики в средней школе / В.М.Брадис. –М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1954. – 504 с.
12. Братчикова Ю.В. Формирование познавательных универсальных учебных действий на основе игровых технологий во внеурочной деятельности / Ю.В. Братчикова, Н.В. Шестакова // Актуальные вопросы современной психологии. – 2017. – № 4. – С. 21 – 23.
13. Бунеев Р. Н. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. 3-4 классы. Контрольно-измерительные материалы / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, А. А. Вахрушев. – М. : БАЛАСС, 2013. – 48 c.
14. Бышук В.В. Программа кружка «Занимательная математика» для 4 класса. [Электронный ресурс]. URL: https://yungi.gumrf.ru/wp-content/uploads/2018/10/Belkina-N.V.-SHevtsova-D.N.-Metod.-ukaz.-po-sozd.-i-isp.-zadanij-morskoj-tematiki.pdf (дата обращения 07.02.2018).
15. Василенко Т. В. ФГОС второго поколения. Словарь терминов. Пособие для работников школ / Т. В. Василенко. – М.: «Грамотей», 2013. – 32 с.
16. Гаас Л.Г. Внеурочная деятельность – математический кружок в 3-4 классах/ «Открытый урок» 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://open-lesson.net/2597/ (дата обращения: 11.05.2018).
17. Гладкова А.П. Внеурочная деятельность младших школьников как объект педагогического исследования// – 2012. [Электронный ресурс]. URL: https://sch28-5gor.edusite.ru/DswMedia/stat-yagipmatem.pdf/ (дата обращения: 22.02.2018).
18. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. – М.: Просвещение, 2011.
19. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
20. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с.
21. Евладова Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС / Е. Б. Евладова // Воспитание школьников. – 2012. – № 3. – С. 15-26.
22. Енин А.В. Внеурочная деятельность. 1-11 классы. Теория и практика. ─ М.: ВАКО, 2015. ─ 288 c.
23. Казачкова С.П. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. //. – 2- е изд., стереотип. – М.: «Планета», 2013. – 256 с.
24. Косолапова Ю.В. Обоснование содержания понятия «обновление профессиональной деятельности педагога» /Ю.В. Косолапова//Письма в Эмиссия: электронный научный журнал – 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://www.emissia.org/offline/2014/2206.html (дата обращения: 26.04.2020).
25. Кулагина А.А. Теоретические основы методики обучения младших школьников по программе «Начальная школа ХХI века»: учеб. пособие / А.А. Кулагина. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2010. – 134 с.
26. Кутрухин И.П. Роль кружков в развитии младшего школьника / И.П. Кутрухин // Начальная школа. – 1993. – № 1. – С. 14-15.
27. Кутьев В.О. Внеурочная деятельность школьников: пособие для классных руководителей. - М., 1983. – 223 с.
28. Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании? // Начальная школа плюс до и после. – 2001. – № 01. – С. 34-36.
29. Лукиных Л.В. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе // Молодой учёный. – 2015. – № 10. – С. 15-20.
30. Неткасова И.А. Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе. Студенческий научный форум – 2017. [Электронный ресурс]. URL: http://www/rae.ru/forum2011/137 (дата обращения: 09.03.2019).
31. Павлова Л.В. Познавательные компетентностные задачи как средство формирования предметно-профессиональной компетентности будущего учителя математики // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2009. – № 11. – С. 169-174.
32. Пашкова А.М. Формы организации внеурочной деятельности в начальной школе // Начальная школа. – 2015. – № 11. – С. 45-49.
33. Педагогика лета. Ч. IV. Организация занятий художественным творчеством в образовательно-оздоровительном лагере: метод. пособие / Под ред. О.П. Савельевой, Л.Н. Ходуновой. – Магнитогорск: МаГУ, 2003. – 108 с.
34. Петерсон Л.Г. Математика: Учебник для 4 класса: в 3 ч. Ч. 1. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний.
35. Петерсон Л.Г . Математика: Учебник для 4 класса: в 3 ч. Ч. 2. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний.
36. Петров В.А. Прикладные задачи на уроках математики / В.А. Петров. – Смоленск: СГПУ, 2001. – 268 с.
37. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В. Петровский. - М.: Политиздат, 1982. – 255 с.
38. Попова И. Г. Внеурочная деятельность как часть социокультурной среды ОУ. // В сборнике: Социокультурная среда и ее развитие в условиях глобализации современного общества материалы V Международных социально-педагогических чтений им. Б.И. Лившица. – 2013. – С.240-244.
39. Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа: 1-4 классы. Программа внеурочной деятельности в начальной школе: метод. пособие / под ред. О.Б. Калининой М.; Астрель; Владимир: ВКТ, 2012. – 120 с.
40. Программа формирования универсальных учебных действий, // Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 109 с.
41. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения // Начальная школа. – 2012 г. – 302 с.
42. Силькунова О.В., Пуршева И.Г. Влияние математики на развитие личности младшего школьника// - 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://sch28-5gor.edusite.ru/DswMedia/stat-yagipmatem.pdf/ (дата обращения: 24.04.2019).
43. Соларева Н.В. Практико-ориентированные задания как средство повышения мотивации школьников на уроках математики// - 2017. [Электронный ресурс] URL: http://vkr.pspu.ru/uploads/5367/Solareva_vkr.pdf (дата обращения 12.03.2020).
44. Тонких А.П. Логические задачи на уроках математики. – Ярославль: Академия развития, 2002. – С. 14 – 15.
45. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения / К.Д. Ушинский. – М.: Просвещение, 1948. – 340 с.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с. (Стандарты второго поколения).
47. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 31 с.
48. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2019. – 31 с.
49. Федотова Т.В. Программа кружка «Математическая шкатулка» для 4 класса. [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/rabochaya-programma-dlya-kruzhka-matematicheskaya-shkatulka-klass-475062.html (дата обращения 07.02.2018).
50. Харисова Р.М. Внеклассная работа по математике в начальной школе // Социальная сеть работников образования. [Электронный ресурс] URL: http://nsportal.ru/nachalnayashkola/vospitatelnayarabota/2013/11/04/vneklassnaya-rabota-po-matematike-v-nachalnoy (дата обращения 12.02.2018).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.