Один из старейших художественных музеев Европы, Дрезденская картинная галерея, был основан в 1855 году. Коллекция картин для Дрезденской галереи начала формироваться и того раньше, в середине 15 столетия, и входила в ту пору в состав местной Кунсткамеры. Первые полотна для будущей галереи были собраны ещё во времена правления (1486-1525) короля Фридриха III. Монарх лично занимался вопросом пополнения экспозиции старинными картинами и работами его талантливых современников – Кранаха и Дюрера. Своим появлением кунсткамера обязана самому Курфюрсту Августу I, который способствовал её образованию и сбору экспонатов для её коллекции.Достоянием галереи в Дрездене стало полотно Рембрандта «Автопортрет с Саскией», картина Лотара «Шоколадница». Изюминкой всех приобретений на тот период стала знаменитая картина, написанная рукой Рафаэля с названием «Сикстинская мадонна».
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств Починковского района»
Музеи мира.
Дрезденская картинная галерея.
История изобразительного искусства.
Разработчик: преподаватель художественного отделения
МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
Казакова Инна Викторовна2018 г.
Дрезденская картинная галерея.
Один из старейших художественных музеев Европы, Дрезденская картинная галерея,
был основан в 1855 году. Коллекция картин для Дрезденской галереи начала
формироваться и того раньше, в середине 15 столетия, и входила в ту пору в состав
местной Кунсткамеры. Первые полотна для будущей галереи были собраны ещё во
времена правления (14861525) короля Фридриха III. Монарх лично занимался
вопросом пополнения экспозиции старинными картинами и работами его талантливых
современников – Кранаха и Дюрера. Своим появлением кунсткамера обязана самому
Курфюрсту Августу I, который способствовал её образованию и сбору экспонатов для
её коллекции. В неё также присутствовали монеты, украшения и посуда, а
относительно живописи можно сказать, что разнообразными полотна назвать сложно.
Сюжеты их носили монархическую и религиозную направленность. Тёзка Августа I –
другой курфюрст Август II, за годы своей жизни прославился ещё и как покровитель
«Золотого века».
Однажды он побывал в других европейских странах и решил обогатить музей новыми
экспонатами – он приобрёл такие шедевры, как «Царство флоры» (Пуссен) и «Спящая
Венера» (Джорджоне). Следует отдать должное и Августу III, продолжившему эту
славную традицию пополнения Дрезденской коллекции ценными экспонатами. Правда,
он пошёл намного дальше в своём усердии, нанимая специалистов для розыска
настоящих шедевров искусства на всех аукционах Европы. Самым ярким и ценным
приобретением того времени стала коллекция, принадлежащая Герцогу д’Эсте. В неё
входили такие прекрасные полотна, как «Мадонна с семейством» кисти Куччино,
«Динарий кесаря» кисти Тициана и иные, не менее уникальные произведения других
мастеров живописи. Число полотен в этой коллекции составляло около сотни картин.Помимо покупки произведения искусства, Август III часто заказывал полотна
полотна известным художникам или покупал у них уже готовые работы. В их числе
были Белотто, Ротари и другие мастера кисти. Одновременно во всех странах Европы
продолжался поиск картин Тьеполо, Рубенса и Пьяцетти. Достоянием галереи в
Дрездене стало полотно Рембрандта «Автопортрет с Саскией», картина Лотара
«Шоколадница». Изюминкой всех приобретений на тот период стала знаменитая
картина, написанная рукой Рафаэля с названием «Сикстинская мадонна». Она увенчала
собой всю коллекцию полотен, приобретённых за период правления Августа III.
Галерея хранит порядка пятнадцати полотен Рембрандта, около тридцати пяти
принадлежат мастерству Белотто, десять картин написаны Ван Дейком, Яном
Брейгелем Младшим, Якоба Ван Рейсдалем и иных известных художников.
Для картинной галереи в 1722 году был построен дворец – большой комплекс,
известный как комплекс Цвингера. Это было время, когда саксонская монархия
находилась на пике своей мощи и расцвета. Позже, уже в XIX столетии, для музея было
сооружено отдельное здание, которое стало частью комплекса. Его сооружением
занимался специально приглашённый специалист и архитектор того времени – Готфрид
Земплер. Согласно его проекту, все здания должны были быть выстроены в стиле
неоренессанса, в число таковых входило здание театра и музея. В сотрудничестве со
скульптурами Хэнелем и Ричелом, Земплер в 1846 году создаёт проект сооружения
галереи, которая идеально должна была вписаться в стиль всего отстроенного уже
комплекса. Она должна была органично дополнить Цвингер.
Работа над этим проектом продолжалась до начала революции (1849 год), поэтому на
момент отъезда Земплера из Дрездена, был готов лишь цокольный этаж будущей
галереи. Строители смогли закончить сооружение галереи, руководил этим процессом
известный архитектор Крюгер. В результате была возведено строение в три этажа, с
обеих сторон его располагались своеобразные крылья. Местом размещения основной
экспозиции стал второй этаж. В период, когда в Европе хозяйничала гитлеровская
армия, музейные помещения подверглись некоторым разрушениям. Часть полотен была
спрятана в убежище, а часть вывезена в Россию (эти полотна почти не были
повреждены).
В послевоенное время над восстановлением великих полотен трудились лучшие
реставраторы всего мира. На реставрацию мировых шедевров ушло почти двадцать лет,
потрачено огромное количество денежных средств и сил реставраторов. В настоящее
время галерея хранит такие значимые для человечества раритеты искусства, как
полотна Дрезденской сокровищницы.
Своего расцвета Дрезденская галерея достигла к окончанию 19 столетия, когда в ее
экспозиции находилось уже около 2,5 тысяч полотен нидерландских и итальянских
мастеров. К 1931 году собрание настолько расширилось, что его пришлось разделить,
оставив в Дрезденской галерее лишь полотна, созданные в период с 13 по 18 столетие.
Сегодня Дрезден является одним из самых популярных туристических городов,
особенно среди искусствоведов и поклонников живописи.
Шедевры Дрезденской картинной галереиЖемчужиной Дрезденской галереи, безо всякого сомнения, является «Сикстинская
мадонна» кисти великого Рафаэля. Эта картина появилась в коллекции во время
правления курфюрста Августа III, не жалевшего для пополнения собрания ни денег, ни
времени.
Картина «Мадонна с семейством Куччина» кисти другого великого итальянца
– Паоло Веронезе также появилась в галерее во время правления Августа III.
Несмотря на религиозный сюжет, картина поражает множеством бытовых деталей.
Именно подобные вольности и стали причиной опалы мастера со стороны католической
церкви.Автор еще одной прекрасной картины «Площадь перед церковью Г.Джованни э
Паоло» Джованни Каналетто жил и творил в Италии первой половины 18 века. Его
картины буквально пронизаны любовью к родной Венеции.
Знаменитую «Шоколадницу» работы Жана Этьена Лиотара также можно увидеть в
Дрезденской картинной галерее.На портрете кисти Ганса Гольбейна Младшего мы можем увидеть неординарную
личность того времени – мореплавателя, полководца и дипломата Шарля де Моретта.Невозможно пройти и мимо портрета молодого человека кисти другого немецкого
мастера Альбрехта Дюрера. Пусть имя юноши с портрета и не осталось в истории,
но это отнюдь не уменьшает художественной ценности полотна.
Притягивает взор и картина Яна Вермеера «Девушка, читающая письмо». Она
приоткрывает дверь в обычное голландское жилище середины 17 века.Интересны и необычны полотна фландрского живописца Петера Рубенса. Одна из
них – «Охота на кабана» позволяет ощутить азарт охотников, настигающих свою
добычу.
Работы одного из учеников Рубенса, Антониса ван Дейка, также украшают собой
стены Дрезденской галереи. «Портрет воина в латах с красной повязкой» изображает
молодого энергичного юношу облаченного в броню.Невозможно не упомянуть о великом мастере с трагической судьбой, чьи полотна
также нашли себе место в стенах Дрезденской галереи. Речь о Рембрандте ван Рейне,
картины которого поражают трагизмом. Одна из самых светлых его работ – портрет
жены, Саскии ван Эленбург.