Музеи мира. Государственный Эрмитаж. Александровский зал. История изобразительного искусства.

  • Лекции
  • docx
  • 14.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Идея создать здесь большой памятный зал в честь брата Александра появилась у Николая I в начале 1830-х годов, однако воплощена в жизнь она была только после пожара. Архитектор А.П. Брюллов решил зал в стиле эклектики, но эта эклектика осмысленна и гармонична. Всё пространство зала и всё его убранство насыщены символикой, которая связана не столько с личностью императора Александра, сколько с идеей духовного благородства и славы русского оружия. По длине зал разделен на семь частей пилонами, окруженными пучками тонких «готических» колонок. Их увенчивают необычные капители в виде двуглавых орлов. Далее готика продолжается в структуре веерных сводов, на которых покоятся невысокие чешуйчатые купола. Как замечает Т.Л. Пашкова, тогда «готическую архитектуру рассматривали как символ возвышенности человеческого духа».Сохранилось два изображения Александровского зала в XIX столетии: фиксационная акварель Э.П. Гау, исполненная в 1861 году, и акварель В.С. Садовникова, относящаяся примерно к тому же времени.
Иконка файла материала Государственный Эрмитаж. Александровский зал.docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств  Починковского  района Музеи мира. Государственный Эрмитаж.  Александровский  зал. История изобразительного искусства. Разработчик: преподаватель художественного отделения МБУ ДО «ДШИ      Починковского района» Казакова Инна Викторовна 2018 г.Александровский зал На месте Александровского зала, одного из самых красивых парадных залов Зимнего дворца,   с   екатерининских   времен   существовали   три   интерьера:   Кавалергардский, Сержантская и Совет. Кавалергардский имел перегородку, отделявшую часть с окнами на   площадь.   Этот   переход,   соединявший   напрямую   половины   императрицы   и наследника, назывался «Проходная».  Идея   создать   здесь   большой   памятный   зал   в   честь   брата   Александра   появилась   у Николая I в начале 1830­х годов, однако воплощена в жизнь она была только после пожара.  Архитектор А.П. Брюллов решил зал в стиле эклектики, но эта эклектика осмысленна и   гармонична.   Всё   пространство   зала   и   всё   его   убранство   насыщены   символикой, которая   связана   не   столько   с   личностью   императора   Александра,   сколько   с   идеей духовного благородства и славы русского оружия. По   длине   зал   разделен   на   семь   частей   пилонами,   окруженными   пучками   тонких «готических» колонок. Их увенчивают необычные капители в виде двуглавых орлов. Далее   готика   продолжается   в   структуре   веерных   сводов,   на   которых   покоятся невысокие   чешуйчатые   купола.   Как   замечает   Т.Л.   Пашкова,   тогда   «готическую архитектуру рассматривали как символ возвышенности человеческого духа».  Стены   до   высоты   капителей   исполнены   из   белого   полированного   искусственного мрамора. Выше располагается богатый лепной декор в стиле классицизма. Над окнами на Дворцовую площадь проходит фриз «Триумф Александра Македонского», а над тремя каминами возвышаются эффектные пирамиды из арматур – доспехов и оружия. Скульптурное убранство зала выполнял один из крупнейших мастеров XIX века – В.И. Демут­Малиновский.  На уровне капителей по боковым стенам идет фриз: медальоны, сгруппированные по три   и   разделенные   фигурами   Слав.   Медальоны   были   исполнены   по   моделям замечательного   художника   и   скульптора   Федора   Петровича   Толстого.   В аллегорической форме в них запечатлены важнейшие события Отечественной войны 1812   года   и   заграничных   походов   двух   последующих   лет.   Идея   поместить   тут медальоны появилась не сразу, к тому же мастер выполнил 19 таких композиций, а для зала требовалось 24. Поначалу хотели повторить пять наиболее важных сцен, однако скульптор сделал еще три модели и поэтому только «Бородинскую битву» повторили дважды.  На торцовой северной стене по решению императора поместили портрет Александра I. До пожара этот портрет, написанный Дж. Доу, находился в Военной галерее. Портрет был   заключен   в   широкую   резную   золоченую   раму   и   окружен   красным   бархатом   с золотым   шитьем.   Над   ним,   в   люнете   торцовой   стены,   находится   другой   портрет Александра Павловича – аллегорический, в образе славянского бога Родомысла. Этот медальон, как и те, что на боковых стенах, исполнен по модели Ф.П. Толстого.О древнем боге исследователь Г.А. Глинка в книге «Древняя религия славян» писал:  «Божество   славян   варяжских,   покровитель   законов,   податель   благих   советов, мудрости, красных и умных речей».  Помимо портрета Александра I в зале были еще четыре больших картины на темы заграничных походов, выполненные Б.П. Виллевальде. Они находились на западной и восточной стенах зала, и для удобства их размещения было заделано несколько окон: единственный подобный случай в истории строительства Зимнего дворца.  Сохранилось два изображения Александровского зала в XIX столетии: фиксационная акварель Э.П. Гау, исполненная в 1861 году, и акварель В.С. Садовникова, относящаяся примерно к тому же времени. По   этим   акварелям   видно,   что   зал   поначалу   был   полностью   белым.   Знакомое современному посетителю сочетание белого и голубого цветов появилось позднее, но в какое именно время ­­ неизвестно.

Посмотрите также