Эрмитаж в Санкт-Петербурге – российский музейный комплекс мирового значения, первые здания которого были заложены при императрице Елизавете. До сих пор изящность и гениальность Эрмитажа вызывают восторг у многих современных экспертов. Основы коллекции были собраны еще при Екатерине II, по ее же приказу отстраивались отдельные здания для хранения произведений живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Сегодняшний комплекс включает пять исторических зданий на Дворцовой площади, среди которых Зимний дворец считается основным, дворец Меншикова на Университетской набережной и здание Главного штаба.Архитектор Франческо Растрелли трудился над зданием с 1754 по 1762 год. Первоначальный проект был выдержан в пышном барочном стиле, но значительную часть интерьеров в дальнейшем изменили в соответствии с требованиями классицизма.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств Починковского района
Музеи мира.
Государственный Эрмитаж. СанктПетербург.
История изобразительного искусства.
Разработчик: преподаватель художественного отделения
МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
Казакова Инна Викторовна2018 г.
Государственный Эрмитаж
Эрмитаж в СанктПетербурге – российский музейный комплекс мирового значения,
первые здания которого были заложены при императрице Елизавете. До сих пор
изящность и гениальность Эрмитажа вызывают восторг у многих современных
экспертов. Основы коллекции были собраны еще при Екатерине II, по ее же приказу
отстраивались отдельные здания для хранения произведений живописи, скульптуры и
декоративноприкладного искусства. Сегодняшний комплекс включает пять
исторических зданий на Дворцовой площади, среди которых Зимний дворец считается
основным, дворец Меншикова на Университетской набережной и здание Главного
штаба.
Эрмитаж
Впечатление от посещения Государственного Эрмитажа сложно описать словами. С
первых же шагов по торжественной Иорданской лестнице ошеломляют царящие здесь
роскошь и великолепие. Само время, кажется, застыло в величественных залах среди
огромных малахитовых ваз, египетских саркофагов, греческих амфор, картин
величайших европейских живописцев и скульптур знаменитейших мастеров. Здесь
хранятся такие всемирно признанные шедевры, как «Возвращение блудного сына»
Рембрандта, «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи, «Мадонна
Коннестабиле» и «Святое семейство» Рафаэля, «Лютнист» Караваджо, картины
Тициана, Мурильо, Эль Греко и многих других известнейших живописцев. Эрмитаж в
СанктПетербурге обладает одной из лучших в мире коллекций французской живописи
конца XIX начала XX в.
Строительство комплекса началось с возведения в середине XVIII века по заказу
Елизаветы Зимнего дворца. Архитектор Франческо Растрелли трудился над зданием с
1754 по 1762 год. Первоначальный проект был выдержан в пышном барочном стиле, нозначительную часть интерьеров в дальнейшем изменили в соответствии с требованиями
классицизма.
Пришедшая к власти вскоре после окончания строительства Екатерина II не только
санкционировала появление Большого и Малого Эрмитажа и Эрмитажного театра, но и
заложила в 1764 году основу коллекции будущего музея. Первыми экспонатами стали
фламандские и голландские полотна современных титулованной покупательнице
мастеров. В это же время Юрием Фельтеном был построен двухэтажный барочно
классицистический дом для развлечений императрицы. Через пять лет к нему был
присоединен спроектированный ЖанБатистМишелем ВалленДеламотом корпус, с
которым его соединяла галерея висячих садов. Ансамбль назвали Малым Эрмитажем.
В 17711787 годах на берегу Невы по проекту Фельтена построили и Большой
Эрмитаж, поскольку коллекции книг и картин разрослись и не помещались в старых
помещениях. Через 5 лет Джакомо Кваренги, создатель Эрмитажного театра, завершил
пристрой к нему. При Екатерине в фонды музея поступали работы крупнейших
итальянских мастеров, Рембрандта, на втором этаже Зимнего дворца был оформлен
роскошный Георгиевский зал.
Кареты возле входа в Эрмитаж Георгиевский зал
Эрмитаж в XIX веке
После завершения войны с французами Эрмитажу досталась коллекция Жозефины
Богарне, супруги Наполеона. Отечественная война 1812 года наложила отпечаток на
облик Эрмитажа: в царствование Николая I делалось все, чтобы увековечить память
героев сражений. В залах комплекса появлявились портреты полководцев, рельефы с
патриотической символикой.
В николаевский период над внутренним убранством Эрмитажа работал Александр
Брюллов, брат знаменитого живописца. Он оформлял интерьеры Зимнего дворца,вместе с Василием Стасовым восстанавливал Петровский и Фельдмаршальский залы
после разрушительного пожара 1837 года.
В 1852 году группа архитекторов построила Новый Эрмитаж специально для
живописных коллекций, воплотив основные детали проекта немца Лео фон Кленце.
Над интерьерами Большого Эрмитажа и Зимнего дворца в это время работал Андрей
Штакеншнейдер. В 6080х годах коллекции музея пополнили работы Леонардо да
Винчи, Рафаэля, образцы европейского декоративноприкладного искусства, сюда было
переведено собрание оружия из царскосельского Арсенала.
Оформление залов Зимнего дворцаИстория комплекса в XX веке
Во время Первой мировой в Эрмитаже был организован госпиталь. После Февральской
революции здесь заседало Временное правительство, которое было арестовано прямо
во дворце во время большевистского переворота. 12 ноября 1917 года Эрмитаж стал
государственным музеем. До Второй мировой войны коллекция существенно выросла
за счет национализации частных собраний и объединения разных музеев, ценные
экспонаты пришли из союзных республик. Во время войны собрание эвакуировали в
Свердловск, с ноября 1945 года все снова было возвращено на свои места.
С 1981 года посетителей Эрмитажа в СанктПетербурге начал принимать дворец
Меншикова с экспозицией, посвященной культуре и быту петровского времени. В
Эрмитажном театре в 90е открылся «Зимний дворец Петра I». Часть экспозиций
переехала в Главный штаб.Госпиталь во дворце во время Первой мировой войны
Сестры милосердия в Зимнем дворце во время Петрвой мировой войны
Современное состояние
В XXI веке Государственный Эрмитаж открывает свои представительства за рубежом и
в российских регионах: это выставочные центры в Лондоне и ЛасВегасе, Амстердаме,
Казани, Ферраре, Выборге. Реконструируется Большой парадный двор, открывается
новый вход в Эрмитаж. В ведение комплекса переходит собрание музея
Ломоносовского фарфорового завода.
Коллекции музея
Осмотреть всё собрание за один визит физически невозможно, поэтому посетителям
предлагают самостоятельно разрабатывать маршруты в соответствии со своими
интересами. С архитектурной точки зрения наиболее привлекательны интерьеры
Зимнего дворца, живописные шедевры сосредоточены в залах Большого и Нового
Эрмитажа.
Зимний дворец
Основная экспозиция первого этажа Зимнего дворца – древнее искусство и археология,
второго – живопись Англии и Франции XVIXVIII вв. и интерьеры различных эпох,
третьего – классическое искусство стран Азии. Отдельного упоминания заслуживают
залы второго этажа: Тронный, Александровский, Большой, Концертный, камерные
помещения императрицы Марии Александровны и семьи последнего императора.Скифская фигурка из золота, VII в. до н. э.
Стела Хекаиба. Древний Египет. XXII–XXI вв.до н.э.
.
Зал, посвященный искуству Древней Греции
Скульптурный портрет ВольтераЭкспозиция, посвященная искусству Древней Индии
Старинный фарфор
Зал французского искусства XVIII в.в.
Триптих "Поклонение волхвов". Ниделанды.Малая столовая
Малый Эрмитаж
С Зимним дворцом здание соединяет Сивков переход с площадкой, где хранятся
древнеримские мозаики, саркофаги и рельефы. В названии зала увековечено имя
Александра Сивкова, архитектора Эрмитажа советского периода, объединившего все
здания в общее музейное пространство. Павильонный зал, окна которого выходят на
Неву, в середине XIX века был оформлен Штакеншнейдером, не пожалевшим для стен
и потолка позолоты и хрусталя. Здесь экспонируются четыре копии Бахчисарайского
фонтана, мозаики и часы «Павлин». Бронзовый часовой автомат работы английских
мастеров XVIII века до сих пор функционирует – его «пение» можно услышать каждую
среду, в 19 часов. В Романовской галерее, со стороны Зимнего дворца, хранятся
средневековые экспонаты, украшенные эмалями, резьбой по дереву и слоновой кости,
фаянсовая посуда. Галерея приводит посетителей в зал голландской и фламандской
живописи. В противоположной Романовской, Петровской галерее хранятся немецкие
картины и скульптуры XVXVIII вв.
Часы "Павлин"Старый (Большой) Эрмитаж
С первого этажа Старого Эрмитажа на второй, выставочный ведет Советская лестница
из белого и розового мрамора. Она была возведена по проекту Штакеншнейдера в
середине XIX века на месте бывшего Овального зала, от которого остался
духоподъемный плафон с изображениями богини Минервы и русского юношества.
Название, вопреки расхожему мнению, не имеет к СССР никакого отношения: в этом
здании еще в XIX веке располагался Государственный совет.
Большой Эрмитаж вовсе не велик по сравнению с внушительным Зимним дворцом и
Новым Эрмитажем. Скромные объемы компенсируются ценностью коллекций – именно
здесь, в Невской анфиладе, хранятся шедевры итальянского Возрождения: фрески Фра
Беато Анджелико, рельефы Антонио Росселино, алтарь Сандро Боттичелли, «Святой
Себастьян» Пьетро Перуджино, «Оплакивание Христа» Веронезе, «Святой Георгий»
Тинторетто. В зале Леонардо да Винчи воспроизведены французские интерьеры XVIIвека. Здесь выставлены знаменитые леонардовские «Мадонна Бенуа» и «Мадонна
Литта». В зале Тициана можно увидеть «Данаю» и «Святого Себастьяна».
Фрагмент фрески Фра Беато Анджелико "Мадонна с Младенцем, св. Домиником и св.
Фомой Аквинским"
Советская лестница
Росписи и лепнина на потолкеЛеонардо да Винчи "Мадонна Бенуа", 14781480
Леонардо да Винчи "Мадонна Литта", 14901491
Новый Эрмитаж
Поскольку на набережной реки Невы уже не оставалось подходящего места, главный
фасад Нового Эрмитажа выходит на Миллионную улицу. Он украшен знаменитыми
мощными гранитными фигурами атлантов работы скульптора Теребенева. Это именно
про них поется в известной песне Александра Городницкого:Когда на сердце тяжесть
И холодно в груди,
К ступеням Эрмитажа
Ты в сумерки приди,
Где без питья и хлеба,
Забытые в веках,
Атланты держат небо,
На каменных руках.
Статуи Атлантов на фасаде Нового эрмитажаПроект Лео фон Кленце предусматривал полную гармонию между экспонатами и
дизайном стен, потолков, паркета. Именно поэтому многие залы украшены
медальонами, мозаиками в стиле различных исторических эпох. На первом этаже
здания представлены образцы античного искусства. К выставочным залам ведет
Главная лестница из белого мрамора, окруженная гранитными колоннами. Древнейшие
находки расположены в колоритном Двенадцатиколонном зале с мозаичными полами,
настенными росписями, имитирующими древнеримские, и зелеными гранитными
колонными.
В центре зала Большой вазы стоит изготовленная в 1843 году 19тонная Колыванская
ваза из зеленоватосерой яшмы. По периметру помещения расставлены мраморные
скульптуры эпохи императора Траяна. В сводчатом зале Юпитера экспонируется
огромная статуя Громовержца, вывезенная из загородного дома императора
Домициана. В античном дворике со статуями воспроизведено убранство домов знатных
римлян и греков. Мраморные фигуры украшают и зал Диониса. В греческих залах
времен классики представлены копии работ знаменитых скульпторов: Фидия, Мирона,
Поликтета, подлинные вазы.
Колывановская чаша "Царица чаш"Зал Диониса
Зал Юпитера
На втором этаже Нового Эрмитажа хранятся самые ценные живописные собрания. В
зале Рембрандта собраны 23 работы голландского мастера, в том числе «Возвращение
блудного сына» и защищенная после нападения вандала особо прочным стеклом
«Даная». В зале Рафаэля представлена итальянская керамика, работы учеников
знаменитого живописца и его шедевры «Мадонна Конестабиле» и «Святое Семейство».
Центр здания образует анфилада из трех залов с верхним освещением, так называемых
«просветов». Малый итальянский просвет украшает цветная лепнина и работы
российских камнерезов. В Большом зале хранятся крупноформатные картины
итальянских художников, сохранилась оригинальная мебель, выполненная по эскизам
Монферрана и фон Кленце. В Испанском просвете экспонируются произведения
Веласкеса, Сурбарана, МурильоОформление Малого итальянского просвета
Эрмитажный театр
Здание возведено на месте бывшего Зимнего дворца Петра I. Архитекторам удалось
восстановить часть цокольного и первого этажа в помещениях под сценой. Осмотреть
кабинет, столовую и парадный двор с санями Петра I можно со стороны Дворцовой
набережной.
Интерьер фойе театра выдержан в сероватоголубых тонах, подчеркивающих пышность
тяжелых люстр, изысканность медальонов, лепнины и потолочных картин. В
зрительном зале, как в античном амфитеатре, установлено 6 полукруглых рядов
скамей. Здесь, в идеальных для камерной оперы акустических условиях, проходят
спектакли и концерты силами собственного оркестра и приглашенных из Мариинского
театра певцов.
Эрмитажный театрДворец Меншикова
Барочное здание, первое капитальное строение СанктПетербурга из камня, стоит на
Университетской набережной. Пока Меншиков был в силе, во дворце, центре огромной
усадьбы, проходили основные развлекательные мероприятия царского двора.
Впоследствии невостребованное здание обветшало до такой степени, что в ХХ веке
реконструкция растянулась на несколько десятилетий. Некоторые помещения не
восстановлены до сих пор. После передачи здания Эрмитажу в 1981 году в нем решено
было воссоздать интерьеры первой трети XVIII века – анфилады парадных залов,
Ореховый кабинет.
Меньшиковский дворец
Потолочная росписьБольшой зал
Секретер
Комод
Старинные шахматыУбранство покоев
Серебряная посуда
Гобелены на стенах
Здание Главного штаба
Последнее приобретение музея – два здания, объединенные полукруглой триумфальной
аркой, творение архитектора Карло Росси в честь победы Российской империи в войне
1812 года. Новое отделение музея представляет собой строгое трехэтажное здание с
вытянутыми фасадами, монотонность которых нарушают только белоснежные
коринфские колоннады. Долгие годы Главный штаб выполнял только официальную
функцию, сейчас в части строения попрежнему заседают представители военных
ведомств. В настоящий момент залы здания реконструируются в соответствии сзадачами музея – сюда переедет часть коллекций европейской живописи из Зимнего
дворца.