Место строительства церкви было избрано отнюдь не случайно. Ранее на этом месте в Риме находилась Великая капелла (Cappella Maggiore), которая принимала высочайшие конклавы католического духовенства. Грандиозная реконструкция устаревшей часовни была поручена архитектору Баччо Понтелли (Baccio Pontelli) и инженеру Джованнино де Дольчи (Giovannino de’ Dolci). Руководитель строительных работ решил сохранить фундамент и часть нижнего яруса прежней постройки. За время строительства церковь получила 3 этажа, 2 из них — предназначались для нужд церкви, а верхний — галерея для несущих стражу солдат. Сама по себе капелла также представляет образец фортификационного зодчества: прямоугольное здание 20,7 м высотой, 40,9 м — длиной, 13,4 м — шириной. Крепкие стены и отсутствие изысков были продиктованы неспокойной обстановкой в раздробленной Италии эпохи Средневековья.Сикстинская капелла известна во всем мире благодаря фрескам, украсившим ее свод и стены в 15-16 веках.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств Починковского района»
Музеи мира.
Сикстинская капелла в Ватикане.
История изобразительного искусства.
Разработчик: преподаватель художественного отделения
МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
Казакова Инна Викторовна2018 г.
Сикстинская капелла в Ватикане.
Сикстинская капелла (Cappella Sistina) снаружи представляет собой ничем не
примечательную церковную постройку 15 века на территории современного Ватикана.
Однако, в стенах, облицованных песчаного цвета камнем, заключены истинные
жемчужины эпохи Ренессанса – работы Микеланджело (Michelangelo Buonarroti),
Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli), Перуджино (Perugino), Пинтуриккио
(Pinturicchio), Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio).
История
Сикстинская капелла была построена в 14751481 годах по распоряжению понтифика
Сикста IV (Sisto IV) во славу успения Марии на небесах.
Место строительства церкви было избрано отнюдь не случайно. Ранее на этом месте в
Риме находилась Великая капелла (Cappella Maggiore), которая принимала высочайшие
конклавы католического духовенства. Грандиозная реконструкция устаревшей часовни
была поручена архитектору Баччо Понтелли (Baccio Pontelli) и инженеру Джованнино
де Дольчи (Giovannino de’ Dolci). Руководитель строительных работ решил сохранитьфундамент и часть нижнего яруса прежней постройки. За время строительства церковь
получила 3 этажа, 2 из них — предназначались для нужд церкви, а верхний — галерея
для несущих стражу солдат. Сама по себе капелла также представляет образец
фортификационного зодчества: прямоугольное здание 20,7 м высотой, 40,9 м —
длиной, 13,4 м — шириной. Крепкие стены и отсутствие изысков были продиктованы
неспокойной обстановкой в раздробленной Италии эпохи Средневековья.
Росписи
Сикстинская капелла известна во всем мире благодаря фрескам, украсившим ее свод и
стены в 1516 веках. Общий план росписи церкви был разработан еще во времена
строительных работ. Здание было разделено на три горизонтальных яруса и подлежало
украшению снизу вверх. Нижний ярус имел простые декоративные росписи, второй
ярус был посвящен событиям Ветхого Завета и сценам из жизни Христа, отраженным в
Новом Завете. Самый верхний ярус должен был изображать понтификов, принявших
мученическую смерть.
Флорентийцы
Начало работам по украшению Сикстинской капеллы положил Перуджино, мастер
умбрийской школы живописи. Он изобразил две картины из жития Христа и одну из
Ветхого Завета. К 1480 году напряженные политические отношения между папой
Сикстом IV и главой флорентийского Синьории Лоренцо Медичи (Lorenzo de’ Medici)
несколько потеплели.В качестве жеста доброй воли Медичи посылает мастеров флорентийской школы:
Боттичелли, Гирландайо, Козимо Россели (Cosimo Rosselli), а понтифик милостиво
разрешает им расположиться в Риме и приступить к работам в Сикстинской капелле.
Флорентийцы, при поддержке Пинтуриккио и Бартоломео дела Гатта (Bartolomeo della
Gatta) расписали стены новой церкви. Сюжеты 10 фресок были разработаны и
утверждены вплоть до мелочей самим Сикстом IV. Особое внимание было уделено
тому, чтобы композиции из Ветхого и Нового Заветов гармонично дополняли друг
друга. Усилить впечатление от иконографических росписей удалось художнику
Пьерматео д’Амелья (Piermatteo d’Amelia), который изобразил на своде храма в
звездное небо.
Потолок
Преемник Сикста IV, его племянник Юлий II (Ulius II), ни на минуту не забывал о том,
что значит для католической церкви Сикстинская капелла. Вклад Микеланджело
Буонарроти В 1508 году понтифик пригласил Микеланджело Буонарроти для
реставрации существующих росписей и нанесения новых. Целых 4 года (с 1508 по 1512)
ушло у знаменитого мастер на украшение свода. Примечательно, что Микеланджело на
тот момент считался непревзойденным зодчим, в то время, как фрески были для него в
новинку. Современники скульптора усматривают в произошедшем происки конкурента
Буонарроти — Донато Браманте (Donato Bramante). У Браманте был на примете
собственный кандидат для создания фрески — Рафаэль Санти (Raffaello Santi).
Потолок Сикстинской капеллы — был настоящим вызовом для Микеланджело.
Помимо овладения новой художественной техникой, мастер должен был решатьорганизационные вопросы. Как, например, установить леса под самый потолок и при
этом не помешать проведению церковных обрядов? «Летящие леса», разработанные
художником, крепились на специальных штырях к стенам церкви. При этом художник и
его подмастерья оказались на необходимой высоте, а церковнослужители получили
свободу передвижений. Существуют разные домыслы, касающиеся работы Буонарроти
под сводом капеллы. Некоторые источники гласят, что мастер работал лежа, при этом
краски и штукатурка обильно осыпались на его лицо.
На самом деле Микеланджело работал стоя, имея пространство для маневров. Однако
напряженная работа под потолком часовни нанесла ущерб здоровью 33летнего
художника.В довершение всех бед, влажные слои штукатурки, по которым велась работа красками,
начали усиленно покрываться грибком. Мастер и его помощники сумели вывести новую
формулу «интонако» — состава для пропитки штукатурки, который был устойчив к
влажному римскому воздуху. Несмотря на все превратности судьбы потолок
Сикстинской капеллы украсили фрески, объединенные в единый иконографический
цикл. Микеланджело изобразил картины, иллюстрирующие девять сцен из Книги
Бытия. В миниатюрах свода можно рассмотреть «Отделение света от тьмы»,
«Жертвоприношение Ноя», «Сотворение Адама», «Грехопадение», «Изгнание из Рая».
Потолок Сикстинской капеллы имеет три ярко выраженных смысловых цепочки:
сотворение Мира, Адам и Ева, тяготы человечества, лишенного Рая.
Рассмотрев каждую картину по отдельности можно проследить трансформацию
живописи Буонарроти. Изза большой высоты потолка художник отказался от мелких
деталей и вычурных завитков в пользу более лаконичных и четких линий. Сюжет
каждой фрески лаконичен и емок, миниатюры заключены в декоративные рамки,
выполненные из травертина. Огромная площадь потолка могла бы вызвать гнетущее
впечатление, «давить» на прихожан, если бы не маленькие ухищрения мастера,
искусственно разделившего огромный плафон на 47 частей. Небольшие картины и
геометрические рамки создают небывалую глубину и детализацию фресок.Папа Юлий II всячески подгонял Микеланджело, спеша поразить общественность
шедевральной диковинкой. Заключительные фрески были написаны в сжатые сроки,
однако мастерство художника позволило сохранить глубокое впечатление,
производимое плафоном церкви. Также понтифик сетовал на то, что потолок
смотрится бедновато, в виду отсутствия позолоты и лазури. Мастер в ответ возразил,
что святые и сами были людьми небогатыми.
«Страшный суд» (Giudizio universale)
Четверть века спустя Сикстинская капелла вновь окажется в распоряжении
Микеланджело. На этот раз будет создан еще более драматический шедевр — стеновая
фреска, на которой изображен Страшный суд. Папа Римский Климент VII в 1533 годупризвал Буонарроти в Рим и обсудил детали оформления алтарной стены в главной
часовне Ватикана. Смерть понтифика отодвинула начало работ на 4 года. В 1536 году
Павел III (Paolo III) одобрил планы своего предшественника касательно Сикстинской
капеллы и Микеланджело приступил к работе. Масштабная картина, задуманная
понтификами, требовала непростых решений. Вопервых, более ранние фрески,
нанесенные на стену за алтарем храма, были принесены в жертву новому творению. Во
вторых, над верхней границей картины выложили 40сантиметровый кирпичный
козырек, который бы препятствовал оседанию пыли на поверхность стены. Подготовив
эскизы и закупив краски необходимого качества, Микеланджело приступил к работе в
средине 1536 года. Четыре года ушло у художника на создание полной картины, за это
время Буонарроти допустил до кистей и красок лишь одного своего помощника, и то
для создания небесного фона. Все персонажи были выписаны исключительно рукой
мастера. Во время реставрации Сикстинской капеллы искусствоведы обнаружили, что
вся фреска разделена на фрагменты (квадраты, выполненные за один день), число
которых составило 450 шт!
Публика увидела завершенную алтарную фреску «Страшный суд» в конце октября
1541 года. Существуют записи о том, что папа Павел III был настолько поражен
изображенной на стене капеллы картине, что пал на колени и предался горячей
молитве. И для того были веские причины! Со стены часовни на посетителей взирали
ангелы небесные, парящие в облаках, в центре картины были драматически изображен
Иисус и дева Мария, в окружении блаженных. Нижний ярус представляет собой
картину Конца времен: вестники Апокалипсиса трубят о Страшном суде, согрешившие
спускаются в ад, а праведники восходят на небо.Эта работа 60летнего Микеланджело была настолько гениальной, что будоражила умы
и сердца всех и вся. Наряду с безграничным восхищением порождала она и
недовольство. Так, кардинал Карафа (Carafa) и церемониймейстер Бьяджо да Чезена
выразили крайнее негодование по поводу наготы библейских персон. Павел III и
Буонарроти иронично и стойко парировали своим оппонентам. Однако спустя 24 года
цензура все же добралась до «неприличной» фрески и накинула покровы на святых и
мучеников. Даниэле да Вольтера (Daniele da Volterra) приводил фреску в пристойный
вид, за что получил прозвище «Штанописец». Являясь учеником и поклонником
Микеланджело, художник постарался минимизировать свое вмешательство.
РеставрацияПлафон Сикстинской капеллы, а также стеновые фрески являются предметом
несомненной гордости Ватикана, а также шедевром изобразительного искусства эпохи
Возрождения. Понтификат заботится о сохранности своего достояния. Так, последняя
реставрация росписей часовни заняла ни много ни мало — 14 лет, с 1980 по 1994 года!
На сегодняшний момент Сикстинская капелла все еще используется для конклавов, на
которых избираются понтифики Ватикана. В остальное время часовня – музей
Ватикана, посетить который стремятся паломники и туристы.
Кроме того,
Сикстинская капелла имеет мужской хор, известный под названием «папская капелла»
(Capella Papale). Хор имеет высокий статус в среде католических певческих
коллективов. Слушать акапельное выступление высокого хора можно по большим
церковным праздникам. Первый состав папской капеллы был организован еще при
Сиксте IV. С тех пор, попасть в Сикстинский хор было делом великой чести, и
приносило большой достаток. С 19 века полное название коллектива — Cappella
musicale pontificia sistina.
Интересные факты и тайны.Интересные факты и тайны, касающиеся Сикстинской капеллой и личности ее автора,
сплетаются в увлекательный сюжет. По прошествии 5 столетий остается только гадать,
которая из бытующих легенд — правдива, а которая — сплошная выдумка. В 2006 году
Константин Ефетов выпустил книгу «Шокирующая тайна Сикстинской капеллы», в
которой попытался разобрать наиболее увлекательные загадки храма. Книга пережила
несколько успешных переизданий и получила продолжение. В фокусе исследования
находится Буонарроти, согласившийся оставить ряды зодчих, чтобы с нуля овладеть
навыкам работы с фресками. Автор задается вопросом, почему средневековый мастер
столь неохотно привлекал помощников, предпочитая работать в одиночку. Также была
озвучена мысль о том, что молодой Микеланджело тайно занимался изучением
анатомии и внутреннего устройства человека, в частности хорошо изучил строение
мозга. Об этом художник не преминул намекнуть в потолочной фреске «Сотворение
Адама». Создатель, окруженный ангелами, изображен в окантовке алой ткани, по своей
форме удивительно напоминающей головной мозг человека. Положение рук творца, а
также лица ангелов повторяют основные отделы мозга. Таким образом, Буонарроти
заявляет о том, что человек был создан не просто абстрактным святым духом, а
является порождением высшего разума.Один и яростных критиков работы Микеланджело Бьяджо да Чезена был увековечен на
фреске «Страшный суд». Художник, который практически полностью расписал
алтарную стену капеллы, в ответ на пристрастие к излишней наготе персонажей,
изобразил поборника морали в гротескном образе Миноса, царя подземелий. В отличии
от бесстыдных праведников, Минос изображен, обмотанным вокруг бедер змеем,
который поглощает его мужское достоинство. Еще один интересный факт — мастер
превыше всего ценил красоту обнаженной натуры и отдавал предпочтение мужскому
телу. На всех фресках женские персонажи изображены с ярко выраженными
атлетическими фигурами.