Музеи мира. Ватиканские музеи. История изобразительного искусства.

  • Лекции
  • docx
  • 12.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В собрание пинакотеки входят работы таких видных художников как Караваджо, Рафаэль, Тициан, Пуссен, Доменикино и Рени. Один из залов полностью посвящён произведениям Леонардо да Винчи (здесь находится его незаконченная картина «Святой Иероним»). Несколько залов отведены под экспозицию работ различных художественных школ: флорентийскую, барочную, фламандскую, нидерландскую и школу Рафаэля Санти. Кроме полотен великих мастеров, в Ватиканской пинакотеке находятся также шедевры мозаики, гобелены, иконы и скульптуры.Музеи Ватикана (итал. Musei Vaticani) — масштабный музейный комплекс на территории Ватикана. Включает более десяти музеев и галерей, основная часть из которых посвящена скульптуре и живописи.
Иконка файла материала Музеи Ватикана.docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств  Починковского  района»     Музеи мира. Ватиканские музеи. История изобразительного искусства.   Разработчик: преподаватель художественного отделения МБУ ДО «ДШИ      Починковского района» Казакова Инна Викторовна2018 г. Ватиканские музеи. Музеи   Ватикана   (итал.   Musei   Vaticani)   —   масштабный   музейный   комплекс   на территории   Ватикана.   Включает   более   десяти   музеев   и   галерей,   основная   часть   из которых посвящена скульптуре и живописи. Экспозиции и галереи музеев Ватикана. Ватиканская пинакотека. Pinacoteca Vaticana. Открыта для публики в 1908 году, однако её датой основания является   вторая   половина   XVIII   века,   когда   по   воле   Пия   VI   папская   коллекция произведений   живописи   была   собрана  в  одном   месте.  В  настоящее   время   собрание пинакотеки   хранится   и   выставляется   в   специально   построенном   для   неё   здании, которое было спроектировано архитектором Лука Бельтрами, и торжественно открыто в 1932 году.Коллекция  живописи   выставляется   в 18  залах,  и   в  основном  состоит   из   картин  на религиозную тему, выполненных итальянскими мастерами XII–XIX веков. В собрание пинакотеки входят работы таких видных художников как Караваджо, Рафаэль, Тициан, Пуссен,   Доменикино   и   Рени.   Один   из   залов   полностью   посвящён   произведениям Леонардо да Винчи (здесь находится его незаконченная картина «Святой Иероним»). Несколько залов отведены под экспозицию работ различных художественных  школ: флорентийскую,   барочную,   фламандскую,   нидерландскую   и   школу   Рафаэля   Санти. Кроме полотен великих мастеров, в Ватиканской пинакотеке находятся также шедевры мозаики, гобелены, иконы и скульптуры. Этнологический миссионерский музей Museo missionario etnologico. Начал работу в 1926 году по воле папы Пия XI. Идее открытия   музея   предшествовала   Международная   миссионерская   выставка, приуроченная к юбилейному 1925 году. Для этой выставки в Садах Ватикана было установлено 24 павильона с предметами религиозного культа из разных стран мира, где с   миссионерской   миссией   побывала   Католическая   Церковь.   Многие   из   экспонатов выставки   впоследствии   были   переданы   в   дар   понтифику   и   стали   ядром   музейного собрания. Здание для Этнологического миссионерского музея было построено в 1963 году   при   Папе   Павле   VI.   В   настоящее   время   в   музее   хранится   около   100   тысяч экспонатов со всего мира. Музей Пио­Кристиано Museo Pio­Cristiano. Открыт в 1854 году по приказу понтифика Пия IX в Латеранском дворце, однако в 1963 году по воле Папы Иоанна XXIII был перенесён в Ватикан, и открыт для осмотра в 1970 году. Назван музей в честь папы Пия IX («Pio­Cristiano» в переводе   с   итальянского   —   «Благочестивый   Христианин»).   Здесь   хранятся   и экспонируются   произведения   искусства   раннехристианской   эпохи,   которые   были найдены в римских катакомбах. Коллекция музея в основном состоит из саркофагов, рельефов   и   надгробных   скульптур.   Наиболее   известной   является   статуя   ДоброгоПастыря, которая изначально являлась частью саркофага IV века. Мраморная статуя поступила   в   музей   из   коллекции   Мариотти   в   начале   XVIII   века.   Выполненная   в буколическом идиллическом стиле статуя, представляет собой юношу с ягнёнком на плечах, предположительно изображающего Христа в юном возрасте. Одним   из   интереснейших   экспонатов   музея   считают   также   саркофаг   330   года, украшенный   сценами   из   Ветхого   и   Нового   Заветов,   который   был   найден   в   ходе строительных работ Собора святого апостола Павла на Остийской дороге в 1838 году. Рельефы   саркофага   изображают   некоторые   библейские   сюжеты:   «Сотворение человека», «Поклонение Волхвов», «Даниил во рву со львами», и «Аввакум, который передаёт ему пищу», далее следуют гравюры «Воскрешение Лазаря» и «Предсказание Христа   Петру   о   его   тройном   отрицании».   Ещё   можно   отметить   «Саркофаг   двух братьев», датируемый 350 годом и «Догматический саркофаг», названный так в честь четырёх христианских догматов, которые отражены в расположенных на нём сценах. Григорианский Египетский музей Museo   Gregoriano   Egizio.   Открыт   в   1839   году   Григорием   XVI.   Основной   целью основания музея было собрать как можно большее количество египетских древностей в одном месте. Ядро коллекции, в которой хранятся произведения искусства Древнего Египта,  статуи,  скульптуры,  папирусы,  саркофаги  и  мумии  заложил  Папа  Пий VII. Впоследствии   собрание   музея   пополнялось   предметами   и   артефактами   из   частных коллекций и результатами раскопок во время римской оккупации Египта до III века. Девять залов Григорианского Египетского музея представляют предметы искусства, которые   были   собраны   на   вилле   Адриана   в   Тиволи,   а   также   находки   из   античной Месопотамии и Сирии. Залы оформлены в египетском стиле, а в числе экспонатов находятся статуя Рамзеса II на троне, памятная стела женщины­фараона Хатшепсут, колоссальная голова Фараона Аменхотепа, погребальные стелы из некрополя в Гизах, колоссальная статуя Туи, матери знаменитого Рамзеса II, статуя бога Анубиса и многие другие.Музей Пия­Климента Museo   Pio­Clementino.   Датой   основания   считается   1769   год,   когда   по   инициативе   папы Клемента   XIV   стали   собирать   известные   греческие   и   римские   произведения   искусства. Экспонаты   музея   размещены   в   залах   и   во   внутреннем   дворике   дворца,   который   имеет восьмиугольную форму и окружён портиком с 16 колоннами. В 1803 году во дворе были устроены ниши, где были установлены наиболее важные статуи.  Ниша   Лаокоона названа   в   честь   скульптурной   группы   «Лаокоон   и   сыновья». Мраморная группа предположительно выполнена родосскими мастерами в начале I века, а впоследствии отреставрирована Микеланджело Буонаротти.  Ниша   Кановы носит   имя   автора   скульптуры.   В   1800   году   по   заказу   Пия   VII известный   мастер   Антонио   Канова   выполнил   копию   греческого   оригинала разрушенной статуи Персея. Персей изображён с божественными атрибутами: шлем Аида, меч Гефеста, сандалии Гермеса и голова Медузы.  Ниша   Аполлона представляет   римскую   копию   знаменитой   статуи   Аполлона Бельведерского,   выполненную   предположительно   в   130–140   годах   с   оригинала бронзовой статуи древнегреческого скульптора Леохара, жившего в IV веке до нашей эры.    Ниша Гермеса носит название  от размещённой  статуи  Гермеса, римской  копии  с оригинала статуи древнегреческого скульптора IV века до нашей эры Праксителя. Галерея статуй Galleria delle Statue.  Оформлена фресками Андреа Мантеньи и Пинтуриккьо в XV веке. Впоследствии здесь были установлены римские и греческие статуи классического периода. Из экспонатов можно выделить статуи «Спящей Ариадны», «Раненой амазонки», «Пьяного Сатира», «Плач Пенелопы» и «Аполлон, убивающий ящерицу».  Зал   греческого   креста (Sala   a   Croce   Greca)   носит   название   из­за   своей   формы равноконечного греческого креста, спроектированного и оформленного по проекту Микеланджело   Симонетти.   Коллекция   этого   зала   состоит   из   римских   мозаик, саркофагов,   рельефов   и   статуй,   датируемых   II–IV   веками.   Здесь   хранится уникальная   статуя   шагающей   женщины,   предположительно   единственное сохранившееся изображение царицы Клеопатры.  Зал Ротонда (Sala Rotonda) был построен по проекту архитектора Микеланджело Симонетти в 1782 году. В нишах зала находятся 18 статуй греческих богов и героев. Некоторые из них: бронзовая статуя Геркулеса, статуя императора Клавдия в обликеЮпитера, статуя Антиноя (фаворит императора Адриана) в облике бога Диониса. В зале также установлена гигантская порфировая чаша, находившаяся в Золотом доме Нерона.  Галерея бюстов (Galleria dei Busti) экспонирует мраморные портреты императоров, около 100 бюстов римских патрициев, а также коллекцию фресок эпохи Ренессанса.  Кабинет масок (Gabinetto delle Maschere) берёт название от уникальной напольной мозаики   II   века,   на   которой   изображён   орнамент   из   масок.   В   зале   расположены римские   копии   статуй   с   эллинистических   оригиналов,   такие   как   «Три   Грации», «Сатир», «Танцующая женщина» и «Афродита Книдская».  Зал муз (Sala delle Muse) создан в 1782 году по проекту Микеланджело Симонетти. В зале выставлены статуи девяти муз, римские гермы с изображениями  греческих философов,   а   также   «Бельведерский   торс»,   работы   афинского   скульптора Аполлония.  Зал животных (Sala degli Animali) демонстрирует около 150 фигур животных, в основном   копий   с   греческих   оригиналов,   выполненных   скульптором   Франческо Антонио   Францони   по   заказу   Пия   VI.   Статуи   из   мрамора   и   алебастра   были отреставрированы в конце XIX века. Галерея канделябров Galleria delle Candelabri.  Основана в 1761 году. Изначально помещение галереи строилось как открытая лоджия, но впоследствии по приказу  Пия VI его перестроили  по проекту архитекторов  Микеланджело  Симонетти  и Иосифа  Кампорезе. В  конце  XIX   века  своды арок   Галереи   канделябров   были   украшены   удивительными   росписями   известных художников   Торти   и   Зайтца.   Имея   в   длину   80   метров,   галерея   разделена   мраморными колоннами на шесть рекреаций. В каждой из них представлены произведения классического искусства:   вазы,   фрагменты   саркофагов,   древние   фрески,   и,   собственно,   канделябры   IIвека, в честь которых и названа галерея. Канделябры выполнены мастерами­мраморщиками из Отриколи. Интерес вызывают и размещённые здесь древние римские копии с греческих оригиналов, датируемых III­I веками до нашей эры (статуи «Ребёнок и гусь», «Персидский воин», «Старый рыбак»; статуи Аполлона, Аталанты, фрагменты саркофага с изображением дочерей Ниобы и многие другие).  Зал   колесницы (Sala   carro)   был   открыт   в   годы   понтификата   Пия   VI   и   носит название  в честь древнего  экспоната, римской  колесницы, датируемой  I  веком  до нашей   эры,   отреставрированной   в   1788   году.   В   зале   также   хранятся   и демонстрируются саркофаги, античные скульптуры и статуи.  Зал   Кьяроскури (Sala   dei   Chiaroscuri)   был   оформлен   в   1517   году   учениками Рафаэля   Санти,   однако   вскоре   во   время   понтификата   Павла   IV   фрески   были утрачены. В 1582 году по воле Григория XIII Зал Кьяроскури был отреставрирован и расписан   фресками   с   изображением   апостолов   и   святых,   над   которыми   работали живописцы   братья   Таддео   и   Федерико   Цуккари.   Потолок   с   резьбой,   позолотой   и эмблемой Медичи оформлял художник Херубино Альберти. Григорианский Этрусский музей Museo   Gregoriano   Etrusco.   Открыт  в   1837   году   по  воле  Папы   Григория  XVI.   Открытие состоялось сразу после археологических раскопок в одном из этрусских некрополей близ итальянского города Черветери. Основой музейного фонда стали находки с этих раскопок и с раскопок античных поселений в южной Этрурии. В 22 залах Григорианского Этрусского музея выставлены многочисленные предметы быта, сосуды, терракота, а также изделия из керамики, бронзы, золота и серебра. Залы украшены фресками, иллюстрирующими сюжеты Ветхого Завета. Некоторые из экспонатов привлекают особое внимание. Так, в одном из залов музея представлены украшения из золота и серебра VII века до нашей эры, в другом— полное воинское снаряжение этрусского воина, датируемое IV веком до нашей эры. В числе экспонатов здесь можно увидеть большую коллекцию этрусских погребальных урн и саркофаги   из   туфа,   на   которых   изображены   сцены   древнегреческих   мифов.   Один   зал Григорианского Этрусского музея отдан под реконструкцию обстановки храма этрусков с многочисленными алтарями и терракотовыми скульптурами. Музей Кьярамонти Museo Chiaramonti. Открыт в 1807 году, его основатель был папа Пий VII. Собрание музея состоит из классической греческой и римской скульптуры, рельефов, барельефов и древних надписей. Сегодня экспонаты демонстрируются в трёх сооружениях: в Галерее Кьярамонти (коридор), Браччо Нуово и Галерее Лапидария.  Браччо Нуово (Braccio Nuovo) — зал, примыкающий к музею Кьярамонти, поэтому название его переводится как «новый рукав». Был построен в 1822 году по проекту архитектора   Рафаэля   Стерна.   Экспонаты   разделены   тематически   на   два   раздела: римская история и греческая мифология. Здесь же выставлена большая коллекция портретной скульптуры.  Галерея   Лапидария (Galleria   Lapidaria),   которую   можно   посещать   только   по запросу, была основана в период понтификата Бенедикта IV. Он собрал коллекцию древних надписей дохристианского и христианского периодов. В собрании галереи находится   около   3000   частей   и   фрагментов   каменных   плит,   саркофагов   и   урн   с надписями.   В   начале   XIX   века   известный   историк   и   археолог   Гаэтано   Марини, упорядочил и классифицировал обширную коллекцию Галереи Лапидария.  Галерея   Кьярамонти (Galleria   Chiaramonti)   —   самая   древняя   часть   музея, основанная   в   1807   году,   в   которой   представлено   около   1000   древних   скульптур, бюстов,   архитектурных   украшений,   урн   и   саркофагов.   Оформлением   галереи занимались   художники   Академии   святого   Луки   под   руководством   известного скульптора Антонио Кановы. Некоторые экспонаты Галереи Кьярамонти представляют наибольший интерес у публики. Например,   колоссальная   голова   Афины   эпохи   Адриана,   рельеф   I   века   «Три   Грации», каменная   голова   Посейдона,   портретная   скульптура   политика   Демосфена   и   оратора Цицерона,   мраморная   статуя   «Раненая   Амазонка»,   а   также   две   балки   от   корабля императора Калигулы, найденные в 1827 году. Исторический музей Museo storico  vaticano.  Музей, основанный  в 1973 году папой  Павлом VI, размещает  на территории Ватикана павильон карет. Здесь хранятся всевозможные средства передвижения римских понтификов, такие как: сёдла, паланкины, кареты, автомобили и модель первого папского локомотива. Выставка экспонатов сопровождается демонстрацией тематических картин   и   фотографий.   Основная   часть   Исторического   музея   находится   в   папских апартаментах Дворца Латерано и занимает 10 залов. Galleria degli Arazzi.  Также известна как Галерея гобеленов. Открыта в 1838 году. Здесь хранятся   гобелены,  выполненные  по  эскизам   Рафаэля  Санти  его  учениками.  Изначально Галерея Араццигобелены   были   размещены   в   Сикстинской   капелле   (в   1531   году),   однако   затем   по   воле Григория XVI перенесены в специальную галерею. Особый исторический интерес вызывают гобелены,   иллюстрирующие   библейские   рассказы   из   Евангелия,   выполненные   на   основе работ   фламандского   художника   Питера   Кук   ван   Альста   («Поклонение   пастухов», «Избиение   младенцев»,   «Воскресение»).   В   галерее   также   находятся   гобелены, изготовленные   на   мануфактурах   Барберини,   на   которых   изображены   истории   из   жизни Урбана   VIII.   Среди   них   выделяются   «Избрание   Винченцо   Маффео   Барберини   Римским Папой Урбаном VIII» и «Папа Урбан VIII получает Награду Наций». Галерея географических карт Galleria delle Carte Geografiche. Открыта в 1580 году. Всего здесь насчитывается 40 карт важнейших   для   Католической   Церкви   местностей.   Потолок   расписан   сценами   из   жизни апостолов и сюжетами из Ветхого Завета. Все карты, которыми была расписана галерея, были заказаны Папой Григорием XIII в мастерской картографа Игнацио Данти. Помимо подробного воспроизведения выбранных областей, на картах можно увидеть исторические события,   памятники   и   географические   особенности.   Картографическая   роспись   в   зале украшена художественными элементами, такими как мифические персонажи и корабли на море, виды некоторых городов, исторические сцены осады и сражений. Наиболее подробно здесь представлены карты Авиньона, где находилась папская резиденция, Генуи, Венеции, Сицилии и Корсики. Апартаменты Борджиа Appartamento  Borgia.  Устроены  как личная  резиденция  Папы  Александра  VI  Борджиа  в конце   XV   века.   С   1490   года   над   оформлением   апартаментов   начал   работать   известный живописец Бернардино Пинтуриккьо. Декор интерьера был настолько пышен и избыточно украшен   золотом,   что   после   смерти   Папы,   римские   понтифики   надолго   покинули   эти помещения. Только в 1816 году апартаменты Борджиа стали использовать для хранения произведений   искусства,   вывезенных   из   Рима   Наполеоном   и   возвращённых   после   его свержения. Впоследствии апартаменты были отреставрированы, а в 1897 году открыты для общественности. Сюжеты росписи залов определили их название: Зал сивилл (Sala de Sibille) оформлен фресками с изображением сивилл и пророков, позолоченной   лепниной   и  астрологическими   символами   семи   планет.   Здесь   также находится   геральдическая   эмблема   Борджиа   с   пламенем   и   двойной   лучистой короной Арагона, намекающей на «солнечное» происхождение Папы Александра VI. Сивиллы   изображены   в   парах   с   пророками   и   с   трепещущими   причудливыми свитками, на которых видны отрывки из пророчеств.  Зал   таинств   веры (Sala   dei   Misteri)   берёт   название   от   изображённых   в   его оформлении семи таинств Иисуса Христа и Девы Марии. На фресках представлены сцены:   «Благовещение»,   «Рождество»,   «Поклонение   волхвов»,   «Воскресение», «Вознесение», «Сошествие Святого Духа», «Вознесение Марии».  Зал святых (Sala dei Santi) расписан сюжетами из жизни святых, а также сценами из древних   мифов   о   божествах   Изиде   и   Осирисе.   Древнегреческие   языческие   мифы представлены   в   росписи   потолка,   тогда   как   в   люнетах   изображены   христианские сцены жизни святых: посещение Марии Елизаветой, встреча святых Антония Аббата и Павла Отшельника в пустыне, мученичество св. Себастьяна, диспут св. Екатерины Александрийской с философами перед императором Максимилианом, св. Сусанна, мученичество св. Варвары.  Зал   понтификов (Sala   dei   Pontefici)   был   предназначен   для   торжественных церемоний, поэтому имеет самые большие размеры по сравнению с другими залами. При Льве X в начале XVI века стены зала были переписаны фресками Джованни да Удине.  Зал  чудес  веры (Sala del Credo).  Здесь представлены  сцены  из цикла «Семь тайн радости жизни Марии». Возможно, этот зал был использован для частных аудиенций или для празднований в кругу близких друзей Папы Римского.  Зал наук и свободных искусств (Sala delle Arti Liberali) предположительно служил папским   рабочим   кабинетом.   Фрески   в   зале   представляют   науки   в   виде   дам, восседающих на троне в окружении известных деятелей искусства.Станцы Рафаэля Stanze di Raffaello.  Станцы представляют  собой несколько  апартаментов, расписанных  в 1508­1517   годах   Рафаэлем   вместе   со   своими   учениками.   «Станца»   в   переводе   с итальянского   означает   «комната».   Лично   Рафаэль   расписал   3   станцы,   а   четвёртая   была оформлена учениками по его эскизам уже после смерти великого мастера.  Станца дель Инчендио  ди Борго (Stanza dell’Incendio di Borgo).  Тема росписей относится к истории папства. Станца названа по имени фрески «Пожар в Борго»;  Станца   делла   Сеньятура (Stanza   della   Segnatura)   служила   для   понтификов рабочим   кабинетом.   Фрески   посвящены   теме   духовности   человека,   а   именно, философии (фреска «Афинская школа»), богословию («Диспут»), поэзии («Парнас»), и правосудию («Мудрость, умеренность и сила»);  Станца   д’Элиодоро (Stanza   d’Eliodoro)   посвящена   чудесному   божьему покровительству.   Стены   расписаны   фресками   «Изгнание   Элиодора»,   «Месса   в Больсене» и «Изведение Петра»;  Зал  Константина (Sala  di  Costantino)  был  расписан  уже  после  смерти  Рафаэля. Роспись  зала посвящена  жизни  римского  императора  Константина  и олицетворяет победу христианства над язычеством.Лоджии Рафаэля Loggia di Raffaello. Три лоджии, которые находятся на трёх этажах Апостольского дворца, разработанные Браманте и оформленные Рафаэлем Санти и его учениками. Самой первой была расписана лоджия на втором этаже, предположительно в период 1517–1519 годов. Лоджия длиной около 65 метров, проходит вдоль всей восточной стороны   дворца,   и   делится   на   тринадцать   сводчатых   пролётов,   оформленных фресками иллюстрирующими сюжеты Нового и Ветхого Завета. Предположительно в это же время была оформлена и так называемая Прима лоджия, находящаяся на первом этаже здания. Качество фресок говорит о том, что работа была выполнена в основном учениками Рафаэля по его эскизам. Во второй половине XIX века здесь проходила реставрация, вызвавшая немалые споры специалистов. Лоджия   на   третьем   этаже   носит   название   кардинала   Бернардо   Бибьена,   так   как находится у его апартаментов. В оформлении лоджии Джованни да Удине, ученик Рафаэля,   использовал   изысканные   гротески,   выполненные   по   рисункам   великого мастера. Галерея современного религиозного искусства Galleria   d'arte   religiosa   moderna.   Открыта   в   1973   году   по   инициативе   Павла   VI. Некоторое   время   часть   коллекции   хранилась   в   Ватиканской   пинакотеке,   а   затем произведения   современного   искусства   разместили   отдельно.   Сейчас   галерея включает   большую   коллекцию   живописи,   графики   и   скульптуры.   Здесь   можно увидеть работы таких великих мастеров как Огюст Роден, Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Сальвадор Дали, Пабло Пикассо, Василий Кандинский и Марк Шагал.

Посмотрите также