В собрание пинакотеки входят работы таких видных художников как Караваджо, Рафаэль, Тициан, Пуссен, Доменикино и Рени. Один из залов полностью посвящён произведениям Леонардо да Винчи (здесь находится его незаконченная картина «Святой Иероним»). Несколько залов отведены под экспозицию работ различных художественных школ: флорентийскую, барочную, фламандскую, нидерландскую и школу Рафаэля Санти. Кроме полотен великих мастеров, в Ватиканской пинакотеке находятся также шедевры мозаики, гобелены, иконы и скульптуры.Музеи Ватикана (итал. Musei Vaticani) — масштабный музейный комплекс на территории Ватикана. Включает более десяти музеев и галерей, основная часть из которых посвящена скульптуре и живописи.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств Починковского района»
Музеи мира.
Ватиканские музеи.
История изобразительного искусства.
Разработчик: преподаватель художественного отделения
МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
Казакова Инна Викторовна2018 г.
Ватиканские музеи.
Музеи Ватикана (итал. Musei Vaticani) — масштабный музейный комплекс на
территории Ватикана. Включает более десяти музеев и галерей, основная часть из
которых посвящена скульптуре и живописи.
Экспозиции и галереи музеев Ватикана.
Ватиканская пинакотека.
Pinacoteca Vaticana. Открыта для публики в 1908 году, однако её датой основания
является вторая половина XVIII века, когда по воле Пия VI папская коллекция
произведений живописи была собрана в одном месте. В настоящее время собрание
пинакотеки хранится и выставляется в специально построенном для неё здании,
которое было спроектировано архитектором Лука Бельтрами, и торжественно открыто
в 1932 году.Коллекция живописи выставляется в 18 залах, и в основном состоит из картин на
религиозную тему, выполненных итальянскими мастерами XII–XIX веков. В собрание
пинакотеки входят работы таких видных художников как Караваджо, Рафаэль, Тициан,
Пуссен, Доменикино и Рени. Один из залов полностью посвящён произведениям
Леонардо да Винчи (здесь находится его незаконченная картина «Святой Иероним»).
Несколько залов отведены под экспозицию работ различных художественных школ:
флорентийскую, барочную, фламандскую, нидерландскую и школу Рафаэля Санти.
Кроме полотен великих мастеров, в Ватиканской пинакотеке находятся также шедевры
мозаики, гобелены, иконы и скульптуры.
Этнологический миссионерский музей
Museo missionario etnologico. Начал работу в 1926 году по воле папы Пия XI. Идее
открытия музея предшествовала Международная миссионерская выставка,
приуроченная к юбилейному 1925 году. Для этой выставки в Садах Ватикана было
установлено 24 павильона с предметами религиозного культа из разных стран мира, где
с миссионерской миссией побывала Католическая Церковь. Многие из экспонатов
выставки впоследствии были переданы в дар понтифику и стали ядром музейного
собрания. Здание для Этнологического миссионерского музея было построено в 1963
году при Папе Павле VI. В настоящее время в музее хранится около 100 тысяч
экспонатов со всего мира.
Музей ПиоКристиано
Museo PioCristiano. Открыт в 1854 году по приказу понтифика Пия IX в Латеранском
дворце, однако в 1963 году по воле Папы Иоанна XXIII был перенесён в Ватикан, и
открыт для осмотра в 1970 году. Назван музей в честь папы Пия IX («PioCristiano» в
переводе с итальянского — «Благочестивый Христианин»). Здесь хранятся и
экспонируются произведения искусства раннехристианской эпохи, которые были
найдены в римских катакомбах. Коллекция музея в основном состоит из саркофагов,
рельефов и надгробных скульптур. Наиболее известной является статуя ДоброгоПастыря, которая изначально являлась частью саркофага IV века. Мраморная статуя
поступила в музей из коллекции Мариотти в начале XVIII века. Выполненная в
буколическом идиллическом стиле статуя, представляет собой юношу с ягнёнком на
плечах, предположительно изображающего Христа в юном возрасте.
Одним из интереснейших экспонатов музея считают также саркофаг 330 года,
украшенный сценами из Ветхого и Нового Заветов, который был найден в ходе
строительных работ Собора святого апостола Павла на Остийской дороге в 1838 году.
Рельефы саркофага изображают некоторые библейские сюжеты: «Сотворение
человека», «Поклонение Волхвов», «Даниил во рву со львами», и «Аввакум, который
передаёт ему пищу», далее следуют гравюры «Воскрешение Лазаря» и «Предсказание
Христа Петру о его тройном отрицании». Ещё можно отметить «Саркофаг двух
братьев», датируемый 350 годом и «Догматический саркофаг», названный так в честь
четырёх христианских догматов, которые отражены в расположенных на нём сценах.
Григорианский Египетский музей
Museo Gregoriano Egizio. Открыт в 1839 году Григорием XVI. Основной целью
основания музея было собрать как можно большее количество египетских древностей в
одном месте. Ядро коллекции, в которой хранятся произведения искусства Древнего
Египта, статуи, скульптуры, папирусы, саркофаги и мумии заложил Папа Пий VII.
Впоследствии собрание музея пополнялось предметами и артефактами из частных
коллекций и результатами раскопок во время римской оккупации Египта до III века.
Девять залов Григорианского Египетского музея представляют предметы искусства,
которые были собраны на вилле Адриана в Тиволи, а также находки из античной
Месопотамии и Сирии. Залы оформлены в египетском стиле, а в числе экспонатов
находятся статуя Рамзеса II на троне, памятная стела женщиныфараона Хатшепсут,
колоссальная голова Фараона Аменхотепа, погребальные стелы из некрополя в Гизах,
колоссальная статуя Туи, матери знаменитого Рамзеса II, статуя бога Анубиса и многие
другие.Музей ПияКлимента
Museo PioClementino. Датой основания считается 1769 год, когда по инициативе папы
Клемента XIV стали собирать известные греческие и римские произведения искусства.
Экспонаты музея размещены в залах и во внутреннем дворике дворца, который имеет
восьмиугольную форму и окружён портиком с 16 колоннами. В 1803 году во дворе были
устроены ниши, где были установлены наиболее важные статуи.
Ниша Лаокоона названа в честь скульптурной группы «Лаокоон и сыновья».
Мраморная группа предположительно выполнена родосскими мастерами в начале I
века, а впоследствии отреставрирована Микеланджело Буонаротти.
Ниша Кановы носит имя автора скульптуры. В 1800 году по заказу Пия VII
известный мастер Антонио Канова выполнил копию греческого оригинала
разрушенной статуи Персея. Персей изображён с божественными атрибутами: шлем
Аида, меч Гефеста, сандалии Гермеса и голова Медузы.
Ниша Аполлона представляет римскую копию знаменитой статуи Аполлона
Бельведерского, выполненную предположительно в 130–140 годах с оригинала
бронзовой статуи древнегреческого скульптора Леохара, жившего в IV веке до нашей
эры.
Ниша Гермеса носит название от размещённой статуи Гермеса, римской копии с
оригинала статуи древнегреческого скульптора IV века до нашей эры Праксителя.
Галерея статуй
Galleria delle Statue. Оформлена фресками Андреа Мантеньи и Пинтуриккьо в XV веке.
Впоследствии здесь были установлены римские и греческие статуи классического периода.
Из экспонатов можно выделить статуи «Спящей Ариадны», «Раненой амазонки», «Пьяного
Сатира», «Плач Пенелопы» и «Аполлон, убивающий ящерицу».
Зал греческого креста (Sala a Croce Greca) носит название изза своей формы
равноконечного греческого креста, спроектированного и оформленного по проекту
Микеланджело Симонетти. Коллекция этого зала состоит из римских мозаик,
саркофагов, рельефов и статуй, датируемых II–IV веками. Здесь хранится
уникальная статуя шагающей женщины,
предположительно единственное
сохранившееся изображение царицы Клеопатры.
Зал Ротонда (Sala Rotonda) был построен по проекту архитектора Микеланджело
Симонетти в 1782 году. В нишах зала находятся 18 статуй греческих богов и героев.
Некоторые из них: бронзовая статуя Геркулеса, статуя императора Клавдия в обликеЮпитера, статуя Антиноя (фаворит императора Адриана) в облике бога Диониса. В
зале также установлена гигантская порфировая чаша, находившаяся в Золотом доме
Нерона.
Галерея бюстов (Galleria dei Busti) экспонирует мраморные портреты императоров,
около 100 бюстов римских патрициев, а также коллекцию фресок эпохи Ренессанса.
Кабинет масок (Gabinetto delle Maschere) берёт название от уникальной напольной
мозаики II века, на которой изображён орнамент из масок. В зале расположены
римские копии статуй с эллинистических оригиналов, такие как «Три Грации»,
«Сатир», «Танцующая женщина» и «Афродита Книдская».
Зал муз (Sala delle Muse) создан в 1782 году по проекту Микеланджело Симонетти.
В зале выставлены статуи девяти муз, римские гермы с изображениями греческих
философов, а также «Бельведерский торс», работы афинского скульптора
Аполлония.
Зал животных (Sala degli Animali) демонстрирует около 150 фигур животных, в
основном копий с греческих оригиналов, выполненных скульптором Франческо
Антонио Францони по заказу Пия VI. Статуи из мрамора и алебастра были
отреставрированы в конце XIX века.
Галерея канделябров
Galleria delle Candelabri. Основана в 1761 году. Изначально помещение галереи строилось
как открытая лоджия, но впоследствии по приказу Пия VI его перестроили по проекту
архитекторов Микеланджело Симонетти и Иосифа Кампорезе. В конце XIX века своды
арок Галереи канделябров были украшены удивительными росписями известных
художников Торти и Зайтца. Имея в длину 80 метров, галерея разделена мраморными
колоннами на шесть рекреаций. В каждой из них представлены произведения классического
искусства: вазы, фрагменты саркофагов, древние фрески, и, собственно, канделябры IIвека, в честь которых и названа галерея. Канделябры выполнены мастерамимраморщиками
из Отриколи. Интерес вызывают и размещённые здесь древние римские копии с греческих
оригиналов, датируемых IIII веками до нашей эры (статуи «Ребёнок и гусь», «Персидский
воин», «Старый рыбак»; статуи Аполлона, Аталанты, фрагменты саркофага с изображением
дочерей Ниобы и многие другие).
Зал колесницы (Sala carro) был открыт в годы понтификата Пия VI и носит
название в честь древнего экспоната, римской колесницы, датируемой I веком до
нашей эры, отреставрированной в 1788 году. В зале также хранятся и
демонстрируются саркофаги, античные скульптуры и статуи.
Зал Кьяроскури (Sala dei Chiaroscuri) был оформлен в 1517 году учениками
Рафаэля Санти, однако вскоре во время понтификата Павла IV фрески были
утрачены. В 1582 году по воле Григория XIII Зал Кьяроскури был отреставрирован и
расписан фресками с изображением апостолов и святых, над которыми работали
живописцы братья Таддео и Федерико Цуккари. Потолок с резьбой, позолотой и
эмблемой Медичи оформлял художник Херубино Альберти.
Григорианский Этрусский музей
Museo Gregoriano Etrusco. Открыт в 1837 году по воле Папы Григория XVI. Открытие
состоялось сразу после археологических раскопок в одном из этрусских некрополей близ
итальянского города Черветери. Основой музейного фонда стали находки с этих раскопок и
с раскопок античных поселений в южной Этрурии. В 22 залах Григорианского Этрусского
музея выставлены многочисленные предметы быта, сосуды, терракота, а также изделия из
керамики, бронзы, золота и серебра. Залы украшены фресками, иллюстрирующими сюжеты
Ветхого Завета. Некоторые из экспонатов привлекают особое внимание. Так, в одном из
залов музея представлены украшения из золота и серебра VII века до нашей эры, в другом— полное воинское снаряжение этрусского воина, датируемое IV веком до нашей эры. В
числе экспонатов здесь можно увидеть большую коллекцию этрусских погребальных урн и
саркофаги из туфа, на которых изображены сцены древнегреческих мифов. Один зал
Григорианского Этрусского музея отдан под реконструкцию обстановки храма этрусков с
многочисленными алтарями и терракотовыми скульптурами.
Музей Кьярамонти
Museo Chiaramonti. Открыт в 1807 году, его основатель был папа Пий VII. Собрание музея
состоит из классической греческой и римской скульптуры, рельефов, барельефов и древних
надписей. Сегодня экспонаты демонстрируются в трёх сооружениях: в Галерее Кьярамонти
(коридор), Браччо Нуово и Галерее Лапидария.
Браччо Нуово (Braccio Nuovo) — зал, примыкающий к музею Кьярамонти, поэтому
название его переводится как «новый рукав». Был построен в 1822 году по проекту
архитектора Рафаэля Стерна. Экспонаты разделены тематически на два раздела:
римская история и греческая мифология. Здесь же выставлена большая коллекция
портретной скульптуры.
Галерея Лапидария (Galleria Lapidaria), которую можно посещать только по
запросу, была основана в период понтификата Бенедикта IV. Он собрал коллекцию
древних надписей дохристианского и христианского периодов. В собрании галереи
находится около 3000 частей и фрагментов каменных плит, саркофагов и урн с
надписями. В начале XIX века известный историк и археолог Гаэтано Марини,
упорядочил и классифицировал обширную коллекцию Галереи Лапидария.
Галерея Кьярамонти (Galleria Chiaramonti) — самая древняя часть музея,
основанная в 1807 году, в которой представлено около 1000 древних скульптур,
бюстов, архитектурных украшений, урн и саркофагов. Оформлением галереи
занимались художники Академии святого Луки под руководством известного
скульптора Антонио Кановы.
Некоторые экспонаты Галереи Кьярамонти представляют наибольший интерес у публики.
Например, колоссальная голова Афины эпохи Адриана, рельеф I века «Три Грации»,
каменная голова Посейдона, портретная скульптура политика Демосфена и оратора
Цицерона, мраморная статуя «Раненая Амазонка», а также две балки от корабля
императора Калигулы, найденные в 1827 году.
Исторический музей
Museo storico vaticano. Музей, основанный в 1973 году папой Павлом VI, размещает на
территории Ватикана павильон карет. Здесь хранятся всевозможные средства передвижения
римских понтификов, такие как: сёдла, паланкины, кареты, автомобили и модель первого
папского локомотива. Выставка экспонатов сопровождается демонстрацией тематических
картин и фотографий. Основная часть Исторического музея находится в папских
апартаментах Дворца Латерано и занимает 10 залов.
Galleria degli Arazzi. Также известна как Галерея гобеленов. Открыта в 1838 году. Здесь
хранятся гобелены, выполненные по эскизам Рафаэля Санти его учениками. Изначально
Галерея Араццигобелены были размещены в Сикстинской капелле (в 1531 году), однако затем по воле
Григория XVI перенесены в специальную галерею. Особый исторический интерес вызывают
гобелены, иллюстрирующие библейские рассказы из Евангелия, выполненные на основе
работ фламандского художника Питера Кук ван Альста («Поклонение пастухов»,
«Избиение младенцев», «Воскресение»). В галерее также находятся гобелены,
изготовленные на мануфактурах Барберини, на которых изображены истории из жизни
Урбана VIII. Среди них выделяются «Избрание Винченцо Маффео Барберини Римским
Папой Урбаном VIII» и «Папа Урбан VIII получает Награду Наций».
Галерея географических карт
Galleria delle Carte Geografiche. Открыта в 1580 году. Всего здесь насчитывается 40 карт
важнейших для Католической Церкви местностей. Потолок расписан сценами из жизни
апостолов и сюжетами из Ветхого Завета. Все карты, которыми была расписана галерея,
были заказаны Папой Григорием XIII в мастерской картографа Игнацио Данти. Помимо
подробного воспроизведения выбранных областей, на картах можно увидеть исторические
события, памятники и географические особенности. Картографическая роспись в зале
украшена художественными элементами, такими как мифические персонажи и корабли на
море, виды некоторых городов, исторические сцены осады и сражений. Наиболее подробно
здесь представлены карты Авиньона, где находилась папская резиденция, Генуи, Венеции,
Сицилии и Корсики.
Апартаменты Борджиа
Appartamento Borgia. Устроены как личная резиденция Папы Александра VI Борджиа в
конце XV века. С 1490 года над оформлением апартаментов начал работать известный
живописец Бернардино Пинтуриккьо. Декор интерьера был настолько пышен и избыточно
украшен золотом, что после смерти Папы, римские понтифики надолго покинули эти
помещения. Только в 1816 году апартаменты Борджиа стали использовать для хранения
произведений искусства, вывезенных из Рима Наполеоном и возвращённых после его
свержения. Впоследствии апартаменты были отреставрированы, а в 1897 году открыты для
общественности. Сюжеты росписи залов определили их название: Зал сивилл (Sala de Sibille) оформлен фресками с изображением сивилл и пророков,
позолоченной лепниной и астрологическими символами семи планет. Здесь также
находится геральдическая эмблема Борджиа с пламенем и двойной лучистой
короной Арагона, намекающей на «солнечное» происхождение Папы Александра VI.
Сивиллы изображены в парах с пророками и с трепещущими причудливыми
свитками, на которых видны отрывки из пророчеств.
Зал таинств веры (Sala dei Misteri) берёт название от изображённых в его
оформлении семи таинств Иисуса Христа и Девы Марии. На фресках представлены
сцены: «Благовещение», «Рождество», «Поклонение волхвов», «Воскресение»,
«Вознесение», «Сошествие Святого Духа», «Вознесение Марии».
Зал святых (Sala dei Santi) расписан сюжетами из жизни святых, а также сценами из
древних мифов о божествах Изиде и Осирисе. Древнегреческие языческие мифы
представлены в росписи потолка, тогда как в люнетах изображены христианские
сцены жизни святых: посещение Марии Елизаветой, встреча святых Антония Аббата
и Павла Отшельника в пустыне, мученичество св. Себастьяна, диспут св. Екатерины
Александрийской с философами перед императором Максимилианом, св. Сусанна,
мученичество св. Варвары.
Зал понтификов (Sala dei Pontefici) был предназначен для торжественных
церемоний, поэтому имеет самые большие размеры по сравнению с другими залами.
При Льве X в начале XVI века стены зала были переписаны фресками Джованни да
Удине.
Зал чудес веры (Sala del Credo). Здесь представлены сцены из цикла «Семь тайн
радости жизни Марии». Возможно, этот зал был использован для частных аудиенций
или для празднований в кругу близких друзей Папы Римского.
Зал наук и свободных искусств (Sala delle Arti Liberali) предположительно служил
папским рабочим кабинетом. Фрески в зале представляют науки в виде дам,
восседающих на троне в окружении известных деятелей искусства.Станцы Рафаэля
Stanze di Raffaello. Станцы представляют собой несколько апартаментов, расписанных в
15081517 годах Рафаэлем вместе со своими учениками. «Станца» в переводе с
итальянского означает «комната». Лично Рафаэль расписал 3 станцы, а четвёртая была
оформлена учениками по его эскизам уже после смерти великого мастера.
Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell’Incendio di Borgo). Тема росписей
относится к истории папства. Станца названа по имени фрески «Пожар в Борго»;
Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura) служила для понтификов
рабочим кабинетом. Фрески посвящены теме духовности человека, а именно,
философии (фреска «Афинская школа»), богословию («Диспут»), поэзии («Парнас»),
и правосудию («Мудрость, умеренность и сила»);
Станца д’Элиодоро (Stanza d’Eliodoro) посвящена чудесному божьему
покровительству. Стены расписаны фресками «Изгнание Элиодора», «Месса в
Больсене» и «Изведение Петра»;
Зал Константина (Sala di Costantino) был расписан уже после смерти Рафаэля.
Роспись зала посвящена жизни римского императора Константина и олицетворяет
победу христианства над язычеством.Лоджии Рафаэля
Loggia di Raffaello. Три лоджии, которые находятся на трёх этажах Апостольского
дворца, разработанные Браманте и оформленные Рафаэлем Санти и его учениками.
Самой первой была расписана лоджия на втором этаже, предположительно в период
1517–1519 годов. Лоджия длиной около 65 метров, проходит вдоль всей восточной
стороны дворца, и делится на тринадцать сводчатых пролётов, оформленных
фресками иллюстрирующими сюжеты Нового и Ветхого Завета.
Предположительно в это же время была оформлена и так называемая Прима лоджия,
находящаяся на первом этаже здания. Качество фресок говорит о том, что работа
была выполнена в основном учениками Рафаэля по его эскизам. Во второй половине
XIX века здесь проходила реставрация, вызвавшая немалые споры специалистов.
Лоджия на третьем этаже носит название кардинала Бернардо Бибьена, так как
находится у его апартаментов. В оформлении лоджии Джованни да Удине, ученик
Рафаэля, использовал изысканные гротески, выполненные по рисункам великого
мастера.
Галерея современного религиозного искусства
Galleria d'arte religiosa moderna. Открыта в 1973 году по инициативе Павла VI.
Некоторое время часть коллекции хранилась в Ватиканской пинакотеке, а затем
произведения современного искусства разместили отдельно. Сейчас галерея
включает большую коллекцию живописи, графики и скульптуры. Здесь можно
увидеть работы таких великих мастеров как Огюст Роден, Винсент Ван Гог, Поль
Гоген, Сальвадор Дали, Пабло Пикассо, Василий Кандинский и Марк Шагал.