Нельзя защищать то, что не любишь.
Нельзя любить то, что не знаешь.
В Концепции модернизации российского образования, утвержденной Правительством Российской Федерации, одним из приоритетных направлений развития всей системы российского образования является воспитание подрастающего поколения, ориентированного на нравственные ценности, позволяющие максимально реализоваться личности в современной культуре, социуме. Считается, что культурологический подход в воспитании школьников способствует проявлению у детей уважения к национальной культуре, возрождению народных традиций, восстанавливает прерванную связь времен, возрождает духовные ценности, воспитывает любовь к родной земле, своему краю, уважительное отношение к своим предкам, истории, природе своего поселка и обычаям народов, населяющих его. Неоценимая помощь в этом принадлежит школьным музеям.
В нашей школе ,как и во многих школах края есть школьный историко- краеведческий музей,и существует он уже давно. А у меня как географа и человека , который занимается изучением природы и экологии родного края , несколько лет назад появилась идея создания Музея Природы в школе. К слову, пару таких музеев я уже видела у своих коллег в других школах. И уже тогда поняла , что необходимость создания и функционирования музея Природы в школе очевидна, как и очевиден тот факт, что сегодня как никогда не хватает экологического просвещения и воспитания подростков. Создание музея Природы - это одна из форм работы по развитию творческой самостоятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, поиска, исследования, обработки, оформления материалов, имеющих воспитательную и научно – познавательную ценность.
Музейная работа по изучению родного края в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формированию гражданственных понятий и навыков. Она раскрывает учащимся связи родного края с Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство каждого города, села с жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждого школьника, играет существенную роль в формировании патриотизма молодого поколения в идейно-политическом воспитании учащихся. Работа школьного музея вносит новое в знания учащихся о родном крае, углубляет и расширяет их.
Несколько лет назад, была переработана и введена в школьное обучение программа интегрированного учебного курса «Забайкаловедение». И наш Музей Природы стал основной практической формой включения в этот образовательный курс. Тесно связанный с образовательным процессом школы, музей создал благоприятные условия для индивидуальной и коллективной творческой деятельности учащихся.
Далее я хотела бы немного рассказать о том как я интегрирую практическую часть « Музей Природы с образовательной частью – курсом «Забайкаловедение»
Свою работу я разбила на модули:
Первое - это, конечно, урок например: урок 8 классе тема : « Почвы» ,изучение программного материала 2 модуль –кружок « Музей Природы» , на котором мы изготавливаем почвенные срезы нескольких видов почв Забайкалья , ходим на экскурсии ,лучшие работы остаются в музее ,а главное идет закрепление материала урока.
3модуль Исследовательская работа тоже в рамках музея Практически любой экспонат музея Природы можно исследовать как целой экспозицией , так и по отдельности. Исследовательские работы представляем на научно – практических конференциях
4 модуль -работа нашего медиацентра ( Даются темы фотовыставок – мы с детьми их создаем) 7 фотовыставок уже создано, которые занимали 1 места в районном конкурсе « Созвездие талантов»
Школьный музей призван не только закреплять программный материал, но и пробуждать у ребят стремление к познанию, способствовать воспитанию подрастающего поколения.
И это только один пример включения Музея природы в образовательный процесс по изучению родного края. На основе поискового материала дети, изучая природу своей малой Родины, создают экспозиции, пишут исследовательские работы.
В настоящее время вашем музее создано 6 экспозиций разной тематики.
1. «География наших путешествий» (Магниты с географическими названиями мест , где побывали учащиеся)
2. Почвы Забайкалья, России
3.Полезные ископаемые Забайкалья
4.Подводный мир Мирового океана
5.Дары леса
6.Виды промышленного сырья
Фотовыставки
Значительная роль музеев в образовании и воспитании учащихся ни у кого не вызывает сомнений. Разработаны и успешно реализуются многочисленные формы включения музеев в образовательный процесс.
Исключительная особенность нашего музея Природы состоит в том, что созданный и действующий в образовательном пространстве школы, он, прежде всего,реализует задачи обучения школьников, получения и накопления ими новых знаний о природе родного края, служит развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Школьный музей Природы создает условия для применения активных форм обучения, реализации деятельного подхода к усвоению новых знаний. Учащиеся из пассивных объектов обучения превращаются в настоящих коллег учителя в процессе познания, что служит дополнительной мотивацией к учебе.
И в завершении , хотелось бы сказать: детство – это лучшее время для пробуждения в душе ребёнка чувства благоговения перед жизнью, которое может и должно стать первым звеном в цепочке:ЧУВСТВО, ЗНАНИЕ, ПОНИМАНИЕ, УБЕЖДЕНИЕ, МИРОВОЗЗРЕНИЕ. Главное ,чтобы мы и пытаемся реализовать в нашей школе на уроках географии и курсе « Забайкаловедение» с помощью музея Природы .
Список литературы
1. География в школе, журнал №6 2002г, №5 2005г.
2. Реймерс Р. Природопользование, словарь – справочник. – М., 1990.
3. Энциклопедический словарь юного натуралиста – М. «Педагогика», 1998.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.