Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №10» имени учителя В.А. Смирнова города Ржева Тверской области
Музей "Ржевский просак"
Работу выполнила:
Иванова Марина Алексеевна
директор МОУ «Гимназия №10»
Ржев 2017
Музей «Ржевский просак», если мы его создадим, наверняка будет единственным в России музеем подобного профиля. Ржевские уличные станки для прядения верёвок и канатов из пеньки - просаки, упоминаются во многих литературных источниках, например этнограф и известный писатель Максимов рассказал своим читателям откуда пошло выражение: «попасть в просак». Просак - это такой же ржевский бренд как ржевский пряник или ржевская пастила. Только музеев пастилы или пряников в России пруд - пруди, а музея просака нет ни одного, почему бы нам не быть здесь первыми?
В экспозиции музея - могут быть представлены орудия возделывания и обработки льна и конопли, интересные коллекции изделий из льна и конопли, а также народных костюмов XIX-XX веков сшитых и льняных и конопляных тканей, созданных в различных губерниях России.
Исторически производство изделий из льна и конопли было основным в промышленности Ржевского уезда. Возделыванием льна и конопли, их переработкой, ткачеством на ржевской земле люди занимались с древних времен, так как этому благоприятствовал умеренный климат и плодородие местной почвы. Вообще, история этих растений очень древняя. Эти культуры выращивают во многих странах мира. В древнем Египте они ценились на вес золота. Как и лён в Тверской губернии выращивали коноплю, мяли пеньку, пряли пряжу. Ткачество существовало на Руси с незапамятных времён, однако было оно, в основном, «домашним», для собственных нужд. Практически в каждой крестьянской семье имелся ткацкий стан, на котором женщины изготавливали полотно. Это полотно так и называлось - «домотканое». Из него шили одежду и всякие необходимые в быту предметы. Материалом для ткачества служила пряжа, которую получали изо льна и конопли, а также из овечьей и козьей шерсти. Доказательством этого являются поговорки, дошедшие до наших дней: «У ленивой пряхи и про себя нет рубахи», «Прялка не Бог, а рубаху дает », «Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом», «Не ленись прясть, хорошо оденешься». Сначала местные жители пряли вручную, потом с помощью самопрялок. С развитием мануфактур и, в частности, льняной промышленности, начали появляться все более совершенные прядильные аппараты, а потом - мощные станки-автоматы. В экспозиции музея можно представить орудия для возделывания и обработки льна (борона для обработки земли, чесалки и прочие инструменты для обработки сырья, ткацкий станок) и уголок крестьянской избы с домашней утварью. По экспонатам можно будет проследить полный цикл ручной обработки льна и конопли, начиная с посева и обработки земель до сбора урожая. Это целая наука, которой в полной мере владели наши предки, придумывая для этого новые и совершенствуя старые орудия и приспособления, такие как соха, плуг, борона. Посетив музей, можно будет полностью представить себе весь цикл получения сырья для прядения и ткачества. После сбора льна его, как и коноплю, вымачивали продолжительное время, затем сушили и уже потом, когда стебли становились ломкими и хрупкими, мяли на специальных станках и приспособлениях - льномялках: от простых деревянных до металлических, уже больше похожих на станки. Затем наступал черед более тщательной обработки. Трепание проходило при помощи соответствующего инструмента, трепала. После этого лен очёсывали щётками и гребнями различной величины. Чем мельче щётка, тем лучше и качественней выходило волокно, готовое для пряжи. Следующий шаг - обработка этой самой пряжи. Осуществлялась с помощью прялок, веретён, мотовил и только после начиналось тканье. Оно выполнялось на многосложных и внешне выглядящих совершенно запутанно и непонятно станках - кроснах. Из пеньковой и льняной пряжи выделывались корабельные канаты и парусина, которые не портились от солёной морской воды и закупались даже иностранцами для нужд флота, а канаты из конопли обладали целым рядом специфических преимуществ: имели повышенную прочность и отталкивали влагу. Так же эта пряжа шла на ткани, применяемые в хозяйстве на шитьё одежды, отходы производства шли для конопачения щелей при строительстве домов и морских судов. Много пакли потребляли ржевские мастера - лодочники при устройстве барж плавающих по нашей Волге и плотники изготавливающие срубы изб и скотных дворов. От названия «конопля» произошло общее название такой работы - конопатить. В музее можно будет ознакомиться с работами, выполненными руками ржевских мастериц-ткачих. Начиная от заготовок и выкроек до белья и бытовых принадлежностей, таких как полотенца, коврики, занавески, салфетки, со всем тем, что ещё можно будет найти, собрать и сохранить для следующих поколений ржевитян. Здесь можно представить девичьи и юношеские костюмы, женские и мужские, с поясами и головными уборами, и всевозможные вышивки, набойки и кружева. В этот музей можно будет сходить, чтобы посмотреть различные образцы народных костюмов Ржевского уезда и образцы старинной вышивки. В экспозиции должны быть предметы с исконно русским орнаментом в вышивке. В музейной экспозиции можно представить наряды для различных событий и празднеств, например, свадебные - для жениха и невесты, свидетелей - дружки от жениха и подружки невесты, костюмы с узорами и рисунками, каждый из которых несет в себе определенный смысл и значение, удивительные по форме вышитые и сплетённые из бисера «ряски» - головные уборы ржевских женщин. Можно представить образцы русского ткачества: узорчатые скатерти, полотенца, набожники, занавески, косоклинный сарафан, рубахи, поневы, юбки, фартуки, а также изделия Ржевской льночесальной фабрики, льнозавода и комбината жаккардового ткачества советского периода. Музей «Ржевский просак» будет хранить множество воспоминаний и свидетельств из той эпохи, когда лён был действительно гордостью Ржевского края - картины, гобелены, исторические фотографии, изделия изо льна.
Ржевский уезд был родиной многих морских офицеров и мореплавателей - исследователей. В парке воинов - интернационалистов не спроста, в их честь, установлен памятник с корабельными якорями. А ржевские прядильщики на просаках имели самое непосредственное отношение к постройке нового парового военного флота Российской империи. К XIX в. территория Российской империи значительно расширилась, увеличились посевные площади, возросло число предприятий мануфактурного типа. Таким образом, отечественное судостроение в полной мере было обеспечено лесными материалами, пенькой, льном и металлом. В начале XIX в. правительство императора Александра 1 провело в жизнь ряд организационных мероприятий, направленных на улучшение руководства флотом и повышение его боеспособности. Устаревшую артиллерию заменяли новой, более совершенной. Согласно закону все крепостные люди, поступившие добровольно в армию или на флот и отслужившие 25-летний срок, возвращались к мирному труду вольными людьми; многие из них затем шли работать на казенные верфи по вольному найму.
Были проведены в жизнь также некоторые меры, способствовавшие повышению производительности труда. Поскольку работа плотников была наиболее важной, на организацию их труда обращали основное внимание. Всех плотников распределяли по десяткам и «компаниям». Во главе десятка стоял самый квалифицированный рабочий, за ним следовали два хороших, три посредственных и четыре начинающих. «Компания» состояла из трех десятков и возглавлялась мастером надсмотрщиком. По мере развития производства и разделения труда в составе артели выделялись пильщики леса, конопатчики, такелажники, парусные швецы, кузнецы и, наконец, плотники, которые выполняли все работы, связанные с обработкой древесины. Несмотря на то, что Россия позже других стран Европы вступила на путь капиталистического развития, русские механики не уступали зарубежным и внесли немалый вклад в развитие судостроения. Строительство первых паровых фрегатов было связано с большими трудностями. Паровые двигатели ввозили тогда из-за границы, война поставила на возможности импорта крест. В целях обороны морских рубежей и защиты подступов к Кронштадту в период 1854-1856 гг. в Петербурге было построено 75 винтовых трех пушечных канонерских лодок, водоизмещением 170 т каждая и 14 винтовых корветов с паровыми машинами мощностью по 200 л. с. Строительство этих паровых судов возглавил Н. И. Путилов.
30 ноября 1854 года Путилов получил «Высочайшее повеление Государя Императора» и приступил к делу. Он взял на себя этот невозможный заказ с выполнением его в назначенный срок - к маю месяцу 1855 года. Для начала он объявил об открытии курсов, на которых всех желающих стали обучать кораблестроительным специальностям за государственный счет. И в Петербург в надежде быстро и бесплатно приобрести новую (и к тому же высокооплачиваемую) специальность со всей России ринулись безработные прядильщики, в том числе и из Ржевского уезда, разорившиеся торговцы и другие люди, оставшиеся в войну без куска хлеба. За три месяца Путилов превратил всю эту прежде бесполезную для кораблестроения публику в токарей и слесарей, а потом и в механиков на вновь построенных канонерках. Затем он распределил заказ между двадцатью частными фирмами, взяв на себя организацию кооперированных и комплектующих поставок таких заготовок, деталей и узлов машин и котлов, для изготовления которых у каждого отдельно взятого владельца «заведения» не было ни сил, ни возможностей.
Николай Иванович впервые в России поставил перед собой такую задачу: объединить, сложить вместе силы многих партнеров, организовать для них кооперированные поставки всего, что им нужно для производства, с других «заведений», распределить небольшое число знающих рабочих на каждое «заведение», обеспечить бесперебойное снабжение всех участников проекта материалами и средствами.
Вот как впоследствии вспоминал этот проект сам Путилов: «Милостивые государи! Прошу позволения продиктовать во всеуслышание одну страничку будущему историку развития русской промышленности о фактах, бывших на моей практике, в доказательство изумительной способности русского народа к заводскому делу. Факты эти до такой степени поразительны необычностью своею, что о них можно говорить лишь при тысячах свидетелей из самих же рабочих. Иначе невольно может явиться сомнение в достоверности фактов. Первый факт. Надо было в двадцать раз увеличить число мастеровых. Ничего не оставалось делать, как послать в город Ржев, привезти прядильщиков, оставшихся в то время без работы, после прекращения вывоза пряжи за границу из-за войны. Привезли мы прядильщиков, расписали их по заводам и мастерским. Назначили: кому из них быть литейщиком, кому слесарем, токарем, котельщиком. И на артель в несколько человек дали по одному старому мастеровому. Через неделю все принялись за работу. Весь январь, февраль и март во всех уголках столицы, где только есть что-либо для механического дела, начиная от заводов и до чердаков, где временно были устроены мастерские, везде работали с неутомимой деятельностью - в две смены. Не говорю уже о самих заводчиках, но интересно было видеть массу мастеровых. При осмотре работ меня более всего останавливала мысль: как эта масса людей исполняет с такой поспешностью механические работы, требующие математической точности, не имея понятия о чертежах, не брав в жизни никогда ни циркуля, ни карандаша, не видав образцов этих многочисленных разнообразных частей механизмов, которые им приходится делать. Бывало, мастер обойдет по мастерской, раздаст необработанные куски металла, расскажет - сделай так да вот этак, и довольно: вещь точится, сверлится, полируется. Примеришь - все в меру, как быть и должно. Толпы мастеровых-новичков смело шли на работу единственно в убеждении, что незнание можно заменить сметливостью. Через два или три дня по открытии работ уже тысяча мастеровых под руководством десятка учителей начали исполнять дело.»
И далее: «Где одна часть, где другая, где - десятая, а где - двадцатая были обрабатываемы на нескольких заводах и в мастерских. Где выкована. Где обточена. Где просверлена. А к концу февраля свезли откуда что и начали собирать. К 15 марта первая машина собрана на заводе. А уже в мае того же года, то есть через 100 дней, 32 вооруженных канонерки, каждая с паровой машиной в 80 сил, стояли уже в Кронштадте. Машины были сделаны настолько удовлетворительно, что на многих канонерках разводились пары еще на стапелях с тем, чтобы по спуску на воду тотчас идти прямо на пробу, а корветы и клипера после войны пошли в Тихий океан и в Средиземное море. На многих этих суднах бывшие (ржевские) прядильщики пошли за старших машинистов. Наша сборка машин была похожа на сборку в Женеве часов: из одной мастерской - циферблат, из другой - стрелки, из третьей - корпус и т. д.» В музее «Ржевский просак» можно разместить экспозицию с образцами морских канатов, морских узлов, парусины и представить биографии наших земляков известных военных моряков и мореходов - исследователей.
Большой раздел музея «Ржевский просак» можно посвятить полезным свойствам льна и конопли.
Используется пенька в производстве ткани, в основном грубой мешковины, тросов и верёвок, в технике для набивки сальников и одежды. В Средние века в некоторых странах, например, в России - вплоть до XVIII-го века пенька, благодаря своей прочности, использовалась в качестве дешевых доспехов - пеньковая веревка нашивалась на верхнюю одежду. Такой «доспех» при удачном стечении обстоятельств, вполне мог выдержать сабельный удар и попадание пули на излете. Последний известный случай активного применения пеньки в качестве «брони» относится к обороне Севастополя в ходе Крымской войны: пеньковыми корабельными канатами закрывались амбразуры русских укреплений. Они останавливали вражеские пули и осколки снарядов, и при этом легко раздвигались в стороны, когда нужно было выдвинуть из амбразуры дуло пушки.
На протяжении нескольких тысяч лет 90% корабельных канатов и парусов изготовлялись из конопли. До 1820 года, когда появились хлопкоочистительные технологии, из неё производились 82% всех текстильных изделий. И всё это благодаря уникальным качествам конопляного волокна - одного из наиболее крепких и выносливых среди остальных растительных волокон, отличающегося особой прочностью и стойкостью к солёной воде, обладающего повышенным сопротивлением к ультрафиолетовому излучению. Ткань из него не гниёт и не разлагается в морской воде более ста лет, о чём свидетельствуют паруса и одежда из сундуков поднятых с морских пучин затонувших кораблей. Ткань из конопли защищает кожу человека от вредных воздействий внешней среды - солей тяжелых металлов, неблагоприятного сочетания температуры и влажности, избыточного ультрафиолетового излучения, не раздражает кожу и оказывает общий, тонизирующий эффект. Одежда из конопли никогда не электризуется. Человек комфортно чувствует себя в такой одежде. С древних времён люди использовали коноплю для изготовления пряжи, бумаги, одежды, обуви, верёвок, канатов, тросов и ниток, а также в качестве пищи, лекарственных и наркотических средств. Первая бумага, изготовленная в Китае, была из конопли. На конопляной бумаге германский первопечатник Иоганн Гуттенберг напечатал свою первую «Библию». Первая Конституция и Декларация Независимости США также были напечатаны на конопляной бумаге. Из конопли до конца XIX века делали бумагу для книг, карт, учебников. Из конопляного полотна был сшит первый флаг США, сшиты в 1853 году первые в истории джинсы «Леви Страусс» (Levi's). Рембрандт и Ван Гог творили свои произведения на пеньковых холстах. Качественные краски до 1937 года делались на основе конопляного масла. На основе конопли производятся: веревки, канаты, шпагат, нитки, пряжа, ткань; паруса и судовые снасти; бумага, в том числе папиросная и копировальная, бумага для банкнот, документов и та, что идет на изготовление пакетиков для чая, (пеньковые волокна представляют собой ценный материал для производства бумаги высшего сорта, благодаря выдающейся прочности и способности расщепляться на тончайшие фибриллы); одежда: от белья до ветровок и кед; "автовнутренности" (на одну машину BMW уходит 5 кг пеньковолокна); стройматериалы - кирпичи из костры (древесного основания конопли), цементо-волокнистые плиты, линолеум (в качестве сырья используется конопляное масло); топливо из костры; подстилки для домашних животных и скота, наполнители для кошачьих туалетов; изоляционные материалы; корма для птиц - из семян. Конопляные семена-семечки - излюбленное лакомство синиц, чижей, щеглов и других зерноядных птиц. Птицы, которых кормят конопляными семенами, живут гораздо дольше; корма для скота - из жмыха; масло - в пищу и как основа для изготовления олиф, лаков, красок; косметика: мыло и крема с конопляным экстрактом; циновки; фитили для свечей; технический текстиль: приводные ремни, пожарные рукава, стропы парашютов, упряжь, сети, тетива для луков; продукты питания, начиная с каши из семян (похожа на овсянку), заканчивая чипсами, печеньем, конфетами и мороженым (Hemp Ice Cream с конопляным маслом и лущеным семенем конопли делают в Англии). Семена конопли содержат такое же количество белка, как соевые бобы, и легко перевариваются. К тому же в них есть все необходимые человеку амино - и жирные кислоты. Одна пригоршня семян конопли содержит дневную норму белков и жиров для нормального взрослого человека; напитки: чешская водка Cannabis, швейцарское виски Canna Williams, немецкие пиво Cannabia и газировки Canna - Cola и Canna - Lime; медикаменты (в том числе, лекарства против лейкемии, эпилепсии, астмы, глаукомы, рака, рассеянного склероза, депрессии, даже СПИДа, и множества других болезней). Конопля - также эффективное и дешевое биотопливо. Кроме того, конопля очень быстро перерабатывает углекислый газ в кислород. Она поглощает углекислый газ в три-четыре раза быстрее, чем лиственные деревья. Первый автомобиль, выпущенный Генри Фордом, был рассчитан на работу на конопляном топливе, а многие детали этого автомобиля были сделаны с применением пеньки. Конопляным маслом вплоть до начала ХХ века заправлялись уличные фонари в Москве и других крупных городах. В мире есть несколько Музеев конопли, они находятся в Голландии, Германии, Франции и Японии. В России также есть экспозиции, посвященные этому замечательному растению, самая крупная из них (по сообщению интернет-источников) находится в Музее-заповеднике народного зодчества в Кижах. По образцу этой экспозиции можно устроить такую же в нашем музее Ржевского просака.
Не отстаёт от конопли и лён по своим полезным для человека свойствам. Лен был известен человеку за много веков до нашей эры. В России выработкой льняных тканей занимались еще с VII века. К IX веку льняные ткани широко распространились по Руси. Тверская область - исторический центр льноводства. Лен имеет большое значение в народном хозяйстве. Продукция льноводства широко распространена, из его волокон получают разнообразные ткани: одежные, бельевые, мешочные, упаковочные, брезент, парусину. Льняная ткань довольно прочная, она хорошо противостоит гниению. Льняная ткань экологически чистая, дышащая, она убивает микробы и инфекции, понижает уровень радиации, и способна гасить электромагнитные волны. Семена льна дают масло, которое добавляют в пищу, также оно применяется в фармацевтической промышленности. Лен обладает многими полезными и лечебными свойствами для организма человека, широко применяется в народной медицине. Изо льна готовят различные лекарственные препараты и добавки. Сейчас, с использованием новых технологий, лен применяется в целлюлозно-бумажной промышленности, медицинской, химической, военной, автомобильной в изготовление модных тканей. Из льняных тканей шьют одежду, постельное белье, столовые аксессуары.
Активно используется в народной и официальной медицине льняное семя. Льняное семя обладает уникальными свойствами. Насыщенное полезными веществами, оно почти не содержит калорий. Этот продукт эффективно лечит множество болезней, предотвращает развитие опухолей и избавляет от лишних килограммов. Льняное семя с давних пор использовалось для лечения различных заболеваний. Первые упоминания о нем встречаются 5 тысяч лет назад. Жители древнего Вавилона выращивали лен и использовали его лечебные свойства. А Карл Великий даже издал закон, согласно которому все жители Франции обязаны были добавлять семя льна к пище. Со временем об этом ценном лекарственном растении было незаслуженно забыто. К счастью, в последнее время стали вспоминать об уникальных свойствах льняного семени и использовать его для борьбы с болезнями. Лекарство XXI века - такое название дали льняному семени. Не зря лен переводится с латыни как «самый полезный». В составе льняного семени имеется множество полезных веществ. Оно богато: витаминами: А, Е, F, группы В, бета-каротином; минералами: цинком, железом, калием, фосфором, магнием, кальцием; жирными омега-кислотами; протеинами; лигнинами (их содержание в семени льна в несколько сотен раз выше, чем в других растениях); клетчаткой.
Несмотря на насыщенность питательными веществами, льняное семя малокалорийно: в 100 граммах продукта содержится только 210 килокалорий.
Благодаря такому богатому содержанию семя льна проявляет следующие лечебные свойства: антиоксидантные; антибактериальные; антивирусные; противогрибковые; антиканцерогенные; противовоспалительные.
Полезные свойства льняного семени увеличиваются при смешивании с медом, фруктовым джемом и повидлом. В медицине семя льна используют в качестве профилактического и вспомогательного лечебного средства. Есть сведения о том, что оно предотвращает развитие рака многих органов, легких и кожи, а также затормаживает рост опухолей.
Кроме того, употребление семени льна: укрепляет иммунитет; выводит из организма вредный холестерин; нейтрализует желчные кислоты; нормализует работу желудочно-кишечного тракта; уменьшает аппетит; ускоряет обмен веществ; стабилизирует сердечный ритм; восстанавливает кровообращение; предупреждает развитие атеросклероза; нормализует уровень сахара в крови; блокирует воспалительные процессы в организме; избавляет от тревожности и раздражительности; улучшает сон; выводит из депрессии; омолаживает организм; делает сосуды эластичными.
Льняное семя используют для лечения: болезней желудочно-кишечного тракта; почечной недостаточности; воспалений мочеполовой системы; заболеваний дыхательной системы; болезней щитовидки.
И это далеко не полный перечень полезных свойств продуктов льноводства.
Список использованной литературы:
1. Самойлов К. И. Морской словарь. - М.-Л.: Государственное Военно-морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941.
2. «Всюду конопля» статья кандидата биологических наук Н.Резника в журнале "Химия и жизнь", №6 2007г.
3. Библиотека юного исследователя. Прядильные машины. http://nplit.ru/books/item/f00/s00/z0000055/st055.shtml
4. «Русский парусный флот в XIX в. Введение» - по материалам авторов В.Н. Краснова и Е.А. Шитикова http://flot.com/history/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.