Мастер класс
Цель мастер-класса - формирование исследовательских интересов и навыков проектной деятельности юных краеведов в процессе изучения исторических источников, музейных предметов.
Задачи:
-дать понятие исторического источника как социокультурного явления;
-познакомить с методикой отбора исторического источника, музейного предмета
-отработать навыки изучения исторического источника, музейного предмета
В работе мастер -класса использовались следующие материалы:
⦁ викторины;
⦁ подлинные исторические источники, музейные предметы
⦁ презентации
⦁ формирование научных представлений на основе изучения разнообразных методик работы с историческими источниками;
⦁ развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации, анализировать и оценивать события прошлого и определять своё отношение к ним;
⦁ содействовать воспитанию гражданственности, ориентации учащихся на гуманистические и демократические ценности.
⦁ создание условий для социализации личности;
⦁ активизация учебной деятельности учащихся;
⦁ критическое осмысление разнообразной информации;
⦁ организация самостоятельной работы учащихся с учётом их индивидуальных особенностей и современных информационных технологий.
⦁ предметная и социальная компетентность;
⦁ положительные ценностные ориентации
Различные предметы народного быта прошлого, ставшие экспонатами в школьном музее, проиллюстрируют быт крестьянских хозяйство до и после отмены крепостного права на соответствующих занятиях. А метрические книги и гражданские документы начала ХХ века показывают общественные отношения прошлого на уроках обществознания.
Музейный экспонат может быть не только наглядным пособием, но и опорой для проблемного вопроса или проблемной ситуации. Проблемная ситуация – создание обстановки, в которой у обучающихся возникает интеллектуально-психологическое затруднение, преодоление которого требует поиска новых знаний, новых подходов, направленных на выявление личной оценки противоречий, заложенных в проблемном вопросе. Проблемная ситуация является следствием обнаружения нестыковки между имеющимися знаниями и знаниями, полученными в ходе постановки вопроса.
Так, предложенные на уроке «Быт: новые черты в жизни города и деревни» старые фотографии помогут учащимся самим сделать выводы о происходящих изменениях, их темпах в городе и деревне, уездном центре. Старинные конверты с адресами позволят сделать выводы об изменяющемся административном делении России в разные годы, а нумизматика, так любимая многими руководителями школьных музеев – помочь понять экономические отношения в стране на уроках обществознания.
и предложить создать собственную интерпретацию исторических событий и явлений, участия в них этого предмета, объяснить причины и следствия, мотивы и цели деятельности человека прошлого, привести аргументы, провести расследование. Здесь важно пробудить на уроке у учеников историческую память, дать волю интуиции, основанной на изученном материале, «чувству истории». Ни один опыт общения с материальным миром прошлого не ценен так, как подобный!
Музейный экспонат – важный способ окунуть ребенка в незнакомый мир прошлого, сделать урок более образным и запоминающимся, оживить сухой язык учебника. И действительно, как еще можно оживить и сделать ярким темы о сражениях Великой Отечественной войны, как не показать их через письма ветеранов-земляков! А старинный народный костюм на ученицы сделает изучение быта народов России запоминающимся и предметным. Музейный экспонат – это не только мир ушедших эпох, но и совсем недавняя история. Так, показать слабость нашей экономики, рост цени обесценивание денежных средств в конце прошлого-начале нынешнего столетия помогут талоны на продукты, ваучеры и свидетельства о приватизации, денежные знаки. Эта история, которую ярков помнят родители современных учеников, а то и они сами еще раз оживает в музейных экспонатах школьного собрания.
Экспонаты постоянной экспозиций школьного музея также очень важны при установлении связи исторического прошлого с современностью, в процессе познания общественных отношений, в раскрытии понятий о русском народе и его образе жизни, в изучении науки и техники, экономики и культуры. Привлечение краеведческого материала создает благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера, широкого использования местных источников и самостоятельной работы школьников, применение в учебной работе разнообразных элементов поиска и исследования.
Важную роль имеют музейные экспонаты и для обогащения словарного запаса учащихся.
В язык современного ребенка приходят не только термины и названия предметов, но и диалектизмы, историзмы и архаизмы, что является важным фактором успешности обучения по самым различным предметам.
Экспонат школьного музея, как наиболее близкий, наглядный и конкретный, способствует более глубокому пониманию общих закономерностей развития общества. Практика показывает, что использование музейных экспонатов на уроках и уроки на базе музея не только не вызывают перегрузки учащихся, а наоборот, значительно облегчают усвоение курса истории России, делают знания учащихся более прочными и глубокими, помогают преодолеть современную «беспредметность» урока.
Письменные
Устные
Вещественные
Вы только что сделали предположения…т. Е выдвинули гипотезы.. теперь надо их исследовать. Фокус группа работает
Есть ли взаимосвязь образ или картина с теми предметами, которые будут предствлены..
1. игрушка свистулька что это для чего
дети играли отдыхали или трудились зачем роспись
2. рубель для чего кому принадлежала как часто пользовались в какой стране использовали какое это время для чего еще можно использовать? Муз. Инструмент
3. миска
для рубки капусты или для истолчения зерна.. какое время
4. икона старинная часть иконы где то хранилась прятали семейная традиция какая религия почему православие или старообрядчество?
Век?
Что объединяет предметы, какой образ возникает
Дом, какой
Узнаем разгадку нашего предмета и подумайте есть ли место этому предмету в доме
Рассмотрим наши гипотезы и результаты исследований
1. узнать параметры ( взвесить и измерить)
2. сравнить данные таблицы и предмет есть ли место предмету так мы даем начало новому исследованию
1. Соловьева возможности музея как элемента социокультурной среды / - Воронеж, 1996.
2. Школьный музей – Москва, 2000
Авторы разных классификаций источников: немецкий историк 19 век И.
Доризен, Л.Н. Пушкарев (по типам хранения), С.О. Шмидт
Итак, продукты и следы деятельности людей дошли до нас в виде исторических источников:
⦁ вещественных (остатков орудий труда, оружия, предметов быта, архитектурных сооружений) ;
⦁ лингвистические (языка);
⦁ этнографических (нравов, обычаев):
⦁ устных (фольклора);
⦁ письменных; ⦁ звуковых.
( проверь себя ! работаем со слайдом)
бытовом укладе, эстетических, религиозных и других представлениях, в том числе и об эмоционально-психическом складе и внутреннем мире человека.
можно разделить на условно (или графически) изобразительные (карты, диаграммы), технически-изобразительные (кинофотодокументы), собственно (художественно) изобразительные (иконы, фрески картины, графика).
классификация по типам и видам: летописи, акты, нормативные документы, художественная литература, документы личного происхождения (мемуары, дневники, переписка).
Отсюда вывод: исторический источник мы не можем рассматривать только как
хранилище фактов. Он дает нам уникальную возможность понять индивидуальность
своего творца, разобраться в обстоятельствах, которые определили его появление
и место в общем контексте той культуры.
С историческими источниками вы встречаетесь на разных
предметах: на истории, литературе (письменные источники), географии и т.д.
Но мы с вами находимся в школьном музее, поэтому нас интересуют исторические источники, которые встречаются здесь и они имеют своё особое название « музейные предметы»
исторический
источник, так как является продуктом
деятельности людей, содержит в себе факты, реальные явления общественной жизни в единстве непосредственного и опосредованного отражения.
Похожие музейные предметы объединяются в коллекции. Какие у нас есть коллекции: альбомов летопись школы, коллекция классных альбомов учителей: Большаковой А.И., Маслова А.В. коллекция фотографии итории города и КБФГ
И коллекция исторических источников из архива Анастасии Харлампиевны Худяковой, с которой мы будем сегодня знакомиться исследовать и анализировать.
В данной презентации используются материалы, фотографии из архива Анастасии Харлампиевны Худяковой.
Сегодня я вам предлагаю познакомиться с архивом первого руководителя школьного музея и определить, какие исторические источники мы будем рассматривать как музейные предметы и вводить в экспозицию.
Почему, именно,
исследовать и анализировать? Так как существует который
лежит в основе изучения любого
исторического источника, и от нас с вами зависит станет ли он в последствии музейным предметом:
определение предмета (название) + его описание (атрибуция) + интерпретация (с привлечением дополнительной информации, архивных документов, консультаций специалистов) + монографическое исследование = воссоздание на данной основе исторического факта, явления, события.
В
принципе,
все, что создано человеком, может быть историческим источником, но далеко не все становятся ими. Ответ дает человек.
Определяющим выбор является общественное признание, основанное на устойчивом интересе, на понимании того, что именно эти предметы формируют культуру, несут в себе научный, духовный, просветительный потенциал.
Подлинность предмета может
быть установлена со слов владельцев, очевидцев, участников событий, дарителей, а также специальными методы
В среде источников мы выделяем памятники, раритеты, реликвии, предметы музейного значения. И названия даем разные в разное время: курьезные вещи, святыни, красота, древности, достопамятности…
Правильные ответы:
1. макет – объёмное воспроизведение внешнего объекта, выполненное в определенном масштабе
2. копия – предмет, создаваемый с целью имитации или замены оригинала.
3. подлинник – оригинальный предмет
4.раритет – предмет ценность, которого в его редкости
5. реликвия – особо чтимый мемориальный предмет
6. экспонат – первичный структурный элемент музейной экспозиции
(Пакет документов для практической работы: письменные источники, изобразительный источник, полевые документы).
Атрибутировать - значит определить:
1. Название предмета.
2. Материал, из которого изготовлен предмет. Это на начальной стадии. Далее – глубокое погружение в вопрос: какая порода дерева, какой сплав металлов, состав волокон бумаги… Ответы на них и есть исторический пласт.
3. Способ изготовления. Установив способ изготовления – ручной или механический, можно выяснить многое и о времени, и о технологии, и о развитии общества.
4. Размеры предмета.
5. Время изготовления (датировка). Предмет не может быть создан раньше события, с ним связанного. Внимание к предмету в целом и к его деталям.
6. Место (среду) бытования. Место бытования – это часть социальной или природной среды, в рамках которой предмет взаимодействует с человеком и другими предметами до включения его в музейное, архивное или библиотечное собрание. Среда бытования многое может рассказать о времени, месте, использовании, о самом владельце или изготовителе предмета.
7. Авторская принадлежность.
8. Сохранность. Она многое может поведать о жизненных перипетиях предмета.
Свойства музейного предмета в интерпретации Д. А. Михайловой
Правильные ответы:
1. Аттрактивность – способность музейного предмета привлекать внимание посетителя, связанная прежде всего с художественной, мемориальной и исторической ценностью. Аттрактивность связана с внешними особенностями – формой, размером, цветом.
2. Экспрессивность – способность к эмоциональному воздействию на посетителя.
3. Репрезентативность – способность музейного предмета достоверно представлять эпоху, круг определенных предметов или явлений.
4. Информативность – способность музейного предмета нести какую-либо информацию.
5. Ассоциативность – способность музейного предмета вызывать ассоциации.
Чувство сопричастности.
6. Уникальность.
После описания предмета переходим к его изучению с позиции интерпретации, т.е. истолкованию.
Необходимо определить место (среду) бытования. Место бытования – это часть социальной или природной среды, в рамках которой предмет взаимодействует с человеком и другими предметами до включения его в музейное, архивное собрание. Среда бытования многое может рассказать о времени, месте, использовании, о самом владельце или изготовителе предмета.
Какие вопросы мы рассмотрели с вами на занятии?
Какой вывод вы можете сделать о понятиях исторический источник, музейный предмет?
Чемодан, мясорубка, корзина
|
|
|
всё, что пригодится в дальнейшем |
информацию переработаю. |
всё выброшу |
+ ( 17 человек)
|
+ ( 15 человек) |
|
Дети имеют возможность потрогать предметы, определить, из какого материала они изготовлены, какого цвета, как применялись раньше, можно ли пользоваться ими сейчас.
история ложки - музейного экспоната.
алюминиевая ложка.
по данным архивных
документов и беседе с дарителем узнать историю
алюминиевой ложки и установить, кому она принадлежала.
- узнать, какую роль ложка играла на фронте;
- узнать, из каких материалов изготавливалась солдатская ложка;
- изучить архивные материалы краеведческого музея;- встретиться и побеседовать с дарителем ложки.
обзор ианализ литературы и
Интернет – источников;
-
беседа с дарителем музейного экспоната;- обобщение результатов
исследования. если
изучить историю алюминиевой ложки, то можно
установить, кому она принадлежала и какова взаимосвязь с историей страны. Практическая значимость исследования состоит в том, что собранный и обобщённый материал может быть использован как учениками, так и педагогами при подготовке образовательных событий по гражданскому и патриотическому воспитанию нас, подрастающего поколения. Материалы исследования так же будут полезны работникам Калачинского историко – краеведческого музея. Мы хотим предложить работникам музея создать экспозицию «Музей в чемодане», которая позволит проводить передвижные экскурсии, что позволит большее количество местных жителей и гостей нашего района приобщить к военной истории. Так же мы предполагаем написать статью в районную газету «Сибиряк».
Чем дальше от нас сороковые годы прошлого столетия, тем сложнее нам представить, как выживали люди и солдаты в то нелёгкое время. Кухня скрашивала многие стороны тяжелой солдатской службы. Боевое настроение солдат ни в последнюю очередь создавалось поваром, его умением, его талантом и влияла на подъем духа, помогала ковать победу, вносила веселый вклад в боевую подготовку воинов. Ведь прием пищи для солдат был не просто утолением голода.
Это были редкие минуты спокойствия и отдыха, редкие минуты солдатского быта, когда солдат испытывает удовольствие от вкусного борща, гуляша, каши, от общения с другими, думает о своих близких. В этот момент наступает психологическая и физическая релаксация — солдат отдыхает.
«Солдат на фронте без ложки - голодный солдат,а голодный солдат – не боец», - гласит народная пословица. А сами бойцы говорили, что у солдата при себе всегда должно быть «оружие для беды и оружие для еды», то есть автомат и ложка.
Рис.1. Редкие минуты спокойствия и тишины
Солдатская ложка. Что в ней особенного? Да в том, что она, эта ложка, тоже помогала солдатам воевать. Находясь на фронте от звонка до звонка и практически не вылезая с передовой, ни одного дня солдат не был голодным. Отступали ли, наступали, а полевая кухня или солдаты с термосами прибывали как штык, и ложки начинали активно действовать.
Что ели солдаты во время Великой Отечественной войны? У солдат был суточный паёк, в разных родах войск были разные нормы. В основном в паёк входило: хлеб ржаной и пшеничный, супы с мясом, рыбой, овощные, готовили каши и макаронные изделия. Во время выступлений выдавали сухой паёк, в котором были консервы, сало, хлеб и концентрированные супы и каши. Часто положенные нормы не выполнялись из-за нехватки продуктов или не возможности их доставки к месту боёв. Только иногда приходилось прибегать к НЗ – неприкосновенному запасу, но и тогда требовалась ложка. Солдатская ложка — свидетель тысячи четырехсот восемнадцати кошмарных дней и ночей войны... На фронте у каждого солдата имелась собственная ложка, как правило, взятая из дома, на память о семье. Выдавалась солдату уставная алюминиевая ложка выпуска завода «Красный выборжец», маркированная клеймом. У каждого солдата одинаковый набор снаряжения, с этим снаряжением нужно что-то делать, чтобы его отличать. Здесь уже шла фантазия, кто во что горазд – кто-то рисовал на ложках, кто её просто несколько раз перекручивал. Так же использовались любые ложки, какие мог достать солдат: деревянные, оловянные, латунные, алюминиевые, серебряные. Если не было возможности найти заводскую, то их делали из подручных материалов. Проще всего было вырезать из дерева, но изготавливали и из алюминия или олова литьём. Форму сделать было просто: в глине делали оттиск имевшейся в наличии ложки, на костре плавили металл и заливали в форму. Иногда ложки мастерили из других материалов, например из жести. Эти кухонные принадлежности украшали подписями и рисунками.
Обыкновенная алюминиевая ложка накормила не одну роту солдат. Легкая и практичная прошла она самые суровые полевые испытания и условия.
Верным спутником, прошагав с армейцами не один десяток километров. Алюминиевая ложка как прекрасна, как проста, Но солдату эта ложка очень – очень дорога!
С ней солдат не расстаётся На привале и в бою.
Алюминиевая ложка помогает жить ему. Ведь без ложки и без щей Будет наш солдат слабей!
С автоматом наравне
Ложка служит всей стране! (Климова Н.В.)
Ложка была верным другом солдату во время войны. Тому доказательством служит монолог Юрия Михайловича Погорельского, советского и российского драматурга, журналиста, писателя, поэта-песенника «Сказ о солдатской ложке»:
Верст больших и трудных тыщи
Прошагал солдат в войну,
И носил за голенищем Он штуковину одну.
И с великою охотой
Доставал ее, когда Краткий отдых был у роты, А еще была еда.
В общем, с нею неразлучен Был в огне военных лет
И всегда считал, что лучше
И нужнее вещи нет! (Приложение 1)
У каждого солдата в то время была
за
голенищем сапога ложка, как мы ее называли, «шанцевый инструмент» — алюминиевая штамповка. Но должен сказать, что она выполняла роль не только столового прибора, но и была своего рода «визитной карточкой». Объяснение этому такое: существовало поверье, что если ты носишь в брючном кармане-пистоне солдатский медальон: маленький черный пластмассовый пенал, в котором должна лежать записка с данными (фамилия, имя, отчество, год рождения, откуда призван), — то тебя обязательно убьют. Поэтому большинство бойцов просто не заполняли этот листок, а некоторые даже выбрасывали сам медальон. Зато все свои данные выцарапывали на ложке. И поэтому даже сейчас, когда поисковики находят останки солдат, погибших во время Великой Отечественной войны, их фамилии устанавливают именно по ложкам.
Вследствие того, что ложку носили за голенищем или за обмоткой солдатского ботинка, ее очень легко потерять. И если возникала такая проблема, заместить ложку в боевых условиях нечем, поэтому приходилось заниматься рукоделием. Большее распространение в технических войсках получили самодельные ложки, которые изготовлялись в мастерских. За счет того, что в танковых частях были мастерские-летучки, там служили механики, которые были рукастые и головастые ребята. Изготавливалась простая форма в песке, туда отливался алюминий из разбитых двигателей и самолетов, в общем, до чего дотянуться можно было. С тех же котелков можно было делать ложки. Отливалась, впоследствии обтачивалась и использовалась в обиходе». [6]
В ходе изучения литературы мы выяснили, что на фронте у каждого солдата имелась собственная ложка, как правило, взятая из дома, на память о семье, выдавалась солдату уставная алюминиевая ложка. Также использовались любые ложки, какие мог достать солдат: деревянные, оловянные, латунные, алюминиевые, серебряные. Если не было возможности найти заводскую, то их делали из подручных материалов. Основным материалом для изготовления ложки был алюминий, так как под рукой всегда можно было найти либо фляжку, либо кружку, либо котелок, а если повезёт, то и двигатель от разбитого самолета, а они, как известно, изготавливались из этого материала.
Ложка была верным другом солдату во время войны. Солдатская ложка она - как немой свидетель личного подвига советского солдата в годы Великой Отечественной войны. Обыкновенная алюминиевая ложка накормила не одну роту солдат. Легкая и практичная прошла она самые суровые полевые испытания и условия. Верным спутником, прошагав с армейцами не один десяток километров.
Музеи – кладовые нашей памяти о прошлом, которое уже ушло. Главная ценность музея – экспонаты. Каждый экспонат, как и человек, имеет свою интересную судьбу, отличительный характер.
Вот и алюминиевая ложка, которая нас заинтересовала, имеет непростую и интересную историю. (Приложение 2) Чтобы её узнать, мы ещё раз посетили зал Воинской славы в музее. Когда мы рассматривали ложку, то не увидели на ней никаких меток и надписей, к тому же она оказалась без номера. Как нам рассказала Галина Михайловна Иванова, специалист историко – краеведческого музея, что владелец ложки не установлен, но можно предположить, что она принадлежала советскому солдату, состоявшему в составе 70-й морской стрелковой бригады, которая формировалась из курсантов военно-морских училищ и моряков Тихоокеанского флота и молодых людей Калачинска. В нашем городе названа улица в честь этой 70-й морской стрелковой бригады.
Чтобы уточнить эту информацию, работниками историко – краеведческого музея нам была предоставлена возможность поработать с архивными материалами, в результате чего мы установили, что интересующий нас экспонат по описанию не подходит к данным, которые были внесены в книгу учёта. Там значилась другая ложка. Рис.3. Работа с архивными материалами
После тщательного исследования мы выяснили, что интересующая нас ложка была передана в дар музею в 2007 году Пономарёвым Геннадием
Андреевичем (Приложение 3), бывшим руководителем театра кукол «Сказка»
г. Калачинска, о чём свидетельствует запись в Книге № 3 учёта основного фонда историко – краеведческого музея г. Калачинска Омской области на с.
112. Нас сразу заинтересовал вопрос: «Откуда эта ложка у Геннадия
Андреевича?»
Рис.4. Та самая архивная запись
Чтобы найти ответ на наш вопрос, мы разыскали Геннадия Андреевича, и договорились с ним о встрече. Сразу нам встретиться не удалось, поскольку он был в Китае на выставке со своими куклами. Так как это человек с активной гражданской позицией, неравнодушный к истории своего края, поддерживающий молодое поколение во всех его начинаниях, согласился встретиться с нами в стенах историко – краеведческого музея.
Вот, что нам удалось узнать в ходе нашей беседы с Геннадием Андреевичем: «Что такое ложка в жизни человека? Ложка – это предмет, с помощью которого человек насыщается пищей, насытившись, он способен работать, лежать в окопах, сражаться с вражескими солдатами. Это очень важный инструмент в жизни солдата. Рис.2 Встреча с Г.А. Пономарёвым
В 70-е годы XX века принимал активное участие в строительстве домов культуры в сельской местности в Воскресенке, Куликово, Лагушино, Глуховке, поскольку по первому образованию я - архитектор. В этих домах культуры всегда что-то вылепливал для интерьера декоративно – прикладного характера. Уже не помню кто, узнав, что меня интересуют такие вещи, решил выменять ложку на мою работу. Почему он решил выменять эту ложку, которая святая святых, питала во время войны либо его деда, либо отца, до сих пор остаётся загадкой. Этот человек пожертвовал ею, вероятно всего потому, что она уже ему пригляделась, не вызывала интереса, а может и не вписывалась в интерьер дома. А ведь ложка – это кормилица, дающая силы воину. Если машину не заправишь, она не поедет. Так и солдат, не подкрепившись, не сможет воевать.
Когда я увидел эту ложку, привлекла её необычная форма. Сразу подумал, что это непростая ложка. По своему прямому назначению её не применял. Она долгое время лежала в моих инструментах, как память о войне. Я жил во время войны, не в местах оккупации, но все равно, было очень тяжело.
Рис.3 Ложка на своём почётном месте.
Я очень хорошо относился к работникам музея и в один из Дней дарения, раньше были такие, передал эту ложку в музей. Хотелось, чтобы она сохранилась, а своей сохранностью напоминала бы молодому поколению, что такое война, в каких условиях жили люди, какими предметами домашнего обихода пользовались. Простая алюминиевая ложка ещё несёт в себе мощную эмоциональную нагрузку на человеческую память о трудностях нашего народа. Именно здесь, в музее, она по настоящему «отработает» своё назначение. И ваша работа тому подтверждение. Прошло уже много-много лет, как я передал её музею, уже многое забылось и вот, тот самый момент, когда она кого-то заинтересовала».
Вещи окружают человека с древнейших времен до наших дней. И у них своя очень богатая и очень интересная история. Проследить эту историю можно благодаря музеям, поскольку они - кладовые нашей памяти о прошлом, которое уже ушло. Главная ценность музея – экспонаты. Каждый экспонат, как и человек, имеет свою интересную судьбу, отличительный характер. Так и алюминиевая ложка, которая заинтересовала нас и подвигла к написанию исследовательской работы, имеет свою необычную историю.
Пусть в ходе исследования мы не установили, кому она принадлежала, но удалось встретиться и пообщаться с интересным человеком.
Память времени — к ней обращаемся чаще и чаще,
Нет прекраснее чувства веков постигать глубину,
И как важно, что ценности непреходящи,
Что мы бережно любим, храним нашу старину.
Без прошлого нет у нас настоящего, не будет и будущего, из прошлого мы извлекаем уроки истории, чтобы в будущем не повторить ошибок.
В результате нашего исследования следует сделать вывод, что ложка, наравне с автоматом, тоже помогала солдатам воевать. Находясь на фронте от звонка до звонка и практически не вылезая с передовой, ни одного дня солдат не был голодным, ложка – это кормилица, дающая силы воину. Если машину не заправишь, она не поедет. Так и солдат, не подкрепившись, не мог воевать. Алюминиевая ложка выполняла роль не только столового прибора, но и была своего рода «визитной карточкой», все свои данные солдаты выцарапывали на ложке.
Исследуемый нами предмет - алюминиевая ложка, является не обычной вещью, а связующим звеном между прошлым и настоящим. Она рассказывает о своих предшественниках, которых она превосходила, и потомках, которые ее превзошли. К сожалению, не удалось установить личность владельца, с которым эта ложка прошла войну, но удалось выяснить, что этот солдат живым вернулся домой, а значит, она давала ему силы для героической борьбы с врагами нашего Отечества.
Гипотеза, выдвинутая нами в ходе нашего исследования, подтвердилась. В каждой семье есть свой герой, реликвии, информация о которых бережно хранится и передается из поколения в поколение. Изучая историю предметов, мы узнаём о судьбах людей, об истории своей страны. Особенно это важно в наше время, когда в обществе происходит переоценка человеческих ценностей: любовь к Родине, патриотизм, выполнение своего гражданского долга, скромность и порядочность - это «вечные ценности» для всех поколений человеческого общества.
1. Архивы Калачинского историко – краеведческого музея.
2. www.mmenu.com Полевая кухня времен Великой Отечественной: как и чем питались советские солдаты.
3. http://www.polk.ru/nashi-istorii/zagadka-soldatskojj-lozhki/ Загадка солдатской ложки
4. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Ложка
5. https://ru.wikipedia.org/wiki/ 70-я морская стрелковая бригада Приложение 1.
Ю.М. Погорельский
Верст, больших и трудных, тыщи
Прошагал солдат в войну,
И носил за голенищем Он штуковину одну.
И с великою охотой
Доставал ее, когда
Краткий отдых был у роты, А еще была еда.
В общем, с нею неразлучен Был в огне военных лет И всегда считал, что лучше И нужнее вещи нет. И с шутливой речью часто Обращался воин к ней:
Дескать, друг мой милый, здравствуй, Похлебай со мною щей!
Уж такое, дескать, наше
Дело ратное с тобой После щей да после каши
Снова - в путь и снова - в бой! Нам с тобою стыть в разведке.
Нам спешить врагу в обход...
На тебе недаром метки Я свои поставил - вот!
Не от шалости-забавы
Взял да вырезал слова: Курск, Орел, а вот - Варшава, А вот здесь у нас - Москва!
От Москвы, как говорится, Путь пролег для нас один:
Через села да станицы, Через разные столицы – На фашистский на Берлин!
А когда мы злому зверю
Кол осиновый вобьем
(А такое будет, верю!).
Возвратимся в отчий дом.
В дом, где мама у окошка
Сына ждет который год...
А тебя я, значит, ложка,
Спрячу бережно в комод.
Чтоб хранилась честь по чести,
Не пылилась, и притом Завсегда была бы вместе
Ты с солдатским котелком.
Потому как, я считаю,
Ты прошла нелегкий путь.
Так что можешь, золотая,
Взять теперь и отдохнуть!
И нанес на алюминий
Он в последний самый раз Метку в городе Берлине:
Дескать - точка! Знайте нас!
И пора приходит вроде
Сказ про ложку кончить тут.
Но сейчас ее в комоде
Отыскать - напрасный труд!
Где она?.. Могу поведать, Потому как не секрет. Стал давненько воин дедом, Очень внука любит дед.
Мол, бери ее на счастье,
С ней я шел в огонь атак...
Увидали ложку в части И сказали парню так: - Ложка славная, дружище, Видишь надписи на ней?
Место ей не в голенище,
Есть в полку у нас музей.
В том музее ратной славы
Все, что нам не позабыть,
И положено по праву
Там ей именно и быть!
... И лежит с тех пор в музее
Эта ложка под стеклом,
И склоняются над нею,
Размышляя о былом,
Офицеры и солдаты,
Внуки тех, что в трудный час
Шли в атаку с автоматом,
В голенище ложку спрятав
И громя врагов проклятых Ради жизни, ради нас!
Приложение 2.
Алюминиевая ложка – экспонат
Калачинского историко – краеведческого музея Приложение 3.
Общая длина штыка для «Трехлинейки» составляла 500 мм – он был заметно короче штыка винтовки Бердана. Длина трубчатой втулки равнялась 70-72 мм при внутреннем диаметре 15 мм. На клинок приходилось 430 мм от общей длины изделия. Ввиду некоторых отличий технического и технологического характера вес штыков колебался в определенных пределах. В основном этот параметр составлял от 320-325 до 340-345 г.
Известно, что первая партия серийных штыков для новой винтовки была заказана не российской промышленности, а зарубежному предприятию. В 1891 году заказ на производство винтовок со штыками был выдан французскому заводу Chatelleraut. С 1892 по 1895 годы это предприятие поставило российской армии 509539 винтовок, укомплектованных четырехгранными игольчатыми штыками. Штыки французского производства имели некоторые характерные особенности, благодаря которым, в частности, получались легче более поздних изделий, изготовленных в России.
Наиболее заметным отличием французских штыков была конструкция долов клинка. Эти углубления начинались сразу после крепления клинка к трубке, тогда как на российских штыках между креплениями и долами имелся значительный промежуток. Еще одно отличие заключалось в форме детали, соединяющей клинок и втулку. За счет более широкой прорези в трубке штык при установке следовало поворачивать на 90°. Наконец, имелись заметные отличия в маркировке: размер литер, расположение клейм и т.д.
Раньше в старину для измельчения капусты использовали специальное приспособление, которое выглело в виде специального ножа-тяпки с закругленными краями. В довесок к нему использовалось деревянное корытце.
Нож для рубки называется сечкой (сечка).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.