Музейная педагогика как инновационная педагогическаятехнология (из опыта работы литературногоПушкинского музея«Липецкая капитанская дочка»МБОУ гимназии №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка)
Музейная педагогика
Музейная педагогика – это духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, историко-краеведческое воспитания личности в едином образовательном процессе. Создание любительских школьных тематических музеев – суть новой образовательной парадигмы
Литературный Пушкинский музей «Липецкая капитанская дочка»
Цель музейной педагогики
создание условий для развития творческого потенциала личности путём включения её в многообразную деятельность школьного музея.
История
Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже XIX-XX вв. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно-воспитательная.
Литературно-художественный музей «Липецкая капитанская дочка»
Определение
Педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогике: «Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями».
Е. Б. Медведева, М.Ю. Юхневич дают следующее определение: «Музейная педагогика – есть область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения. Она исследует музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики»
Предмет музейнойпедагогики
Предметом музейной педагогики являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные категории населения, а также с определением музея в системе учреждения образования».
Таким образом, музейная педагогика формируется на стыке
музееведения, педагогики, психологии.
Задачи музейной педагогики
• расширение сферы образования через приобщение к музейной педагогике;
• гармонизация развития творческой личности;
• формирование национальной идеологии;
• сохранение традиций, возвращение к исконно духовным ценностям;
• патриотическое воспитание граждан своего Отечества;
• создание новой музейной аудитории;
• расширение пространства влияния музея.
Методы
По характеру мыслительной и познавательной активности
Исследова-тельские
Репродуктивные
Проблемно-
поисковые
Ключевые понятия
Музейный предмет – прежде всего подлинник, обладающий большой научной, мемориальной, исторической и художественной значимостью, его можно в определенных условиях музейно-педагогической деятельности «брать в руки», «рассматривать», демонстрировать другим.
Музейная культура представлена, с одной стороны, как хранилище, набор музейных предметов, с другой – как культура, включающая в себя, рефлектирующая процессы производства и воспроизведения (пополнения и хранения) экспонатов.
Музейная коммуникация – необходимая соорганизация определённых позиций, которые должны обеспечивать существование музейной культуры.
Объект музейной педагогики – культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее диалоговым процессам, ставящий задачу участия в формировании свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным участником диалога.
Основные принципы
принцип воспитывающего обучения;
связь исторического прошлого с сегодняшней жизнью;
принцип научности;
принцип наглядности;
принцип предметности;
принцип прочности
усвоения знаний;
принцип доступности
Работа экскурсоводов
В.М. Лузанов
Заслуженный художник РФ, член Международной ассоциации изобразительных искусств – АНАП Юнеско
Экспозиции школьного музея.
Музейная экспозиция – это показ, демонстрация музейных предметов, выставленных в определённой последовательности с целью раскрыть избранную тему музея.
Формы работы музея
Массовые формы
Групповые формы
Индивидуальные
Однако одна форма работы не мыслится без другой. Из массовой работы вырастает кружковая, а результаты занятий в кружке зачастую выносятся на общегимназические вечера, конференции…
В преддверии Пушкинского бала
ФЛЭШМОБ,
(19 октября
2014, 2015 гг)
19 октября 2016 года
Посвящение в гимназисты
Экскурсии-экспедиции по пушкинским местам
В Коренёвщино
В Захарово, Большие Вязёмы
В Царскосельский Лицей
Результаты
Высокие показатели успеваемости по предмету;
Устойчивый ,высокий интерес к литературе и истории своего края;
Популярность клуба среди учащихся гимназии;
Выбор элективных курсов и творческих проектов;
Активное участие во внеклассных мероприятиях;
Результаты
Участие в разработке учебных пособий в виде презентаций;
Победы в творческих конкурсах и олимпиадах
Победители областного Пушкинского
фестиваля «Мой Пушкин» Бурякова Наталья, 2016 год, Овечкина Анастасия, 2017 год
Музейная педагогика
Воздействует на систему ценностей учащихся;
Приобщает к истинной культуре, делает их творцами, а не потребителями
Литературный салон «Воспетые Пушкиным», в роли А. Истоминой Зайцева Мария
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.