Музейная педагогика в детском саду
Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 120»
КАЛИНИНА АЛТЫНАЙ ИВАТОВНА
В последнее время большую популярность в системе дошкольного образования приобретает музейная педагогика.
Нужен ли современным детям музей, ведь они живут в эпоху активного развития информационных технологий, со свойственной им пытливостью и любознательностью познают окружающий их мир с помощью компьютера (который, тем не менее, не даёт полного объёма представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, не способствует активному речевому развитию дошкольников)?
Музей это — учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью (из «Толкового словаря» С.Ожегова).
Понятие «музейной педагогики» появилось в начале 80- годов и было заимствовано из немецкой терминологии (впервые термин «музейная педагогика» употребил немецкий ученый Г. Фройденталь, занимавшийся проблемами взаимодействия музея и образования).
Мини-музеи, организованные в дошкольной образовательной организации могут стать средством обогащения познавательной сферы детей дошкольного возраста, развития мышления и речи дошкольников, приобщения к системе общечеловеческих ценностей, обогащения эстетических представлений и формирования художественного вкуса, позволят современному дошкольному образовательному учреждению стать местом, где ребенок получает широкие возможности социально-практического контакта с самыми значимыми и близкими для его развития сферами жизни самостоятельного и во взаимодействии со сверстниками.
На современном этапе развития общества «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» ставит одной из целей успешную социализацию детей, их самоопределение в мире ценностей и традиций многонационального народа РФ, одной из задач – формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей и интегрирующей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, познавательных, экскурсионно-туристических и других организаций.
Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, дошкольная образовательная организация не может обеспечить широкое знакомство обучающихся с разнообразной социокультурной средой родного города. Но специально организованная работа может обеспечить знакомство дошкольников с музеем, особенностями его организации, функционирования, а также позволит воспитателю создать систему интересов детей.
Инновационная технология, создающая разнообразные условия для погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду, - это музейная педагогика.
Музейная педагогика — это целая научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, которая рассматривает музей как образовательную систему.
Вопросы использования музейной педагогики в детском саду освещены в работах М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной, Рыжовой Н.А., Логиновой А.И.; принципы функционирования мини-музеев разработаны на основе анализа взглядов на музейную педагогику психологов и педагогов Л.С. Выготского, Ж.Пиаже, М.Монтессори, ученых-музееведов А.В.Бакушинского, Е.В. Волковой и др.
С помощью музейной педагогики можно помочь детям начать ориентироваться в огромном мире культуры, расширить знания и представления о мире и самом себе, апробировать различные способы общения и взаимодействия, осознать себя наследником своей культуры и других культур.
Создание в ДОО музейно-образовательного пространства, центром которого является мини-музей, может помочь привлечь внимание детей и их родителей к музеям в целом.
Мини-музей в ДОО — новая, отлично зарекомендовавшая себя форма взаимодействия дошкольников и взрослых, которая: позволяет включить детей в многообразную деятельность, охватывающую интеллектуальную, эмоциональную, поисковую составляющие; способствует обогащению предметно-пространственной среды группы; помогает привить воспитанникам чувство радости открытий, исследовательский интерес, веру в собственные силы; открывает возможности для ведения самостоятельной исследовательской работы, для сотрудничества с родителями, воспитателем, сверстниками.
Музейная педагогика в ДОО, таким образом, как нельзя лучше способствует решению задач стратегии развития воспитания в Российской Федерации.
Мини-музей в детском саду при этом не просто организация экспозиций или выставок, а различные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, проведение праздников и досугов, исследовательскую и проектную деятельность.
Музейная педагогика облегчает ребенку погружение в мир культуры, исторического наследия, помогает постичь всю глубину родной культуры.
В мини-музее проводятся тематические занятия, посвящённые памятным датам и событиям, помогающие формированию в детях чувства любви к родному краю, патриотизма, привязанности к своей большой и малой Родине.
Деятельность с экспонатами является основным способом получения знаний детьми, которое происходит в совместной деятельности с педагогом и сверстниками, в самостоятельной деятельности. Можно включить отдельные музейные экспонаты в любое занятие, или, наоборот, на основе музейного экспоната провести целое занятие.
Образовательная деятельность в рамках музейной педагогики является эффективным средством развития у ребенка мыслительной деятельности, способствует развитию творческого мышления.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.