План урока по творчеству Достоевского
Оценка 4.8

План урока по творчеству Достоевского

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
Взрослым
20.06.2019
План урока по творчеству Достоевского
Занятие является продолжением в изучении романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Цель – познакомить студентов с теорией Раскольникова. Занятие имеет важное мировоззренческое значение, так как направлен не только на выявление точки зрения автора и героя произведения, но и на то, чтобы каждый из участников занятия выработал свою позицию по поднятой проблеме. Занятие включает собой в себя методы ИКТ и технологии развития критического мышления, личностно-ориентированные технологии, а также элементы проблемного обучения
План урока по творчеству Достоевского.docx
Коми Республикаса йöзöс велöдан, наука да том йöз политика министерство Министерство образования, науки и молодёжной политики Республики Коми Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Коми «Сыктывкарский торгово­технологический техникум»    МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА учебного занятия  по дисциплине «Русский язык и литература» ТЕМА:  Теория Раскольникова  (по творчеству Ф. М. Достоевского)                                                                         Сыктывкар 2018 Содержание Пояснительная записка………………………………………3 План­конспект занятия……………………………………… 3 Структура занятия…………………………………………… 5 Технологическая карта занятие……………………………….7 Пояснительная записка Занятие     является   продолжением   в   изучении   романа   Ф.   М.   Достоевского «Преступление   и   наказание».   Цель   –   познакомить   студентов   с   теорией Раскольникова.   Занятие   имеет   важное   мировоззренческое   значение,   так   как направлен не только на выявление точки зрения автора и героя произведения, но и   на   то,  чтобы   каждый   из   участников   занятия     выработал   свою   позицию   по поднятой проблеме. Занятие включает собой в себя методы ИКТ и технологии развития   критического   мышления,   личностно­ориентированные   технологии,   а также элементы проблемного обучения ПЛАН­КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ Преподаватель: Джавахишвили Марина Георгиевна  Дисциплина: русский язык и литература Тема урока: «Теория Раскольникова» (в произведении «Преступление и  наказание» Ф. М. Достоевского) Занятие № 75 «Теория Раскольникова»  Время: 45 минут Группа: студенты 1 курса, профессия «Повар­кондитер», возраст 16­17 лет Тип занятия:  урок­семинар с элементами дискуссии. Форма организации учебного занятия: фронтальная, индивидуальная.  ИКТ   технология,   развития   критического Используемые   технологии: мышления,   личностно­ориентированные   технологии,   а   также   элементы проблемного обучения. Межпредметные связи: история, философия; Форма работы: индивидуальная, групповая, самостоятельная; Метод урока: проблемный, частично­поисковый, исследовательский  Образовательные ресурсы: книги Ф. М. Достоевского, мультимедийная  установка, презентация к занятию, Планируемые результаты освоения содержания образования: Предметные: умеют систематизировать материал по творчеству Ф. М.  Достоевского, формулировать предпосылки возникновения теории  Раскольникова, формулировать мотивы совершения преступления  Метапредметные:  умеют  анализировать эпизод текста; делать выводы и  обобщения на основе текста; логично, убедительно рассуждать на нравственно­ философские темы, подтверждая суждения текстом. Личностные:  самосовершенствования;   способны   адекватно   судить   о   причинах   своего самоопределение необходимость осознают   –     успеха/неуспеха   в   учении,   связывая   успехи   с   усилиями,   трудолюбием,   с наличием   интереса   к   новому,   к   способу   решения   учебной   задачи; смыслообразование   –   следуют   ценностным   ориентирам   и   смыслам   учебной деятельности   на   основе   сформированности   познавательных   и   социальных мотивов. Содержание видов УУД: Познавательные:    ­практическое освоение способов решения проблем творческого и поискового характера путем реализации промежуточных учебных задач; ­изложение   ранее   изученного   материала   по   теме   (повторение)   на   основе параллельно узнавания нового содержания;  ­позиционирование критического прочтения произведения обоснование доводов в   защиту/опровержение   разных   позиций   в   прочтении   образа   Раскольникова, нравственная оценка событий, действий героев произведения; формулирование выводов по основному проблемному заданию.   Коммуникативные: ­коммуникативно­речевые действия, направленные на учет позиции собеседника (взаимодействие партнеров в паре, группе);  ­согласованность усилий по достижению общей цели, осуществление совместной деятельности при работе в творческих группах (кооперация); Регулятивные: ­Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные  возможности её решения; ­Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и  осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. ­Развитие ИКТ­компетенции; ­Умение   организовывать   учебное   сотрудничество;   умение   работать индивидуально и в группе; Оценка педагогической ситуации:   студенты владеют знаниями программного материала на базисном уровне, отдельные студенты – на повышенном уровне.  Самостоятельная аналитическая деятельность и личностное общение являются  ведущими для студентов. В ходе урока преподаватель выступает в роли   консультанта. Цель  занятия: познакомить студентов с теорией Раскольникова. Задачи занятия:   Образовательные: 1. Сформулировать предпосылки возникновения теории Раскольникова 2. Сформулировать мотивы совершения преступления;  Развивающие: 1. Формировать умение анализировать эпизод текста; 2. Формировать умение делать выводы и обобщения на основе текста; 3. Формирование умения логично, убедительно рассуждать на нравственно­ философские темы, подтверждая суждения текстом; 4. Совершенствовать монологическую и диалогическую речь учащихся;  Воспитательные: 1. Воспитывать нравственные качества учащихся: доброту, отзывчивость,  сострадание, любовь к ближним; 2. Способствовать духовно­нравственному развитию учащихся; 3. Формирование умения вырабатывать личную позицию ученика на основе  прочитанных художественных произведений. Структура занятия Этапы занятия Виды деятельности 1.Организационный 2.Основной на этапах 1.1.Проверка  готовности студентов к занятию 2.1.Актуализация  знаний 2.2.Проверка знаний  и умений студентов. 2.3.Изложение нового материала 2.4.Контроль  усвоения знаний 3.1.Рефлексия 3.Заключительный Время 1 мин. 5 мин. 4 мин. 25 мин. 5 мин. 3 мин. Содержание деятельности Приветствие.  Организация рабочих  мест Определение темы  занятия Фронтальный опрос Самостоятельное  изучение и  исследование новой  темы через выполнение  исследовательских  заданий по тексту  произведения Обсуждение   вопросов темы Самооценка  студентами своей деятельности на  занятии 3.2.Домашнее задание Письменные ответы на  поставленные вопросы 2мин. Технологическая карта занятия Цели этапов занятия Цель этапа:  создание рабочей  атмосферы на  занятия Цель этапа:  определение темы  занятия и постановка цели занятия. Деятельность преподавателя Деятельность студентов УУД 1.Организационный этап (1 мин.) Приветствие. Проверяет готовность студентов к занятию  (наличие учебника, тетради) Подготовка студентов к началу занятия,  настрой на получение новых знаний по  предмету. Оце  оценивать деятельность в  целом, отдельные  поступки на основе  общечеловеческих  ценностей. 2. Актуализация знаний (5 мин.)  Добро и зло – вечные ипостаси бытия, что  побеждает на весах жизни главного героя?  Какова теория Раскольникова и ее связь с  образом жизни в «петербургских углах»? –  сегодня мы будем говорить об этом на нашем  занятии. Мы продолжаем с Вами знакомство с романом  Федора Михайловича Достоевского. На  прошлом уроке мы посмотрели, как было  совершено убийство. Давайте вернемся к  событиям прошлого занятия и окунемся в  атмосферу Петербурга XIX века.  К3, Студенты   называют   цели   занятия,   которые записываются на доске. Называют вопросы, которые необходимо повторить.  излагать   своё   мнение, определять цель, проблему   в   учебной деятельности   ­помогает Мармеладовым, отдает последние деньги на похороны; сострадает пьяной  девочке, дает деньги чтоб ее довели до дома; переживает за мать и Дуню; гуманный  сострадающий человек решается на  убийство. 3. Проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу (4 мин.)     помогает   Мармеладовым,   отдает последние   деньги   на   похороны; сострадает пьяной девочке, дает деньги чтоб ее довели до дома; переживает за мать   и   Дуню;   гуманный   сострадающий человек решается на убийство. обоснование доводов в  защиту/опровержение  разных позиций в  прочтении образа  Раскольникова,  нравственная оценка  событий, действий героев произведения Цель этапа:  подготовить  студенты  к активной учебно­ познавательной  деятельности Изучаем поступки Раскольникова до преступления Гуманный сострадающий человек решается на  убийство. ­ Итак, убийство совершено. Мы видели с Вами все  внутренние переживания героя, как борются разум и чувства Раскольникова, как сложна эта борьба, и все же – убийство. Сегодня мы попытаемся разобраться в причинах совершенного преступления. Гуманный сострадающий человек решается на  убийство. ­ Итак, убийство совершено. Мы видели с Вами все  внутренние переживания героя, как борются разум и чувства Раскольникова, как сложна эта борьба, и все же – убийство. Сегодня мы попытаемся разобраться в причинах совершенного преступления. тема нашего занятия?  теория Раскольникова 4. Изложение нового материала (25 мин.) Цель этапа:  осмысление и  первичное  запоминание знаний  и способов действий  Работа с текстом произведения Кому из героев  романа Раскольников называет  причины убийства?  ­ Почему именно к Соне приходит Раскольников  после убийства? Его словно тянет  к Соне. Именно  ей он обещает назвать, кто же убийца. Давайте  обратимся к диалогу Раскольникова и Сони в части  5, гл. 4. Анализ эпизода ­ С каким чувством приходит Раскольников к Соне  во второй раз?  ­ Что говорит Соня в ответ на его признание? Как  воспринимает сказанное Соня? . ­ Какие причины убийства называет Раскольников?  Посмотрим по тексту и обратим особое внимание на то, что и как отвечает ему Соня и на авторский  текст. Работа с презентацией. На экран выводится текст.  1.« Чтобы ограбить». Почему с досадой говорит?  (чтобы отвязалась – самая простая причина) 2.(называет Соня) «Ты был голоден». Почему  называет Соня? (ищет оправдание) 3.«Хотел Наполеоном сделаться» ­ власть над  Студенты   по   ходу   изучения   нового материала   составляют   план­конспект   в тетради.      анализировать (выделять  главное), обобщать,  делать выводы, выделять причины и следствия,  Соне Мармеладовой чувствует в ней родственную душу сначала испытывает к ней ненависть и  только после того, как прочитал в ее  глазах любовь, понимает, что настала  «та минута». Нет, нет тебя несчастнее никого теперь на целом свете!» ­ сострадает). Соня не отталкивает его – и это позволяет ему рассказать ей о причинах убийства Проводится   выделяются ключевые слова логическая   работа, людьми, право сильной личности. Соглашается ли с  таким объяснением Соня? («не то все это») 4.Для себя убил». – для теории – Соня жалеет  («Экое страдание!») ­ Давайте ещё раз посмотрим на реплики Сони.  Какую позицию она занимает?  ­ Кто из героев внутренне сильнее? ­ Среди всех перечисленных причин постепенно мы  понимаем истинную – убил по теории. ­ В чем же смысл этой теории? Где изложена теория? на экране таблица ­ Кто же такие обыкновенные люди? ­ Кого Раскольников относит к людям  необыкновенным? Ребята   находят   в   тексте   объяснение Раскольникова и реакцию Сони. переживает,   пытается   оправдать, страдает   вместе   с   ним,   помогает разобраться в себе, открыться Соня Мармеладова часть 3 гл. 5 ребята должны заполнить ее. делит   людей   на   обыкновенных   и необыкновенных. Цель этапа:  дать возможность  оценить степень  ­ Каковы же истоки такой теории? Как вы думаете,  почему она зародилась?  Выводим вывод на экран: ­Истоки – внешние и внутренние. Ребята формулируют предпосылки  возникновения теории. Вспоминают  анализировать   (выделять главное), обобщать, делать выводы, выделять   5. Контроль усвоения (5 мин.) ключевые эпизоды: знакомство с  Мармеладовым, историей его жизни,  письмо матери, встреча с обесчещенной  девочкой на Конногвардейском  бульваре, подслушанный разговор  офицера со студентом. причины и следствия усвоения нового  учебного материала Внешние Судьбы обездоленных людей (Мармеладовы, Дуня,  девочка на бульваре, женщина – утопленница);  несправедливость и жесткость окружающего мира. Идеи Наполеона о праве сильной личности,  витающая в воздухе(Достоевский писал, что в романе воплощены идеи, которые носятся в воздухе. В 1880  г. Поль Лафарг написал статью «Дарвинизм на  французской сцене» по поводу пьеса Альфонса Доде «Борьба за существование». В пьесе – впечатления  от процесса Лабье­Баррэ. Молодые люди, убив  старуху­молочницу(один брал у нее деньги взаймы),  объясняли в суде свой поступок теорией борьбы за  существование. Достоевский сумел почувствовать  эти идеи задолго до того, как они переросли в  циничное воплощение). Тяжелая, душная атмосфера города, в котором люди задыхаются; тесная комната, похожая на шкаф Внутренние Внутреннее состояние героя: задавлен бедностью, не  равнодушен, есть желание действовать; Характер героя: одинокий, замкнутый, болезненно­ самолюбивый и восприимчивый. 6. Рефлексия (3 мин.) Цель этапа:  самооценка  студентами своей  деятельности на  занятии, оценка  преподавателем  деятельности  Достигли мы поставленной цели занятия?  Оценивает деятельность студентов по итогам работы на занятии. ­ Герой Ф. М. Достоевского искал ответ на вопрос:  Можно ли переступив законы нравственности,  прийти к счастью. Ответ очевиден. Достоевский  писал, что в романе воплощены идеи, которые  Проговаривают,   что   они   узнали нового на занятии, чему научились, как   оценивают,   усвоенные   ими знания. развитие   умения   вести конструктивный диалог. студентов носятся в воздухе. Достоевский сумел почувствовать эти идеи задолго до того, как они переросли в  циничное воплощение. ­ Я предлагаю Вам задуматься над собственным  отношением к теории Раскольникова и ответить дома на вопросы. Цель этапа:  закрепить  полученные на  занятии знания Подтвердите или опровергните примерами из  истории теорию Родиона Раскольникова. Каково Ваше отношение к этой теории? Какую угрозу для человечества она представляет? Записывают задание  7. Домашнее задание (2 мин.) Ход занятия 1. Организационный   момент   (2   мин).   Приветствие.   Организация   рабочих мест студентов по группам.  1.1.Актуализация    и  мотивация  знаний (3 мин). 2. Преподаватель: Каковы же «Ангелы» и «Демоны» Родиона Раскольникова. Добро и зло – вечные ипостаси бытия, что побеждает на весах жизни главного героя? Какова теория   Раскольникова   и   ее   связь   с   образом   жизни   в   «петербургских   углах»?   – сегодня мы будем говорить об этом на нашем занятии. Обращаемся к материалу предыдущего урока, чтобы воспользоваться уже имеющимися знаниями для решения сегодняшних   задач.­   Мы   продолжаем   с   Вами   знакомство   с   романом   Федора Михайловича   Достоевского.   На   прошлом   занятии     мы   посмотрели,   как   было совершено убийство. Давайте вернемся к событиям прошлого урока и окунемся в атмосферу Петербурга XIX века. Изучаем поступки Раскольникова до преступления (помогает Мармеладовым, отдает последние деньги на похороны; сострадает пьяной девочке, дает деньги, чтоб ее довели до дома; переживает за мать и Дуню); гуманный сострадающий человек решается на убийство. Итак, убийство совершено. Мы видели с   Вами   все   внутренние   переживания   героя,   как   борются   разум   и   чувства Раскольникова, как сложна эта борьба, и все же – убийство. Сегодня мы попытаемся разобраться в причинах совершенного преступления. III.Изложение нового материала Преподаватель: Наша тема – теория Раскольникова Работа с текстом ­Кому   из   героев     романа   Раскольников   называет   причины   убийства?   (Соне Мармеладовой?) ­ Почему именно к Соне приходит Раскольников после убийства? (чувствует в ней родственную душу). Его словно тянет  к Соне. Именно ей он обещает назвать, кто же убийца. Давайте обратимся к диалогу Раскольникова и Сони в части 5, гл. 4. Анализ эпизода 15 ­ С каким чувством приходит Раскольников к Соне во второй раз? Сразу ли он решил открыться   ей?   (сначала   испытывает   к   ней   ненависть   и   только   после   того,   как прочитал в ее глазах любовь, понимает, что настала «та минута»). ­ Что говорит Соня в ответ на его признание? Как воспринимает сказанное Соня? («Нет, нет тебя несчастнее никого теперь на целом свете!» ­ сострадает). Соня не отталкивает его – и это позволяет ему рассказать ей о причинах убийства. ­ Какие причины убийства называет Раскольников? Посмотрим по тексту и обратим особое внимание на то, что и как отвечает ему Соня и на авторский текст. Работа с презентацией. Ребята   находят   в   тексте   объяснение   Раскольникова   и   реакцию   Сони.   На   экран выводится текст. Проводится логическая работа, выделяются ключевые слова « Чтобы ограбить». Почему с досадой говорит? (чтобы отвязалась – самая простая причина) (называет Соня) «Ты был голоден». Почему называет Соня? (ищет оправдание) «Хотел   Наполеоном   сделаться»   ­   власть   над   людьми,   право   сильной   личности. Соглашается ли с таким объяснением Соня? («не то все это») Для себя убил». – для теории – Соня жалеет («Экое страдание!») Преподаватель: ­ Давайте ещё раз посмотрим на реплики Сони. Какую позицию она занимает?   (переживает,   пытается   оправдать,   страдает   вместе   с   ним,   помогает разобраться в себе, открыться) ­ Кто из героев внутренне сильнее? ­ Среди всех перечисленных причин постепенно мы понимаем истинную – убил по теории. ­ В чем же смысл этой теории? Где изложена теория? (читатель о ней уже знает – часть 3 гл. 5) (делит людей на обыкновенных и необыкновенных.);  на экране таблица, ребята должны заполнить ее. ­ Кто же такие обыкновенные люди? После ответов учащихся выводим на экран. ­ Кого Раскольников относит к людям необыкновенным? ­ Каковы же истоки такой теории? Как вы думаете, почему она зародилась? (Истоки – внешние и внутренние) 16 Внешние  Судьбы     обездоленных   людей   (Мармеладовы,   Дуня,   девочка   на   бульваре, женщина – утопленница); несправедливость и жесткость окружающего мира.  Идеи Наполеона о праве сильной личности, витающая в воздухе(Достоевский писал,  что в романе воплощены идеи, которые носятся в воздухе. В 1880 г. Поль Лафарг написал статью «Дарвинизм на французской сцене» по поводу пьеса Альфонса Доде   «Борьба за существование». В пьесе – впечатления от процесса Лабье­Баррэ. Молодые люди, убив старуху­молочницу(один брал у нее   деньги   взаймы),   объясняли   в   суде   свой   поступок   теорией   борьбы   за существование. Достоевский сумел почувствовать эти идеи задолго до того, как они переросли в циничное воплощение).  Тяжелая, душная атмосфера города, в котором люди задыхаются; тесная комната, похожая на шкаф Внутренние  Внутреннее   состояние   героя:   задавлен   бедностью,   не   равнодушен,   есть желание действовать;  Характер   героя:   одинокий,   замкнутый,   болезненно­самолюбивый   и восприимчивый. Выводим вывод на экран 4.Рефлексия Преподаватель:  Герой   Ф.   М.   Достоевского   искал   ответ   на   вопрос:   Можно   ли переступив законы нравственности, прийти к счастью. Ответ очевиден. Достоевский писал, что в романе воплощены идеи, которые носятся в воздухе. Достоевский сумел почувствовать эти идеи задолго до того, как они переросли в циничное воплощение. Я предлагаю Вам задуматься над собственным отношением к теории Раскольникова и ответить дома на вопросы. 5. Домашнее задание: Подтвердите   или   опровергните   примерами   из   истории   теорию   Родиона Раскольникова.   Каково   Ваше   отношение   к   этой   теории?   Какую   угрозу   для человечества она представляет? 17

План урока по творчеству Достоевского

План урока по творчеству Достоевского

План урока по творчеству Достоевского

План урока по творчеству Достоевского

План урока по творчеству Достоевского

План урока по творчеству Достоевского

План урока по творчеству Достоевского

План урока по творчеству Достоевского

План урока по творчеству Достоевского

План урока по творчеству Достоевского

План урока по творчеству Достоевского

План урока по творчеству Достоевского

План урока по творчеству Достоевского

План урока по творчеству Достоевского

План урока по творчеству Достоевского

План урока по творчеству Достоевского

План урока по творчеству Достоевского

План урока по творчеству Достоевского

План урока по творчеству Достоевского

План урока по творчеству Достоевского

План урока по творчеству Достоевского

План урока по творчеству Достоевского

План урока по творчеству Достоевского

План урока по творчеству Достоевского

План урока по творчеству Достоевского

План урока по творчеству Достоевского

План урока по творчеству Достоевского

План урока по творчеству Достоевского

План урока по творчеству Достоевского

План урока по творчеству Достоевского

План урока по творчеству Достоевского

План урока по творчеству Достоевского

План урока по творчеству Достоевского

План урока по творчеству Достоевского
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2019