Конспект музейного занятия для начальной школы
Описание. Изучение истории своей страны на основе краеведческих и культурных традиций способствует духовно-нравственному воспитанию личности школьника, развивает интерес у обучающихся к историческому прошлому, воспитывает чувство патриотизма. Материалы музейного урока предназначены учителям начальных классов, воспитателям групп продлённого дня, руководителям и экскурсоводам школьных музеев.
Музейное занятие для учащихся начальной школы. «Да будет свет!»
Цель занятия:
создать условия для ознакомления учащихся с историей осветительных
приборов, расширять кругозор учащихся.
Задачи:
Образовательные:
1) Способствовать получению и расширению знаний учащихся о жизни в старину и наше время;
2) расширение знаний учащихся об осветительных приборах.
Развивающие:
1) Содействовать развитию потребности в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох.
Воспитательные:
1) Способствовать формированию интереса к музеям как основным хранилищам памятников материальной и духовной культуры
Демонстрирующий материал: свеча, подсвечник,
керосиновая лампа, лампочки, люстра, абажур, гирлянда, фонарики, фонарь
уличный. Возможна демонстрация на слайдах
Методические приемы: игровая
ситуация, беседа-диалог, инсценировка,
опрос учеников, подведение итогов, награждение.
ХОД УРОКА.
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.
В воскресный день с сестрой моей
Мы вышли со двора.
- Я поведу тебя в музей! -
Сказала мне сестра.
Вот через площадь мы идем
И входим наконец
В большой, красивый красный дом,
Похожий на дворец. (С. В. Михалков)
- Что такое музей?
- Какие бывают музеи?
- В каких музеях вы бывали?
-Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в историю вещей, познакомиться с историей появления простых вещей, которые окружают нас с вами. Узнаем об истории появления первых светильников на Руси.
2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.
А). Показ экскурсоводами музея коллекции ламп школьного музея.
Рассказ об истории лучины, свечи, керосиновой лампы. Приложение 1.
Б). Работа с пословицами и поговорками. Приложение 2.
-Какие пословицы и поговорки со словом свет вы знаете?
Объясните их смысл.
3.РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.
-Вашему вниманию представлен творческий проект «История осветительных приборов».
Не спеши хвалиться лампочка-сестрица.
Занимаю место я, я - наследница твоя
Лампа идеальная, ЭНЕРГОСОХРОНЯ
Абажур
Я элегантный абажур!
От меня вам всем бонжур!
Ночные лампы (2)
Мы. светильники ночные,
Интересные такие!
Льём не очень яркий свет.
Тёмной ночью шлём привет!
Чтобы дети не боялись,
Чтобы вы не натыкались,
Чтоб глаза вам не слепить,
Чтобы спящих не будить.
Гирлянда
Встречаюсь с вами раз в году
Но надо вам иметь в виду
Прибор не механический я
Тоже электрический.
Вилку ты в розетку вдень
И получишь чудо-тень
Карманные фонарики (2)
Вам поможем мы всегда.
Не нужны нам провода.
В каждый угол заглянем,
Ночью путь любой найдём.
Батарейка в нас живёт,
Свет она для вас даёт.
Разные, как шарики
Братья мы – фонарики!
А я на лбу сижу.
Я руки вам освобожу.
Поли, строгай, копай.
И ночью Работай
Уличный фонарь
Я солидный и большой
С ясной светлой головой.
Освещаю тротуары.
Стильный я аксессуар
Старины вам шлю привет.
Современный дарю свет!
Свой закончили рассказ!
В добрый путь вам!
В добрый час!
Чтобы было вам тепло и …
(ХОРОМ) Светло! Светло! Светло!
4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.
а) БЛИЦОПРОС.
- Как освещали жилище первобытные люди?
- Какой старинный осветительный предмет встречается часто и в наши дни?
- Назовите светильник на потолке?
- Как называется современная лампочка?
- Назовите новогодний осветительный прибор?
б) НАЗОВИ СВЕТИЛЬНИК По предложенным на слайдах иллюстрациям правильно называют светильники ( АБАЖУР, БРА, НОЧНИК, ЛЮСТРРА, ФОНАРЬ, ФОНАРИК, ТОРШЕР)
5. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
-Что мы приобрели благодаря изобретению этих приборов?
6. РЕФЛЕКСИЯ С каким из сегодняшних «знакомых» вы себя ассоциируете? Почему?
- А напоследок мы скажем следующее, всем советуем посещать музеи, ведь они интеллектуально обогащают твой внутренний мир, расширяют кругозор, приобщают тебя к прекрасному. Вероятно, люди посещают музеи, потому что там что-то иное, чего не встретишь в повседневной жизни. Музеи - это отдельный мир. Ходите в музеи, сделайте свою жизнь богаче!
Приложение 1.
Лучи́на (драночка, щепань) — тонкая длинная щепка сухого дерева, предназначенная для растопки печи или для освещения избы[1]. Для получения лучин полено щепили, то есть разделяли на щепы. Для этого могли использовать специальный большой нож-косарь, обычный нож или припечный топорик. Чтобы получить больше света, одновременно жгли несколько лучин. Их закрепляли в светец — специальное металлическое приспособление, вбивавшееся нижним заострённым концом в чурбак или иную подставку. Под лучины ставили сосуд с водой. Вода отражала свет, а также предохраняла от пожара, который могли вызвать падающие угольки. В качестве исходного материала для лучины достаточно высоко ценился осмол, дающий устойчивое и яркое, хотя и коптящее, пламя за счёт содержащихся в древесине смолистых терпенов.
Свеча́ — изделие, приспособление для освещения (изначально) или для некоторых других целей, чаще всего в виде цилиндра из твёрдого горючего материала, который в растопленном виде подводится к пламени с помощью фитиля (фитиль проходит вдоль цилиндра по его центру).
Горючим материалом может служить: сало, стеарин, воск, парафин, спермацет или другое вещество с подходящими свойствами (легкоплавкость, горючесть, твердое). В настоящее время чаще всего используется смесь парафина со стеарином и различными добавками (красители и тому подобное). Фитиль пропитывают растворами селитры, хлористого аммония, борной кислоты для того, чтобы он лучше сгорал по мере уменьшения свечи и не создавал слишком большого пламени. В прошлом для этих целей использовались свечные щипцы, которыми периодически снимали фитильный нагар. Для тушения свечей использовался гасильник. После появления электрического освещения свечи вышли из широкого употребления. За ними сохраняется ритуальное значение; кроме того, распространены декоративные свечи различной формы и окраски
Кероси́новая ла́мпа — светильник, работающий на основе сгорания керосина. Была популярна в XIX — начале XX века, но после широкого внедрения электрического освещения керосиновые лампы используются в основном там, где нет электричества, в качестве аварийных на случай отключения электроэнергии, а также туристами.
Приложение 2
· Белый свет, что маков цвет.
· Большой секрет — знает весь свет.
· Бояться смерти — на свете не жить.
· В окно всего света не втянешь.
· Всякому человеку солнце светит.
· Глаза — свет, а руки — хлеб.
· Зимой солнце светит, да не греет.
· Книга — маленькое окошко, да через него весь свет виден.
· Нет на свете лучшего ответа невежде, чем молчание.
· Слухом земля полнится, а причудами свет.
· Ученье — свет, а неученье — тьма.
· Хочешь сделать добро — не откладывай его на тот свет.
· Что припасла душа, то и на тот свет понесла.
Используемая литература:
https://ru.wikipedia.org/wiki/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.