Обобщающий урок по творчеству Л. Н. Толстого
Оценка 5

Обобщающий урок по творчеству Л. Н. Толстого

Оценка 5
docx
04.12.2023
Обобщающий урок по творчеству Л. Н. Толстого
лит. 4 кл. Толстой.docx

 

Тема: Обобщающий урок по произведениям Л.Н. Толстого. 

 

Цели урока:

Формировать УУД:

  • Личностные:

- Развиваем способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

     - Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной  деятельности.

    - Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

    - Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

  • Регулятивные:

- Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

     - Проговаривать последовательность действий на уроке.

     - Работать по составленному плану.

     - Оценивать правильно выполнение действия.

     - Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

     - Высказывать своё предположение.

  • Коммуникативные:

- Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

     - Определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

     -Постановка вопросов.

     - Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

     - Разрешение конфликтов

     -Выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

    - Управление поведением партнера

    - Контроль, коррекция, оценка его действий;

    - Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами.

  • Познавательные:

- Развивать умение ориентироваться в своей системе знаний.

     - Развивать умения извлекать информацию из  иллюстраций, текстов.

     - На основе анализа объектов делать выводы.

     - Отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания.

     - Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

     - На основе анализа объектов делать выводы.

     - Обобщать и классифицировать по признакам.

     - Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

 

 

 

Планируемые результаты:

Предметные: умения прогнозировать содержание произведения, перечислять произведения Л.Н.Толстого, понимание основной мысли, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге.

 Личностные: понимать смысл выполнения самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности; уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, высказывать своё отношение к изучаемому материалу, формирование системы нравственных ценностей (благородство, дружба, понимание, сочувствие)
Метапредметные:   формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.
(Регулятивные УУД).

Ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действии, умение договариваться о совместных действиях)  (Коммуникативные УУД).

Понимание и осмысление нравственных уроков, умения работать с текстом, осуществлять поиск необходимой информации в книге, тексте. (Познавательные УУД).

Задачи урока:

Познакомить с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого.

Развивать умения выразительно читать произведения, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам, понимать смысл произведения.

Развивать умения анализировать, развивать устную речь учащихся при объяснении значений слов, при составлении устного ответа по предложенному плану, развивать навыки самооценки;

Воспитывать культуру поведения при парной, фронтальной, индивидуальной работе.

 

Тип урока: урок применения знаний и умений. 

Оборудование урока:

Учебник: Ефросинина Л.А. Литературное чтение: Учебная хрестоматия для 4 класса.

Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 4 класс

Выставочный стенд с книгами Л.Н. Толстого.

Карандаши, листочки для моделирования проекта. Компьютерная презентация урока.

Карточки для рефлексии.                     

Рисунки учащихся по произведениям Л. Н. Толстого

Ход урока

1.     Организационный момент

 Здравствуйте, ты скажешь человеку!

 Здравствуй, улыбнётся он в ответ.

 И наверно не пойдёт в аптеку

 И здоровым буде много лет!

 

 2.Аактуализация  знаний

Эпиграфом нашего сегодняшнего урока будут слова Л. Н. Толстого (записаны на доске)

Эпиграф  это дословно взятое высказывание какого либо знаменитого человека.   

  –  Подберите синоним ( цитата. )

И так наш  эпиграф (прочтите про  себя, вслух – выразительно)

                                                                                          Знания — орудие, а не цель.

- Как вы понимаете эти слова?

Давайте для начала прослушаем притчу.

(Бородина В. читает начало притчи

Притча о языке

   Однажды философ Ксанф, рабом которого был Эзоп, пригласил гостей и попросил Эзопа приготовить обед: в первый день самый плохой, во второй день – самый лучший.

   В первый день на первое, на второе и третье Эзоп приготовил язык. Почему ты подаёшь одни языки? – спросили Эзопа. Мне приказали приготовить самый худший обед, а что может быть хуже языка? Только потому, что есть язык, мы огорчаем друг друга, бранимся, лжём, обманываем, хитрим и ссоримся. Язык делает людей врагами, разрушает города, даже целые государства. Он вносит в нашу жизнь горе и зло. Может ли быть что-нибудь хуже языка?...

- О чём эта притча?

(Работа с толковыми словарями, поиск значений слова «язык»)

-  Какое толкование слова «язык» вы нашли в словарях?

- Каким понятием слова «язык» мы будем пользоваться на уроке?

-Для начала давайте вспомним имена и отчества великих мастеров русского языка.

(на доске три столбика фамилий авторов)

Измайлов                                    Паустовский                                   Ершов

(Александр Ефимович)    (  Константин Георгиевич)            (Пётр Павлович)

Хемницер                                     Куприн                                           Гаршин

(Иван Иванович)                 (Александр Иванович)             (Всеволод Михайлович) 

Крылов                                         Пришвин                                        Жуковский

(Иван Андреевич)                (Михаил Михайлович)               (Василий Андреевич)

- Что общего у авторов   каждого столбика?

- Какие модели заменители соответствуют данным жанрам?                                                                        

 


                                             

 

 

- От чего зависит цвет фигуры?                                            Выключить проектор

1 слайд

- В какой из столбиков можно записать фамилию Л. Н. Толстого? Почему?                                                   2 слайд

Вот что говорил о его творчестве   А. П. Чехов.         

«Когда в литературе есть Толстой, то легко и приятно быть литератором, так как Толстой делает за всех. Его деятельность служит оправданием тех упований и чаяний, какие на литературу возлагаются».                   А. П. Чехов

 Об этом сегодня предстоит поговорить и нам.

 - Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока?

 - Что необходимо повторить?

3. Проверка домашнего  задания

- Давайте повторять произведения Л. Н. Толстого

(Учащиеся зачитывают подготовленные отрывки, класс называет произведение, определяет жанр и тему.)

4. Динамическая пауза. Зарядка для глаз под музыку П. И. Чайковского  «Времена года» «Март»                                                                                              Музыка

(на закрытой половине слова, читаем  30 секунд)

- Какие слова запомнили по «секрету»?  (несколько человек по «секрету» учителю, кто запомнил все – «раскрывает секрет»)

- Какой из жанров ещё не знаем?

    *         БЫЛИНА,      БАСНЯ,       БЫЛЬ,         СКАЗКА,        ПЬЕСА,    ПОЭМА

- Спасибо, с этим жанром вы познакомитесь в старших классах! А теперь…

Эй, сосед, повернись. Повернись и улыбнись!

Руку мне протяни, крепче ты её пожми!

- У каждой пары своё задание

5. Работа в парах. ( дифференцированные задания на партах разложены заранее)

1 группа     Работа в тетради страница 17 задания 1 – 2.

2 группа    Анализ книг с выставки по плану.                  

3 группа.  Выразительное чтение  (или в паре, или  по ролям) Басни: «Собака и вор», «Два товарища».

                                                                        Включить  проектор

- Какие ещё басни Толстого мы читали?  

«Белка и волк», «Лисица  и  виноград», «Отец и сыновья».

                                                                                            3 - 6 слайд

6. Работа в группах

    Мы много сегодня повторили  и вспомнили  о творчестве Л. Н. Толстого. Сейчас каждому ряду предстоит систематизировать свой материал.

(мини проект по плану: рассказ, сказка, басня)

7. Работа с притчей Толстого «Равное наследство»   (чтение про себя, чтение по цепочке, обсуждение, поиск в словаре толкование слова притча)

Притча – это иносказательный рассказ с нравоучением, мудрое слово.

- Чему учит нас эта притча?

- Какие пословицы можно подобрать к этому произведению?

8. Подведение итогов урока

Давайте вернёмся к эпиграфу нашего урока, перечитайте его.

- Где можно использовать знания, полученные из произведений Л. Н. Толстого?

- Каждый год вы будете знакомиться с новыми произведениями Толстого, получать из них новые знания.    Пользуйтесь ими, граф Толстой дарит их вам.

9. Рефлексия                                                                      7 слайд

  Посмотрите на портрет этого необыкновенного человека, вспомните все его произведения и замечательные поступки. На лежащих у вас листочках запишите 3 имени существительных – 1 ряд, 3 имени прилагательных – 2 ряд, 3 глагола -3 ряд,  которые придут вам на ум.

  Продолжение притчи о языке Попова Ксения…

Во второй день Эзоп снова подал языки. Хозяин и гости изумились. Мне велели приготовить самый лучший обед, – пояснил Эзоп, – а что для философа может быть лучше языка! При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, решаем различные вопросы, просим, приветствуем, миримся, даём, получаем, выполняем просьбы, вдохновляем друг друга. При помощи языка строятся города, развивается культура. Думаю, что нет ничего лучше языка.

  Пользуйтесь великим даром – умением говорить РАЗУМНО!

Д/з.     Найти притчи Толстого, подготовить их выразительное чтение

      

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                   Приложение 1

 

 Анализ книг с выставки по плану                       

                         План:

1.Название книги (фамилия автора и заглавие)

2.Какая это книга: сборник или одно произведение?

3.Сколько в ней произведений (работа с содержанием)

4.Кто иллюстрировал и оформил книгу?

5.Какие произведения вошли в содержание книги?

Какие уже знакомы?

6.Есть ли сведения об авторе?

7.Отзыв о прочитанном произведении, коротко.     (рассказ 1-2 учеников).

                        

План работы над мини проектом

1.      Краткая информация об авторе.

2.      Информация о жанре (рассказ, сказка, басня; какие бывают виды)

3.      Фигура – заместитель

4.      Назвать произведения, подобрать рисунки.

(защита в течении 5 минут)

 

                                                  

                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Притча                         Приложение 2

Равное наследство

У одного купца было два сына. Старший был любимец отца, и отец всё своё наследство хотел отдать ему. Мать жалела меньшого сына и просила мужа не объявлять до времени сыновьям, как их разделят: она хотела как-нибудь сравнять двух сыновей. Купец её послушал и не объявлял своего решения.

Один раз мать сидела у окна и плакала; к окну подошёл странник и спросил, о чём она плачет? Она сказала:

- Как мне не плакать: оба сына мне равны, а отец хочет одному сыну всё отдать, а другому ничего. Я просила мужа не объявлять своего решения сыновьям, пока я не придумаю, как помочь меньшому. Но денег у меня своих нет, и я не знаю, как помочь горю.

Странник сказал:

- Твоему горю легко помочь; поди объяви сыновьям, что старшему достанется всё богатство, а меньшому ничего; и у них будет поровну.

Меньшой сын, как узнал, что у него ничего не будет, ушёл в чужие страны и выучился мастерствам и наукам, а старший жил при отце и ничему не учился, потому что знал, что будет богат.

Когда отец умер, старший ничего не умел делать, прожил всё своё имение, а младший выучился наживать на чужой стороне и стал богат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отец и сыновья

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит:

- Сломайте!

Сколько они не бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.

Они легко переломили прутья поодиночке.

Отец и говорит:

- Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если сориться да все врозь, - вас всякий легко погубит.

Собака и вор

Подошел ночью вор ко двору. Собака почуяла его и начала лаять. Вор достал хлеба и кинул собаке. Собака не взяла хлеб, бросилась на вора и стала его кусать за ноги.

- За что ж ты меня кусаешь? Я тебе хлеба даю, - сказал вор.

- А за то кусаю, что, пока ты хлеба не давал, я еще не знала, хороший ты или злой человек, а теперь верно знаю, что ты недобрый человек, если меня подкупить хочешь.

Олень

Олень подошел к речке напиться, увидал себя в воде и стал радоваться на свои рога, что они велики и развилисты, а на ноги посмотрел и говорит:

- Только ноги мои плохи и жидки.

Вдруг выскочи лев и бросься на оленя. Олень пустился скакать по чистому полю. Он уходил, а как пришел в лес, запутался рогами о сучья, и лев схватил его. Как пришло погибать оленю, он говорит:

- То-то глупый я! Про кого думал, что плохи и жидки, те спасали, на кого радовался, от тех пропал.

Два товарища

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь.

Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего - он упал наземь и притворился мертвым.

Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.

Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется.

- Ну что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил?

- А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.


 

Тема: Обобщающий урок по произведениям

Тема: Обобщающий урок по произведениям

Планируемые результаты: Предметные: умения прогнозировать содержание произведения, перечислять произведения

Планируемые результаты: Предметные: умения прогнозировать содержание произведения, перечислять произведения

Эпиграфом нашего сегодняшнего урока будут слова

Эпиграфом нашего сегодняшнего урока будут слова

Проверка домашнего задания -

Проверка домашнего задания -

Продолжение притчи о языке Попова

Продолжение притчи о языке Попова

Приложение 1 Анализ книг с выставки по плану

Приложение 1 Анализ книг с выставки по плану

Притча

Притча

Отец и сыновья Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались

Отец и сыновья Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.12.2023