УДК 376.37
НЕЙРОМОТОРНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОВЗ
Мошкова Ольга Михайловна
учитель-логопед ГБОУ Школа № 15, г. Москва
moshkova-olj@yandex.ru
Кипко Елизавета Александровна
магистрант направления, МПГУ, г. Москва
liz.kipko@yandex.ru
Аннотация: В статье описывается использование приёмов нейромоторной стимуляции при формировании и развитии фонетико-фонематических процессов и моторного праксиса у дошкольников с ОВЗ.
Ключевые слова: звукопроизношение, фонематические процессы, ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), нейростимуляция, биоэнергопластика.
Аббревиатура ОВЗ расшифровывается как ограниченные возможности здоровья, из самого названия следует, что ребенок с ОВЗ имеет особенности физического или умственного развития, которые препятствуют его нормальной жизнедеятельности. Ограничения могут касаться физиологических, психологических или сенсорных возможностей ребенка. В нашем исследовании принимали участие дети с общим недоразвитием речи.
Данная патология представляет собой специфическое проявление речевой аномалии. При общим недоразвитии речи страдают все компоненты речи: фонетика, лексика и грамматика. Речевая недостаточность может проявляться по-разному: от полного отсутствия речи до наличия развернутой речи с проявлением лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Филичева, Т. Б., 1989).
Ученые отмечают, что у старших дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдаются нарушения общей, пальцевой и артикуляционной моторики, что является причиной несформированности звукопроизношения и фонематического восприятия (Волкова, Г.А.,1993; Филичева, Т.Б., 1989; Фомичева, М.Ф., 1989).
Проанализировав литературные источники, мы пришли к выводу о необходимости разработки модели коррекционно-педагогической работы с применением нейромоторной стимуляции. Для этого было необходимо осуществить комплексную диагностику фонетико-фонематических процессов и двигательной сферы дошкольников с ОВЗ.
Экспериментальное исследование проводится на базе ГБОУ Школы №15 дошкольного корпуса №1 города Москвы. В исследовании принимают участие две группы детей с общим недоразвитием речи и без особенностей развития, в количестве 10 человек.
В группе детей с ОВЗ были выявлены нарушения звукопроизношения свистящих (40%), шипящих (40%) и сонорных (80%) звуков. В 100 % случаев отмечено нарушение подвижности мышц артикуляционного аппарата и фонематического восприятия.
Результаты обследования моторики (двигательной сферы), звукопроизношения и фонематического восприятия представлены на рисунке 1.
Рис.1. Результаты обследования моторики (двигательной сферы), звукопроизношения и фонематического восприятия у детей с ОВЗ
Из рисунка 1 следует, что старшие дошкольники с общим недоразвитием речи имеют низкие показатели моторной сферы: 40% детей показывают низкий уровень сформированности, 60% - средний, 0% высокий; звукопроизношение: 40% низкий уровень сформированности, средний - 60%, высокий - 0%; фонематические процессы нарушены у 100% детей (низкий уровень - 50%, средний уровень - 50%, высокий - 0%). Дошкольники данной группы нуждаются в коррекционно-логопедической работе, направленной на развитие, не только, фонетико-фонематических процессов, но и двигательной сферы. Мы предполагаем, что в результате использования приемов нейромоторной стимуляции, логопедическая работа будет более успешной.
Коррекционно-педагогическая работа, предложенная нами, включает в себя: развитие общей, пальцевой и артикуляционной моторики; формирование речевого дыхания; голоса; фонематических процессов; постановку и автоматизацию звуков в слогах, словах и предложения; дифференциацию звуков с оппозиционными фонемами. На завершающем этапе коррекционно-логопедической работы проводится закрепление и выработка правильных речевых навыков у дошкольников с ОВЗ.
В логопедической работе по формированию фонетико-фонематических процессов и двигательной сферы используются приемы биоэнергопластики, су-джок терапии и кинезиологических упражнений, представленные на рисунке 2.
Биоэнергопластика |
Су-джок терапия |
Кинезиологических упражнения |
|
|
|
Рис.2. Приемы биоэнергопластики, су-джок терапии и кинезиологических упражнений, используемые на практических занятиях с дошкольниками ОВЗ
В результате коррекционно-логопедической работы выявлена четкая динамика становления:
моторной сферы - 0% детей показали низкий уровень сформированности, 60 % - средний, 40% - высокий;
звукопроизношения - 10% детей показали низкий уровень сформированности, 70% средний уровень, высокий - 20%;
фонематических процессов - 10% детей показывают низкий уровень сформированности, 50 - средний, 40% - высокий.
Результаты контрольного эксперимента представлены на рисунке 3.
Рис.3. Результаты обследования в контрольном эксперименте моторики (двигательной сферы), звукопроизношения и фонематического восприятия у детей с ОВЗ
В ходе исследования нами отмечено, что применение нейромоторной стимуляции снижает время формирования фонетико-фонематических процессов, улучшает совместную работу всех областей головного мозга, а приобретаемые детьми навыки имеют стойкий характер, что указывает на результативность проводимой логопедической работы.
Следовательно, можно сделать вывод, что включение в коррекционную работу приемов нейромоторной стимуляции оказывается важным те только для развития двигательной сферы, но и для формирования фонетико-фонематических процессов у дошкольников с ОВЗ.
Список литературы:
1. Волкова, Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей/ Г.А.Волкова. - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1993. - 45 с.
2. Дьякова, Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников/ Н.И.Дьякова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 64 с. (Библиотека журнала «Логопед»).
3. Попова, Е.Ф. Нейростимуляция в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. Специфические языковые расстройства у детей: вопросы диагностики и коррекционно-развивающего воздействия: Методический сборник по материалам Международного симпозиума. 23-26 августа 2018 г. / Под общ. ред. А.А. Алмазовой, А.В.Лагутиной, Л.А.Набоковой, Е.Л. Черкасовой – М. 2018. - 360 с.
4. Филичева, Т. Б. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989. - 23 с.: ил.
5. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание»/ М.Ф.Фомичева. - М.: Просвещение, 1989, - 239 с.: ил.
6. https://externat.foxford.ru/polezno-znat/rebenok-s-ovz-v-obychnoj-shkole. Обучение детей с ОВЗ в школах: способы и особенности. - 2021.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.