Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Русский язык» разработана на основе ФГОС СОО, требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4» с.Прохоры Спасского муниципального района Приморского края с учётом Примерной программы среднего общего образования по предмету «Русский язык» и авторской программы «Русский язык 10-11 классы» под ред. Гольцовой Н.Г., М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2012г.
Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей
Общие цели учебного предмета.
Целью реализации основной образовательной программы среднего общего образования по предмету «Русский язык» является освоение содержания предмета «Русский язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными ФГОС СОО.
Главными задачами реализации программы являются:
- овладение функциональной грамотностью, формирование у обучающихся понятий о системе стилей, изобразительно-выразительных возможностях и нормах русского литературного языка, а также умений применять знания о них в речевой практике;
- овладение умением в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях различных стилей и жанров выражать личную позицию и свое отношение к прочитанным текстам;
- овладение умениями комплексного анализа предложенного текста;
- овладение возможностями языка как средства коммуникации и средства познания в степени, достаточной для получения профессионального образования и дальнейшего самообразования;
- овладение навыками оценивания собственной и чужой речи с позиции соответствия языковым нормам, совершенствования собственных коммуникативных способностей и речевой культуры.
Согласно учебному плану школы на изучение предмета «Русский язык» отводится:
в 10 классе – 68 часов, из них на развитие речи 4 часа, контрольных работ 4;
в 11 классе – 68 часов, из них на развитие речи 6 часов, контрольных работ 4.
Рабочая программа ориентирована на УМК:
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык 10-11 классы. (в 2-х частях)Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2018.
Срок реализации рабочей программы 2 года.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
В сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
• ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
• готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
• готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
• готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
•принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
В сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
•российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
•уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
•формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
•воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
В сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
•гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
•признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
• мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
• готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
В сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
• нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
•принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
•способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
•формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
• развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
В сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
• мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
• готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
• экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
• эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
В сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
• ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
• положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
В сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
• уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности;
• осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
• готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
• потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
• готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
В сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
• физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
· выпускник научится самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
· оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
· ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
· оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
· выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
· организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
· сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные УУД:
· выпускник научится искать и находить обобщённые способы решения задач, в том числе осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
· критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
· использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
· находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
· спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
· выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
· выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
· менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
· выпускник научится осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пределами), подбирать партнёров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
· при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
· координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
· развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
· распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
- использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
- использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
- создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
- выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
- подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
- правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
- создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;
- сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
- использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
- анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
- извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;
- преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
- выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
- соблюдать культуру публичной речи;
- соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
- оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
- использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
- анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
- отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
- использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
- иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
- выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
- проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
- сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
- владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
- создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
- соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
- соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
- осуществлять речевой самоконтроль;
- совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
- использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
- оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).
Содержание учебного предмета
10 класс
ВВЕДЕНИЕ
Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке.
Язык как система. Основные уровни языка. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.
ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ
Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Активные процессы в русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.
Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.
Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка.
Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.
Лексикография.
ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ
Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки и буквы. Позиционные (фонетические) и исторические чередования звуков.
Фонетический разбор.
Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков. Ударение.
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные. Морфемный разбор слова.
Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки. Неморфологические способы словообразования. Словообразовательный разбор.
Основные способы формообразования в современном русском языке.
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ
Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии. Принципы русской орфографии.
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.
Чередующиеся гласные в корне слова.
Употребление гласных после шипящих и Ц.
Правописание звонких и глухих согласных.
Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ТЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ.
Правописание удвоенных согласных.
Правописание гласных и согласных в приставках.
Приставки ПРЕ- и ПРИ-.
Гласные И и Ы после приставок.
Употребление Ъ и Ь.
Употребление прописных и строчных букв.
Правила переноса слов.
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ.
Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных.
Род имен существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода.
Определение и способы выражения рода несклоняемых имен существительных и аббревиатуры.
Число имен существительных.
Падеж и склонение имен существительных.
Морфологический разбор имен существительных.
Правописание падежных окончаний имен существительных. Варианты падежных окончаний.
Гласные в суффиксах имен существительных.
Правописание сложных имен существительных. Составные наименования и их правописание.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных.
Качественные прилагательные.
Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Простая (синтетическая) и сложные (аналитические) формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых и сложных форм степеней сравнения.
Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности.
Прилагательные относительные и притяжательные.
Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных.
Переход прилагательных из одного разряда в другой.
Морфологический разбор имен прилагательных.
Правописание окончаний имен прилагательных.
Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на -ий.
Правописание суффиксов имен прилагательных.
Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных.
Правописание сложных имен прилагательных.
Имя числительное
Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Простые, сложные и составные числительные.
Морфологический разбор числительных. Особенности склонения имен числительных.
Правописание имен числительных.
Употребление имен числительных в речи. Особенности употребления собирательных числительных.
Местоимение
Местоимение как часть речи. Разряды местоимений.
Значение, стилистические и грамматические особенности употребления местоимений.
Морфологический разбор местоимений.
Правописание местоимений.
Глагол
Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола. Инфинитив как начальная форма глагола.
Категория вида русского глагола. Переходность/непереходность глагола. Возвратные глаголы.
Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное).
Категория времени глагола.
Спряжение глаголов.
Две основы глаголов. Формообразование глагола.
Морфологический разбор глагола. Правописание глаголов.
Причастие
Причастие как особая глагольная форма. Признаки глагола и признаки прилагательного у причастий.
Морфологический разбор причастий.
Образование причастий. Правописание суффиксов причастий.
Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.
Переход причастий в прилагательные и существительные.
Деепричастие
Деепричастие как особая глагольная форма. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги.
Наречие
Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий. Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую. Отрицательные наречия. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.
Слова категории состояния
Грамматические особенности слов категории состояния.
Омонимия слов категории состояния, наречий на –о, -е и кратких прилагательных ср.р. ед.ч.
Морфологический разбор слов категории состояния.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ.
Предлог
Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. Морфологический разбор предлогов. Правописание предлогов.
Союзы и союзные слова
Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова. Морфологический разбор союзов. Правописание союзов.
Частицы
Частица как служебная часть речи. Разряды частиц. Морфологический разбор частиц.
Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи.
Междометие. Звукоподражательные слова
Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.
Морфологический разбор междометий. Правописание междометий. Функционально-стилистические особенности употребления
междометий.
РЕЧЬ. РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения.
11 класс
Введение
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Историческое развитие русского языка. Выдающиеся отечественные лингвисты.
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Введение
Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.
Словосочетание
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи.
Синтаксический разбор словосочетания.
Предложение
Понятие о предложении. Классификация предложений.
Предложения простые и сложные.
Простое предложение
Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске.
Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения.
Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
Распространенные и нераспространенные предложения.
Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения.
Тире в неполном предложении.
Простое осложненное предложение
Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях.
Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях.
Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами.
Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения
Знаки препинания при обособленных членах предложения.
Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения.
Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения.
Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.
Знаки препинания при сравнительном обороте.
Знаки препинания при обращениях.
Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях.
Знаки препинания при вставных конструкциях
Знаки препинания при междометиях.
Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.
Сложное предложение
Понятие о сложном предложении. Синтаксический разбор сложного предложения.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Сложные предложения с разными видами связи.
Синонимия разных типов сложного предложения.
Предложения с чужой речью
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной.
Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
КУЛЬТУРА РЕЧИ
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Самоанализ и самооценка на основе наблюдений за собственной речью.
Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Культура разговорной речи.
Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм русского литературного языка: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические. Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств в речевом высказывании.
Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование.
СТИЛИСТИКА
Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк, отзыв и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Основные виды сочинений. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные средства языка.
Проблемы экологии языка.
РЕЧЬ. РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ
Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения.
Текст. Признаки текста.
Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста.
Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.
Календарно – тематическое планирование
по русскому языку
10 класс.
Календарно – тематическое планирование по русскому языку 10 класс.
68 часов
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведения |
||||
План. |
Факт. |
||||||
1 |
Слово о русском языке. Слово и его значение. |
1
|
6.09 |
|
|||
2 |
Однозначность и многозначность слов. Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка. |
1 |
9 |
|
|||
3 |
Изобразительно-выразительные средства |
1 |
13 |
|
|||
4 |
Омонимы и их употребление. Работа со словарём омонимов. |
1 |
16 |
|
|||
5 |
Паронимы, их употребление. Словари паронимов. |
1 |
20 |
|
|||
6 |
Синонимы. Их употребление. Словари синонимов. Антонимы. Их употребление. |
1
|
23 |
|
|||
7-8 Р/Р |
Изложение с творческим заданием. Анализ лексических особенностей текста. |
2 |
27, 30 |
|
|||
9 |
Происхождение лексики СРЯ |
1 |
4.10 |
|
|||
10 Р/Р |
Лингвистический анализ текста А. С. Пушкина «Пророк» |
1 |
7 |
|
|||
|
|
||||||
11 |
Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Устаревшая лексика и неологизмы. |
1
|
11 |
|
|||
12 |
Практикум по теме «Лексика» |
1 |
14 |
|
|||
13 |
Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. |
1 |
18 |
|
|||
14 |
Обобщающий урок: лексикография. |
1 |
21 |
|
|||
15 |
Диктант по теме «Лексика» |
1 25.10 |
|
||||
16-17 |
Звуки и буквы. Фонетический разбор слова. Чередование звуков. Орфоэпия. |
2
|
28.10 8.11 |
|
|||
18 |
Практикум по теме «Фонетика» |
1 |
11 |
|
|||
19 |
Состав слова. Морфемы. Морфемный анализ слова. |
1 |
15 |
|
|||
20 |
Словообразование. Словообразовательные модели. Словообразовательный разбор слова. |
1 |
18 |
|
|||
21 |
Формообразование. Понятие парадигмы. |
1 |
22 |
|
|||
22 Р/Р |
Изложение с творческим заданием. |
1 25 |
|
||||
23 |
Принципы русской орфографии. |
1 |
29.11 |
|
|||
24 |
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. |
1 |
2.12 6 |
|
|||
25 |
Чередующиеся гласные в корне слова. |
1 |
6.12 |
|
|||
26 |
Обобщающие упражнения. Практическая работа |
1 |
9 |
|
|||
27 |
Употребление гласных после шипящих. |
1 |
1316 |
|
|||
28 |
Употребление гласных после Ц. |
1 |
20 |
|
|||
29 |
Контрольная работа по разделу «Орфография» |
1 23.12 |
|
||||
30 |
Правописание звонких и глухих согласных, правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ. |
1 |
27 |
|
|||
31 |
Правописание двойных согласных. |
1 |
29.12 |
|
|||
32 33
|
Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки ПРЕ-, ПРИ-. Гласные Ы – И после приставок. |
2 |
|
|
|||
34
|
Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных букв. Правила переноса слов. |
1 |
|
|
|||
35 |
Практикум по теме «Орфограммы в приставках и корнях слов» |
1 |
|
||||
36 |
Имя существительное как часть речи. |
1 |
|
|
|||
37 |
Правописание падежных окончаний имён существительных. Гласные в суффиксах имён существительных. |
1
|
|
|
|||
38 |
Правописание сложных имён существительных. |
1 |
|
|
|||
39 |
Проверочная работа по теме «Имя существительное». |
1 |
|
|
|||
40 |
Имя прилагательное как часть речи. |
1 |
|
|
|||
41 |
Правописание окончаний и суффиксов имён прилагательных. |
1 |
|
|
|||
42 |
Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных. |
1 |
|
|
|||
43 |
Правописание сложных имён прилагательных. |
1 |
|
|
|||
44-45 |
Имя числительное как часть речи |
2 |
|
|
|||
47 |
Местоимение как часть речи. |
1 |
|
|
|||
48 |
Проверочная работа по теме «Именные части речи» |
1 |
|
||||
49-50 |
Глагол как часть речи. |
2 |
|
|
|||
51-52 |
Причастие как часть речи. |
2 |
|
|
|||
53 |
Деепричастие как часть речи. |
1 |
|
|
|||
54-55 |
Наречие как часть речи. Правописание наречий. |
2 |
|
|
|||
56 |
Проверочная работа по теме «Глагол». |
1 |
|
||||
57 |
Слова категории состояния. |
1 |
|
|
|||
58 |
Служебные части речи. Предлог. |
1 |
|
|
|||
59 |
Союз как служебная часть речи. |
2 |
|
|
|||
60-61 |
Частицы. Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление. |
2 |
|
|
|||
62 |
Слитное и раздельное написание частиц с разными частями речи. |
2 |
|
|
|||
63 |
Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. |
1 |
|
|
|||
64 |
Повторение и обобщение пройденного. |
1 |
|
|
|||
65-67 |
Итоговый тест в формате ЕГЭ. |
3 |
|
|
|||
68 |
Работа над ошибками. |
1 |
|
|
|||
|
|
|
|||||
Календарно – тематическое планирование
по русскому языку в 11 классе ( 68 ч)
Номер урока |
Содержание (разделы, темы) |
Количество часов |
Планируемые даты проведения |
Фактические даты проведения |
|
I. |
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ |
52 |
|
||
1. |
Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. |
1 |
7.09 |
|
|
2. |
Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ |
1 |
8 |
|
|
3. |
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетаний. |
1 |
14 |
|
|
4. |
ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Понятие о предложении. Классификация предложений. |
1 |
15 |
|
|
5. |
Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. |
1 |
21 |
|
|
6. |
Второстепенные члены предложения Полные и неполные. Тире в неполном предложении. Порядок слов в предложении. Инверсия. |
1 |
22 |
|
|
7. |
ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. |
1 |
28 |
|
|
8. |
Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях |
1 |
29 |
|
|
9. |
Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях |
1 |
5.10 |
|
|
10. |
Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. |
1 |
6 |
|
|
11. |
Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами. |
1 |
12 |
|
|
12-13 |
Р/Р Контрольное изложение с творческим заданием. |
2 |
13, 19 |
|
|
14. |
Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах |
1 |
20 |
|
|
15. |
Контрольное тестирование по теме «Однородные члены предложения» |
1 |
26 |
|
|
16. |
Анализ контрольного тестирования.. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. |
1 |
27 |
|
|
17. |
Обособленные приложения. |
1 |
29 |
|
|
18. |
Обособленные обстоятельства. |
1 |
9.11 |
|
|
19. |
Обособленные дополнения. |
1 |
10 |
|
|
20. |
Практическая работа по теме орфография. |
1 |
16 |
|
|
21. |
Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. Параллельные синтаксические конструкции |
1 |
17 |
|
|
22. |
Знаки препинания при сравнительном обороте |
1 |
23 |
|
|
23. |
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях |
1 |
24 |
|
|
24. |
Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. |
1 |
30 |
|
|
25. |
Знаки препинания при междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова. |
1 |
1.12 |
|
|
26. |
Практическая работа по теме "Синтаксис и пунктуация". |
1 |
7 |
|
|
27. |
Повторение изученного по теме «Простое осложненное предложение» |
1 8.12 |
|
|
|
28. |
Контрольное тестирование по теме «Простое осложненное предложение» |
1 |
14 |
|
|
29. |
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Анализ контрольного тестирования.. Понятие о сложном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения. |
1 |
15 |
|
|
30. |
Практическая работа по теме « Знаки препинания в сложносочиненном предложении». |
2 |
21, 22 |
|
|
31. |
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным |
1 |
28. 12 |
|
|
32. |
Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным |
1 |
|
|
|
33. |
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными |
1 |
|
|
|
34. |
Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными |
1 |
|
|
|
35-36. |
Практическая работа по теме « Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.» |
1 |
|
|
|
37. |
Комплексный анализ текста с творческим заданием. |
1 |
|
|
|
38-39 |
Практическая работа над сочинением-рассуждением по прочитанному тексту. |
|
|
||
40. |
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. |
1 |
|
|
|
41. |
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. |
1 |
|
|
|
42. |
Тире в бессоюзном сложном предложении. |
1 |
|
|
|
43. |
Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения. |
1 |
|
|
|
44. |
Сложные предложения с разными видами связи. |
1 |
|
|
|
45. |
Синонимия разных типов сложного предложения. |
1 |
|
|
|
46. |
Повторение изученного по теме «Сложное предложение» |
1 |
|
|
|
47. |
Контрольное тестирование по теме «Сложное предложение». |
1 |
|
|
|
48. |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ. Анализ контрольного тестирования. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. |
1 |
|
|
|
49. |
Знаки препинания при диалоге. |
1 |
|
|
|
50. |
Знаки препинания при цитатах. |
1 |
|
|
|
51. |
УПОТРЕБЛЕНИЕ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ. Сочетание знаков препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация. |
1 |
|
|
|
52. |
Контрольное тестирование по теме «Синтаксис и пунктуация». |
1 |
|
|
|
II. |
Культура речи. |
4 |
|
|
|
53. |
Анализ контрольного тестирования. Культура речи как раздел науки о языке. |
1 |
|
|
|
54. |
Типы норм литературного языка. |
1 |
|
|
|
55. |
Качества хорошей речи. Ораторская речь и такт. |
1 |
|
|
|
56. |
Комплексный анализ текста с творческим заданием. |
1 |
|
|
|
III. |
Стилистика. |
6 |
|
|
|
57. |
Стилистика как раздел науки о языке. |
1 |
|
|
|
58. |
Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. |
1 |
|
|
|
59. |
Анализ текстов разных стилей и жанров. |
1 |
|
|
|
60. |
Анализ текста публицистического стиля с творческим заданием. |
1 |
|
|
|
61. |
Особенности литературно-художественной речи. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. |
1 |
|
|
|
62-63 |
Р/Р Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. |
2 |
|
|
|
IV. |
Из истории русского языкознания. |
2 |
|
|
|
64-65 |
Русские лингвисты. |
2 |
|
|
|
66-68. |
Резерв. |
3 |
|
||
ИТОГО: |
___68__ час. |
|
Литература и средства обучения.
1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (2004 год).
2. Программа Н.Г.Гольцовой. Русский язык 10-11 классы. М. «Русское слово», 2008 г.
3. Гольцова Н.Г. и Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. 4-е издание. М., «Русское слово», 2018 г.
4. Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы. Книга для учителя. М., 2009г.
5. Гольцова Н.Г. и Шамшин И.В. Русский язык в таблицах. 10-11 классы. М., 2009г.
6. Львова С.И. и Цыбулько И.П. Настольная книга учителя русского языка. 5-11 классы. М., 2007г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.