Музейный урок "Судьбы выпускников школы №2" в годы ВОВ"
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
воспитательная работа +1
5 кл—11 кл
22.11.2017
Сценарий и технологическая карта урока составлены на основе исследовательской работы ученицы 8класса Бучилиной Ангелины с использованием фонда музея истории школы. В разделе "Введение" краткое описание работы школьного музея. В аннотации методического материала указаны формы, методы, приёмы, использованные на уроке. Урок получился интересный, информативный. Стал победителем республиканского конкурса.
музейный урок.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение города Абакана
«Средняя общеобразовательная школа№2»
«Роль школьных музеев в патриотическом воспитании школьников»
Республиканский конкурс
Номинация: музейный урок
«Судьбы детей школы №2
в годы Великой Отечественной войны»
Автор: учитель Технологии
высшей квалификационной категории,
руководитель музея истории школы
Черных Надежда Митрофановна 2017г.
г. Абакан
Введение
Актуальность краеведческой деятельности объясняется требованием времени.
Это одна из форм совместной работы учащихся, педагогов, родителей,
общественности, позволяющая осуществлять требования ФГОС с приоритетом
ценностной составляющей образовательного процесса. Что открывает большие
возможности для формирования нравственных идеалов и чувства патриотизма,
воспитания уважения к героическому прошлому своего народа, приобщения к
истокам своей «малой Родины», России.
В МБОУ СОШ №2 г. Абакана с 1984г. существует школьный музей, который
является активным звеном в системе приобщения к истории первой школы Хакасии.
Школьный музей – гордость школы. Размещён он в большом, просторном кабинете
№25 на втором этаже школы. В результате грантовой поддержки компании РУСАЛ в
2013 году нам удалось перевести работу школьного музея в новую стадию
функционирования с помощью активного вовлечения детского и педагогического
коллективов в созидательную (поисковую и исследовательскую) деятельность, на
основе современных требований к содержанию, оформлению и оборудованию
(реализация значимых проектов, цифровой формат музейных фондов, использование
оргтехники). Школа получила достойное помещение, оснащенное музейным
оборудованием и современной техникой, оцифрованный и пополненный музейный
фонд. Помещение оборудовано экспозиционными витринами, тумбами, стендами;
имеются современные технические средства, необходимые для проведения
экскурсий, музейных уроков, внеклассных занятий, библиотечных часов. В процессе
поисковоисследовательской деятельности фонды музея пополняются.
В музее собран материал об истории школы №2, о развитии образования в
Абакане, об историческом прошлом нашего города.
На базе школьного музея работает творческое объединение «Верю. Храню.
Люблю» (музейное дело). Оканчивая школу, воспитанники кружка передают свой
опыт экскурсоводов и музейных «работников» другим ученикам. Т.о, школьники
становятся причастны к делу сохранения исторической памяти. Происходит
развитие творческого потенциала личности, то есть самореализация ученика.
Экскурсии в школьный музей – одна из главных форм музейной педагогики.
Музей посещают ветераны Великой Отечественной войны, ветераны педагогического
труда, выпускники и ученики школы, общественность города, СМИ.
Традиционные экскурсии в значительной мере стали интерактивными. Дети
вовлекаются в соответствующий вид деятельности. Например, посидеть за школьной
партой, написать текст чернилами и перьевыми ручками, посчитать на счетах,
полистать старые учебники, побарабанить, погорнить, посмотреть диафильм,
послушать грампластинку. В настоящее время имеет место говорить, что школьный музей становится
центром гражданскопатриотического воспитания, который даёт возможность
вовлекать в полезную деятельность и детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации, воспитывать навыки музейной культуры, развивать умения поисковой
деятельности, воспитывать лучшие гражданские качества личности.
Аннотация методической разработки
.
Основополагающей темой для воспитания патриотизма, нравственных
ценностей прошлых поколений учеников родной школы на музейном уроке являются
события, связанные с Великой Отечественной войной. Уходят живые свидетели
истории, но остаются документы. Они позволяют познакомиться с прошлым по
первоисточникам, поразмышлять над событиями Великой Отечественной войны,
составить о ней собственное мнение.
Музейный урок позволяет прикоснуться не только к истокам беспримерного
подвига народа, но и оценить значимость подвига выпускников родной школы,
воевавших на фронтах, ковавших победу в тылу и совсем маленьких сверстников,
мужественно переживших лихолетье.
Методическая разработка музейного урока предназначена для учащихся
средней школы. На мероприятие отводится 45 минут. Используются материалы
музея истории школы, добытые в процессе поисковоисследовательской работы:
оригинал фронтового письма, сочинение ученицы, фотографии, исследовательская
работа Бучилиной Ангелины 7кл. «Дети школы №2 в годы В.О.В.», три интервью с
учениками школы №2 детьми войны, архивные данные (газета «Советская Хакасия
194243гг»)
Группа, проводящая мероприятие, состоит из старшеклассников, увлеченных
музейной работой. Все они активно участвовали в подготовительном этапе: изучали
уникальные музейные источники, подбирали музыкальное сопровождение,
разучивали стихотворения. Им приходилось выступать перед слушателями
Георгиевских и Катановских чтений, принимать участие в городском конкурсе
интервью «Когданибудь и с кемнибудь мы будем вспоминать…», проводить
экскурсии по музейным экспозициям. Всегда их рассказ вызывал эмоциональный
отклик у присутствующих, ведь речь шла не об отвлеченных исторических событиях,
а событиях, связанных с историей родной школы и судьбами наших учеников.
Учащиеся мотивированы к таким видам учебной работы, как изучение исторических
документов, их анализ, оценка прошлого и настоящего.
Методы и приёмы музейной педагогики, использованные на уроке:
системно деятельностный подход; «погружение» в историческую среду;
ролевое проживание событий; поиск ассоциаций, позволяющих выявить реальные
связи предметов и событий (упражнение «Ожившая фотография»); моделирование
ситуаций, событий, явлений; музейнообразовательная игра “Таинственный предмет». Технологическая карта урока
Учитель : Черных Надежда Митрофановна
Предмет Музейный урок (Внеурочное занятие)
Класс_6 А
Тема урока «Судьбы детей школы №2 в годы Великой Отечественной войны»
Тип урока Урок усвоения новых знаний ( УУНЗ)
Цель: воспитание нравственной позиции гражданина по отношению к своему родному краю, героическому пошлому
своего народа.
Задачи:
Образовательная: расширить знания учащихся об истории школы в годы В.О.В.
Развивающая: учить учащихся работать с дополнительными источниками информации
Воспитательная:
создать объективную основу для воспитания патриотизма
формировать понимание исторической связи поколений, сопричастности к человеческим судьбам через историю
родной школы, своей «малой» Родины
Оборудование: ноутбук, проектор и экран для демонстрации презентации, аудиозаписи, материалы и инструменты для
групповой работы, музейные экспонаты, одежда для театрализации.
Деятельность
учителя
Деятельность учащихся
УУД
Познавательные Коммуникативные
Регулятивные
Личностные
1.Этап урока. Организации учебного занятия Погружение в тему урока
Ребенок умеет слушать
и слышать;
Развитие коммуника
тивной компетент
ности в совместно
продуктивной деятель
ности.
Принимать и
сохранять учебную
задачу. Определять
цель учебной
деятель
ности с помощью
учителя и самосто
ятельно.
Проявляет учебно
познавательный
интерес к новому
материалу и
способам решения
новой задачи.
Проблематизация,
побуждение.
В одном из
стихотворений
военный поэт
Константин
Симонов сказал:
Словно смотришь
в бинокль
перевернутый
Все, что сзади
осталось,
уменьшилось…
Действительно,
сегодня в мире
так много
информации, что
порой память не
может удержать
все знания о
событиях и
людях. Но
события,
связанные с
Великой
Отечественной
войной мы не
имеем права
забывать.
С чем на ваш
взгляд будет
связана тема урока, если мы
проводим его
именно в музее
школы? (ответы)
2 этап урока. Подготовка учащихся к активной основной учебнопознавательной деятельности
Планировать свои
действия в
соответствии с
поставленной задачей
и условиями её
реализации. Учитывать
установлен
ные правила в
планировании
Трансляция духовно
нравственного опыта
через коммуникацию
системы социальных
личностных смыслов,
раскрывающих
нравственное значение
поступков героев.
Ученик может
поставить учебную
задачу на основе
соотнесения того,
что уже известно и
усвоено учся, и
того, что еще
неизвестно;
Ученик умеет
делать
нравственный
выбор; способен к
волевому усилию;
о
Ведущая Бучилина Ангелина:
рассказывает
своей
исследовательской работе «Дети
школы №2 в годы В.О.В». Выбирая
тему исследования, я осознавала,
что человеческие жизни не вечны, и
скоро наступит время, когда не
окажется живых
свидетелей
военного времени. Но я пока ещё
имею возможность прикоснуться к
Великой Отечественной войне,
слушая воспоминания живых
свидетелей того времени.
Каждый
ребёнок,
переживший войну – герой. Война
испортила
их детство и,
соответственно, судьбу; наложила
отпечаток на последующую жизнь.
Мы, потомки и наследники Великой
Победы, должны знать о подвигах
своих сошкольников и сохранять
память о них для последующих
поколений.
Этим продиктовано моё желание
узнать от живых свидетелей того
времени о жизни детей – абаканцев в годы Великой Отечественной
пополнить материалы
войны,
школьного музея,
разработать
экскурсию и музейный урок. В
этом заключается практическое
значение моей работы.
3 этап урока. Изучение новых знаний и способов деятельности
Бучилина Ангелина: Сеть
общеобразовательных школ в городе
Абакан в военный период
представляли школы №
1,2,3,4,5,6,7,10,11,30, в которых
работали 123 учителя.
(Слайд: «Школа») Школа №2
находилась по адресу: улица
Набережная, дом 28. Директором
школы в 194248гг была Никитина
Анастасия Алексеевна. В июне 1941
года выпуск учеников десятого
класса не состоялся.
По данным национального архива
Хакасии в первые дни войны подали
заявление и ученики школы №2:
Тебеньков Иван,
Лукьянович
Григорий,
Тугарин Александр,
Сторожев Александр, Жернакова
Елизавета,
Жернакова Мария,
Жернаков Василий, Пономарева
Фаина, Иванов Григорий, Иванов
Тимофей, Трояков Гавриил, Хилько
Фёдор,
Лидия,
Друшляк
Власов
Николай.
Мыльникова
Геннадий,
Осуществлять синтез
как составление целого
из частей.
Умение выражать свои
мысли, строить
высказывание в
соответствие с
задачами
коммуникации;
Ребенок может
интегрироваться в
группу свестников
Договариваться и
приходить к общему
решению в совместной
деятельности, в том
числе в ситуации
столкновения
интересов.
Ученик может
структурировать
найденную
информацию в нужной
форме;
Ребенок умеет
выбирать наиболее
подходящий способ
решения проблемы,
исходя из ситуации;
Ребенок умеет
устанавливать
причинно
Использовать речь для
регуляции
своего
действия.
Ребенок может
осуществлять
продуктивное
взаимодействия с
детьми и взрослыми;
Осуществлять поиск
необходимой
информации для
выполнения заданий.
Строить сообщения
в устной и
письменной форме
по согласованному
плану.
Ученик умеет
составлять план
действий;
Ученик способен к
волевому усилию;
У ученика
сформирован
внутренний план
действий;
Ученик перед тем,
как начать
действовать
определяет
Ученик осознает
смысл учения и
понимает личную
ответственность за
будущий результат;
Ученик умеет
делать
нравственный
выбор;
Ученик способен к
волевому усилию;
У ребенка
сформирована
учебная мотивация;
Ребенок умеет
адекватно
реагировать на
трудности и не
боится сделать
ошибку
В конце нашего
урока я хотела бы
зачитать слова
писателя,
участника ВОВ,
Виктора
Астафьева.
Ставлю перед
вами задачу.
Прослушав текст, последовательность
действий
скажите какие
условия
проживания ты
создал бы для
ветеранов ВОВ и
детей войны,
будучи
президентом
страны?
Звучит песня «Ах, война…»
Театрализованный момент.
Знакомство с выпускниками
школы,ушедшими на фронт.
Упражнение «Ожившая
фотография» работа с реликвией.
Музейнообразовательная игра «О
чём говорят вещи»
Сценка «Я сбегу на фронт».
Групповая работа с материалами
газеты «Советская Хакасия» за
19421945гг.
Игра «Таинственный предмет».
Просмотр видеоролика «Дети
войны» с участием автор песни Ильи
Резника.
следественные связи;
У ребенка
сформированы умения
анализа и синтеза;
Ребенок умеет вести
поиск и выделять
необходимую
информацию
4 этап урока. Подведение итогов занятия
Ученик контролирует
и оценивает процесс
своей деятельности и
его результаты
Ученик выражает свои
мысли в соответствии с
задачами и условиями
коммуникации, владеет
монологической и
диалогической речью в
соответствии с
нормами родного языка
Ученик владеет
навыками
результирующего,
процессуального и
прогностического
самоконтроля;
Вопросы для
закрепления:
1.Назовите годы
ВОВ?
2.Назовите
фамилии учеников
и пионервожатых
школы,
принимавших
участие в военных
действиях.
3.Назовите имена
детей войны, о
Звучит седьмая симфония
Шостаковича. На фоне музыки
стихотворение.
Дети войны, и веет холодом.
Дети войны, и пахнет голодом.
Дети войны, и дыбом волосы.
На чёлках детских — седые волосы.
Земля омыта слезами детскими.
Детьми советскими и несоветскими.
Какая разница, где был под
немцами?
В Дахау, Лидице или в Освенциме?
Их кровь алеет на плацах маками.
Трава поникла, где дети плакали.
Дети войны, боль и отчаяние.
Самостоятельно
формулирует
собственную точку
зрения на
предлагаемый
материал или
ситуацию.
Самостоятельно
определяет уровень
усвоения учебного
материала и
качество усвоения. И сколько надо им минут молчания?
Неугасима память поколения
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте,
встанем на
мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
люди,
5 этап урока. Домашнее задание
которых сегодня
шла речь.
4.Какими
документальными
свидетельствами
мы располагали в
ходе музейного
урока?
5.Что нового из
истории
своей
школы ты узнал
сегодня?
Д\З На основе
полученных на
уроке знаний,
полученных
впечатлений,
пережитых чувств
написать
короткий рассказ
«Если бы я
оказался
выпускником
школы
1941года…». Из
ваших сочинений
актив музея
составит сборник,
который станет
современным
экспонатом школьного музея.
(Рефлексивные
карты.)
1.Узнал много
нового.
2.Многое знал,
дополнил свои
знания.
3.Не узнал ничего
нового.
4.Появилось
желание узнать
6 этап урока. Рефлексия.
Слушание песни «Дети войны».
Минута молчания в память о
погибших.
Перспектива
исследования.
Что общего и различного у детей
войны и у вас, современных ребят?
Чему бы вы хотели научиться у
детей войны? Какие черты
характера перенять?
развития
Оценивает правиль
ность выполнения
своих действий и
действий одноклас
сников по заданному
алгоритму.
Оценивает свою
деятельность и
деятельность других.
У ученика развита
рефлексия;
Демонстрирует
чувства
сопричастности и
гордости за свою
Родину, школу,
народ и историю,
осознание
ответственности
человека за
благосостояние
общества.
Использует речь для
регуляции своего
действия.
Формулирует
собственное мнение и
позицию.
Адекватно использует
речевые средства для
решения различных
коммуникативных
задач, строит
монологическое
высказывание, владеет
диалогической формой
речи. больше о войне.
5.Думаю, что стал
лучше
представлять, что
такое война «Судьбы детей школы №2 в годы Великой Отечественной войны»
Сценарий музейного урока
1. Организационный этап
Учитель: В одном из стихотворений военный поэт Константин Симонов сказал:
Словно смотришь в бинокль перевернутый
Всё, что сзади осталось, уменьшилось…
Действительно, сегодня в мире так много информации, что порой память не может
удержать все знания о событиях и людях. Но события, связанные с Великой
Отечественной войной мы не имеем права забывать.
С чем на ваш взгляд будет связана тема урока, если мы проводим его именно в музее
школы? (ответы)
Бучилина Ангелина готовила исследовательскую работу на Георгиевские чтения и
посвятила её ученикам нашей школы, чьё детство искалечила война.
Одной из задач обобщение собранного материала для экскурсий и музейных
Целью её исследования являлось сохранить исторические сведения очевидцев
военной истории школы, обосновать жизненную позицию советских детей в годы ВОВ,
степень участия в приближении Победы.
уроков в музее истории школы №2.
Таким образом, музейный урок мы разработали на основе исследовательской работы
Бучилиной Ангелины.
2 этап урока. Подготовка учащихся к активной основной учебнопознавательной
деятельности
Бучилина А: Когда началась война, на защиту России поднялись тысячи мальчиков
и девочек, моих ровесников. Они порой делали то, что не под силу было сильным
мужчинам. Что руководило ими в ту грозную пору? Тяга к приключениям?
Ответственность за судьбу своей страны? Ненависть к фашистам? Наверное, всё
вместе. Они совершили истинный подвиг.
Выбирая тему исследования, я осознавала, что человеческие жизни не вечны, и скоро
наступит время, когда не окажется живых свидетелей военного времени. Но я пока ещё
имею возможность прикоснуться к Великой Отечественной войне, слушая
воспоминания живых свидетелей того времени.
Гипотеза исследования: Каждый ребёнок, переживший войну – герой. Война
испортила их детство и, соответственно, судьбу; наложила отпечаток на последующую
жизнь. Мы, потомки и наследники Великой Победы, должны знать о
подвигах своих сошкольников и сохранять память о них для последующих
поколений.
Этим продиктовано моё желание узнать от живых свидетелей того времени о жизни
детей – абаканцев в годы Великой Отечественной войны, пополнить материалы школьного музея, разработать экскурсию и музейный урок. В этом заключается
практическое значение моей работы.
3 этап урока. Изучение новых знаний и способов деятельности
Сеть общеобразовательных школ в городе Абакан в военный период
представляли школы № 1,2,3,4,5,6,7,10,11,30, в которых работали 123 учителя.
(Слайд: «Школа») Школа №2 находилась по адресу: улица Набережная, дом 28.
Директором школы в 194248гг была Никитина Анастасия Алексеевна. В июне 1941
года выпуск учеников десятого класса не состоялся.
Хотя Советское правительство неуклонно требовало выполнения Закона о всеобщем
образовании детей, вчерашние школьники рвались в бой с фашистами, осаждая
военкоматы.
По данным национального архива Хакасии в первые дни войны подали заявление и
ученики ШКОЛЫ №2: Тебеньков Иван, Лукьянович Григорий, Тугарин Александр,
Сторожев Александр, Жернакова Елизавета, Жернакова Мария, Жернаков Василий,
Пономарева Фаина, Иванов Григорий, Иванов Тимофей, Трояков Гавриил, Хилько
Фёдор, Мыльникова Лидия, Друшляк Геннадий, Власов Николай.
Звучит песня «Ах, война…»
(ролевое проживание событий)
Мальчик: Давайте включим воображение и представим, что я одноклассник выпуска
школы №2 1941 года… Я хочу познакомить вас с моими друзьями …(надевает
пилотку)
Совсем юными, безусыми мальчишками уходили на фронт мои товарищи, многим из
которых не исполнилось и восемнадцати лет. Никогда не изгладятся из памяти имена
ребят, с которыми прошло моё детство. Это мальчишки и девчонки улиц
Пролетарской, Максима Горького, Нагорной, Мостовой, Кожевенной. Издавна мы
дружили между собой. В зимнее время вместе катались с горок на санках, ледянках и
самодельных лыжах, летом купались на реке Абакан, ходили в лес и на рыбалку. По
разному складывалась жизнь у моих сверстников к лету 1941 года.
У каждого были свои мечты, цели, желания. Хотя в Европе уже полыхала война,
никто не задумывался о той грозной опасности, которая уже приближалась к нашей
стране. В воскресный день, 22 июня 1941 года, мы узнали, что фашистская Германия
напала на нашу Родину. Выйдя на улицу, мы заметили, что группами собираются
жители, и всюду слышится страшное слово «война».
Мы с ребятами пошли в военкомат и подали заявления на фронт. Некоторым из нас
отказали, потому что ещё не исполнилось 18 лет.
Мальчик 2. Мы были пехотинцы и артиллеристы, танкисты, санинструкторы, связисты,
авиадесантники.
Мальчик 1. Сражались мы храбро, не щадя своей жизни во имя Родины.
Мальчик 2. Жаль, домой вернулись не все. Мальчик 3. Большинство моих юных товарищей, ушедших на фронт, не успели
обзавестись семьями. А значит, у них нет ни детей, ни внуков, ни правнуков…
Девочка 1. Я Лидия Мыльникова. Дважды писала рапорт с просьбой добровольно
вступить в вооруженные силы. Мне отказывали потому, что не исполнилось 18 лет.
Окончила курсы военных связистов и, наконец, попала в действующую армию. После
войны окончила Пединститут в Абакане, работала директором школы номер
восемнадцать. Награждена медалью «За Победу над Японией».
Мальчик 2. Я Сторожев Александр 1922г.р. Комсомолец. Погиб на Ленинградском
фронте, полевая почта 1704. А моя мама долго меня разыскивала, писала письма о
помощи в поисках моей могилы пионерам следопытам школы .
Мальчик 4. (выходит с двумя девочками, все надевают пилотки) Я Василий
Жернаков – пропал без вести в 1943 году. Мы с моими сёстрами – Лизой и Машей
жили на улице, которая в ваше время носит имя Героя Советского Союза Михаила
Чебодаева, который, кстати, тоже учился в стенах вашей школы, когда там
располагался Абаканский педагогический техникум. Мы с сестрами записались
добровольцами в ряды Красной армии. Лиза погибла на фронте, а Мария вернулась с
фронта без ног.
Девочка 2. Я Лёля Долгих. Комсомолка. Окончила курсы медсестёр 1го запаса, ушла
на фронт. (О дальнейшей моей судьбе не известно)
Мальчик 5. Я Александр Тугарин. Дошёл до Берлина. До 1947 года оставался
комендантом немецкого города.
Мальчик 6. Я Фёдор Хилько. Воевал в составе 3го Белорусского фронта 21го
самоходного дивизиона. Награждён медалями «За отвагу», «За взятие Кенигсберга»,
«За победу над Германией», орденами Отечественной войны II и I степеней, «Красной
звезды».
Мальчик 1. Многие мои одноклассники не вернулись с войны. Остались только
фамилии на обелисках и память – моя память.
Теперь и вы знаете друзей моей юности. Будем считать, что знакомство состоялось.
Пусть мои юные друзья живут в вашей памяти. (Демонстрируются слайды)
Учитель. (Работа в группах). Музейнообразовательная игра называется “О чем
говорят вещи”.) Ребята я предлагаю вам задание с музейным экспонатом. Сейчас вы
получите копию письма матери Александра Сторожева пионерам – следопытам нашей
школы. Вы его прочтёте в группах и обсудите что именно это письмо может
рассказать, о человеке, который его писал? Эта музейнообразовательная игра
называется “О чем говорят вещи”. (Ответы детей)
Учитель. Ушли на фронт и пионерские вожатые Фаина Пономарева и Глина Тупицына.
( Фото на слайде)
Фаина Понамарёва участвовала в боях за Москву, в освобождении Польши,
Чехословакии. Дошла до Берлина. Служила в 274 гвардейской 2ды орденоносной Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова Ярцевской стрелковой дивизии.
Награждена орденом «Красной звезды», медалями «За оборону Москвы», «За
освобождение Праги», «За освобождение Варшавы». Дошла до Берлина. Вернулась в
Абакан.
Галина Тупицына Кандидат ВКП(б). Санинструктор. После тяжёлого ранения умерла
в госпитале города Новохопёрска 20.02.1943года. Похоронена в братской могиле. Наш
школьный музей хранит реликвии – письма Гали Тупициной с фронта. (показываю),
фронтовые фотографии, переписку школьников с её сёстрами и сочинение о Гале
Новосибирской школьницы, которая является её внучатой племянницей. В письме от
20/XI42 года она обращается к пионерам школы №2: «Со всем своим стремлением и
энергией, желанием и любовью к Родине я все свои силы отдам для того, чтобы
спасать бойцов, а вы учитесь на «хорошо» и «отлично». Помните, каждая ваша
отличная отметка – удар по врагу».
В другом письме Галина описывает своё состояние после ранения (зачитываю
отрывок из письма)
Девочка. Из поэмы М. Алигер «Таня»
Ты лежишь на снегу, о, как. много за нас отдала ты,
Чтобы гордо откинуться чистым, прекрасным лицом!
За доспехи героя, за тяжелые ржавые латы,
За святое блаженство быть храбрым бойцом
Стань же нашей любимицей, символом правды и силы,
Чтоб была наша верность, как гибель твоя высока.
Мимо твоей занесенной снегами могилы –
На запад, на запад! – идут, присягая войска”.
Упражнение «Ожившая фотография». (Раздаю копии фотографии Гали Тупициной.)
Задание: глядя на фотографию, оценить замысел фотографа, мысли и чувства
изображённого на фото, окружение, что предшествовало этому событию и др.
Бучилина А. В Хакасию, как и в другие районы Сибири, стали эвакуировать
промышленные предприятия, оборудование, людей. Самой тяжёлой и сложной
задачей была проблема обеспечения предприятий рабочей силой. Места ушедших на
фронт рабочих заняли женщины, подростки, пенсионеры. Война сделала взрослыми
вчерашних подростков. На Абаканском мясокомбинате более 60% коллектива в летнее
время составляли подростки.
(Слайд. Фото рабочей смены подростков на мясокомбинате)
Они же были основой коллективов ремонтных и обувных предприятий Абакана.
Николай Николаевич Манаков, впоследствии руководитель обувного объединения,
вспоминал: «Нелегко приходилось нам, подросткам, работать на предприятиях вместо
отцов, но кому тогда было легко? По возрасту, мы еще не подходили для фронта и поэтому, зная, что наше место здесь, стремились все делать так, чтобы не было стыдно
перед ушедшими на фронт отцами и старшими братьями.
Сценка. (Герои Мишка и Женька)
Женька: Смена закончилась. Сейчас упаду от усталости. Мишка, пойдём, попьём
чайку горячего. Сегодня нас отпустили пораньше, значит, поспим больше. Да, ос
тавайся у меня. Мама придёт с заводской смены только к полуночи, да и дорога до
комбината от нас короче.
Мишка: А ты, Женька, молодец. Первый из ребят получил разряд. Стал
настоящим механиком станков.
Женька Ладно, Мишка, не завидуй. И ты получишь. Представляешь, завтра мы
получим настоящую военную одежду, ватники.
Мишка: Вот здорово! Сразу почувствуем себя настоящими взрослыми.
Женька: Конечно, я и на фронт ещё сбегу.
Учитель. По данным 1944 года среди рабочего класса Советского Союза
насчитывалось 2, 5 млн. человек в возрасте до 18 лет, в том числе 700 тысяч
подростков. Известно, что 14летнему Алексею Бойченко, ежедневно
перевыполнявшему установленный минимум трудодней в 67 раз, было присвоено зва
ние Героя Социалистического труда.
Можно сделать вывод Оказавшись в пекле страданий и невзгод, дети терпели голод и
холод, теряли родных и близких, работали наравне со взрослыми. Осилили,
вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу.
Бучилина А. В военную пору в Хакасии выходило 2 газеты: «Советская
Хакасия» и «Хызыл – Аал». На основе материалов газеты «Советская Хакасия» в
национальном архиве республики я провела исследование на предмет освещения
положения в школах Абакана в военные годы, нашлось более 20ти заметок.
Учитель. Творческое задание групповое: Изучить отрывки из статей газеты
«Советская Хакасия» за 19421945г.г. о работе школы №2 в годы войны и найти ответ
на призыв любимого писателя советских ребят А. П. Гайдара, обращённого к детям в
начале войны: "Страна о вас всегда заботилась, она вас воспитывала, учила, ласкала...
Пришло время и вам не словами, а делом показать, как вы её цените, бережёте и
любите". (раздать выдержки из статей)
(Правильный ответ: Советская Хакасия.1944.3 авг.
Замечательную инициативу проявили учителя школы №2. Они открыли при своих
школах мастерские по починке старой и пошивке новой обуви, организовали пошивку
из овчинных отходов унтаек, рукавиц, теплых жилетов, обработку шерсти для
валенок. К работе привлечено 55 учащихся 5х и 6х классов.) Бучилина А. (Слайд. Танк) Пионеры страны собирали средства для производства
танков для фронта. В том числе и на средства, собранные пионерами Хакасии был
построен танк. Маленькая омичка Ада Занегина написала письмо в газету «Омская
правда»:
(Слайд. Письмо Ады Занегиной)
Бучилина А. Что помнят они? Что могут рассказать? Дети войны. Выполняя задачи
исследовательского проекта, я провела три интервью с детьми войны, ученицами
школы.
1. Фаина Васильевна Островская рассказывает: В школе стояли круглые печи,
покрытые жестью – «голландки»… Зимы были очень холодными. Когда дети шли в
школу они брали с собой по полешку дров для того, чтобы топить в школе печь. Но, всё
равно, было настолько холодно, что ученики были вынуждены сидеть на уроках в
верхней одежде. От холода в чернильницах замерзали чернила. И даже в таких
условиях занятия в школе не прекращались, учились в две смены.
2. Из интервью с Маловой Елизаветой Васильевной я узнала, что ученики нашей
школы, начиная с 1941 года, привлекались для работы в колхозе, на строительстве
Уйбатского оросительного канала. У Елизаветы Васильевны на фронте в войну
погибло 10 родственников.
3. В беседе с с Ниной Павловной Провоторовой меня поразили факты её
тяжёлого военного детства.
Она говорит, что до сих пор испытывает страх, что не достанется еды.
Помню, как собирали очистки и мёрзлые клубни картофеля и готовили
драники. Слово «драники» вызывает у меня отвращение по сей день.
(Музейнообразовательная игра “Таинственный предмет”. Ребята делятся на 2
команды и должны назвать пять характеристик предмета, находящегося в чёрном
ящике. Другая команда должна отгадать.) В одном ящике лежит кусочек чёрного хлеба,
в другом – сырая картофелина).
Учитель. Дети военной поры могут ещё рассказать, как умирали от голода и страха.
Как тосковали, когда наступило первое сентября 1941 года, и не надо было идти в
школу. Как в 1012 лет, только встав на ящик, дотягивались до станков и работали по 12 часов в сутки. Дети помогали фронту всем, чем могли. Они пришли в обезлюдившие
цеха заводов и на опустевшие колхозные поля, заменяя взрослых. В 1115 лет они
становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы, собирали урожай,
дежурили в госпиталях. Свои трудовые книжки они получали раньше, чем паспорта. Их
выдавала война.
Бучилина А. Эти три встречи дали мне возможность ощутить связь поколений и
проникнуться сопереживанием к людям, пережившим годы Великой Отечественной
войны. Ещё раз я убедилась, что в общей Победе над врагом не малая заслуга и детей,
таких, как Фаина, Нина и ЛизаЛизонька, как называла её мама.
Удивительно то, что тяжкий труд и горькие страдания не истребили в них ни теплоты
сердца, отзывчивого на чужую боль и всегда готового прийти на помощь, ни
способности самоотверженно и искренне любить. Их судьбы самый лучший урок
человечности и патриотизма
Показ видеоролика. Песня Ильи Резника «Дети войны». Поёт автор в
сопровождении детского хора на фоне слайдовых фотографий. Слова песни:
Дети войны. Смотрят в небо глаза воспалённые.
Дети войны. Сердце в маленьком горе бездонное.
Дети войны. Сердце словно отчаянный гром.
Дети войны. Ленинградский трубит метроном.
Дети войны. Неумолчный гремит метроном.
Дети войны набивались в теплушки открытые.
Дети войны хоронили игрушки убитые.
Никогда я забыть не смогу
Крошки хлеба на белом снегу.
Крошки хлеба на белом снегу.
Вихрем огненным, чёрным вороном
Налетела нежданно беда.
Разбросала нас во все стороны.
В детстве нас разлучила война.
Учитель: В конце нашего урока я хотела бы зачитать слова писателя, участника ВОВ,
Виктора Астафьева. Ставлю перед вами задачу. Прослушав текст, скажите какие
условия проживания ты создал бы для ветеранов ВОВ и детей войны, будучи
президентом страны?
“Но когда за нами захлопнется дверь и тихо станет на земле, не надо будет рвать
глотку в очередях, тратиться на войны и раздоры, – почаще вспоминайте: это мы,
недоучившиеся, не успевшие изведать любви, не познавшие многих радостей жизни,
вытерпевшие такую неслыханную боль, такое неслыханное страдание, такие гонимые и
притесненные от спасенных нами вождей и родной партии, все же принесли мир на
землю, уберегли ее от кровожадных безумцев, а России подарили такую
продолжительную безвоенную паузу, какой она, кажется, не знала за всю свою лохматую и кровавую историю. На благодарность не рассчитываем, но на
справедливую, честную память мы, битые войной и мятые послевоенной жизнью
солдаты, надеяться имеем право. Хотя бы ее то мы заслужили”. (ответы детей)
4 этап урока. Подведение итогов занятия
Учитель: Итак, сегодня на уроке познакомились с героическими страницами
нашей школы. Узнали, какой вклад в общее дело Победы внесли выпускники нашей
родной школы №2.
Вывод:
1. Война – это не только человеческие жертвы, потери в бою, это, прежде всего
искалеченное детство.
2. В годы войны каждый ребенок совершил свой подвиг, как и весь народ
заплатив страшную цену за победу в Великой Отечественной войне.
3. Ученики школы №2 внесли весомый вклад в победу над фашизмом.
Вопросы для закрепления:
1. Назовите годы ВОВ?
2. Назовите фамилии учеников и пионервожатых школы, принимавших участие в
военных действиях.
3. Назовите имена детей войны, о которых сегодня шла речь.
4. Какими документальными свидетельствами мы располагали в ходе музейного
урока?
5.
Что нового ты узнал о школе?
Звучит седьмая симфония Шостаковича. На фоне музыки стихотворение.
Дети войны, и веет холодом.
Дети войны, и пахнет голодом.
Дети войны, и дыбом волосы.
На чёлках детских — седые волосы.
Земля омыта слезами детскими.
Детьми советскими и несоветскими.
Какая разница, где был под немцами?
В Дахау, Лидице или в Освенциме?
Их кровь алеет на плацах маками.
Трава поникла, где дети плакали.
Дети войны, боль и отчаяние.
И сколько надо им минут молчания? Учитель. Неугасима память поколения
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
Минута молчания
5 этап урока. Домашнее задание.
Учитель. На основе полученных на уроке знаний и впечатлений, пережитых чувств
написать короткий рассказ «Если бы я оказался выпускником школы 1941года…». Из
ваших сочинений актив музея составит сборник, который станет современным
экспонатом школьного музея.
6 этап урока. Рефлексия.
Учитель: Сейчас я прошу вас каждого подумать и определить для себя итог урока.
Выберите один или несколько предложенных вариантов:
(Рефлексивные карты)
Узнал много нового.
Многое знал, дополнил свои знания.
Не узнал ничего нового.
Появилось желание узнать больше о войне.
Думаю, что стал лучше представлять, что такое война
Музейный урок "Судьбы выпускников школы №2" в годы ВОВ"
Музейный урок "Судьбы выпускников школы №2" в годы ВОВ"
Музейный урок "Судьбы выпускников школы №2" в годы ВОВ"
Музейный урок "Судьбы выпускников школы №2" в годы ВОВ"
Музейный урок "Судьбы выпускников школы №2" в годы ВОВ"
Музейный урок "Судьбы выпускников школы №2" в годы ВОВ"
Музейный урок "Судьбы выпускников школы №2" в годы ВОВ"
Музейный урок "Судьбы выпускников школы №2" в годы ВОВ"
Музейный урок "Судьбы выпускников школы №2" в годы ВОВ"
Музейный урок "Судьбы выпускников школы №2" в годы ВОВ"
Музейный урок "Судьбы выпускников школы №2" в годы ВОВ"
Музейный урок "Судьбы выпускников школы №2" в годы ВОВ"
Музейный урок "Судьбы выпускников школы №2" в годы ВОВ"
Музейный урок "Судьбы выпускников школы №2" в годы ВОВ"
Музейный урок "Судьбы выпускников школы №2" в годы ВОВ"
Музейный урок "Судьбы выпускников школы №2" в годы ВОВ"
Музейный урок "Судьбы выпускников школы №2" в годы ВОВ"
Музейный урок "Судьбы выпускников школы №2" в годы ВОВ"
Музейный урок "Судьбы выпускников школы №2" в годы ВОВ"
Музейный урок "Судьбы выпускников школы №2" в годы ВОВ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.