лучшедома
Музыка рисует, а картина звучит

Музыка рисует, а картина звучит

docx
24.03.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

музыкарисует,а картина звучит 2019.docx

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования Дом детского творчества

муниципального района Давлекановский район

 Республики Башкортостан

 

 

Рассмотрено на методическом совете МБОУ ДО ДДТ

 

Утверждаю

Директор МБОУ ДО ДДТ

________Н.В.Петрова

Протокол №__ от ____________

Приказ №____ от _________

 

 

 

Открытое занятие на тему :

«Музыка рисует, а картина звучит»

(художественная направленность)

 

 

 

                                                              

 

Выполнила Стрельцова Наталья Вячеславовна

Педагог дополнительного образования

Высшей квалификационной категории

МБОУ ДО Дом детского творчества

МР Давлекановский район РБ

 

 

 

 

 

 

г. Давлеканово – 2019г.

Содержание:

 

1.     Пояснительная записка                                                                        3стр.

2.     Ход занятия                                                                                           4 стр.

3.     Теоретическая часть                                                                             5 стр.

4.     Практическая часть                                                                               7 стр.

5.     Итог занятия                                                                                           8 стр.

6.     Используемая литература                                                                      9стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Пояснительная записка

Занятие на тему «Музыка рисует, а картина звучит» в технике «по-сырому» разработано для обучающихся объединения «Палитра» МБОУ ДО ДДТ. Оно имеет художественную направленность и может использоваться на занятиях в Домах детского творчества и школах.

Цель занятия:

Расширить знания учащихся взаимодействием двух видов искусства музыки и живописи; анализировать и выявлять внутреннее многообразие связей музыки и изобразительного искусства, соотнести средства художественной выразительности музыки и живописи.

Задачи:

Образовательная: познакомить детей с произведениями знаменитых композиторов и живописцев; способствовать развитию ассоциативного мышления, творческих способностей учащихся;

Развивающая: формировать умение работать с акварелью (по сырому листу), подбирать краски, соответствующие настроению, развивать воображение, фантазию, художественный вкус;

Воспитывающая: воспитывать чувство прекрасного в музыке и живописи, чувства товарищества, умения работать в коллективе, воспитание взаимовыручки, приучать соблюдать порядок на рабочем месте, вызвать положительные эмоции от художественной деятельности, интерес к изобразительному творчеству;

Тип занятия: интегрированный, изобразительное искусство с музыкой. Изучение нового материала.

Форма: Комбинированный.

Данное занятие разработано и реализуется в рамках программы «Цветовушка». Место проведения занятия: Дом детского творчества, группа 8-10 человек. Продолжительность занятия: 2 часа.

1.     Этап организационный.

2.     Вводная беседа.

3.     Объяснение нового материала.

4.     Физкультминутка.

5.     Выполнение практической работы.

6.     Подведение итогов занятия.

Техническое оборудование: компьютер, телевизор для показа презентации, Аудиозапись произведений: И.С. Бах – «Шутка», фотографии и картины природы, заката.

Оборудование: бумага А4, акварель: желтый, лиловый, фиолетовый, синий, черный, карандаш простой, палитра, кисти №10,6,2.

2.Ход урока:

Организационный момент (5 мин.)

– Здравствуйте, присаживайтесь. Давайте оставим все проблемы за дверями кабинета, настроимся на хорошие добрые эмоции и постараемся получить новые знания и новые умения. (На доску прикрепляется рисунок с веселым личиком)- Пусть этот персонаж поможет нам настроиться на хорошие эмоции.

-Проверим, все ли у вас готово к занятию. Я буду читать загадки, а вы покажете предмет, о котором в ней говорится.

Свою косичку без опаски

Она обмакивает в краски,

Потом окрашенной косичкой

В альбоме водит по страничке.

(Кисточка)

Жмутся в узеньком домишке

Разноцветные детишки.

Только выпустишь на волю-

Где была пустота,

Там глядишь- красота.

(Краски)

Черный Ивашка-

Деревянная рубашка,

Где носом поведет,

Там линия пройдет.

(Карандаш)

Еще нам будут нужны : баночка с водой и альбомный лист бумаги.

3. Теоретическая часть (10 мин.)

- Сегодня у нас необычный урок. Это урок музыки и рисования. Мы будем сегодня и слушать и рисовать музыку.

Тема урока: «Музыка рисует, а картина звучит»  
- Как нарисовать музыку в цвете? Для этого нам необходимо 
кое-что вспомнить о красках.
- Какими красками вы рисуете? (разноцветными)
-В природе существует множество различных красок. Очерёдность цветов хорошо просматривается в радуге. У каждого цвета в ней- своё, строго закреплённое за ним место.
– А теперь вспомните все цвета радуги.

-На ваших партах разноцветные квадраты. Разложите их в соответствующем порядке, работая в парах.( с проговариванием цветов в поговорке)

Какое выражение(стихотворение) помогает нам запомнить ее цвета? 
Каждый – красный; охотник – оранжевый; желает – желтый; знать – зеленый; где – голубой; сидит – синий; фазан – фиолетовый.

-Проверьте соответствие своих квадратов с образцом на доске.

Объяснение нового материала, демонстрация. (15мин.)

Музыка.

Ребята, в живописи для написания картины художник использует цвет, а что использует композитор для записи музыки? (Ноты)
- А сколько нот мы знаем? Перечислите их и посчитайте. 
(До, ре, ми, фа, соль, ля, си. Всего семь нот) 
- Посмотрите, как интересно! Нам известно семь цветов и семь нот. При помощи этих семи нот композиторы пишут музыку, а при помощи семи цветов радуги художники пишут картины.

ИЗО

- Когда художник рисует красками, он создает живопись. Поэтому и говорят – не «рисовать» картину, а «писать» (от слова «живопись»).

- Какая общая тема объединяет картины? (пейзажи)

- Картины, изображающие природу , виды городов называют пейзажами.

Красота природы во все времена была источником вдохновения для поэтов, музыкантов, художников.

- Рассмотрите пейзажи и скажите , какая общая тема их объединяет?( поле, закат)

- А в чем отличие?( яркие цвета и тусклые, мрачные)

Музыка.

- Природа наполнена не только цветом, но и звуками, музыкальными звуками.

- Давайте вспомним, можно ли при помощи музыки передать настроение?

- Как это происходит? (если настроение хорошее, радостное, то и музыка весёлая, светлая; если настроение грустное, то музыка медленная, грустная, протяжная).-

– Целью нашего урока будет научиться определять, какое настроение передаёт нам музыка и научиться передавать настроение музыки рисунком

- Давайте потренируемся в этом на конкретных музыкальных произведениях.

- Послушайте, пожалуйста, музыку и скажите какое настроение, какие чувства передаёт нам эта музыка?

слушание «Камаринская» )

Верно, настроение весёлое, бодрое, радостное. За счёт чего композитору удалось передать нам именно такие чувства? (быстрый темп, весёлый мажорный характер, высокие звуки)

- Произведение , которое мы услышали называется «Камаринская».

Написал его композитор П.И.Чайковский. ( Портрет на доску)

- А теперь послушаем ещё одно произведение. Попробуйте определить его настроение.

( прослушивание П.И.Чайковский «Осенняя песня»)

Настроение произведения грустноепечальное, даже мрачное. За счёт чего композитор передал такие чувства? ( медленный темп, минорный лад, много низких звуков).

- Как вы думаете какому времени года соответствует эта музыка?(осени).

- Верно, произведение так и называется «Осенняя песня». Это произведение того же композитора, П.И.Чайковского.

- Ребята, сделайте вывод, может ли музыка передать чувства, настроение человека?( да)

Музыка

- Ребята, сейчас вы услышите произведение знаменитого немецкого композитора И.С.Баха. ( Портрет на доску)

-Попробуйте определить настроение и характер этого произведения.

слушание И.С.Бах «Шутка»)

- Настроение весёлое, шутливое. В каком настроении был композитор, когда писал эту музыку?

Наверное, композитор пребывал в очень шутливом, игривом настроении, когда писал это произведение. Он даже назвал его «Шутка».

Физкультминутка с музыкой и движениями (10 мин.)

А сейчас перейдём к самому интересному. Вы попробуете настроение этой музыки передать на бумаге, в живописи.

ИЗО

- Если б мы хотели изобразить музыку в цвете, какие цвета могли бы передать радостное, светлое настроение? (красный, жёлтый, зелёный, оранжевый, розовый).

- А грустное, печальное настроение? (синий, голубой, чёрный, серый, все тёмные цвета).

4. Практическая часть. (35мин.)

-Это мы сейчас попробуем выполнить на бумаге в необычной технике по сырому листу. Эта техника живописи подразумевает нанесение краски не на сухую поверхность ,а на увлажненную. Мокрый лист позволяет краске самой растекаться и смешиваться , образуя новые цвета и причудливые сочетания.

- Итак, что нам нужно сделать?

1.Смочим лист бумаги широкой кисточкой, «лужи» на бумаге оставаться не должны. Следите , чтобы весь лист был смочен равномерно.

2.Далее, на тонкую кисточку набираем краску, которая соответствует настроению музыки и дотрагиваемся ею до листа бумаги в нескольких местах.

Точка начинает расползаться.

3.Затем, свободные места заполняются растекающимися точками других цветов, соответствующих настроению музыки.

А поможет нам понять эту технику получше небольшой видео урок.

Продолжение работы

(фоном звучит «Шутка» И.С.Баха)

5.  Итог урока, рефлексия.

(Учитель вывешивает работы учащихся на доску и отмечает наиболее удачные из них).

- У вас получились замечательные работы.

- Чему научились на уроке? (рисовать по сырому)

- Что нового узнали? (?)

- Что мы делали чтобы достичь новых знаний? (сначала повторили цвета радуги, узнали про ноты, смотрели картины, слушали музыку,а потом рисовали музыкальное настроение).

-У кого были затруднения?

ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТ

ИТОГ

Пусть радостное и веселое настроение как можно чаще посещает вас и вдохновляет.

6.Список литературы:

1. Программно-методичексие материалы. Изобразительное искусство. 5-9 классы/сост. В.С. Кузин, В.И. Сиротин. – М.: Дрофа, 1998

2. Ростовцев. Н.Н., Тереньтев А.Е. Развитие творческих способностей на уроках рисования. – М., 1976

3. Журналы “Юный художник”

Использованные Интернет-ресурсы:

1. https://infourok.ru/

2. https://pedportal.net/settings/


 

Скачано с www.znanio.ru

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)