муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования Дом детского творчества
муниципального района Давлекановский район
Республики Башкортостан
Рассмотрено на методическом совете МБОУ ДО ДДТ
|
Утверждаю Директор МБОУ ДО ДДТ ________Н.В.Петрова |
Протокол №__ от ____________ |
Приказ №____ от _________ |
Открытое занятие на тему :
«Музыка рисует, а картина звучит»
(художественная направленность)
Выполнила Стрельцова Наталья Вячеславовна
Педагог дополнительного образования
Высшей квалификационной категории
МБОУ ДО Дом детского творчества
МР Давлекановский район РБ
г. Давлеканово – 2019г.
Содержание:
1. Пояснительная записка 3стр.
2. Ход занятия 4 стр.
3. Теоретическая часть 5 стр.
4. Практическая часть 7 стр.
5. Итог занятия 8 стр.
6. Используемая литература 9стр.
1. Пояснительная записка
Занятие на тему «Музыка рисует, а картина звучит» в технике «по-сырому» разработано для обучающихся объединения «Палитра» МБОУ ДО ДДТ. Оно имеет художественную направленность и может использоваться на занятиях в Домах детского творчества и школах.
Цель занятия:
Расширить знания учащихся взаимодействием двух видов искусства музыки и живописи; анализировать и выявлять внутреннее многообразие связей музыки и изобразительного искусства, соотнести средства художественной выразительности музыки и живописи.
Задачи:
Образовательная: познакомить детей с произведениями знаменитых композиторов и живописцев; способствовать развитию ассоциативного мышления, творческих способностей учащихся;
Развивающая: формировать умение работать с акварелью (по сырому листу), подбирать краски, соответствующие настроению, развивать воображение, фантазию, художественный вкус;
Воспитывающая: воспитывать чувство прекрасного в музыке и живописи, чувства товарищества, умения работать в коллективе, воспитание взаимовыручки, приучать соблюдать порядок на рабочем месте, вызвать положительные эмоции от художественной деятельности, интерес к изобразительному творчеству;
Тип занятия: интегрированный, изобразительное искусство с музыкой. Изучение нового материала.
Форма: Комбинированный.
Данное занятие разработано и реализуется в рамках программы «Цветовушка». Место проведения занятия: Дом детского творчества, группа 8-10 человек. Продолжительность занятия: 2 часа.
1. Этап организационный.
2. Вводная беседа.
3. Объяснение нового материала.
4. Физкультминутка.
5. Выполнение практической работы.
6. Подведение итогов занятия.
Техническое оборудование: компьютер, телевизор для показа презентации, Аудиозапись произведений: И.С. Бах – «Шутка», фотографии и картины природы, заката.
Оборудование: бумага А4, акварель: желтый, лиловый, фиолетовый, синий, черный, карандаш простой, палитра, кисти №10,6,2.
2.Ход урока:
Организационный момент (5 мин.)
– Здравствуйте, присаживайтесь. Давайте оставим все проблемы за дверями кабинета, настроимся на хорошие добрые эмоции и постараемся получить новые знания и новые умения. (На доску прикрепляется рисунок с веселым личиком)- Пусть этот персонаж поможет нам настроиться на хорошие эмоции.
-Проверим, все ли у вас готово к занятию. Я буду читать загадки, а вы покажете предмет, о котором в ней говорится.
Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски,
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке.
(Кисточка)
Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю-
Где была пустота,
Там глядишь- красота.
(Краски)
Черный Ивашка-
Деревянная рубашка,
Где носом поведет,
Там линия пройдет.
(Карандаш)
Еще нам будут нужны : баночка с водой и альбомный лист бумаги.
3. Теоретическая часть (10 мин.)
- Сегодня у нас необычный урок. Это урок музыки и рисования. Мы будем сегодня и слушать и рисовать музыку.
Тема урока: «Музыка рисует, а
картина звучит»
- Как нарисовать музыку в цвете? Для этого нам необходимо
кое-что вспомнить о красках.
- Какими красками вы рисуете? (разноцветными)
-В природе существует множество различных красок. Очерёдность цветов хорошо просматривается
в радуге. У каждого цвета в ней- своё, строго закреплённое за ним место.
– А теперь вспомните все цвета радуги.
-На ваших партах разноцветные квадраты. Разложите их в соответствующем порядке, работая в парах.( с проговариванием цветов в поговорке)
Какое
выражение(стихотворение) помогает нам запомнить ее цвета?
Каждый – красный; охотник – оранжевый; желает – желтый; знать – зеленый; где –
голубой; сидит – синий; фазан – фиолетовый.
-Проверьте соответствие своих квадратов с образцом на доске.
Объяснение нового материала, демонстрация. (15мин.)
Музыка.
- Ребята, в живописи для написания
картины художник использует цвет, а что использует композитор для записи
музыки? (Ноты)
- А сколько нот мы знаем? Перечислите их и
посчитайте.
(До, ре, ми, фа, соль, ля, си. Всего семь нот)
- Посмотрите, как интересно! Нам известно семь цветов и семь нот. При помощи
этих семи нот композиторы пишут музыку, а при помощи семи цветов радуги
художники пишут картины.
ИЗО
- Когда художник рисует красками, он создает живопись. Поэтому и говорят – не «рисовать» картину, а «писать» (от слова «живопись»).
- Какая общая тема объединяет картины? (пейзажи)
- Картины, изображающие природу , виды городов называют пейзажами.
Красота природы во все времена была источником вдохновения для поэтов, музыкантов, художников.
- Рассмотрите пейзажи и скажите , какая общая тема их объединяет?( поле, закат)
- А в чем отличие?( яркие цвета и тусклые, мрачные)
Музыка.
- Природа наполнена не только цветом, но и звуками, музыкальными звуками.
- Давайте вспомним, можно ли при помощи музыки передать настроение?
- Как это происходит? (если настроение хорошее, радостное, то и музыка весёлая, светлая; если настроение грустное, то музыка медленная, грустная, протяжная).-
– Целью нашего урока будет научиться определять, какое настроение передаёт нам музыка и научиться передавать настроение музыки рисунком
- Давайте потренируемся в этом на конкретных музыкальных произведениях.
- Послушайте, пожалуйста, музыку и скажите какое настроение, какие чувства передаёт нам эта музыка?
( слушание «Камаринская» )
- Верно, настроение весёлое, бодрое, радостное. За счёт чего композитору удалось передать нам именно такие чувства? (быстрый темп, весёлый мажорный характер, высокие звуки)
- Произведение , которое мы услышали называется «Камаринская».
Написал его композитор П.И.Чайковский. ( Портрет на доску)
- А теперь послушаем ещё одно произведение. Попробуйте определить его настроение.
( прослушивание П.И.Чайковский «Осенняя песня»)
- Настроение произведения грустное, печальное, даже мрачное. За счёт чего композитор передал такие чувства? ( медленный темп, минорный лад, много низких звуков).
- Как вы думаете какому времени года соответствует эта музыка?(осени).
- Верно, произведение так и называется «Осенняя песня». Это произведение того же композитора, П.И.Чайковского.
- Ребята, сделайте вывод, может ли музыка передать чувства, настроение человека?( да)
Музыка
- Ребята, сейчас вы услышите произведение знаменитого немецкого композитора И.С.Баха. ( Портрет на доску)
-Попробуйте определить настроение и характер этого произведения.
( слушание И.С.Бах «Шутка»)
- Настроение весёлое, шутливое. В каком настроении был композитор, когда писал эту музыку?
Наверное, композитор пребывал в очень шутливом, игривом настроении, когда писал это произведение. Он даже назвал его «Шутка».
Физкультминутка с музыкой и движениями (10 мин.)
- А сейчас перейдём к самому интересному. Вы попробуете настроение этой музыки передать на бумаге, в живописи.
ИЗО
- Если б мы хотели изобразить музыку в цвете, какие цвета могли бы передать радостное, светлое настроение? (красный, жёлтый, зелёный, оранжевый, розовый).
- А грустное, печальное настроение? (синий, голубой, чёрный, серый, все тёмные цвета).
4. Практическая часть. (35мин.)
-Это мы сейчас попробуем выполнить на бумаге в необычной технике по сырому листу. Эта техника живописи подразумевает нанесение краски не на сухую поверхность ,а на увлажненную. Мокрый лист позволяет краске самой растекаться и смешиваться , образуя новые цвета и причудливые сочетания.
- Итак, что нам нужно сделать?
1.Смочим лист бумаги широкой кисточкой, «лужи» на бумаге оставаться не должны. Следите , чтобы весь лист был смочен равномерно.
2.Далее, на тонкую кисточку набираем краску, которая соответствует настроению музыки и дотрагиваемся ею до листа бумаги в нескольких местах.
Точка начинает расползаться.
3.Затем, свободные места заполняются растекающимися точками других цветов, соответствующих настроению музыки.
А поможет нам понять эту технику получше небольшой видео урок.
Продолжение работы
(фоном звучит «Шутка» И.С.Баха)
5. Итог урока, рефлексия.
(Учитель вывешивает работы учащихся на доску и отмечает наиболее удачные из них).
- У вас получились замечательные работы.
- Чему научились на уроке? (рисовать по сырому)
- Что нового узнали? (?)
- Что мы делали чтобы достичь новых знаний? (сначала повторили цвета радуги, узнали про ноты, смотрели картины, слушали музыку,а потом рисовали музыкальное настроение).
-У кого были затруднения?
ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТ
ИТОГ
Пусть радостное и веселое настроение как можно чаще посещает вас и вдохновляет.
6.Список литературы:
1. Программно-методичексие материалы. Изобразительное искусство. 5-9 классы/сост. В.С. Кузин, В.И. Сиротин. – М.: Дрофа, 1998
2. Ростовцев. Н.Н., Тереньтев А.Е. Развитие творческих способностей на уроках рисования. – М., 1976
3. Журналы “Юный художник”
Использованные Интернет-ресурсы:
1. https://infourok.ru/
2. https://pedportal.net/settings/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.