Предмет: Музыка
Тема урока: « Сочиняем музыкальную сказку »
Место урока в разделе: «Широка страна моя родная»
Цель урока: формирование умения сочинять « музыкальную сказку»
Тип и вид урока: открытие новых знаний
Планируемые результаты:
Предметные: - расширение и систематизация знаний о сказочном жанре, осознание взаимосвязи музыкальной, литературной и изобразительной культуры; - формирование практических навыков сочинения простейших мелодических, интонационно-ритмических оборотов, характеризующих настроение, состояние, навыков инструментального музицирования.
Личностные:
· учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
· способность к оценке своей учебной деятельности
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
· принимать и сохранять учебную задачу;
· осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Коммуникативные УУД
· формулировать собственное мнение и позицию;
Познавательные УУД:
· проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
Основные понятия:
Форма урока: традиционная
Технология:элементы парной, групповой, индивидуальной работы
Методы: словесные, наглядные, практические.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник, презентация, раздаточный материал
Задача |
Этап |
Учебная ситуация |
Формируемые УУД |
||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||
Организовать детей на предстоящую работу, создать благоприятный настрой учащихся на работу, активизировать внимание детей. |
Организационно-мотивационный |
- Я очень рад всех вас видеть! -Давайте проверим нашу готовность к уроку, всё ль на месте! |
Приветствуют учителя стоя |
Л-учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; |
|||
Определить тему и цель урока |
Постановка темы и цели урока, планирование деятельности |
-Подведение к теме занятия. Слушание песни: В. Шаинского, Ю. Энтина« В мире много сказок» -какие сказки узнали из песни, можно ли их назвать волшебными, почему? - Все вы любите читать и слушать сказки. Сегодня мы будем говорить о сказках, но не простых, а волшебных, в которых происходят разные чудеса, волшебники и кудесники творят таинственные дела, герои со сказочной нечистью борются. Узнаем мы и секреты, которые сказку сказкой делают. --Сегодня мы узнаем много секретов о сказках. И не только узнаем, а попробуем самим сочинить и разыграть сказку, т.е. все вы сегодня побываете в роли авторов, композиторов, музыкантов и актёров. Тема: «Сочиняем музыкальную сказку» |
Цель: научиться сочинять музыкальную сказку |
|
|||
Работа по теме урока |
Открытие новых знаний |
-Ребята, а с чего обычно начинаются сказки, и чем заканчиваются? -Сейчас я зачитаю вам присказки, зачины, концовки, и мы вместе выделим главные этапы развития повествований: завязка, кульминация, развязка. -У волшебных сказок есть свои секреты, и предлагаю оценить такую сказку: «В некотором царстве, в некотором государстве жил некто. Пошёл он по какой-то дорожке, нашёл чего-то, встретил кое-кого и отдал ему некоторую часть найденного…» -Понравилась ли вам эта история? Почему? Чего в ней не хватает? –Основные секреты волшебных сказок: присутствия в них ярких событий, смелых героев, их волшебных помощников (клубок, зеркальце, гребешок, блюдо, узелок, яблоко и тд.), коварных врагов; превращения персонажей в вещи, в животных, оживление героев.
-Важный принцип развития сказок, как в музыке, так и в литературе – это принцип контраста и повтора, когда сюжет развивается на противопоставлении разных образов. Вспомним сказки, в которых ярко выражен конфликт добра и зла. Также важно отметить, что в таких сказках посредником в конфликте является какое-либо волшебство. Это взаимодействие может выглядеть как треугольник, вершины которого - герой положительный, герой отрицательный и волшебный предмет (например: взаимодействие Кота в сапогах, Людоеда и Волшебной дубинки, которая умеет превращать в разных зверей).
-Каждый из вас тоже может сочинить такую сказку, и чтобы она получилась интересной, увлекательной и запоминающейся – сначала нужно сочинить план-последовательность происходящего. (Педагог раздает каждому карточки, на которых выписаны основные этапы развития сюжета). 1.По фантазировать, где могли бы происходить эти события? – определить место. 2. Придумать положительных и отрицательных героев 3.Обозначить свойства и действия этих героев. 4.Придумать волшебство (какой-нибудь волшебный предмет) 5.Описать взаимодействие отрицательного и положительного героя за обладание волшебным предметом для реализации своих целей. Например: отрицательный герой решил завладеть этим волшебством для своих коварных и злых помыслов, а положительный герой пытается этому помешать, освободить, спасти и т.д. Этот этап может быть кульминационным. 6.В следующем этапе нужно показать развязку событий, т.е придумать как разрешить конфликт. Здесь важно напомнить о том, что большинство страшных сказок заканчиваются счастливо, пусть в ваших историях будет радостный конец: ведь правда, справедливость, мужество и бесстрашие обычно побеждают. 7.Придумать название получившейся сказки. |
В ходе рассуждений дети исполняют песню «Сказки гуляют по свету» муз.Е.Птичкина,сл. М .Пляцковского разыграв её по ролям: девочки убеждают мальчиков что сказки существуют (в куплете), а мальчики (в припеве) уверяют что чудес не бывает.
Обучающиеся усваивают понятие –контраст, приводят примеры (добрый -злой, маленький- большой, сильный – слабый и тд.) Называют сказки конфликтного типа, находят в них элементы волшебства.
Обучающиеся коллективно обсуждают, составляют сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный), имеющие свои цели, придумывают элементы волшебства, помогающие эти цели достигнуть, разрабатывают различные варианты их действий и взаимодействий между собой; выстраивают разные элементы в единую сюжетную линию.
|
|
|||
Показать обучающимся практическую значимость изученного материала |
Применение знаний на практике |
- -А сейчас, ребята послушаем музыкальную сказку С. Прокофьева -Слушать очень внимательно, чтобы ни одного музыкального секрета и таинства не упустить. Чтобы царевну с кикиморой не перепутать, не загоревать там, где смеяться нужно, а слезами веселья сказочного не залить. После прослушивания обсуждаются музыкальные впечатления. Задаются вопросы: Какую волшебную сказку рассказал нам композитор – весёлую или печальную? Сразу ли вам стало страшно? Чем понравилась вам эта сказка? Сейчас сочиняем собственную сказку по музыкальным впечатлениям, фантазируя: где могли бы происходить эти события? Какие опасные, тревожные события могли произойти с героями в этой музыкальной истории? Итоговое слушание. ФИЗМИНКТКА: -Ребята, а сейчас все вместе подвигаемся в игре « Мы веселые детишки»
- Ребята, какая сказка изображена на картине В. Васнецова «Несмеяна-царевна». Что мы видим на картине.? А давайте попробуем оживить сказочный персонаж музыкой. Педагог предлагает вспомнить смешные истории и развеселить « Несмеяну – царевну»- О чём смешные истории? сколько в них образов? Какие изменения происходят с появлением новых героев? А теперь я предлагаю вам стать сразу композиторами, музыкантами и актерами. Давайте превратим это стихотворение в музыкальный спектакль. (Дети распределяют роли: 3 человека - актёра будут пластикой, движениями, мимикой изображать происходящее, 4 человека- композиторы сочинят вокальную партию и исполнят её, остальные – музыканты придумают аккомпанемент. Детям дается немного времени для обсуждения, поиска звуковых образов на выбранных музыкальных инструментах. Исполнение стихотворения с актерской и инструментальной импровизацией. |
Обучающиеся внимательно слушают музыку, анализируют, сочиняют свой собственный сюжет по прослушанной музыке.
Повторяем танцевальные движения под музыку с ускорением.
Дети анализируют сказочный сюжет на картине В. Васнецова. «Несмеяна-царевна». Обучающиеся работают в группах: Совместно обсуждают возможность воплощения образов через музыку, исполняют музыкальную инсценировку стихотворения.
После итогового
выступления обсуждают соответствие образов и их музыкальных характеристик. |
Л-Учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; Р-принимать и сохранять учебную задачу |
|||
Подвести итог урока. Выполнить оценочно-рефлексивную деятельность. |
Итог урока. Оценочно – рефлексивная деятельность |
Ребята! Наш урок подходит к концу. - Давайте вспомним цель урока. -Достигли ли мы ее? Что узнали на занятии? Что больше всего понравилось? Создания каких музыкальных образов, больше всего понравилось? Что больше понравилось быть композиторами, музыкантами или актерами? -Спасибо за урок! |
|
Р-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Р-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. |
|||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.