Благодаря литературным портретам мы узнаём, как выглядят герои произведений.
Музыкальные портреты помогают нам представить героев песен, опер и балетов.
Портреты дают нам возможность получить представление, как выглядели люди, жившие задолго до нас.
Портрет
«Девочка с персиками»
(Портрет В. С. Мамонтовой)
Художник Валентин Серов
Портрет – это произведение изобразительного искусства, содержащее изображение определённого человека или группы людей, а также художественное изображение, образ литературного героя.
Исходя из этого определения, можно сказать, что термин «портрет» применим и к живописи, и к литературе.
Данный жанр характерен и для музыкального искусства.
Портрет
«Девочка с персиками»
(Портрет В. С. Мамонтовой)
Художник Валентин Серов
Звучание человеческого голоса часто связывают со звучанием скрипки или альта, ввиду близости их тембров.
Тембр – это характерная окраска звука инструмента или голоса, по которой различается звучание ноты одной и той же высоты.
Скрипка всегда имела большое значение в жизни людей. Именно поэтому художники часто писали изображение этого инструмента и портреты музыкантов-скрипачей.
Скрипка – это удивительный музыкальный инструмент.
В привычном для нас виде скрипка появилась в Европе в XVI веке и сопровождала людей на протяжении многих веков: как простолюдинов на праздниках, так и людей из аристократических кругов.
Это универсальный инструмент, который всегда можно быть взять с собой и скрасить время приятной музыкой, песней, танцем.
Образ скрипки, как человеческого голоса, нашёл отражение во всех видах искусства: музыке, живописи и поэзии.
Скрипка Страдивари
Бард - автор-исполнитель собственных песен Булат Окуджава поражался, как музыкант способен извлекать из инструмента такие звуки.
Музыкант играл на скрипке, я в глаза ему глядел, Я не то чтоб любопытствовал - я по небу летел. Я не то чтобы от скуки, я надеялся понять, Как умеют эти руки эти звуки извлекать Из какой-то деревяшки, из каких-то бледных жил, Из какой-то там фантазии, которой он служил. А еще ведь надо в душу к нам проникнуть и поджечь. А чего с ней церемониться, чего ее беречь...
Всемирно известный скрипач-виртуоз Никколо Паганини жил в 19 веке.
Его мастерство владения этим непростым инструментом поражала слушателей настолько,
что они думали, что в деле замешала нечистая сила.
Самое знаменитое произведение Паганини - «Каприс №24». Послушайте его по ссылке
Слово «каприс» в переводе с французского означает каприз или прихоть. Многие музыканты позже обращались к этой музыке.
Музыка может быть не только живописной, то есть передавать характерные черты человека, героя или инструмента, или рисовать пейзажную зарисовку. Она может выражать какую-то эмоцию или глобальную идею: идею борьбы, победы, справедливости, героизма.
Музыка великих композиторов: Баха, Бетховена, Моцарта, как раз и была подчинена такой общей идее.
Слушая их музыку, мы не замечаем изобразительные мелочи (например, звукоподражании волнам, трепету крыльев птицы), мы ощущаем причастность к чему-то великому, к глобальной идее.
Наиболее ярко тема борьбы и победы проявилась в творчестве Бетховена. Его не только заботила судьба его страны и человечества, он и сам находился в постоянной борьбе. Он ежедневно приспосабливался жить и сочинять музыку с прогрессирующей глухотой, приводившей его в отчаяние.
Главный мотив Симфонии №5 называют «темой судьбы».
Послушайте симфонию по ссылке
Ритмический рисунок создаёт ощущение тревоги. Сам Бетховен говорил: "Так судьба стучится в дверь!"
Тем не менее, в музыке Бетховена «добро всегда побеждает зло». Она очень жизнелюбива, полна радости жизни и веры в светлое будущее.
Музыка Бетховена рисует портреты и пейзажи, вовлекает нас в сопереживание личной или общечеловеческой проблемы.
Главное, научиться внимательно её слушать и попытаться понять, что именно хотят донести до нас композиторы и исполнители!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.