Музыка в изобразительном искусстве

  • pptx
  • 22.01.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 5А_Музыка_Афанасов_ур√37-√38 презентация.pptx

Портрет в музыке и изобразительном искусстве.
Образы борьбы и победы в искусстве

Благодаря литературным портретам мы узнаём, как выглядят герои произведений.

Музыкальные портреты помогают нам представить героев песен, опер и балетов.

Портреты дают нам возможность получить представление, как выглядели люди, жившие задолго до нас.

Портрет

«Девочка с персиками»
(Портрет В. С. Мамонтовой)
Художник Валентин Серов

Портрет – это произведение изобразительного искусства, содержащее изображение определённого человека или группы людей, а также художественное изображение, образ литературного героя. 

Исходя из этого определения, можно сказать, что термин «портрет» применим и к живописи, и к литературе. 

Данный жанр характерен и для музыкального искусства. 

Портрет

«Девочка с персиками»
(Портрет В. С. Мамонтовой)
Художник Валентин Серов

Живопись и музыка

Разместите имена художников и композиторов в соответствующие колонки таблицы:

Художники











Композиторы











Петров-Водкин

Шишкин

Куинджи

Бетховен

Римский-Корсаков

Рахманинов

Живопись и музыка

Разместите имена художников и композиторов в соответствующие колонки таблицы:

Художники











Композиторы











Петров-Водкин

Шишкин

Куинджи

Бетховен

Римский-Корсаков

Рахманинов

Проверьте себя :

Звучание человеческого голоса часто связывают со звучанием скрипки или альта, ввиду близости их тембров.  

Тембр – это характерная окраска звука инструмента или голоса, по которой различается звучание ноты одной и той же высоты. 

Скрипка всегда имела большое значение в жизни людей. Именно поэтому художники часто писали изображение этого инструмента и портреты музыкантов-скрипачей.  

Александр Блок так писал о скрипке:


Не соловей — то скрипка пела, 
Когда ж оборвалась струна, 
Кругом рыдала и звенела, 
Как в вешней роще, тишина... 

Скрипка – это удивительный музыкальный инструмент.

В привычном для нас виде скрипка появилась в Европе в XVI веке и сопровождала людей на протяжении многих веков: как простолюдинов на праздниках, так и людей из аристократических кругов.

Это универсальный инструмент, который всегда можно быть взять с собой и скрасить время приятной музыкой, песней, танцем.

Образ скрипки, как человеческого голоса, нашёл отражение во всех видах искусства: музыке, живописи и поэзии.  

Скрипка Страдивари

Бард - автор-исполнитель собственных песен Булат Окуджава поражался, как музыкант способен извлекать из инструмента такие звуки.



Музыкант играл на скрипке, я в глаза ему глядел,  Я не то чтоб любопытствовал - я по небу летел.  Я не то чтобы от скуки, я надеялся понять,  Как умеют эти руки эти звуки извлекать    Из какой-то деревяшки, из каких-то бледных жил,  Из какой-то там фантазии, которой он служил.  А еще ведь надо в душу к нам проникнуть и поджечь.  А чего с ней церемониться, чего ее беречь...   

Всемирно известный скрипач-виртуоз Никколо Паганини жил в 19 веке.

Его мастерство владения этим непростым инструментом поражала слушателей настолько,
что они думали, что в деле замешала нечистая сила. 
 
Самое знаменитое произведение Паганини - «Каприс №24».  Послушайте его по ссылке

Слово «каприс» в переводе с французского означает каприз или прихоть. Многие музыканты позже обращались к этой музыке. 

Музыка может быть не только живописной, то есть передавать характерные черты человека, героя или инструмента, или рисовать пейзажную зарисовку. Она может выражать какую-то эмоцию или глобальную идею: идею борьбы, победы, справедливости, героизма.

Музыка великих композиторов: Баха, Бетховена, Моцарта, как раз и была подчинена такой общей идее.

Слушая их музыку, мы не замечаем изобразительные мелочи (например, звукоподражании волнам, трепету крыльев птицы), мы ощущаем причастность к чему-то великому, к глобальной идее.

Наиболее ярко тема борьбы и победы проявилась в творчестве Бетховена. Его не только заботила судьба его страны и человечества, он и сам находился в постоянной борьбе. Он ежедневно приспосабливался жить и сочинять музыку с прогрессирующей глухотой, приводившей его в отчаяние. 
 
Главный мотив Симфонии №5 называют «темой судьбы».

Послушайте симфонию по ссылке


Ритмический рисунок создаёт ощущение тревоги. Сам Бетховен говорил: "Так судьба стучится в дверь!"  

Тем не менее, в музыке Бетховена «добро всегда побеждает зло». Она очень жизнелюбива, полна радости жизни и веры в светлое будущее.  

Музыка Бетховена рисует портреты и пейзажи, вовлекает нас в сопереживание личной или общечеловеческой проблемы.

Главное, научиться внимательно её слушать и попытаться понять, что именно хотят донести до нас композиторы и исполнители! 

Благодарю за внимание !