Музыка Золотой Орды
Оценка 5

Музыка Золотой Орды

Оценка 5
docx
27.09.2021
Музыка Золотой Орды
Золотая орда.docx

ТЕМА: МУЗЫКА ЗОЛОТОЙ ОРДЫ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЛИНИИ

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА: музыкальные инструменты времен Золотой Орды

ЦЕЛЬ: дать представление о музыкальной культуре Золотой Орды, развитие познавательного интереса к истории и культуре .

 ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: ученики называют основные термины в пределах программы; способны дать оценку и характеристику увиденным художественным произведениям; воспроизвести и интерпретировать увиденное в собственной творческой художественной деятельности.

ТИП УРОКА: комбинированный

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ:

ОБЕСПЕЧЕНИЕ, МАТЕРИАЛЫ: проектор, компьютер, кубик

КОПИРАЙТИНГ: http://www.kondor-tour.kz/kaz_muz

ПАЛИТРА УРОКА

1.      Организационный момент.

2.      Актуализация опорных знаний.

Игра «Музыкальный мяч». Тот ,к кому попадает мяч называет музыкальные инструменты

3.     Мотивация учебной деятельности.

-                     Мы не зря с вами вспоминали музыкальные инструменты. Говоря об истории и культуре Золотой Орды нельзя на остановиться на музыке этого народа. Ударные и духовые инструменты использовались кочевниками с самого начала их появления на исторической арене. Вот, к примеру, как описывает начало сражения воинов Золотой Орды знаменитый итальянский путешественник Марко Поло в своей книге, написанной в 1298 году, то есть, в самом конце XIII века: «Татары не смеют начинать битвы, пока не забьет накар их предводителя. Как только он забьет, тут они начинают битву. Есть у татар и такой обычай: когда они изготовляются и ждут битвы, прежде, нежели накар забьет, поют они и тихо играют на двухструнных инструментах; поют, играют и веселятся, поджидая схватку… Просто удивительно, как хорошо они пели, играли…».

4.                 Социализация новых знаний

Этот «двухструнный инструмент» является не чем иным, как думброй  ( рис.). Давайте послушаем, как он звучит.

https://www.youtube.com/watch?v=odr5NE6EW2s

http://www.maxi-beat.info/images/stories/Instrumenten_show_slides/Dombra_200.pngТатарский струнно-щипковый инструмент носит название думбра. Это традиционный инструмент певцов-сказителей. Согласно историческим источникам, думбра существовала еще во времена Золотой Орды. В памятнике татарской литературы 14 в. «Туляк и Сусылу» рассказывается, как главный герой сделал думбру, чтобы песнями покорить сердце своей возлюбленной.Гриф у татарской думбры короче, чем у казахской домбры, струн, как правило, три. Играют на ней плектром. Корпус в древности изготавливался из долбленого дерева.

http://gdb.rferl.org/3AA97A4A-8FA2-4BB7-8DD2-7EE20681CD11.jpgКубыз – язычковый инструмент, напоминающий варган (рис.) Это металлическая дуга с язычком посередине. Изменяя объем и форму ротовой полости, музыкант извлекает звуки обертонового ряда. Возможно, этот инструмент позаимствован татарами у угров. По археологическим данным, он был известен еще в 10 веке. https://www.youtube.com/watch?v=Emaz1g9gop8

Слушание звучания музыкального инструмента.

О кобызе, http://bmtv.kz/media/k2/items/cache/31f2007693d7d24cc450308d23206941_XL.jpg  вернее, о месте и роли, которые отводились этому древнейшему из инструментов в воинском искусстве, можно понять, прочитав строки из героического эпоса «Книга моего деда Коркута»: «Прежде, чем вступить в сражение, Турали батыр обратился к своим боевым друзьям: «Тогда, джигиты мои, возьмите мой кобыз и играйте на нем, чтобы пробудить во мне храбрость. Я же буду молиться Тенгри и попробую одолеть врага…». https://www.youtube.com/watch?v=6XmDf_Xex5c

Слушание музыки

http://lib2.podelise.ru/tw_files2/urls_328/7/d-6047/7z-docs/6_html_1a0fb8d8.pngСуществует у татар и национальный ударный инструмент. Он носит название дэф и напоминает бубен.

http://zawaya.org/site/wp-content/uploads/2009/04/riqq.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. Дэф

Сырнай – дудка. Для ее изготовления использовали деревянную трубку, которую обтягивали кишкой.

 

 

 

 

 

 

http://www.runiwar.ru/_fr/0/9691380.jpg 

 


Рис. Сырнай

 

 

 

5.                 Обобщение и систематизация изученного материала

А сейчас давайте поиграем в игру «Кубик».

Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:

1.     Опиши это…

2.     Сравни это…

3.     Проассоциируй это…(Что это напоминает?)

4.     Проанализируй это..

5.     Примени это…

6.     Приведи «за» и «против»…

Обучаемые обьединяются в группы. Учитель бросает кубик над каждым столом и таким образом определяется, в каком ракурсе будет группа осмыслять ту или иную тему. Можно написать эссе, выступить с групповым сообщенем и т. п.

АРТ-ПРАКТИКА

https://www.youtube.com/watch?v=Y6F3OrU0fK4

Составить литературно-музыкальную палитру к прослушанному произведению.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Сочинить синквейн на тему «Музыка Золотой Орды»


 

Скачано с www.znanio.ru

ТЕМА: МУЗЫКА ЗОЛОТОЙ ОРДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ

ТЕМА: МУЗЫКА ЗОЛОТОЙ ОРДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ

Просто удивительно, как хорошо они пели, играли…»

Просто удивительно, как хорошо они пели, играли…»

Книга моего деда Коркута»: «Прежде, чем вступить в сражение,

Книга моего деда Коркута»: «Прежде, чем вступить в сражение,

Рис. Сырнай 3.

Рис. Сырнай 3.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.09.2021