Огромнейшее значение в жизни человека имеет музыка.
Музыка – это особый мир, обладающий яркими красками, волшебными мелодиями и приятными тонами. Едва ли найдется хотя бы один человек, которого музыка может оставить равнодушным. Многочисленные исследования учёных доказали благотворное влияние классической музыки на детей и взрослых, а также на животных и растения. Как это ни странно, но мелодичная музыка способна стимулировать рост и развитие всего живого.
Музыка в жизни ребёнка.
Музыкальная жизнь детей в нашем любимом садике.
Огромнейшее значение в жизни человека имеет музыка.
Музыка – это особый мир, обладающий яркими красками, волшебными
мелодиями и приятными тонами. Едва ли найдется хотя бы один человек,
которого музыка может оставить равнодушным. Многочисленные исследования
учёных доказали благотворное влияние классической музыки на детей и
взрослых, а также на животных и растения. Как это ни странно, но мелодичная
музыка способна стимулировать рост и развитие всего живого.
Дети обладают очень чувственным восприятием того, что их окружает.
Поэтому и на музыку они реагируют поособому, более открыто и
непосредственно.
В нашем детском саду «Радуга» детишки очень любят музыкальные
занятия, на которых они не только учатся (в игровой и увлекательной форме), но
и получают огромный заряд положительных эмоций!
Влияние музыки на детей просто поражает. Музыка воздействует не только
на интеллект и абстрактное мышление ребёнка, она также помогает развить
память и воображение. Музыка активизирует у малышей все виды восприятий –
слуховое, зрительное и чувственное. Кроме того, вместе с восприятием
развивается и память – слуховая, зрительная.
Музыка способна непосредственно влиять на наш организм. Например,
нервная система человека и мышцы способны усваивать ритм. При звучании
ритмичной мелодии, дети, сами того не замечая, начинают пританцовывать,
притопывать, хлопать в ладоши... А вот если я включаю или играю спокойную
музыку, дети успокаиваются, становятся умиротворёнными и нежными. И это не
удивительно. Биение сердца ребят и взрослых замедляется, дыхание становится
более глубоким, а мозг успокаивается. Такое физиологическое влияние музыки
на организм обеспечивает усиление концентрации человека, повышает внимание
и сосредоточенность.
Кроме того, музыку используют для лечения заикания у детей, ведь, как
оказывается, петь человеку намного легче, чем говорить. В подготовительной
группе есть дети, которые заикаются. Но поют они легко и свободно. С радостью
и гордостью солируют. В пении ребята выражают себя, раскрепощаются,
становятся эмоциональнее, смелее. Кроме этого, ребята получают радость от
собственного творчества, от того, что у них всё получается и получается
отлично!
Влияние музыки на психику ребёнка начинается ещё в утробе матери.
Музыка способна не только благотворно влиять на психику здорового ребёнка,
но её также нередко используют в качестве средства коррекции различныхнарушений у детей в психоэмоциональной сфере. Музыкотерапию применяют
при проблемах в общении, замкнутости, страхах и других психологических
заболеваниях различной степени сложности. Дети, увлечённо исполняющие или
слушающие музыку,
получают
положительные эмоции, улыбки, смех, интерес.
обогащаются здоровьем,
не замечая,
Детство самая лучшая пора, самая чистая и именно она вспоминается
всегда с нежностью и любовью.
Наша цель – облагородить чувства своих детей.
Музыкальный образ – это воплощенный в музыке образ (чувства,
переживания, мысли, размышления, действие одного или нескольких людей;
какое – либо проявление природы, событие из жизни человека, народа,
человечества).
На занятиях мы учимся определять характер, темп произведений, а так
же музыкальный образ.
«Вот уж зимушка проходит» образ природы, мы воспеваем её
красоту.
«Россия» образ родины.
«Золушка» сказочный образ.
Когда дети выступают на сцене в различных образах, или играют в
спектакле, зрители думают: «Ну Ангелы во плоти». А после спектакля?
Побежали, закричали, бывает, что и подрались…. И те же зрители о них: «Вот
озорники…» Один дух сменяет другой. Моментально, как и настроение человека.
Задача педагога как можно чаще вводить его вот в это состояние, когда бы он
вдохновлялся духом музыки, духом добра.
Второй год я работаю в детском саду, и всё это время ставлю с детьми
музыкальные постановки – сценки, пьесы, сказки. Слушая сказки, а тем более,
исполняя их, дети вдохновляются духом любви, милосердия, радости. А в
музыкальных сказках слово усиливается музыкой.
Именно музыка поднимает сказку на порядок выше, положительно
воздействует на душу ребёнка. И это состояние, которое они пережили, им
хочется ещё раз пережить, повторить. Как и когда читают детям сказки, они
просят одну и ту же сказку прочитать ещё и ещё раз, а музыкальные сказки
особенно.
Эти переживания –богатство, потому что музыка приносит степени и
оттенки чувств: покой, радость, ликование, изумление... Мы обогащаемся этим.
Как замечательно музыка изображает людей, их чувства, характер и нрав.
Одно дело, если мы расскажем сказку, и совсем другое, когда эти же слова
пропоём.Сказки – это наследие народной мудрости, всё это пережито,
перечувствовано и выстрадано. Ребёнок, дитя, он не знает ещё всех ценностей, а
сказка мудрость передаёт эту ценность ему.
Дети сами входят в радость исполнения, потому что есть радостный труд,
а творческий труд – это всегда радостный труд.
Когда дети исполняют музыкальные сказки, поют в них народные песни,
какие у них лица…это надо видеть…одухотворённые, живые… Мои коллеги
обратили на этот факт внимание. Потому что это наше, родное.
Душа ребёнка поёт песни вместе с мамой, в садике с друзьями, засыпает
под колыбельные песни, радуется с танцевальными, весёлыми песнями…. Так
душа пропевает, проговаривает и сказки, которые рассказывают мама, бабушка
или педагог. А слово усиливается музыкой. Поэтому мы и вовлекаем детей в
музыкальные сказки, удивительное творчество, благотворно влияющее на душу
ребёнка.
Вывод: Исходя из своей практики, могу с определенной долей
уверенности сказать: благодаря работе над словом и музыкой, отмечается
положительная динамика в развитии детей. За небольшой период времени у
многих детей улучшилась дикция, повысилась эмоциональность, ребятишки
стали более раскрепощёнными, сами проявляют инициативу участия, научились
сопереживать и дружить. Дети научились слушать и слышать музыку, её оттенки
и интонации, определять характер, темп и динамику. Дети заняты, увлечены
интересным и полезным делом. И все мы получаем радость от нашего
совместного творчества.