Музыкальная гостиная
П. И. Чайковский и его «Детский альбом». Конспект непосредственной образовательной деятельности по музыке для детей старшего дошкольного возраста
П. И. Чайковский и его «Детский альбом». Конспект непосредственной образовательной деятельности по музыке в старшей группе
Цель: прививать любовь к классической музыке, к творчеству П. И. Чайковского.
Задачи:
1. Образовательные: а) познакомить детей с биографией П. И. Чайковского;
б) познакомить с инструментальной музыкой изобразительного характера;
в) научить детей воспринимать образы в музыке;
г) учить различать контрастное звучание музыки;
д) учить импровизировать, фантазировать под музыку.
2. Развивающие: а) развивать музыкальный вкус;
б) развивать умение вслушиваться в музыку и понимать
музыкальные образы;
в) развивать музыкальные и творческие способности.
3. Воспитывающие: а) воспитывать в детях доброе начало через
классическую музыку;
б) воспитывать культуру слушания;
в) воспитывать желание слушать классическую музыку.
Дидактические средства: иллюстрации к музыкальным произведениям, портрет композитора, «Детский альбом» П. И. Чайковского, куклы, кроватка для куклы, повязка на голову куклы, барабан, гусарский головной убор.
Аудиосредства: магнитофон, кассета и диск с записью музыкальных произведений из «Детского альбома» П. И. Чайковского.
Предварительная работа: беседа о творчестве П. И. Чайковского, краткий обзор«Детского альбома», разучивание роли Бабы Яги с воспитателем.
слайд 1
Дети заходят в зал на фоне музыки П. И. Чайковского «Подснежник». Музыкальный руководитель встречает детей. Дети рассаживаются на стульчики.
Тихо,
тихо сядем рядом
Входит музыка в наш дом,
В удивительном наряде
Разноцветном, расписном.
Прибежал подснежник
В мартовский лесок
Заглянул подснежник
В чистый ручеек
И себя увидев
Крикнул
Вот те на!
Я и не заметил, что пришла весна!
Муз. рук. Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас в нашей музыкальной гостиной!
Узнали ли вы произведение, которое сейчас звучало? Да, правильно, это «Подснежник».
А помните ли вы имя композитора, который написал это замечательное произведение?
Правильно! Это Пётр Ильич Чайковский.
Сегодня наша встреча будет посвящена этому великому человеку с интересной профессией. Вы встретитесь с его удивительной, волшебной музыкой . Посмотрите на портрет, еще раз скажите, о ком мы сегодня будем говорить.
Слайд 2
Дети называют композитора П. И. Чайковского
Муз. рук. Ребята, вы прекрасно знаете, что П. И. Чайковский является великим русским композитором, его музыку знают во всем мире и взрослые, и дети. Вам также уже знакомы некоторые музыкальные пьесы . Но прежде чем мы вновь встретимся с музыкальными произведениями Петра Ильич», давайте вспомним интересные факты о нем.
Муз. рук. Итак…
Как давно родился Петр Ильич?
В какой семье родился Петя?
Любимое занятие Пети?
.
Какие игрушки были в то время?
Люди ездили не в машинах, а на лошадях и в каретах. Мальчики играли не с
машинками, а с деревянными лошадками и деревянными солдатиками, но девочкам так же, как и сейчас дарили красивые куклы в длинных бальных платьях.
Какие профессии освоил Петр Ильич?
А чтобы получить профессию композитора, он, уже став взрослым, окончил музыкальную консерваторию. В дальнейшем он обучился еще и дирижированию и приобрел еще одну музыкальную профессию – стал дирижером оркестра. А потом он стал преподавателем в музыкальной консерватории – учил студентов сочинять музыку
Кто такой композитор? Музыкант? Дирижер?
Есть ли у композитора музыка , написанная специально для детей?
Кому посвятил композитор «Детский альбом»?
Для чего Чайковский написал Детский альбом для Володи?
Как выглядит детский альбом?
Используется ли он в настоящее время? Для кого? Для чего?
Слайд 3
Вот вы, ребята, уже знаете, что в «Детский альбом» помещены интересные музыкальные картинки для детей. А написал П. И. Чайковский свой «Детский альбом» специально для своего племянника Володи, чтобы ему было интереснее учиться играть на фортепиано. До сих пор в музыкальных школах дети обязательно играют музыкальные произведения из «Детского альбома» и если вы пойдете учиться в музыкальную школу, тоже будете их играть.
Не
простой он, музыкальный,
То веселый, то печальный,
Сочиненный для ребят много лет тому назад.
(Открывает первую страницу)
Слайд 4
Итак,
страничка первая открывается.
Льется музыка рекой,
Вьется нотною строкой
Снова звуков половодье
Захлебнуло все вокруг,
И кораблики мелодий
Выплывают из под рук.
Слайд 5
Муз. рук. А сейчас я вам загадаю загадку:
Они в коробочке лежат, но если их достать,
Построятся за рядом ряд, пойдут маршировать!
И каждый с новеньким ружьем,
похожи, словно братики,
Кто скажет, как мы их зовем? (деревянные солдатики)
(показ слайда деревянных солдатиков)
- Мы с вами уже слушали это произведение.
(Звучит фрагмент “Марш деревянных солдатиков”) Слайд 6
Правильно, это “Марш деревянных солдатиков”
А какое настроение передает эта музыка?
(Бодрая, веселая, четкая)
К какому жанру она относится?
(Жанр-марш)
Сколько в ней музыкальных частей?
- Правильно, две части одинаковые, для солдатиков, а средняя часть - для командира- барабанщика.
Давайте вспомним, как ходят деревянные солдатики, встанем и промаршируем, как деревянные солдатики.
(Выбирается барабанщик, становится в центре круга)
«МАРШ ДЕРЕВЯННЫХ СОЛДАТИКОВ»
(дети маршируют и затем садятся.)
Вносится кукла, которую муз. рук. качает на руках,
у куклы повязка на голове.
Кукла заболела, на бочок легла.
Дали ей конфетку – кукла не взяла,
«Сами виноваты» - доктор говорит
«У нее животик от конфет болит»
- Что вы делаете, когда болеете? (Стонут, плачут)
- Вот послушайте, какую стонущую и плачущую музыку написал
П. И. Чайковский.
«БОЛЕЗНЬ КУКЛЫ» Слайд 7
- Вы узнали произведение?
- О чем рассказала вам эта музыкальная картинка?
- Какая музыка по характеру?
- Что вы услышали в музыке
(как слезинки капают, как кукла стонет, как вздыхает, температура то повышается, то понижается)
- А как вы думаете, что нужно сделать, чтобы кукла поправилась, и ей стало весело?(ответы детей)
Тихо, тихо, тишина,
кукла бедная больна,
просит музыки она.
Спойте, что ей нравится,
и она поправится.
- Давайте споем песенку про детский сад, чтобы наша кукла повеселела.
(посадить куклу на стульчик)
- Ну вот, куколка и поправилась
- П. И. Чайковский еще писал музыку для сказочных героев. Сейчас мы послушаем одну из них, и вы попробуйте догадаться, про какого сказочного героя эта музыка. Слушайте внимательно, музыка вам сама подскажет.
«БАБА – ЯГА»
- Ну что, ребята, догадались, про кого эта музыкальная картинка?
(муз. рук. вновь предлагает представить себе сказочного героя)
(Звучит начало пьесы, забегает Баба-Яга и начинает прыгать и скакать.)
Баба- Яга: Это моя музыка! Я под нее танцую!
Музыкальный руководитель: Ну вот. Баба- Яга, не дала даже детям пофантазировать и подумать. Прискакала сюда. Раскричалась «Моя музыка, моя музыка!»
- Ребята, ну вы догадались, чья это музыка? Как называется?
Правильно! Эта пьеса так и называется «Баба- Яга»
Музыкальный руководитель: Баба-Яга, а ты другую музыку послушай. Ее так же как и твою, написал П. И. Чайковский, она красивая, плавная и под нее тоже можно танцевать. Ребята сейчас тебе покажут, как можно танцевать.
Что ребята, покажем, как мы умеем красиво танцевать вальс?
Баба- Яга: Да куда вам? Лучше меня никто не танцует!
Музыкальный руководитель: А вот это мы сейчас посмотрим!
Ребята, выходите танцевать вальс с и Бабу- Ягу научите.
«ВАЛЬС») Слайд 8
(Дети танцуют вальс, Баба-Яга с ними)
Баба-Яга: Мне понравилось так красиво танцевать и музыка такая нежная, прямо воздушная! Теперь я под нее всегда буду танцевать. А кто же сочинил ее, я уже забыла?
(Дети говорят фамилию композитора)
Баба Яга: Спасибо. Пойду в лес с Лешим вальс танцевать
(доходит до двери, останавливается.)
- Ой, еще раз повторите, какой композитор сочинил этот вальс?
(Идет и повторяет) Чайковский, Чайковский, все, запомнила! Спасибо! До свидания.
Музыкальный руководитель:
Откроем последнюю страничку альбома. Послушайте фрагмент следующего произведения и определите его.
(Играет фрагмент “Камаринской”) Слайд 9
И от
грусти и от скуки
Могут вылечить нас всех
Озорных мелодий звуки
Песни, пляски, шутки, смех.
А сейчас музыканты подойдите к музыкальным инструментам. “Камаринскую” мы сыграем в оркестре.
(Дети исполняют “Камаринскую” на музыкальных инструментах
слайд 10
Музыкальный руководитель: Ну вот, ребята, наша встреча подошла к концу.
- Чью же музыку мы с вами сегодня слушали?
- Какая музыка у П. И. Чайковского? (красивая, удивительная, волшебная, сказочная). Конечно, волшебная! Потому, что слушая ее, мы можем представить себе разные музыкальные образы и даже помечтать.
- Какая музыкальная картинка из «Детского альбома» вам больше всего понравилась? Чем она вам запомнилась?
- А теперь вам задание. Все вместе мы пойдем в группу и вы нарисуйте ту музыку, которая вам больше всего понравилась и запомнилась. А я постараюсь отгадать, какую пьесу П. И. Чайковского вы нарисовали. Договорились?
Пальчиковая гимнастика.
Где ладошка? Тут?
Тут!
Показать правую ладошку.
На ладошке пруд?
Пруд!
Круговые движения левым указательным пальцем по ладони.
Палец большой – гусь молодой.
Указательный – поймал,
Средний – гуся ощипал,
Безымянный – суп варил,
А мизинец – печь топил.
Поочерёдно массировать круговыми движениями каждый палец.
Полетел гусь в рот.
А оттуда в живот!
Вот!
Махи кистями рук.
Двумя ладонями погладить живот.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.