Музыкально – ритмические занятия в художественной гимнастике
Любой, пусть даже самый маленький ребенок – прежде всего творческая личность. Дети по своей природе очень восприимчивы, эмоциональны и впечатлительны, но им обязательно нужно как–то выразить свои переживания, чувства и мысли. Каждый ребенок по своему ищет пути самовыражения: многие дети рисуют и лепят, других привлекают музыкальные инструменты, третьи удивительно красиво и пластично двигаются. Вот тут главное – не заглушить эти наклонности в ребенке, а постараться помочь ему.
На занятиях художественной гимнастики мы стремимся к красоте и гармонии, стараясь выразить это посредством движения.
Как известно, двигательные навыки человека формируются и развиваются с первых дней его жизни: в начале ребенок учится ходить, затем бегать, прыгать и т.д. любое движение представляет собой рефлекс, и на овладение любым танцевальным движением требуется время.
Условно разделяют три стадии в образовании динамического стереотипа любого двигательного навыка. Они отличаются друг от друга степенью развития временных связей, а внешне - степенью разученности и чистоты выполнения движений.
Первая стадия. В двигательной зоне коры головного мозга наблюдается широкое распространение возбуждения, поэтому движение выполняется не точно, сопровождается большим количеством побочных действий, еще нет согласованности кровообращения, дыхания и других систем и органов с деятельностью двигательного аппарата. Эта стадия особенно заметна на первых порах обучения и в самом начале освоения незнакомых движений.
Для облегчения можно использовать метод коррекции, под которым подразумеваем внутреннюю регуляцию, активность и адаптацию к окружающей среде.
Главные компоненты метода – музыка, музыкальные движения, музыкально – пластические игры, музыкально-психологические элементы (этюды) и развитие эмоциональной выразительности движений. С их помощью можно научить детей чувствовать движения и действия, выражать свое состояние.
Тело имеет в своем распоряжении два различных типа движений: произвольные и непроизвольные. Первыми можно управлять по желанию, а вторые такому управлению не поддаются.
Произвольными являются движения, корпуса (торса), шеи, лица, глаз, губ, языка. Непроизвольное движение обычно ограничивается мышцами, находящимися внутри тела. Мы не замечаем, как ритмично бьется сердце, как ритмично мы дышим, как, шагая, переносим вес тела с ноги на ногу (тоже ритмично), и совсем не замечаем, как сгибаются колени при ходьбе.
Но как только предложим детям сгибать колени под музыку, начинаются трудности: кто – то не попадает на сильную долю такта, опаздывая или опережая ритм. Поэтому на первом этапе обучения уместно предложить следующий музыкально – психологический рецепт: расскажите или напомните детям, что счет «и» звучит кратко, а счет «раз» - длиннее, слабая доля такта как бы прячется за сильную.
Предложите детям встать в исходную позицию – ноги соедините, корпус прямой, руки опущены вдоль тела. Затем на счет «и» слегка согнуть колени и тут же выпрямить их на счет «раз». Необходимо ориентировать детей на собственные мышечные ощущения, а точнее – на три точки: пятки, колени и копчик («хвостик»). Можно сопровождать эти ощущения сравнением типа команды «смирно!». Упражнение следует исполнять в медленном темпе, осознанно.
Вторая стадия. Развивается условное торможение, прежде всего дифференциальное. Этому способствуют словесные раздражители – объяснения и поправки, сделанные учителем. Одобрительные замечания подкрепляют правильное выполнение музыкально – пластических элементов и движений, а неодобрительное (но с утешительной интонацией в голосе) – заставляют осознать ошибки и исправить их.
Возбуждение сосредотачивается только в определенных участках чувствительно-двигательной зоны, движения становятся более точными и согласованными, именно на второй стадии и начинается закрепляться динамический стереотип. Но он еще непрочен. Следовательно, непрочен и двигательный навык, поэтому координация движений может нарушаться.
В это связи можно использовать метод тройных передвижений (или тройственного переноса веса тела). Пять основных чувств, с помощью которых мы воспринимаем окружающий нас мир, известны – это зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Однако есть еще одно чувство, о котором редко упоминает специальная литература: это координация, чувство равновесия (работа вестибулярного аппарата), которым мы пользуемся, чтобы контролировать движение и ориентироваться в пространстве.
Без развития координации, пластичности и выразительности движений занятия художественной гимнастике станут невозможны, их необходимо развивать и закреплять постоянно, какое бы телодвижение ни изучалось. Игнорирование данного свойства организма в ходе обучения приведет к значительным трудностям в дальнейшей работе.
Начинать следует с тройных поворотов головы. Например: вправо, влево, вправо – остановка, затем влево, вправо, влево – остановка. Это элемент движения должен сопровождаться взглядом, сфокусированным в одной точке. Обязательно надо что – то увидеть(выделить), ибо при ориентации в зале или изучении в последствии элементов вращения ребенок может испытывать трудности ( как минимум будет кружится голова).
Третья стадия. В результате многократных повторений движения и указаний педагога происходит окончательное закрепление системы временных связей, входящих в динамический стереотип двигательного навыка. Одновременно становится согласованной работа внутренних органов и опорно-двигательного аппарата. Внешне это проявляется в точности движений, в легкости и грациозности исполнения.
Если прислушаться к окружающим нас звукам – биению сердца, шагам, тиканью часов, то во многих из них можно уловить четкий ритм. Даже шум дождя или журчание воды может быть удивительно музыкальным, размеренным и ритмичным.
Танец – это ритмическая смена выразительных положений человеческого тела. Одно из важнейших условий правильного исполнения танца – способность воспринимать его ритм и вовремя в него включаться.
Быстрый темп и перепады ритма возможны только при достаточной координации и физической подготовленности занимающихся. Необходимо следить за тем, чтобы фонограммы задавали правильный темп выполнения движений в течение всего времени занятий. Выполнение комплекса упражнений по художественной гимнастике под музыку без остановок позволяет поддерживать высокую моторную плотность занятий, делать их исключительно эмоциональными. При этом большое значение имеет темп музыки, поскольку он в значительной мере определяет интенсивность движений. Темп движений – это временная мера их повторений. Он измеряется количеством движений, повторяющихся в единицу времени и определяет частоту движений. Темп – величина, обратная длительности движений: чем больше длительность каждого движения, тем меньше темп, и наоборот.
В повторяющихся циклических движениях темп может служить показателем совершенства техники. С утомлением темп движений изменяется: он может повышаться и понижаться.
С изменением темпа движений изменяется их ритм. Ритм – это временная мера соотношения частей движений. Ритмические упражнения содействуют развитию у обучающихся музыкальности, чувства ритма, выразительности движений, воспитывают умения выполнять различные по длительности и амплитуде движения, сочетать их во времени и пространстве, а так же оказывают влияние на развитие координации, ориентировке в пространстве, быстроте реакции.
В художественной гимнастике главным источником воздействия музыки на работоспособность занимающихся является умение человека усваивать ритмы извне.
Как правильно, дети по природе очень чутко улавливают ритм, они его прекрасно чувствуют, но далеко не всегда могут передать движениями. Легче всего ребенок воспринимает ритм, близкий его внутреннему состоянию.
Музыкально-ритмические занятия помогают развивать ритмические способности. Дети учатся слушать музыку, соблюдать ее ритм и темп, сочетать музыку и свои движения.
Пластика тела влияет на выразительность и красоту движений.
Если внимательно посмотреть вокруг, то можно заметить, что весь живой мир, вся природа находится в движении, причем движения удивительно пластичными.
Наблюдая с детьми за растениями, животными, птицами, рыбками, мы запоминаем их движения и повторяем под музыку.
Совместное творчество педагога и обучающихся, фантазия и воображение превращает эти упражнения в небольшие сцены – этюды.
Отличительная особенность художественной гимнастики - эмоциональная выразительность движений, непосредственная связь с музыкой и элементами танца.
Поэтому упражнения художественной гимнастики (упражнения с предметами), являются логическим продолжением музыкально-ритмического воспитания.
В ходе совместной работы над танцевальными этюдами педагога и обучающихся развиваются воображение и фантазия.
Каждый предмет имеет свой характер. Как только музыка зазвучит, не ненужно спешить. Послушав музыку, определяем ее характер, настроение. И только тогда начинаем танцевать.
Ритмичная и быстрая музыка диктует резкие движения под нее можно применять бег, прыжки, подскоки и т.д. значит предмет будет соответствовать характеру музыкального сопровождения.
Например: лента – музыкальное сопровождение полька; мяч – мелодии современного танца.
А если танец под плавную и мелодическую музыку, движения тоже должны быть неторопливыми и грациозными, шаг мягкий, это вальс – танец ставится с обручем.
Главное – это очень внимательно слушать музыку – она всегда подскажет, какое движение выбрать.
При помощи музыки появляется возможность регулировать нагрузку двигательной деятельности. Ритм придает чувство удовлетворения, поэтому он не только облегчает работу, но и доставляет эстетическое наслаждение.
Знакомство с понятиями музыкальность, пластичность и выразительность движений на занятиях художественной гимнастики происходит на музыкальном материале танцевальных упражнений, музыкальных игр, танцевальных композиций. Разумеется, в первый год работы идет интуитивное восприятие материала и особенно сложных требований к учащимся еще предъявлять невозможно. Тщательно отобранные педагогом музыкальные произведения должны быть простыми и доступными для детского восприятия по стилю, жанру и характеру, иметь яркую выразительную мелодию, четкий метроритмический рисунок.
Педагогу необходимо учитывать, что монотонный характер музыкального сопровождения притупляет внимание, не дает возможности развить эмоциональную выразительность. Вместе с тем слишком сложные по мелодическому рисунку произведения, отвлекая внимание детей, могут затруднить процесс выполнения различных комплексов упражнений.
Немаловажное значение в формирование выразительности движений играет знакомство с основами актерского мастерства. Для переключения внимания во время краткого отдыха от физической нагрузки педагог объясняет детям анатомические особенности строения лица, работу мышц лица и их значение для выражения человеческих эмоций (улыбка, скорбь, удивление, размышления и т.д.).
Осознать это помогут игровые задания на передачу эмоциональных состояний:
радостно – грустно, вкусно – невкусно, весело – страшно, интересно – неинтересно и т.д.
Подобный же образом, в игровой форме, можно познакомить обучающихся с анатомией частей тела – суставов и мышц, объяснив особенности их работы в процессе выполнения тех или иных движений. Эти знания помогут детям более осознанно усваивать различные упражнения и избегать возможных травм. Сведения по ритмике и основам актерского мастерства будут активно использоваться на практике при разучивании и исполнении музыкальных игр, музыкальных танцев, а в последствии при изучении репертуара объединения.
В процессе второго года обучения полученные ранее понятия расширяются и закрепляются.
Общий характер музыки – дети учатся слушать музыку, воспринимать ее характер, отражать его в движениях и пластике. Желательно больше времени уделять музыкально – танцевальным импровизациям.
Упражнениям в художественной гимнастике присущи динамичность, целостность и танцевальность.
Динамичность движений обусловлена интенсивным передвижением по площадке, выполнением движений с различной амплитудой, скоростью, силой.
Целостность упражнений предполагает участие всех звеньев тела в любом выполняемом движении.
Танцевальность упражнений заключается в умении придать движениям различный характер и разную эмоциональную окраску. При этом движения выполняются в определенном ритмическом рисунке и повторяются в необходимой последовательности.
В музыкально – ритмический комплекс необходимо включать следующие упражнения:
· Упражнения на согласование движений с музыкой;
· Ходьба и бег;
· Элементарные основы музыкальной грамоты
· Упражнения без предмета;
· Упражнения ритмической гимнастики;
· Элементы танцевальных движений.
При подготовке показательных упражнений, спортивных выступлений необходимо строить движения в соответствии с построением музыкального произведения. Это придает упражнениям логичность, организованность, тесно связывает его с музыкой. Так, смена одних упражнений другими может происходить в конце фразы или предложения. Окончание предложений, фраз может подчеркиваться определенными движениями, позами и т.п. такая связь помогает исполнителям лучше выполнить упражнения под музыку.
Практика показывает, что музыкально – ритмические занятия способствуют развитию у детей чувства ритма, координации движений, пластичности и выразительности движений, а так же музыкальных способностей.
Наряду с перечисленными навыками, обучающиеся приобретают умения сочетать упражнения с предметами и танцевальными движениями.
Таким образом, музыкально – ритмические занятия в художественной гимнастике способствует решению одной из главных задач адаптированной образовательной программы «Художественная гимнастика» - научить передавать характер музыки, ее образное содержание через пластику движений и работу с гимнастическими предметами под музыку.
Занимаясь в объединении «Художественной гимнастики» дети приобретают опыт совместных показательных выступлений, которые способствуют формированию у детей чувства сознательности, активности, творческого отношения к делу, воспитанию у детей положительных качеств личности.
Педагог: Шарипова Венера Ризовна 1 год обучения
Тема занятия «Музыкально – ритмические упражнения»
Цели занятия:
1.Освоить технику владения предметом – лентой;
2. Развивать мышц плечевого сустава, координацию движений, ловкость;
3. Воспитывать положительные личностные качества: целеустремленность, трудолюбие.
Оборудование: магнитофон, СД – диски, ленты.
Ход занятия.
1.Организационный момент:
2. Подготовительная работа:
2.1. Ритмическая гимнастика:
1 - наклон головы вправо(3раза)
2 – наклон головы влево (4 раза)
1-2-3-4 круговые движения головой влево.
1- отведение назад согнутых рук
2- отведение прямых рук назад.
· И.п.- ноги врозь, руки вверх сцеплены
1 –отведение рук назад
2 – и.п.
3 – отведение рук назад
4 – и.п.
· И.П. – руки на пояс, ноги врозь
1-2 – наклоны туловища вправо
3-4 – наклоны туловища влево
· И.п. – ноги врозь, руки за головой
1-2 – повороты туловища вправо
3-4 – повороты туловища влево.
Методические указания: упражнения выполнять в ритм музыке.
· И.п. – ноги врозь, руки в стороны
1-2 – наклон туловища вперед
3-4 – наклон туловища назад.
2.2. И.п. – ноги врозь, руки на пояс.
1-2-3-4 –круговые движения туловищем вправо, влево.
1-2-3-4 –круговые движения туловищем вправо, влево.
· И.п. – ноги врозь, руки в стороны
1-2 – мах правой ногой вправо
3-4 –мах левой ногой.
Методические указания: шах прямой ногой.
· И.п. – ноги врозь пошире, руки в стороны
1-2-3- наклоны туловища вперед
4- и.п.
Методические указания: при наклоне ноги не сгибать.
· И.п. – сидя на полу, ноги вместе, руки в стороны.
1-2 – наклон туловища вперед
3-4 – И.п.
· И.п. – сидя на полу ноги врозь по шире, руки в стороны
1-2-3 – наклоны туловища к левой ноге
4 – и.п.
1-2-3 – наклон туловища к правой ноге.
Методические указания: ноги прямые, носок натянуть.
· Упражнение «Стойка на лопатках».
Методические указания: упражнение выполняется несколько раз, учитывая, замечания педагог.
· Упражнение «Мост».
Методические указания – выполнять из положения стоя.
· Упражнение «Равновесие».
Методические указания: удержать равновесие на одной ноге, руки в стороны.
· И.п. – основная стойка.
1-2 – руки вверх, вдох, подняться на носки.
3-4 – руки вниз, выдох.
3. Основная часть занятия.
Построение в подгруппы по 4 обучающихся. Раздать инвентарь.
3.1. Упражнения с лентой. – 1 подгруппа.
· Упражнение «змейка» горизонтальная:
- рассказ и показ выполнения упражнения педагогом;
- выполнение упражнения обучающимися;
- методические указания.
· Упражнение «махи вправо и влево»:
- рассказ и показ выполнения упражнения педагогом;
- выполнение упражнения обучающимися;
- методические указания.
· Упражнение «восьмерка»:
- рассказ и показ выполнения упражнения педагогом;
- выполнение упражнения обучающимися;
- методические указания.
· Упражнение «спираль»:
- рассказ и показ выполнения упражнения педагогом;
- выполнение упражнения обучающимися;
- методические указания.
3.2. Упражнения с лентой – 2 подгруппа.(см.выше).
· Выполнение комплекса упражнений с лентой – 1 подгруппа.
1. «Змейка»
2. «Махи вправо, влево»
3. «Спираль»
4. «Восьмерка»
· Выполнение комплекса упражнений – 2 подгруппой (см.выше).
4.Заключительная часть занятия.
· Сдача инвентаря;
· Построение, упражнения на восстановление дыхания;
И.п.- основная стойка
1-2 – руки вверх вдох, шаг вправо ногой вперед;
3-4 – руки вниз выдох, шаг правой ногой назад;
· Итоги занятия: оценивание каждого обучающегося, указание ошибок.
· Дом. задание – повторить упражнение «Равонвесие».
Педагог: Шарипова Венера Ризовна 2 год обучения
Тема занятия «Музыкально – ритмические упражнения»
Цели:
Оборудование: магнитофон, СД- диски;
Инвентарь: мячи.
Ход занятия
1.Организационный момент.
· Построение, приветствие обучающихся;
· Сообщение темы и целей занятия.
2. Подготовительная часть занятия:
· Ходьба на носках руки вверх;
· «Высокий шаг» - руки на пояс, шаг с высоко поднятым коленом, носок натянут;
· перестроение в колону по три.
2.1.Ритмическая гимнастика:
1 - наклон головы вправо(3раза)
2 – наклон головы влево (4 раза)
1-2-3-4 круговые движения головой влево.
3- отведение назад согнутых рук
4- отведение прямых рук назад.
· И.п.- ноги врозь, руки вверх сцеплены
1 –отведение рук назад
2 – и.п.
3 – отведение рук назад
4 – и.п.
· И.П. – руки на пояс, ноги врозь
1-2 – наклоны туловища вправо
3-4 – наклоны туловища влево
· И.п. – ноги врозь, руки за головой
1-2 – повороты туловища вправо
3-4 – повороты туловища влево.
Методические указания: упражнения выполнять в ритм музыке.
· И.п. – ноги врозь, руки в стороны
1-2 – наклон туловища вперед
3-4 – наклон туловища назад.
2.2. И.п. – ноги врозь, руки на пояс.
1-2-3-4 –круговые движения туловищем вправо, влево.
1-2-3-4 –круговые движения туловищем вправо, влево.
· И.п. – ноги врозь, руки в стороны
1-2 – мах правой ногой вправо
3-4 –мах левой ногой.
Методические указания: шах прямой ногой.
· И.п. – ноги врозь пошире, руки в стороны
1-2-3- наклоны туловища вперед
4- и.п.
Методические указания: при наклоне ноги не сгибать.
· И.п. – сидя на полу, ноги вместе, руки в стороны.
1-2 – наклон туловища вперед
3-4 – И.п.
· И.п. – сидя на полу ноги врозь по шире, руки в стороны
1-2-3 – наклоны туловища к левой ноге
4 – и.п.
1-2-3 – наклон туловища к правой ноге.
Методические указания: ноги прямые, носок натянуть.
· Упражнение «Стойка на лопатках».
Методические указания: упражнение выполняется несколько раз, учитывая, замечания педагог.
· Упражнение «Мост».
Методические указания – выполнять из положения стоя.
· Упражнение «Равновесие».
Методические указания: удержать равновесие на одной ноге, руки в стороны.
· И.п. – основная стойка.
1-2 – руки вверх, вдох, подняться на носки.
3-4 – руки вниз, выдох.
3. Основная часть занятия:
3.1. Упражнения на развитие музыкальности:
· Упражнение – подскок.
Методические указания: упражнения выполнять в парах, на каждую музыкальную фразу пары поочередно выполняют упражнения.
3.2. Упражнения, характеризующие музыкальную композицию:
· Звучит медленная, спокойная музыка – выполняется ходьба на носках, руки плавно вверх и вниз;
· звучит быстрая и ритмическая композиция – выполняется бег, прыжки, подскоки.
Методические указания: педагог выполняет упражнения вместе с детьми, корректирует движения обучающихся.
3.3.Составление комплекса упражнений под музыку:
· Сценический этюд «Утро в лесу». Звучит музыка со сменой быстрого и медленного темпа. Учащиеся составляют комплекс упражнений под музыку изображая птиц, растений, животных.
3.4. Музыкальные упражнения с предметами:
· Звучит медленная композиция – упражнения броски мяча с верху;
· Повороты на 360 градусов, мяч в руках над головой;
· Прыжок шагом, мяч в правой руке.
Методические указания: упражнения выполнять в ритме музыкальной композиции.
3.5. Составление комбинаций из упражнений с мячом под музыкальное сопровождение.
Методические указания: переход от одного упражнения к другому выполняется со сменой музыкальной фразы.
4.Заключительная часть занятия:
· Построение, упражнения на дыхание;
· Подведение итогов занятия: оценить работу обучающихся;
· Дом. задание: составить комплекс из 4-5 упражнений.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.