Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Новосибирской области
«Татарский педагогический колледж»
«Музыкально-дидактические игры на уроке музыке»
Составитель: Мельникова Маргарита
Студентка 202 группы
«Веселые лягушата». Ход игры: Дети стоят в кругу и пропевают текст: У болота на опушке мы, лягушки-хохотушки. Будем в ложки мы играть, звонко песни распевать. Ква-ква, ква-ква. Ква-ква, ква-ква! Педагог на ложках проигрывает простой ритм, дети повторяют его, играя на ложках. Для музыкального сопровождения используется любая веселая мелодия двухдольного размера. |
«Веселые матрешки». Ход игры: В игре принимают участие несколько играющих. У взрослого в руках большая яркая матрешка, у детей – маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких», - говорит взрослый. Он отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Участники игры повторяют этот ритмический рисунок своими матрешками. При повторении игры ведущим может стать ребенок, правильно выполнивший задание. |
«Три медведя». Игровой материал: плоские фигурки медведей из картона, раскрашенные в русском стиле. У детей карточки с изображением трех медведей и кружочки. Ход игры: Педагог: Вы помните, ребята, сказку «Три медведя»? В последней комнате Машенька легла на минуточку в кроватку и заснула. А в это время медведи вернулись домой. Вы помните, как их звали? (Дети отвечают). Послушайте, кто первым зашел в избушку? (Выстукивает ритмический рисунок на инструменте на одном или двух звуках. Дети называют, кто пришел.) Педагог (выводит фигурку) : Как мишка идет? Медленно, тяжело. Отхлопайте ритм ладошками, как он идет? А теперь найдите, куда положить фишку. (Дети кладут кружочки на соответствующее изображение.) |
«Прыг, прыг, скок». Цель: Развивать ритмическую память, метрическое чувство. Ход игры: Ребенок, выбранный зайчиком, сидит в кругу с барабаном в руках. Дети, взявшись за руки, спокойным шагом с песней идут по кругу на 1-2 предложения. На третье – они останавливаются и хлопают в ладоши на акценты, на которые «зайчик» прыгает с продвижением вперед, стучит на барабане простой ритм, дети должны повторить его, хлопая в ладоши. После выбирается новый «зайчик». Текст песни: Что ты, заинька, сидишь? Что ты, заинька, молчишь? Раз прыжок, два прыжок! Прыг, прыг, скок! Зайка, зайка не молчи, в барабан ты постучи! |
«Куколка любит танцевать». Цель: Развивать чувство ритма. Ход игры: Звучит любая русская народная мелодия. Педагог: Сегодня, ребята, я познакомлю вас с удивительной куколкой Глашенькой. Ох, и плясать-то она искусница! Сама умеет и вас научит! Как она протопает, так и вы повторяйте. Дети повторяют ритмический рисунок хлопками, притопами. Можно взять в руки ложки, палочки, бубны.. если разделить детей по подгруппам и дать разные музыкальные инструменты, то получится оркестр. |
«По тропинке». Цель: Закреплять способы звукоизвлечения на бубнах, маракасах, ложках. Развивать ритмический слух детей. Ход занятия: Дети с песней двигаются цепочкой на запев, на проигрыш отстукивают ритмический рисунок, который задает педагог. Текст песни: 1. По тропинке в лес идем, в лес идем, в лес идем. Ежика в лесу найдем, ежика найдем! (играют на маракасах) 2. По тропинке в лес пойдем, в лес пойдем, в лес пойдем. Зайчика в лесу найдем, зайчика найдем. (играют на ложках) 3. По тропинке в лес идем, в лес идем, в лес идем. Мишку мы в лесу найдем, Мишку мы найдем. (играют на бубунах) |
«Веселый колокольчик». Цель: Развивать ритмический слух детей, умение правильно извлекать звук на колокольчике. Ход игры: Детям раздают по два колокольчика каждому. Педагог поет нечетные фразы со словами, а дети - четные со звукоподражаниями, подыгрывая себе на колокольчиках. 1. Веселый колокольчик – Динь, динь, динь. Смеется и хохочет – динь, динь, динь. 2. Он пел зимой чуть слышно – динь, динь, динь. Но снова солнце вышло – динь, динь, динь. 3. И звонкие капели – динь, динь, динь. В ответ ему запели – динь, динь, динь. (см. нотное приложение) |
«Не зевай». Цель: научить детей воспринимать и ритмично воспроизводить несложный ритмический рисунок, совершенствовать умение различать структуру музыкального произведения. Ход игры: Игра проводится с детьми, сидящими на ковре в кругу. Дети поют текст и передают по кругу музыкальные инструменты. Педагог может ставить перед детьми различные задачи: - точно воспроизводить остинатную ритмическую формулу, после чего передавать соседу музыкальный инструмент; - чередовать громкое и тихое исполнение; - менять поочередно приемы исполнения на музыкальных инструментах. Текст песни: Раз-два-три, не зевай! Поиграл – передай! Раз – два-три, не спеши, как играть научи! |
БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ
Программное содержание: Учить детей различать короткие и долгие звуки, уметь прохлопать ритм. Ход игры: Педагог предлагает детям послушать, кто идет по дорожке и повторить, как звучат шаги своими хлопками. Когда дети научатся различать короткие и долгие хлопки, педагог предлагает на слух определить «большие и маленькие» ножки, выполняя хлопки за ширмой или за спиной. - Большие ноги шли по дороге: (долгие хлопки) Топ, топ, топ, топ! Маленькие ножки бежали по дорожке: (короткие хлопки) Топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ! Программное содержание: По слуховому восприятию учить детей различать короткие и долгие звуки, развивая тем самым ритмическую память, умение соотносить свои действия с музыкой – способность прохлопать ритмический рисунок мелодии руками, развивать музыкально – ритмическое восприятие. Игровые правила: Слушать звуки разной длительности, не мешать другим. Игровые действия: Отгадывать длительность звуков, прохлопывать их соответственно. Игровая цель: Угадать первым. |
В ЛЕСУ
Программное содержание: Развивать у детей звуко-высотный слух, учить различать высокие, низкие и средние звуки. Развивать чувство ритма, учить различать короткие и долгие звуки. Ход игры: Педагог знакомит детей с высокими и средними звуками, после того, как дети достаточно хорошо усвоили это, им предлагают поиграть и угадать, кто живет в лесу. Для этого педагог исполняет мелодию «Мишка» в низком регистре, или «Зайка» в среднем, или «Птичка» в высоком регистре. Дети отгадывают и накрывают фишкой соответствующую картинку. В другом варианте игры педагог обращает внимание детей на ритм шагов различных зверей: Долгие звуки, когда шагает медведь и короткие, когда прыгает зайка. В этом варианте игры дети по ритму шагов должны определить, кто идет по лесу, или, наоборот, уметь прохлопать ритм шагов медведя или зайца. -Как по лесу у нас Зайка прыгает сейчас. У него соседи- Бурые медведи А на ветке птичка, Птичка – невеличка! |
ВЕРТУШКА
Программное содержание: Развивать у детей представления об изобразительных возможностях музыки. Ход игры: Педагог предлагает детям посмотреть музыкальную вертушку, по - вращать ее, заглянуть в окошечко на вертушке и исполнить знакомую песню, соответствующую появившемуся в окошечке вертушки изображению; ребенок должен объяснить, почему он выбрал именно эту песню, какие еще песни можно соотнести с данным изображением, определить характер музыки.
Программное содержание: Развивать музыкальную память, представление детей об изобразительных возможностях музыки, через умение по зрительному и слуховому восприятию соотносить музыкальные и художественные образы. Развивать воображение, умение представить картины реальной действительности, переданные с помощью музыки. Игровые правила: Отвечать индивидуально, а петь хором. Игровые действия: Вращать вертушку, угадывать знакомые мелодии. Игровая цель: Вспомнить как можно больше песен. |
ВЫЛОЖИ МЕЛОДИЮ.
Программное содержание: Развивать ритмический слух, упражнять детей в определении ритмического рисунка мелодии. Ход игры: Педагог исполняет знакомые детям песни с разным ритмическим рисунком, предлагает детям его прохлопать. Затем он показывает детям как можно условно изобразить ритмический рисунок с использованием квадратов, обозначающих долгие звуки. В ходе игры педагог исполняет знакомые детям песни и предлагает им выложить их ритмический рисунок. И наоборот просит детей вспомнить песню по предложенному педагогом условному изображению ритмического рисунка мелодии. Игровые правила: Слушать знакомые мелодии, не мешать и не подсказывать другим. Игровые действия: Отгадывать песни, прохлопывать их ритмический рисунок, выкладывать его графическое изображение и наоборот. Игровая цель: Первым выложить рисунок мелодии. |
ДО, РЕ, МИ.
Программное содержание: Учить детей различать образный характер музыки, соотносить художественный образ с музыкальным образом, отражающим явления действительности. Ход игры: Педагог исполняет песню и предлагает ребенку выбрать картинку, соответствующую ей по содержанию художественного образа, при этом ребенок должен пояснить, почему он выбрал именно эту картинку, что на ней изображено и о чем говорится в песне. В другой раз педагог предлагает детям картинку и просит их исполнить знакомую им песню, соответствующую изображению на картинке. Программное содержание: Развивать зрительное и слуховое восприятие, учить детей различать характер музыки по образу, соотносить художественный образ с музыкальным образом, отражающим явления действительности, развивая при этом музыкально-аналитическую деятельность. Игровые правила: Отвечать индивидуально, а петь хором. Игровые действия: Выбирать соответствующее изображение, накрывать фишкой. Игровая цель: Вспомнить как можно больше песен. |
ЗАЙЦЫ.
Программное содержание: Упражнять детей в восприятии и различении характера музыки: веселого, плясового и спокойного, колыбельного. Ход игры: Педагог рассказывает малышам о том, что в одном доме жили-были зайцы. Они были очень веселыми и любили плясать (показывает картинку «Зайцы пляшут»). А когда они уставали, то ложились спать, а мама пела им колыбельную песню (картинка «Зайцы спят»). Далее педагог предлагает детям угадать по картинке, что делают зайцы? И изобразить это своими действиями (дети «спят», дети пляшут), под музыку соответствующего характера. Программное содержание: Развивать слуховое восприятие, элементарное музыкально-аналитическое мышление – умение слушать и сравнивать музыку различного характера (веселую, плясовую и спокойную, колыбельную). Развивать музыкальную память, представление о различном характере музыки. Игровые правила: Прослушать до конца мелодию, не мешать отвечать другим. Игровые действия: Отгадывание характера музыки, выбор соответствующего ему изображения или показ соответствующих действий. Игровая цель: Первым показать, что делают зайцы. |
КОГО ВСТРЕТИЛ КОЛОБОК ?
Программное содержание: Развивать у детей представление о регистрах ( высоком, среднем, низком ). Ход игры: Педагог предлагает детям вспомнить сказку «Колобок» и ее персонажей ( волк, лиса, заяц, медведь), при этом он исполняет соответствующие мелодии, например: «У медведя во бору» в нижнем регистре, «Зайка» в высоком регистре и т.д. Когда дети усвоят звучание какого регистра соответствует художественному образу каждого животного, им предлагается поиграть и определить на слух, какой персонаж изображен в музыке и выбрать соответствующую картинку Программное содержание: Развивать музыкальную память, учить детей .узнавать знакомые мелодии изобразительного характера, исполненные в разных регистрах: высоком, низком, среднем, формируя при этом звуковысотное восприятие музыки и умение соотносить музыкальный образ с художественным по слуховому и зрительному восприятию. Игровые правила: Прослушать мелодию до конца, не мешать отвечать другим, выбирать соответствующую карточку. Игровые действия: Загадывание и отгадывание музыкального фрагмента, выбор соответствующего изображения, можно самостоятельно исполнить мелодию в заданном регистре. Игровая цель: Угадать первым. |
СЛУШАЙ ВНИМАТЕЛЬНО. Программное содержание: Проводить музыкальный анализ основных жанров музыки по слуховому восприятию, развивать музыкальную память, способность различать песню, танец, марш, развивать песенное и танцевальное творчество по жанрам музыки. Ход игры: Когда дети научились различать музыку по жанровому признаку, предложить им творческие задания: самостоятельно придумать мелодию определенного жанра или вспомнить песню в этом жанре; тому, кто быстрее и лучше справится, предоставляется право назначить следующий жанр. Кроме задания по песенному творчеству можно использовать задания по танцевальному творчеству, т.е. предложить детям придумать и исполнить движения, соответствующие жанру музыкального произведения. При подведении итогов игры дети сами выбирают наиболее понравившееся им исполнение и повторяют его все вместе. Игровые правила: Прослушать мелодию до конца, не мешать другим. Игровые действия: Угадывание жанра, выполнение соответствующих движений. Игровая цель: Угадать первым. |
КТО В ДОМИКЕ ЖИВЕТ? Программное содержание: Учить детей различать высокие и низкие звуки, узнавать знакомые мелодии. Ход игры: Педагог знакомит детей со звучанием одной и той же мелодии в разных регистрах (в низком регистре и в высоком ), например, «Кошка» Александрова. Когда дети научатся различать высокие и низкие звуки, передающие соответственно образы детеныша и матери, им предлагается поиграть. При этом педагог говорит, что в большом доме на первом этаже живут мамы, на втором (с маленькими окошками) – их детки. Однажды все пошли погулять в лес, а когда вернулись, то перепутали, кто где живет. Поможем всем найти свои комнаты. После этого педагог проигрывает мелодию «Медведь» Левкодимова в разных регистрах и просит детей угадать, кто это: медведица или медвежонок. Если ответ правильный, в окошко вставляется соответствующее изображение, и т.д. Программное содержание: Развивать музыкальную память, учить детей узнавать знакомые мелодии изобразительного характера, по слуховому и зрительному восприятию соотносить музыкальный и художественный образы. Развивать звуковысотное восприятие музыки – умение различать высокие и низкие звуки. Игровые правила: Прослушать музыкальный фрагмент, не подсказывать другим. Игровые действия: Отгадывать мелодию, выбирать соответствующее ей изображение. Игровая цель: Угадать первым. |
ЛЕСЕНКА. Программное содержание: Различать постепенное движение мелодии вверх и вниз, отмечая его положением руки. Ход игры: Педагог исполняет попевку «Лесенка» Е.Тиличеевой. При повторном исполнении предлагает детям поиграть: показать рукой, куда движется девочка (кукла и т.д.) – вверх по лесенке или вниз. Затем педагог исполняет попевку, при этом он не допевает последнее слово сначала в первой, а потом во второй части попевки, и предлагает детям самим закончить ее. Для средних, старших и подготовительных групп используется лесенка из 5 ступенек, для последних возможно из 7. Для младших – из 3. Для 7 ступенек: Для 5 ступенек: Для 3 ступенек: -До, ре, ми, фа, Вот иду я вверх, Вверх иду, соль, ля, си. И спускаюсь вниз. Вниз иду. (на трезвучии). Программное содержание: Развивать музыкальную память и музыкально-аналитическое мышление – умение различать поступенное движение мелодии вверх и вниз. Учить детей соотносить свои действия с музыкой (движения руки) по слуховому восприятию. Развивать музыкальный слух – умение отличать напевное звучание мелодии от отрывистого. Развивать представление об изобразительных возможностях музыки. Ход игры: Педагог предлагает детям послушать как по музыкальной лесенке поднимается маленький мальчик и старая бабушка, или большой медведь и маленький зайка и сравнить музыкальные фрагменты. Игровые правила: Внимательно слушать, не мешать другим. Игровые действия: Показ рукой. Игровая цель: Самостоятельно закончить музыкальную фразу. |
МОРЕ.
Программное содержание: Развивать у детей представление об изобразительных возможностях музыки, ее способности отражать явления окружающей природы. Ход игры: Педагог исполняет пьесу «Море» Н.Римского-Корсакова, дети делятся своими впечатлениями о характере музыки. Педагог обращает внимание на то, что композитор нарисовал яркую картину моря, показывая самые разные его состояния: оно то взволнованное, то бушующее, то успокаивающееся. Один ребенок с помощью карточек показывает изменение характера музыки на протяжении всей пьесы. Программное содержание: Закреплять умение различать динамические оттенки в музыке: тихо (р), громко ( ), не слишком громко ( ), очень громко ( ) и т.д. Через умение соотносить музыкальный и художественный образы, развивать воображение, умение представить картины реальной действительности, переданные с помощью средств музыкальной выразительности. Игровые правила: Прослушать музыкальный фрагмент, не подсказывать другим. Игровые действия: Отгадывать мелодию, выбирать соответствующее ей изображение. Игровая цель: Угадать первым. |
МУЗЫКАЛЬНАЯ КАРУСЕЛЬ
Программное содержание: Учить детей различать изменение темпа в музыке. Ход игры: Педагог исполняет песню «Карусели», спрашивает детей, как они двигались, всегда ли одинаково? Предлагает детям изобразить изменение темпа в музыке своими действиями и ответить на вопросы: когда музыка играла быстро, когда медленно и т.д. - Еле, еле, еле-еле (дети начинают движение) Завертелись карусели. А потом, потом, потом (бегут) Все бегом, бегом, бегом. Тише, тише, не спешите! (замедляют ход) Карусель остановите! (останавливаются). Программное содержание: Развивать музыкальную память через темповый слух. Учить детей по слуховому восприятию различать изменение темпа в музыке и соотносить это со своими действиями, движениями. Игровые правила: Внимательно слушать мелодию, не мешать другим. Игровые действия: Движения в хороводе с изменением темпа. Игровая цель: Принять участие в хороводе. |
МУЗЫКАЛЬНОЕ ЛОТО.
Программное содержание: Учить детей различать форму музыкального произведения (запев и припев в песне), передавать структуру песни, состоящую из повторяющихся элементов в виде условного изображения. Ход игры: Педагог исполняет песню и предлагает одному ребенку выложить ее условное изображение из разноцветных кругов (запев песни) и однотонных квадратов (припев). Остальные дети проверяют, правильно ли выполнено задание. В другой раз педагог сам выкладывает условное изображение песни из кругов и квадратов и просит детей исполнить песни, соответствующие изображению. Программное содержание: Развивать музыкально-аналитическую деятельность детей – умение по слуховому восприятию через сравнение, сопоставление различать форму музыкального произведения (запев, припев), развивать ассоциативное мышление – умение передавать форму музыкального произведения с помощью различных графических изображений. Игровые правила: Прослушать мелодию до конца, не подсказывать друг другу. Игровые действия: Угадывание мелодии и выкладывание ее условного изображения из кругов и квадратов и наоборот. Игровая цель: Первым угадать и выложить мелодию. |
НАЙДИ И ПОКАЖИ.
Программное содержание: Упражнять детей в различии звуков по высоте (ре – ля). Ход игры: Педагог знакомит детей с высокими и низкими звуками, используя знакомые детям звукоподражания, обращает внимание на то, что мамы поют низкими голосами, а детки высокими, тонкими; для этого он рассказывает детям о том, что в одном дворе жили утка с утятами (показывает картинки), гусь с гусятами, курица с цыплятами, а на дереве птица с птенчиками и т.д. Однажды, подул сильный ветер, пошел дождь, и все спрятались. Мамы-птицы стали искать своих детей. Первой стала звать своих деток мама-утка: Где мои утята, милые ребята? Кря-кря! А утята ей отвечают: Кря-кря, мы здесь! Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и т.д. Программное содержание: Через слуховое восприятие развивать звуковысотный слух у детей: умение слушать и различать высокие и низкие звуки. (ре-ля). Игровые правила: Слушать музыкальный вопрос, отвечать на него противоположным по высоте звука напевом. Игровые действия: Отгадывать, кого зовут, пропевать соответствующие звукоподражания. Игровая цель: Помочь птицам найти своих птенчиков. |
НАЙДИ МАМУ.
Программное содержание: Развивать звуковысотное восприятие у детей: учить различать звуки в пределах октавы (ре1 – ре2). Ход игры: Педагог знакомит детей с высокими и низкими звуками, говорит, что у куклы Маши есть птички: курочка, уточка и т. д., они поют низкими голосами. И есть птенчики: цыплята, утята и т.д., они поют высокими, тоненькими голосами. Птенчики весь день играли во дворе и проголодались, и стали искать свою маму, чтобы она их покормила: •- Пи, пи, пи! Это я! Где же мама моя? – запели цыплята тоненьким голоском. А мама курочка им отвечает: •- Все ко мне. Цыплятки, милые ребятки! И все остальные птенчики стали звать своих мам. В ходе игры дети могут поочередно исполнять роль как птиц, так и птенчиков, используя при этом картинки с их изображением.
Программное содержание: Через слуховое восприятие развивать звуковысотный слух у детей: умение слушать и различать высокие и низкие звуки. (ре – ля). Игровые правила: Слушать музыкальный вопрос, отвечать на него противоположным по высоте напевом. Игровые действия: Пропевать звукоподражания за педагогом. Игровая цель: Помочь птицам найти своих птенчиков |
ОПРЕДЕЛИ ПО РИТМУ.
Программное содержание: Передавать ритмический рисунок знакомых попевок и узнавать их по изображению ритмического рисунка. Ход игры: Разучивая с педагогом попевку дети прохлопывают ее ритм, научившись этому они учатся узнавать знакомые попевки по предложенному рисунку. Рекомендуемые попевки: «Петушок» рус.н.м. «Мы идем с флажками» Е.Тиличеевой рус.н.м. «Дождик» Петушок, петушок, Дождик, дождик Золотой гребешок! Веселей! Что ты рано встаешь, Капай, капай, Деткам спать не Не жалей ! даешь?
Мы идем с флажками, Красными шарами.
В ритмических рисунках квадраты обозначают короткие звуки, прямоугольники – длинные звуки. Программное содержание: Прослушивать попевку до конца, не мешать, отвечать другим. Игровые действия: Угадывать знакомые попевки, выбирать соответствующие им графические изображения, прохлопывать ритм попевки. Игровая цель: Угадывать первым. |
СЛУШАЙ ВНИМАТЕЛЬНО.
Программное содержание: Развивать представление об основных жанрах музыки, способность различать песню, танец, марш. Ход игры: Педагог исполняет музыкальные произведения разного жанра: колыбельную, польку, марш. Обращает внимание детей на их особенности, предлагает найти отличительные черты. Одному ребенку на слух предлагается определить жанровую принадлежность заданной мелодии и выбрать соответствующую картинку, остальные дети указывают свой ответ на игровых полотнах с изображением, соответствующим различным жанрам музыки. Ход игры: Педагог исполняет музыкальные произведения разного жанра: колыбельную, польку, марш. Обращает внимание детей на их особенности, предлагает найти отличительные черты. Детям предлагается поиграть – определить на слух жанровую принадлежность заданной мелодии, выбрать на игровом полотне картинку с соответствующим изображением и накрыть ее фишкой. При этом ребенок должен пояснить, как называется этот жанр музыки и что под такую музыку можно делать. Игровые правила: Прослушать мелодию до конца, не мешать другим. Игровые действия: Угадывание жанра, выполнение соответствующих движений. Игровая цель: Угадать первым. |
СОЛНЫШКО И ТУЧКА.
Программное содержание: Развивать у детей представление о различном характере музыки ( веселая, спокойная, грустная). Ход игры: Детям раздают игровые полотна с изображением солнца, тучки и солнца за тучкой, которые соответствуют веселой, грустной и спокойной музыке. Педагог исполняет поочередно песни разного характера (плясовую, колыбельную, спокойную), и предлагает детям поиграть – накрыть фишкой изображение, соответствующее по настроению характеру музыки. В младшей группе предлагаются только контрастные по звучанию веселые и грустные мелодии. Программное содержание: Развивать музыкальную память, представление детей о различном характере музыки (веселая, спокойная, грустная). Развивать слуховое восприятие, элементарное музыкально-аналитическое мышление – умение сравнивать, сопоставлять музыку различного характера. Игровые правила: Прослушать мелодию до конца, не мешать другим. Игровые действия: Отгадывание характера музыки, выбор соответствующего изображения. Игровая цель: Угадать первым. |
ТИХО – ГРОМКО.
Программное содержание: Закреплять умение детей в различении динамических оттенков музыки: тихо (р), громко ( ), не слишком громко ( ). Ход игры: Детям раздают игровые полотна с карточками одного цвета, но разной насыщенности тона, объясняя, что голубой цвет соответствует тихой музыке, темно-синий – громкой, синий – не слишком громкой. Далее педагог исполняет песню с чередованием динамических оттенков. Детям предлагается накрыть фишкой карточку, соответствующую по цвету динамическому оттенку музыки. Рекомендуемые цветовые сочетания: Для старших групп: для младших групп: Голубой – синий - темно-синий голубой – синий Розовый – красный розовый – красный – бордовый желтый – коричневый Бледно-желтый – оранжевый – коричневый По-разному музыка может звучать. Оттенки ее научись различать. Громко и тихо я буду напевать, Слушать внимательно, чтоб отгадать. Программное содержание: Развивать музыкальную память по динамическому восприятию музыки, закреплять умение детей в различении оттенков музыки : тихо (р), громко ( ), не слишком громко ( ). Программное содержание: Прослушивать мелодию, не мешать другим, не подсказывать. Игровые действия: Отгадать силу звучания музыки, выбрать соответствующий цветовой тон. Игровая цель: Угадать первым. |
ТРИ ПОРОСЕНКА.
Программное содержание: Учить детей различать по высоте звуки мажорного трезвучия (до-ля-фа). Ход игры: Педагог предлагает детям вспомнить сказку «Три поросенка» и ее персонажей. Он говорит, что поросята теперь живут в одном домике и очень любят петь, только всех их зовут по-разному и поют они разными голосами. У Ниф-нифа самый высокий голос, у Нуф-нуфа самый низкий, а у Наф-нафа средний. Поросята спрятались в домике и покажутся только тогда, когда дети угадают кто из них поет таким голосом и повторяет его песенку. При выполнении этих условий детям показывают картинку с изображением поросенка. Программное содержание : Развивать музыкальную память и звуковысотный слух, умение по слуховому восприятию различать высокие, низкие и средние звуки в пределах мажорного трезвучия: до-ля-фа. Игровые правила: Прослушать напев, не мешать отвечать другим и не подсказывать. Игровые действия: Отгадать высоту звука, показать ее положением руки или самостоятельно напеть. Игровая цель: Угадать первым, чтобы увидеть изображение. |
УЗНАЙ БУБЕНЧИК.
Программное содержание: Упражнять детей в различении трех звуков разной высоты (звуки мажорного трезвучия) до-ля-фа. Ход игры: После исполнения попевки «Бубенчики» Е.Тиличеевой педагог показывает детям карточки с изображением трех разных бубенчиков: верхний бубенчик желтого цвета – Динь, средний бубенчик зеленого цвета – Дан и нижний бубенчик красного цвета – Дон. После этого педагог предлагает детям спеть попевку и показать рукой, на какой высоте располагается каждый из бубенчиков. Когда дети достаточно хорошо освоили это, им показывают рукой и голосом, где он находится, т.е. какой это звук – высокий, средний или низкий. Бубенчики висят, Качаются, звенят. Повторим мы их звон: Динь-динь, дан-дан, дон-дон. Программное содержание: Развивать музыкальную память и звуковысотный слух, умение по слуховому восприятию различать высокие, средние и низкие звуки в пределах мажорного трезвучия: до-ля-фа. Игровые правила: Прослушать напев, не мешать отвечать другим и не подсказывать. Игровые действия: Отгадать высоту звука, показать ее положением руки или самостоятельно напеть. Игровая цель: Угадать первым, чтобы увидеть изображение. |
УЗНАЙ ПО ГОЛОСУ.
Программное содержание: Учить детей воспринимать и различать на слух различные звукоподражания. Ход игры: Педагог показывает детям картинки, на которых нарисованы животные: кошка, собачка, курочка, корова, петушок и т.д. и говорит о том, что все они говорят разными голосами. Например, кошка поет «Мяу», собачка – «Гав», курочка – «Ко-ко-ко» и т.д. Когда дети это усвоят, педагог предлагает им поиграть. Он говорит о том, что у куклы Маши много разных животных: и кошка, и собачка и т.д. Их всех пора кормить, но они разбежались. Послушайте, кого зовет Маша: -Ко-ко-ко! Дети повторяют за педагогом повторяющиеся звукоподражания, называют животное и выбирают соответствующую картинку, пока не соберут все. Программное содержание: Развивать элементарную музыкально-аналитическую деятельность детей – учить различать простейшие звукоподражания по слуховому восприятию и соотносить музыкальный образ с изображением на картинке. Игровые правила: Сначала слушать звукоподражания, затем повторить их за педагогом. Игровые действия: Выбирать картинки, соответствующие звукоподражаниям. Игровая цель: Собрать все картинки.
|
УЗНАЙ, КАКОЙ ИНСТРУМЕНТ ЗВУЧИТ. Программное содержание: Развивать у детей умение различать тембр звучания различных детских музыкальных инструментов. Ход игры: Педагог рассказывает детям, что встречал веселых музыкантов, которые играли на разных музыкальных инструментах. А вот на каких инструментах они играли должны отгадать дети сами. Для этого педагог использует ширму и имеющиеся в музыкальном уголке детские музыкальные инструменты: бубен, погремушку, дудочку и т.д. Прослушав звучащий за ширмой инструмент, дети называют его и выбирают картинку с его изображением. В игре можно использовать песенку: -Музыкальных инструментов Музыкальных инструментов Знаем мы, ребята, три. Знаем мы, ребята, пять. А какой сейчас сыграет, А какой сейчас сыграет, Ну-ка быстро говори. Ты попробуй отгадай. Музыкальных инструментов Знаем мы, ребята, семь. А какой сейчас сыграет Отгадаем дружно все. Программное содержание: Развивать музыкальную память через тембровый слух – учить детей различать по слуховому восприятию тембр звучания различных детских музыкальных инструментов. Игровые правила: Слушать внимательно звучание инструментов, не мешать отвечать друг другу. Игровые действия: Выбрать картинки с соответствующими инструментами. Игровая цель: Первым собрать всех музыкантов. |
ЧЬЯ МУЗЫКА ? Программное содержание: Развивать у детей представление о национальном характере музыки. Ход игры: Педагог знакомит детей с произведениями русского, узбекского, украинского фольклора, обращает внимание на отличительные особенности музыки разных народов, показывает при этом картинки, изображающие детей в национальных костюмах. Когда дети уже достаточно хорошо знакомы с народной музыкой, детям предлагают выбрать картинки, соответствующие по рациональным особенностям исполненной педагогом песне. И наоборот, педагог показывает детям картинку и просит исполнить песню того народа, национальный костюм которого изображен на картинке. Программное содержание: Развивать музыкально-аналитическое мышление: умение по слуховому восприятию сравнивать и сопоставлять произведения с различными музыкальными оттенками, придающими музыке определенный национальный характер, национальные особенности. Закреплять умение сопоставлять слуховой образ со зрительным (детали национального костюма). Игровые правила: Прослушать фольклорный напев до конца, не мешать отвечать другим. Игровые действия: Отгадывать национальную принадлежность мелодии, выбирать соответствующее изображение. Игровая цель: Угадать первым. |
Три цветка Дидактическая игра на определение характера музыки. |
Сладкий колпачок.
|
День рождения
|
Дождик: кап!
|
Сороконожка
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.