Музыкально-литературная композиция "Земля, я болен твоей болью..."
Оценка 4.7

Музыкально-литературная композиция "Земля, я болен твоей болью..."

Оценка 4.7
doc
29.04.2020
Музыкально-литературная композиция "Земля, я болен твоей болью..."
Земля, я болен твоей болью....doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Название работы:

Музыкально-литературная композиция

«Земля, я болен твоей болью, я ранен раною твоей!»

 

 

 

 

Автор:

Алексина Елена Юрьевна,

МБОУ гимназия № 2,

учитель истории высшей категории.

г. Георгиевск

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Название работы: Музыкально-литературная композиция «Земля, я болен твоей болью, я ранен раною твоей!»

 

Музыкально-литературная композиция посвящена творчеству поэтов – фронтовиков, многие из которых не вернулись с полей Великой Отечественной войны. На уроках истории по программе данная тема изучается крайне фрагментарно, по литературе многие фамилии также не упоминаются, поэтому имеет смысл более подробно рассказать учащимся о великих поэтах и героях войны. Тем более это актуально в связи с 75-летием Великой Победы. В данном мероприятии прослеживаются межпредметные связи (литература, музыка).

 

Цель: раскрыть глубину, многогранность, своеобразие произведений поэтов разных поколений и разных национальностей, посвящённых теме Великой Отечественной войны.

 

Цель определяет задачи:

1. Показать величие подвига поэтов-фронтовиков, их нежную любовь к матери-земле, ненависть к её врагам.

2. Воспитывать у учащихся на жизненном примере и произведениях поэтов лучшие нравственные качества: порядочность, благородство, беззаветную преданность Родине, чувство долга и ответственности (чего так не хватает в современном мире).

3. Развить понятие о настоящем патриотизме, помочь ощутить свою сопричастность к великим страницам истории.

 

Данное мероприятие может быть использовано во внеклассной работе с учащимися в форме классного часа, устного журнала, музыкально-литературной композиции.

 

Данная композиция рассчитана на старшеклассников, но может быть использована и в работе с учащимися 7-8 классов.

 

Полученные результаты:

- учащиеся достаточно подробно знакомятся с творчеством таких поэтов-фронтовиков, как Г. Суворов, А. Лебедев, Ф. Карим, Ю. Друнина, О. Берггольц, Э. Асадов и др. Возникает желание больше узнать об их творчестве.

- у них действительно возникает чувство сопричастности к страницам Великой Отечественной войны, к подвигам великих героев.

 

 

 

1-й ведущий:

Наше мероприятие мы посвящаем 75-й годовщине Великой Победы – памятной и скорбной дате в истории России.

(Звучит 1-й куплет песни «Священная война»)

Говорят, горе имеет свой запах. Война пахнет огнём, пеплом и смертью. Война – это горький пот и кровь, это последний сухарь во взводе, разделённый на пятерых, это котелок ржавой болотной воды, это письма, которых ждут и боятся получать, это белые бинты полевых госпиталей и это особенная обнажённая любовь к другу и особая открытая ненависть к врагу, к уничтожению к смерти.

2-й ведущий:

Это погибшие молодые юноши и девушки, это непрожитые великие биографии, это несбывшиеся надежды, ненаписанные книги, это героизм, мужество, каждодневный подвиг. Это могилы… И во многих из этих братских могил, рядом с читателями и героями своих книг, покоятся писатели земли русской – поэты, прозаики, драматурги, критики. Не назвать, не перечислить имена тех из них, кому не привелось вернуться с войны. Ведь их больше трёхсот…

(На экране проецируются фамилии погибших поэтов и писателей)

Через всю поэзию военных лет проходит тема опалённой юности, тема юношей сорок первого года, прямо со школьной скамьи вступивших в войну.

1-й чтец:

Сороковые, роковые

Свинцовые, пороховые…

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

3-й ведущий:

Вспомним о них, погибших и выживших…

Гвардии лейтенант, командир взвода бронебойщиков, поэт Георгий Суворов погиб в бою при переправе через реку Нарву 13 февраля 1944 года. Было ему двадцать пять лет.

Он удивительно легко и быстро сходился с людьми. Открытое лицо, голубые умные глаза, весёлая улыбка располагали к себе.. Стихи начал писать с детства и писал их до своего последнего дня. В его письме с фронта мы читаем: «…Писал в окопах… Писал в госпитале, в блиндажах… Везде писал. Обо всём писал. Стихи – это мои вздохи». Мечтал издать свою книгу. Она была издана… Только после смерти поэта, и называлась строго и просто «Слово о солдате».

Его стихи, написанные на войне,  - это реквием по павшим, любимым, родным, дорогим его сердцу людям, выстоявшим, не предавшим, терять которых было горько и больно.

(На фоне песни «Дороги» звучат стихи Г. Суворова)

2-й чтец:

Мы тоскуем и скорбим,

Слёзы льём от боли.

Чёрный ворон. Чёрный дым.

Выжженное поле.

А за гарью, словно снег, -

Ландыши без края.

Рухнул наземь человек, -

Приняла родная.

Беспокойная мечта, -

Не сдержать живую.

Землю милую уста

Мёртвые целуют.

И уходит тишина…

Ветер бьёт крылатый.

Белых ландышей волна

Плещет над солдатом.

3-й чтец:

Полковнику Кузнецову.

Хотя бы минуту на роздых

За окаянных три дня.

Но снова уносится в воздух:

- Дайте огонь на меня!

И снова взлетают с землёю

Разорванные тела.

Метится пламенем боя

Насквозь прожжённая мгла.

И в этих метельных звёздах

Твёрдое, как броня,

Режет прогоркший воздух:

- Дайте огонь на меня!

И рухнули наземь,

И парень, гранату подняв,

С кровью выхаркнул в воздух:

- Огонь, огонь на меня!

2-й ведущий:

В Казанском  музее, как драгоценная реликвия, хранится пробитая пулями шинель татарского поэта Фатыха Карима, погибшего 19 февраля 1945 года на подступах к Кёнигсбергу.

Пулями были пробиты и страницы его последних рукописей. Фашисты убили  талантливого поэта, но не смогли убить его пламенные стихи.

(На фоне песни «Журавли» звучат стихи Ф. Карима)

4-й чтец:

Наутро будет грозный бой.

Мне сердце говорит само,

Что, может, я сейчас пишу

Своё последнее письмо.

Наутро будет шквал огня.

В окошко малое сейчас

На солнце красное гляжу

Я, может быть, в последний раз…

Не надо плакать надо мной…

Ведь это словно песню спеть –

За счастье Родины своей

На поле боя умереть.

1-й ведущий:

Он погиб, трёх месяцев не дожив до конца войны, до Дня Победы.

Армейская специальность Фатыха Карима – сапёр, гражданская – поэт. Сапёр погиб под Кёнигсбергом, поэт живёт и сегодня.

2-й ведущий:

Поэту Василию Субботину принадлежат проникновенные и сильные слова: «Мальчики сороковых годов… Сверстники! Певцы военного подвига… Непреклонные мальчики, на чьи плечи и спины опёрлась Родина…

История, как танковая гусеница, прошла по следам нашим… Товарищи мои!

(На фоне песни «Синий платочек» звучат стихи А. Межирова)

5-й чтец:

Вышел мальчик из дому

В летний день, в первый зной.

К миру необжитому

Повернулся спиной…

Невысокого роста

И в кости не широк,

Никакого геройства

Совершить он не смог.

Но с другими со всеми,

Не окрепший ещё,

Под тяжёлое Время

Он подставил плечо.

Под приклад автомата,

Расщеплённый в бою,

Под бревно для наката,

Под Отчизну свою…

3-й ведущий:

Им многое не довелось испытать в жизни.

«Мы были высоки, русоволосы.

Вы в книгах прочитаете, как миф,

О людях, что ушли, не долюбив,

Не докурив последней папиросы», -

писал об этом поэт Николай Майоров, погибший в феврале 1942 года, в стихотворении «Мы» о себе, о своих сверстниках.

Но понимая, как велики будут потери в этой страшной войне, как коротка может быть их собственная жизнь, они сражались, мужали, верили в Победу, в своё бессмертие.

6-й чтец:

…Не всё умрёт. Не всё войдёт в каталог.

Но только пусть под именем моим

Потомок различит в архивном хламе

Кусок горячей, верной нам земли,

Где мы прошли с обугленными ртами

И мужество, как знамя, пронесли.

1-й ведущий:

Подсчитано, что из ста воевавших этого возраста остались в живых только трое. Ливнем падали они на полях сражений: в подмосковных снегах, у берегов Волги, за пределами родной земли, сохраняя в себе до конца нравственную чистоту, высокую преданность долгу и Родине, святую веру в то, что жизнь прожита не зря.

Свой добрый век мы прожили как люди –

И для людей.

Такой вывод делает Г. Суворов.

2-й ведущий:

Безусым солдатом, юношески восторженным и по-детски наивным добровольцем ушёл на фронт удивительно обаятельный человек и впоследствии самобытный поэт Эдуард Асадов.

«Сражаюсь, верую, люблю», - эти строки ёмко и точно определяют внутренний мир, душу, жизненное кредо поэта и его стихов.

Сражаюсь… Три года глубокой веры и неиссякаемой нежной любви к матери, родной Земле.

Строчки его стихов, написанные в годы войны, овеяны пороховым дымом и звучат, как клятва: победить или умереть!

«Письмо с фронта» 1943 год.

(На фоне песни «В землянке» звучат стихи Э. Асадова)

7-й чтец:

Мама, тебе эти строки пишу я,

Тебе посылаю сыновний привет,

Тебя вспоминаю, такую родную,

Такую хорошую – слов даже нет!

Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,

Немного лентяя и вечно не в срок

Бегущего утром с портфелем под мышкой,

Свистя беззаботно, на первый урок.

Грустила ты, если мне физик, бывало,

Суровою двойкой дневник «украшал».

Гордилась, когда я под сводами зала

Стихи свои с жаром ребятам читал.

         Мы были беспечными, глупыми были,

Мы всё, что имели, не очень ценили,

А поняли, может, лишь тут на войне.

Приятели, книжки, московские споры –

Всё  сказка, всё в дымке, как снежные горы…

Пусть так. Возвратимся – оценим вдвойне!

За жизнь, за тебя, за родные края

Иду я навстречу свинцовому ветру

И пусть между нами сейчас километры –

Ты здесь, ты со мною, родная моя!

         В холодной ночи под неласковым небом,

         Склонившись, мне тихую песню поёшь

И вместе со мною к далёким победам

Солдатской дорогой незримо идёшь.

И чем бы в пути мне война не грозила,

Ты знай: я не сдамся, покуда дышу!

Я знаю, что ты меня благословила

И утром, не дрогнув, я в бой ухожу.

3-й ведущий:

Писал эти стихи 20-летний лейтенант, артиллерист Асадов. Писал и не знал, да и не мог знать, что пройдут годы – и его письмо станет музейной реликвией. Сегодня письмо это вместе с фронтовыми погонами командира батареи Асадова можно увидеть в экспозиции одного из стендов Центрального Музея Вооружённых Сил.

1-й ведущий:

Стихи Асадова – это художественные репортажи с поля боя, с огневой позиции, с переднего края войны.

Поэт – свидетель искалеченных, изуродованных войной человеческих судеб, безмерного горя, невозвратимых потерь, моря крови. Он всем сердцем ненавидит фашизм во всех его обличиях и яростно верит в победу, которая слышится в следующих строках:

8-й чтец:

Вперёд, на запад! Ветер в потный ворот.

Ночная вспышка, залпа тяжкий гул.

Сегодня утром новый русский город,

Бойцов встречая, радостно вздохнул.

Фашизм, уж твой конец не за горами.

Опять сверкает над Москвой салют.

Дрожи, рейхстаг! Берлин, стучи зубами.

Ты слышишь поступь? Русские идут.

2-й ведущий:

Пришла долгожданная победа, но поэт не может забыть, какой страшной ценой она была завоёвана. На неокрепшие плечи «бодрых, молодых, полных веры, радости и света и отчаянно живых» русских парней легла страшная тяжесть войны и невероятно трудная задача одолеть врага, выстоять, победить.

Болью, печалью и любовью к ним, выстоявшим, наполнены строчки его стихотворения «Помните!»

(Звучит 1-й куплет песни «День Победы»)

1-й чтец:

День Победы. И в огнях салюта

Будто гром: - Запомните навек,

Что в сраженьях каждую минуту

Погибало десять человек!

         Как понять и как осмыслить это:

         Десять крепких, бодрых, молодых,

         Полных веры, радости и света,

         И живых, отчаянно живых!

У любого где-то дом иль хата,

Где-то сад, река, знакомый смех,

Мать, жена… А если неженатый,

То девчонка – лучшая из всех.

         На восьми фронтах моей отчизны

Уносил войны водоворот

Каждую минуту десять жизней,

Значит, каждый час уже шестьсот!...

И вот так четыре горьких года,

День за днём – невероятный счёт!

Ради нашей чести и свободы

Всё сумел и одолел народ.

3-й ведущий:

Многое в своей жизни сумел одолеть и сам Эдуард Асадов. Он не только выжил в этой страшной войне, но не сломался, не сдался, не очерствел сердцем и душой.

Последний бой командира батареи Асадова произошёл утром 4 мая 1944 года на подступах к Севастополю. Боевое задание выполнено! И в это время взрыв вражеского снаряда и… внезапно наступивший мрак. Мрак навсегда. Взрывом мины ему вырвало глаза.

А затем госпиталь. Стихи между операциями, и новая жизненная ступень: литературный институт имени Горького, который незрячий поэт Асадов окончил с отличием.

Вся его жизнь – это борьба, неустанный труд и неуёмный, горячий интерес к жизни, к людям. Он много ездит по стране, он выпустил 26 сборников своих стихов, у него 3 тома книг, а в сердце, как и прежде, доброта и любовь.

2-й чтец:

Далеко позади война…

Друг ваш добрый и старший брат.

Я поглажу чубы ребят

И у девушек в головах

Я поставлю сады в цветах.

С неба сыплется звездопад…

Спят девчата, ребята спят…

На пороге двадцатой весны

Пусть красивые снятся сны.

Спите. Добрый привет вам шлю

Я вас очень сейчас люблю!

(Ребята в гимнастёрках исполняют вальс по музыку «Осенний сон»)

1-й ведущий:

У поэта Булата Окуджавы есть удивительно проникновенное стихотворение о рано повзрослевших и ушедших на войну «за солдатом – солдат» мальчиках. Вторая же  часть его посвящена девочкам:

3-й чтец:

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:

Вместо свадеб – разлука и дым,

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестрёнкам своим.

Сапоги – ну куда от них денешься?

Да зелёные крылья погон…

Вы наплюйте на сплетников, девочки,

Мы сведём с ними счёты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,

Что идёте войной наугад…

До свидания, девочки!

Девочки,

Постарайтесь вернуться назад.

1-й ведущий:

Что же заставило их, таких юных, красивых и молодых, ещё не видевших жизнь, рваться на фронт?

«Простая санитарка» на войне и талантливая поэтесса Юлия Друнина с гордостью пишет о женщинах своего фронтового поколения, о своих друзьях и подругах, школьницах, ушедших добровольцами на войну:

4-й чтец:

Смотрю назад, в продымленные дали –

Нет, не заслугой в тот зловещий год,

А высшей честью школьницы считали

Возможность умереть за свой народ.

2-й ведущий:

И откуда только брались силы, выдержка и терпение у них, восемнадцатилетних?

4-й чтец:

Я в окопе постылом

Прикорнула усталь.

Где взялось столько силы

В этом худеньком теле?

Надо мной и Россией

Небо цвета шинели…

2-й ведущий:

Ей дорого фронтовое братство, ей дорог каждый раненый, которого она под пулями выносила с поля боя, и не утихает её память об «убитых войною мальчиках», которых бережно приняла родная мать – земля. И спустя 30 лет, подводя итог прожитым годам, она пишет:

5-й чтец:

За тридцать лет я сделал так мало,

Хотя мечталось столько сделать мне!

Задачей, целью, смыслом жизни стало

Вас воскресить – погибших на войне.

А время новое родило песни,

Я понимала это, но опять

Домой не возвратившийся ровесник

Моей рукою продолжал писать.

Опять, во сне, ползла, давясь от дыма,

Я к тем, кто молча замер на снегу…

Мои однополчане, побратимы,

До самой смерти я у вас в долгу!

И знаю, что склонитесь надо мною,

Когда ударит сердце, как набат,

Вы – мальчики, убитые войною,

Ты – мною похороненный комбат.

(Звучит песня «Тишина»)

1-й ведущий:

Февраль 1942 года. Осаждённый Ленинград. Силы города оказались на исходе… Это был месяц смерти… Несколько дней не работало радио, никто не видел газет. Но вот в чёрных тарелках послышалось лёгкое шуршание, а сквозь него то шёпотом, то навзрыд пробивался к людям слабый женский голос, читающий стихи:

(Звучит метроном)

6-й чтец:

Скрепят, скрепят по Невскому полозья,

На детских санках, узеньких, смешных,

В кастрюльках воду голубую возят,

Дрова и скарб, умерших и больных…

         Скрипят полозья в городе, скрипят…

         Как многих нам уже не досчитаться

         Но мы не плачем: правду говорят,

         Что слёзы вымерзли у ленинградцев.

2-й ведущий:

Это строчки из «Февральского дневника» ленинградской поэтессы Ольги Фёдоровны Берггольц. Эта хрупкая, красивая женщина все 900 дней блокады провела в осаждённом городе. Её стихи вошли в каждый дом замерзающих, обессиленных, голодных блокадников, в каждую семью, в сердце каждого, потому что это был голос необыкновенной искренности, душевной стойкости и мужества:

7-й чтец:

О ночное воющее небо,

Дрожь земли, обвал невдалеке,

Бедный ленинградский ломтик хлеба –

Он почти не весит на руке.

8-й чтец:   

Я никогда героем не была,

Не жаждала ни славы, ни награды.

Дыша одним дыханьем с Ленинградом,

Я не геройствовала, а жила…

1-й ведущий:

Да, она жила так же, как и все ленинградцы: копала рвы, «сколачивала жёсткие гробы и малым детям раны бинтовала», пережила горчайшие личные утраты – гибель дочерей и любимого, оставшегося там, «в блокадном льду», голодала, рано поседела, но всё-таки находила в себе силы каждый день читать по радио стихи, вселяющие в измученных людей надежду и веру:

7-й чтец:

…так нужно знать, что всё, как прежде живо,

Что где-то в глубине родной страны

Всё те же зори, журавли, разливы

И даже города освещены;

Так нужно знать, что всё опять вернётся

Оттуда, из глубин, сюда, где тьма, -

Что я, наверно, не смогла б бороться,

Когда б не знала этого сама.

(Звучит песня Б. Окуджавы «Батальон»)

2-й ведущий:

Великая Отечественная война ушла в историю, но не ушла из истории. Памятью жив народ, без неё нет пути в будущее. 65 лет отделяет нас от трагической даты, но не утихает боль в сердцах послевоенного поколения, не заживают душевные раны.

8-й чтец:

И к непогоде в нас она

Болит, болит, не заживая

Отечественная война.

Война вторая мировая.

1-й ведущий:

В начале 70-х годов XX века читателей и критиков поразило стихотворение Юрия Кузнецова «Возвращение». Трагически прогудел в нём голос войны, прогудел и замер в глазах страшным, крутящимся столбом пыли:

(На фоне песни «Враги сожгли родную хату» звучит стихотворение «Возвращение»)

1-й чтец:

Шёл отец, шёл отец невредим

Через минное поле,

Превратился в клубящийся дым –

Ни могилы, ни боли.

         Мама, мама, война не вернёт…

         Не гляди на дорогу.

         Столб крутящейся пыли идёт

         Через поле к порогу.

Словно пашет из пыли рука,

Светят очи живые.

Шевелятся открытки на дне сундука

Фронтовые.

         Всякий раз, когда мать его ждёт, -

         Через поле и пашню

Столб крутящейся пыли бредёт,

Одинокий и страшный.

1-й ведущий:

Ужасен это крутящийся столб: за ним ничего, одна пустота. И тем не менее лирический герой Кузнецова постоянно чувствует в нём присутствие близкого, родного человека – отца.

2-й ведущий:

Никто из защитников Родины не хотел умирать. Поэт Всеволод Багрицкий погиб в феврале 1942 года, не дожив двух месяцев до своего двадцатилетия. Из-за плохого зрения его не брали на фронт, и лишь в конце 1941 года ему удалось добиться направления в газету «Отвага» на Волховский фронт.

Он любил повторять строки Марины Цветаевой:

2-й чтец:

Я вечности не приемлю,

Зачем меня погребли?

Мне так не хотелось в землю

С любимой моей земли…

1-й чтец:

Для миллионов тех, кто защищал дом и семью, Родину, свободу, идеалы добра и человечности, по мысли поэта – фронтовика Сергея Орлова, родная, раненая и скорбящая земля наша стала мавзолеем:

3-й чтец:

Его зарыли в шар земной,

А был он лишь солдат,

Всего, друзья, солдат простой,

Без званий и наград,

Ему, как мавзолей земля –

На миллион веков,

И Млечные Пути пылят

Вокруг него с боков.

На рыжих скатах тучи спят,

Метелицы метут,

Грома тяжёлые гремят,

Ветра разбег берут.

         Давным – давно окончен бой…

Руками всех друзей

Положен парень в шар земной,

Как будто в мавзолей…

1-й ведущий:

Война давно окончена, но всё острей и тревожней становится мысль о судьбе родной земли, о судьбе народа в наше сегодняшнее такое непростое время.

Сегодня, в XXI веке в России легко и безнаказанно обрывается человеческая жизнь, дороже которой ничего нет, и не может быть. Чечня, Дагестан, террористические акты в Москве… Воистину, как в далёкие сороковые:

4-й чтец:

А по заплаканному полю

Взметнулись взрывы тополей…

Земля, я болен твоей болью,

Я ранен раною твоей.

2-й ведущий:

Мы все сегодня должны понять, что любить Родину – это не только проливать за неё кровь, но сделать всё, чтобы кровь никогда не проливалась на нашей родной земле во имя детей, во имя будущего, во имя павших «в сороковые роковые».

Светлая память всем, кто погиб за нашу гордую и многострадальную Россию.

(Звучит песня «Гляжу в озёра синие».

Сл. Н. Шеферана, муз. А. Афанасьева)

 

 

        

 

 

 

 

 

 


Название работы: Музыкально-литературная композиция «Земля, я болен твоей болью, я ранен раною твоей!»

Название работы: Музыкально-литературная композиция «Земля, я болен твоей болью, я ранен раною твоей!»

Пояснительная записка Название работы:

Пояснительная записка Название работы:

Наше мероприятие мы посвящаем 75-й годовщине

Наше мероприятие мы посвящаем 75-й годовщине

Чёрный ворон. Чёрный дым. Выжженное поле

Чёрный ворон. Чёрный дым. Выжженное поле

В окошко малое сейчас На солнце красное гляжу

В окошко малое сейчас На солнце красное гляжу

Но понимая, как велики будут потери в этой страшной войне, как коротка может быть их собственная жизнь, они сражались, мужали, верили в

Но понимая, как велики будут потери в этой страшной войне, как коротка может быть их собственная жизнь, они сражались, мужали, верили в

Мы всё, что имели, не очень ценили,

Мы всё, что имели, не очень ценили,

Болью, печалью и любовью к ним, выстоявшим, наполнены строчки его стихотворения «Помните!» (Звучит 1-й куплет песни «День

Болью, печалью и любовью к ним, выстоявшим, наполнены строчки его стихотворения «Помните!» (Звучит 1-й куплет песни «День

С неба сыплется звездопад… Спят девчата, ребята спят…

С неба сыплется звездопад… Спят девчата, ребята спят…

Небо цвета шинели… 2-й ведущий:

Небо цвета шинели… 2-й ведущий:

О ночное воющее небо, Дрожь земли, обвал невдалеке,

О ночное воющее небо, Дрожь земли, обвал невдалеке,

Шёл отец, шёл отец невредим

Шёл отец, шёл отец невредим

Вокруг него с боков. На рыжих скатах тучи спят,

Вокруг него с боков. На рыжих скатах тучи спят,
Скачать файл